Спонтанность и поиск. Рецензия на мою книгу

                Вместо предисловия к новой книге

(Может не в той графе записано, но оригинально написано и опубликовано в моем "доме" одним из моих рецензентов. За то благодарю! Кто прочитает тоже. А нет, так пусть будет здесь на всякий случай. Пуркуа па!-))

"Я не знаю, как писать о книге Елены Ананьевой «Квадрат древних – всегда квадрат» к ее презентации в Одессе в Национальной научной библиотеке имени Горького всё время порывался это сделать. Потому что книжка, в любом случае – это только одно-единственное направление, одна-единственная деталь, один-единственный штрих ее творчества. Того творчества, которое настолько переплетено с ежеминутностью и ежесекундностью ее жизни и судьбы, что и не разделишь-то их. Прямо-таки - голография, и безо всяких преувеличений и натяжек. А писать предисловие к голографическому образу – задача, право же, неблагодарная. Все равно придется ведь ограничиваться привычными формулировками, традиционными словами и фразами, что – по определению! – наверняка априори обеднит голографию.
И все же, все же.

У математиков есть принцип: доказательство «от противного». Так вот, «от противного», иными словами – от противоположного. От традиционного и привычного.
Модные слова: проект, акция, перформенс, инсталляция, экстрим.
Полузабытое, но органичное: течение жизни, будни и праздники, умение и необходимость ощущения солнца, тепла, света.
Идя от течения жизни, Ананьева приходит к проектам. К проекту жизни.

Елена Ананьева – беспрерывно и бесконечно – в проектах. Некогда, молодой журналисткой, став искусствоведом, с практиками и научными эксурсами, она пристрастилась к художникам и к живописи, и возникла идея проекта «Золотые мастера Одессы».
Извечный девиз интеллигенции – укрепить и преумножить достояние культуры и искусства. Все понятно и все естественно. Значит – «Спаси и сохрани!» И этими словами определяется новая идея, новый проект.
Но, как необъятно и бездонно творчество художников, так и безгранично и всеобъемлюще это понятие – «Одесса». И когда  складывается так жизнь, что Ананьева – выезжает за границу, в Германию на постоянное место жительства, в ее судьбе остаются и возникают новые… одесситы. Одесситы, которые не бывают «бывшими», где бы ни  были они, поскольку в любой точке мира они все равно творят: одесситы же, как-никак! Соотечественники, земляки, единомышленники и соратники.
И возникает у нее проект «Содружество соотечественников». Славных соотечественников, так что не назвать его иначе нельзя, как – «Gloria»: слава!

Начинаются конкурсы, фестивали, культурологические акции.
А к участию в фестивалях, конкурсах, акциях присоединяются ереванцы и москвичи, рижане и вильнюсцы, барнаульцы и владивостокцы. В обратных адресах конкурсных работ этих фестивалей и акций значатся Испания и Италия, Австрия, ( причем немецкоязычные), также Швецария и Нидерланды, Канада и Соединенные Штаты Америки, Израиль, Греция, Кипр и Китай, Япония, Таиланд и Новая Зеландия. Само собой разумеется, Германия  и, наряду с ними -… отдаленные районы, к примеру, Одесской области.
Среди конкурсантов и лауреатов – те, чье участие сделало бы честь самому солидному художественному форуму: востребованный художник с Манхеттена Юрий Горбачев и «всеобщий» писатель Михаил Жванецкий, звезда театра, кино и телевидения Нонна Гришаева и кумир многих поколений столь нелегкого на поверку «легкого жанра» - народный артист Украины Владимир Фролов, классики фотоискусства Анатолий Венгрук, Леонид Сидорский и Борис Бухман, знаменитый мэтр документального кино Валерий Балаян, корифеи музыки – заслуженный деятель искусств России профессор Владимир Подгородинский и заслуженный деятель искусств Украины джазмен-легенда Юрий Кузнецов…
Ура! – есть на свете великое чудо по имени Интернет. И в самом деле, как без него, без возможности мгновенно, и со столь же мгновенной обратной связью, общаться с людьми на дальних континентах, когда где-то – будничная жизнь, а где-то – цунами или война… И в достойную когорту участников амбициозно, но вполне обоснованно подключаются те, чьи имена пока не на слуху, но они, эти имена, окажутся на слуху – уже хотя бы потому, что будут поставлены рядом с именами мэтров, корифеев и патриархов.

