жизнь в размере лестничной клетки

                Звук — форма продолженья тишины.

                /И.Бродский «Альберт Фролов»/




Он был уже так нереально пещерен,
 
в квартире, но будто бы в Неандертале,
 
и всё ж иногда выплывал из ущелья,
 
пещерен донельзя и трансцедентален.

               
И всё ж выплывал он за нею, за горькой,

и тело своё извлекал гениально
 
из без вести где-то пропавшей походки,
 
и тело само как-то плыло астрально.


И, нарисовавшись на лестничной клетке,

случалось, он вдруг оживал пантомимно,

лишь облако с каплей парфюма соседки

навстречу ему выплывало невинно.

 
Пошарив в карманах у памяти в дырах,

выуживал он бронхиальное «здрасте»,

и мозг, как бы ни был он спиртом застиран,
 
подсказывал имя соседки отчасти.


Соседка, с фигуркой живой статуэтки,

с глазами бутонными, вздрогнув, взлетала

всё выше и выше над лестничной клеткой,

к другим этажам, за пределы астрала.


Казалось, она улетала на крыльях,

и был оглушителен шелест их тихий,
 
как будто бы ангелова эскадрилья,

взлетая, взрываясь, рядилась в шутихи, —


он слышал нестройное ангелов пенье

о том, что с соседкой и с ним не случилось,

не вызрело, не проросло ни в мгновенье,

ни в вечность, ни в свет, ни в «скажите на милость»,


ни в протуберанство души, гардероба,

ни в их обновленье с заменой отчасти

костюмов и масок на счастье озноба

от грешного, в дым приземлённого счастья,


в котором он ей рисовался когда-то,

когда он в глазах её был джентльменом

до слёз образцовым, донельзя галантным...
 
Пока не увяз в своём диком, ущельном.


Как тихо она улетала на крыльях,

и как оглушительно сжечь не давала
 
клочки смятой памяти — были в них, были

волшебной прелюдии инициалы...


Как ангельски слушал он ангелов пенье
 
о том, что с соседкой и с ним не случилось,
 
не вызрело, не проросло ни в мгновенье,

ни в вечность, ни в свет, ни в «скажите на милость».


...И слушала ангелова эскадрилья,

взлетев в семь октав замирающим вихрем,

как тихо Она улетала на крыльях.

Как был оглушителен мир этот тихий.



02.08.2015



* Своим названием, "Жизнь в размере лестничной клетки", стихотворение обязано автору вот этого отклика*: http://www.stihi.ru/rec.html?2017/11/10/491 /Вера Малярша/

  Ранее публиковалось под другими названиями, одно из них - "Лестничное".


Рецензии
Доброе время суток.
Слово "клетка" интересно и в чём-то даже загадочно. Ведь существует масса самостоятельных значений этого слова (биологическое - "единица жизнедеятельности организмов"; физическое - "сооружение, стены которого состоят из решёток"; геометрическое - "ячейка поверхности, ограниченная рядами линий"). Понятие "лестничная клетка" не вписывается ни в одно из этих определений, оно как бы существует, не будучи ограниченным никакими дефинициями. И ведь действительно, почему - "клетка"? Судя по Вашему стиху, Вы интерпретируете эту "клетку" в основном как птичью ("она улетала на крыльях"), пусть даже здесь крылья больше похожи на ангельские. Ритмика вальса, использованная Вами, также мало подходит для "клетки" как способа ограничения свободы, скорее даже она контрастирует с ней и подчёркивает сюрреалистичность происходящего. Завораживает игра образами, - например, "неандертальский человек" - существо из легенд, давно вымершее, однако же мозг его был на порядок больше, нежели мозг современного homo sapiens. Так что это тоже косвенно намекает на нераскрытый потенциал лирического героя:) "Пещера" в сочетании с неандертальцем - нечто дикое и абсолютно чуждое современной цивилизации; это слово также подчёркивает обречённость лирического героя, ушедшего в свою "клетку" и, судя по всему навсегда потерявшего от неё ключ. А ещё "лестничная" указывает на некий путь (вверх-вниз), причём, опять-таки, героиня возносится на крыльях, в то время как герой неким, пусть и "астральным", но всё же "телом" спускается за "горькой".
Конечно, препарировать столь талантливо и вдохновенно написанный стих, каким является Ваш, - дело практически безнадёжное, т.к. оригинал в этом случае всегда будет на голову выше абсолютно любой рецензии, и тем не менее мне почему-то захотелось не просто ограничиться дежурным "Великолепно!", а обосновать (пусть и корявенько), в чём именно данное великолепие материализовалось:)

С уважением и благодарностью за, к сожалению, крайне редкую на этом сайте возможность прочесть действительно талантливый и мастерски написанный стих, - Александр

фон Птиц   27.07.2022 13:14     Заявить о нарушении
Спасибо за такой необыкновенно содержательный отклик, Александр. За интересные ценные мысли. Про "нераскрытый потенциал лирического героя", например... с его "мозгом неандертальца") Про "обречённость лирического героя, ушедшего в свою "клетку" и, судя по всему, навсегда потерявшего от неё ключ." Глубоко...

Или ещё мысль, о разнонаправленности движения по лестнице [жизни]... Вот ведь как интересно получается: двигаясь в разных направлениях, мы имеем все шансы встретиться, и не раз, где-то в одной точке, на одной лестничной клетке жизненного пространства... Зачем, для чего? Кто расскажет нам об этом? (...)

Про то, что написано в "ритмике вальса", прочитала, удивлённо вскинув брови... неожиданно) Вообще интересно, и никак не могу привыкнуть к этому, что, читая одно и то же, все слышат, видят, чувствуют своё. Один из рецензентов услышал в тексте размер некрасовского "однажды в студёную зимнюю пору" и был в восторге от того, как размер преобразился в моём стихотворении с другим содержанием... забавно) Кому-то почудился здесь Блок с его "духами и туманами"... что тоже очень удивило... А дирижёр Олег Решёткин сравнил моё "Лестничное" с прелюдией Шопена: http://stihi.ru/rec.html?2017/08/08/848

"Клетка"... нет, мысли о "птичьей клетке" не было, никаких "птичьих" ассоциаций) И это снова возвращает меня к мысли о том, сколько неожиданного иногда притягивает к себе поэтический текст, сколько золотых ключей ищут в нём - и находят! - свои потайные двери...) Как он обрастает ассоциациями, интерпретациями... Огромный, интереснейший мир вырастает из одного, казалось бы, текста! И всё благодаря таким вот откликам, авторы которых не скупятся...)

Спасибо Вам. Или нет, больше: СПАСИБО.

Марина Йончен   31.07.2022 07:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 26 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.