Елене светит путеводная звезда – она материализовалась в бессмертном лике… Дюка де Ришелье. Под сенью Ришелье, составившего славу Одессе, и с именем и образом Дюка, ставшего символом города – живы и процветают ее все новые и новые проекты.
Разрастается география – своего рода, антишагреневая кожа. И счастье, что так. Вслед за Одесским музеем Западного и Восточного искусства, где уже неотъемлемой частью календаря признаны сентябрьские встречи лауреатов, «Всемирный тур мультикультур с Еленой Ананьевой», «столбят за собою место» залы России и Франции, Германии и Америки. Официальный статус – у представительств ананьевских проектов во Владивостоке и Нью-Йорке. Выходят в свет альманахи и антологии, посвященные лауреатам и представляющие собственно произведения лауреатов конкурсов и фестивалей, придуманных и – главное! – воплощенных Еленой Ананьевой. Выходит в мир «фрегат» -  Интернациональный  Арт-фестиваль «Паруса Глории», объединяя все части ассоциации: деятелей литературы и искусства «МАДЛИГА», одноименный «Мост содружества», ферайн, организация зарегистрированная в Германии...
А сама она, между тем, продолжает писать, она пишет стихи и прозу, она издает книжку за книжкой.

Вопреки сухим канонам из школьных и вузовских учебников, ее собственные стихи и проза напоминают скорее эдакие сколы, когда невольный рисунок чудится на разбитом стихией камне.  Еще бы сказал, что ее романы – это романы-сайнексы. У кинематографистов есть такой профессиональный термин – «сайнекс». То есть кусок пленки, на котором после снятого дубля или плана актер растопыривает пальцы в виде латинского V – мол, порядок, победа! По этим  сайнексам при проявке определяют режим обработки всей партии пленки – для достижения максимального технического, а значит – и художественного эффекта.
Не хочу цитировать. Не хочу вырывать из контекста строки и строфы ананьевских стихов, абзацы и эпизоды ее  философской прозы. Ее романов. Где действующие персоны, герои – те же художники, та же интеллигенция. И само собой разумеется, что, если речь идет о творческих людях, о художественной интеллигенции, то в душе у каждого из них – смятения и сомнения, без которых нет и не может быть творчества. И внезапно Ананьева то ли случайно предчувствует, то ли даже жестко предсказывает украинский Майдан-2014. Иначе как назвать выход в свет романа « Беженцы, или Код любви», изданный накануне известных событий в 2013 году. И его  продолжение –  «Беженцы, или Код стойкости»,  сданный в печать, значится в аннотации, также ранней осенью. И только досылом вставлены актуальные главы в движение романа. В уже реальное противостояние, появление позже настоящих беженцев, которых тяжелые судьбы выгнали из собственных домов. Сюжеты головоломных приключений и политических катаклизмов, вплоть до тех, что достойны голливудского боевика-блокбастера, - у нее, у Елены Ананьевой, органично вплетаются в жизнь и судьбу не политика, не военачальника, но художника и всех тех, кто окружает его, кто олицетворяет его Музу…Юную балерину, во второй книге, ищущую свой творческий путь в чужой стране, где они оказались беженцами. В противостоянии с собой также необходимо найти выход не в Никуда, а в конкретную, успешную жизнь.

У Юрия Карловича Олеши – «Ни дня без строчки».
Эрнест Хемингуэй утром каждого дня становился к конторке, чтобы писать.
У Марселя Пруста был – поток сознания.
У Василия Аксенова, Андрея Битова, Анатолия Гладилина – исповедальная проза.
У Сергея Довлатова, у Михаила Веллера – новая проза.
У Марины Палий – мастерство стиля и метафоры.
У Габриэля Гарсия Маркеса – магический реализм. И его роман-трилогия «Жить, чтобы рассказать о жизни».
Я не сравниваю, не подгоняю под стереотипы, не пытаюсь соотнести авторскую манеру Ананьевой с тем, что и как делали признанные. Даже не стремлюсь, как минимум, вписать ее стилистику в прокрустово ложе пресловутых (и, увы, порою столь приснопамятных!) особо популярных брошюрок «по теории литературы».
Я просто-напросто ощущаю ту самую «сколовость», «сайнексовость», если угодно – голографическую спонтанность того, что и как пишет Елена Ананьева о жизни. И, коль скоро именно так, то, согласитесь, свежесть восприятия неизбежна. А от свежести восприятия идет по возрастающей читательский интерес.

Политический фон, конъюнктурность событий и ситуаций – как рискованно встать на «нужные» как раз в сей момент рельсы, чтобы покатить по ним к гарантированному успеху - гарантированному политической (читай – революционной) целесообразностью!
Нет, к счастью, Ананьевой это ни к чему. И сцепка сюжетов в ее романах диктуется все же никакой не революционной целесообразностью, не политической конъюнктурой. Зато творческие поиски, житейские бури, проблемы стиля и собственного почерка для ее героев - первостепенны, основополагающи и самодостаточны. А это интересно и волнует меня-читателя! И я-читатель уже соотношу с каждым мигом жизни ананьевских героев – свои собственные, из разных лет и обстоятельств, мгновения и ощущения. Но Ананьева продолжает крутить калейдоскоп, и все новые и новые сочетания картинок спонтанно, метафорично и голографично образуются в моем-читательском восприятии. И тогда ощущаешь, что ее проза – не реализм, основанный и выписанный на реальных событиях, а огромный метафоричный мир философской прозы, продолжающий мастеров модерна.

Только ли – в моем восприятии это так?
Елена Ананьева «попутно» успевает стать лауреатом множества литературных конкурсов, фестивалей, премий. Ее имя произносят уже не только в Украине, Германии, Австрии, США и России, но и в Хорватии. Ее работы отмечены жюри тех форумов, определяющими в которых является – ни больше, ни меньше! – чеховская нота.
Быть может, у Ананьевой своего рода – собственное тремоло в литературе? А пуркуа па, как говорится…
Когда-то, уже порядком лет назад, она набрасывала заметки о Борисе Эдуардсе, человеке и художнике поистине уникальной судьбы. В той судьбе переплетались солнечные блики и тени в одесских дворах - с аббревиатурами на воротах мальтийских рыцарских замков… так случилось в жизни Эдуардса. И так случилось в заметках Ананьевой о нем. Заметки эти оказались на поверку… чем бы вы думали… - удивительным и увлекательным, а еще – профессиональным «от и до» телевизионным (возможно кино) сценарием. Сценарием, словно бы специально существовавшим и изначально  созданным для нового проекта. Быть может, будущего проекта? А ведь Ананьева была связана с телевидением! Писала сценарии для телепередач ранее.  И – так снова попала «в десятку»… Уметь же надо, право же!
Выходит, у нее – свой голос в подлинном искусстве созидания?!..
Пока фьючерсный телезритель  станет определять свое мнение на сей счет, Елена Ананьева успеет многократно заняться иным. Уйти дальше. Чтобы – потом! – вернуться к этому проекту, и вернуться как раз по той причине, что он окажется востребованным. Да-да, позже. И год, и пять, и десять лет спустя. Ну, просто очень, очень хочется, чтобы так оно сложилось.   

…Ах, да. Мы сейчас говорим о конкретной книжке Елены Ананьевой. О той книге, что сейчас – перед вами, читатель « Квадрат древних – всегда квадрат». Где она ко всему, обладая знаниями искусства старинных ценностей, создает мир, манящий в гармоничное будущее. Мир, основанный на закодированных плоскостях гармонии.
Мы с вами уже привыкли, что ее книги – как бы перевертыши, с двумя лицевыми обложками, но без непременной последней, завершающей. 
Книгу открывает Елена Ананьева.
Перевернул – книгу открывают те, кто стал лауреатами и дипломантами конкурсов, фестивалей, акций, придуманных и организованных хранительницей ценностей, в том числе потенциала талантов, Е. Ананьевой. Действующими лицами ее проектов.

Многогранно, многопрофильно, многообразно, многокрасочно. Голографично.
И все закольцовывается. Рондо!
Только пружина не заканчивается, а продолжается, продолжается, продолжается. И закручивается, и раскручивается, и синусоида охвата интересов на дисплее осциллографа обретает все больший размах, все большую амплитуду.
Говорите – нам интересно!
Пишите – нам интересно!
Рисуйте – нам интересно!
Исполняйте – нам интересно!
Снимайте – нам интересно!
А ведь, кстати, оно именно так и в самой жизни нашей с вами.
И, между прочим, из первых рук – от самой Елены Ананьевой – знаю, что у нее в работе уже новый проект, и новая книга с продолжением, и новые поездки, и новые годы…"

Евгений Женин,
почетный работник культуры Украины,
член Международной гильдии кинокритиков.

Фото обложки нужно адаптировать


Рецензии