Сельский бал. 1

     Теперь приступим к самому «крамольному» деянию пушкинского героя – к «убийству друга». Но на подступах надо еще посмотреть и на то, как проходят его тяжкие дни, ведь тяжело не только Татьяне, но и Евгению.
   «Глушь», как это названо в романе,  окружает Героя. Он томится, и не только скукой. Но герой и тут герой: «Со  сна садится в ванну сО льдом»(!) – однако каково для аристократа-то?! (гл.4,стрф.44). Потом сам с собой играет на бильярде и ждет  Ленского, который должен привезти новости о Лариных.
    "Друг» Ленский  является, и «друзья» садятся «выпить и закусить». Потом автор опять уходит в отступления,  и только к 48-й строфе приводит разговор собеседников.
 «Ну, что соседки? Что Татьяна
 Что Ольга резвая твоя?» -
       спрашивает наконец Онегин.
       Ленский отвечает:
- Налей еще мне полстакана…
Довольно милый (!)… Вся семья
Здорова; кланяться велели.
Ах, милый, (!) как похорошели
У Ольги плечи, что за грудь!
Что за душа!
      Кто про что, как говорится, а Ленский и про Таню забыл. Впрочем,    пеняет Онегину, что тот к Лариным «и носу не покажет»…
Да вот … какой же я болван!
Ты к ним на той неделе зван. –

          (стф.49)
«Я?» - Да, Татьяны  именины
В субботу. Оленька и мать
Велели звать, и нет причины
Тебе на зов не приезжать (!!)
      Ну, конечно, для Ленского тут все ясно: звали – будь! Обидишь!
      Однако Онегину  не радостно:
«Но куча будет там народу
И всякого такого сброду…»
      Но каков язык-то, граждане! Будто вчера написано!
 (Замечу, что я не выносил таких сборищ настолько, что на свадьбы никакие не хаживал, если даже и упорно звали.. И понятно, что я целиком с Онегиным).
    Однако Ленский не просто искушает – нет, он коварно лжет. (И в этом уже начало его конца: не шуткУй …  с таким Человеком!)
    - И, никого, уверен я!
Кто будет там? своя семья.
Поедем, сделай одолженье!
Ну, что ж?  - «Согласен» - Как ты мил! –
  При сих словах он осушил
Стакан, соседке приношенье.
Потом разговорился вновь
Про Ольгу…

   Стрф. 50
Он весел был. Чрез две недели
Назначен был счастливый срок,
И тайна брачные постели
И сладостной любви венок
Его восторгов ожидали …

   Стрф. 51
Он был любим… по крайней мере
Так думал он, и был счастлИв….
 … Как пьяный путник на ночлеге.

  Очень характерный конец главы!  Это  не сходится с той арией Ленского, которая так часто чарует публику, тем  более  если ее исполняет некто как-то сравнимый с  Собиновым или Лемешевым. «Народ» уже в курсе будущего  и прикладывает к очам платочки, зачастую забыв сам роман и его нюансы. А нюансы таковы, что Автор «подает  знаки» читателю: романтически упоенный собой и «Оленькой», Ленский ничего не видит и не слышит, как глухарь  на току. А посему и не «услышит» конечного  для него  выстрела.
    Глава пятая нам всем знакома по школе, в которой мы учили наизусть дивные строки о зиме «в тот год», о крестьянине, который, «торжествуя, На дровнях обновляет путь», о дворовом мальчике и  «жучке» в роли пассажира его салазок. (стрф. 1 и 2).  Пушкин здесь уже «полный реалист», разрушитель канонов сентименталистов и романтиков, поэтому оговаривается (стрф.3):
Но, может быть, такого рода
Картины вас не привлекут:
Всё это низкая (!) природа;
Изящного не много тут… (!!)
      И следом «самоуничижительно» адресует читательниц и читателей к истым Поэтам, кои как  на подбор романтики, и прежде всего – к «истинной поэзии» Баратынского (чей светлый облик во многом послужил  ему прообразом для создания образа Ленского), певца «финляндки молодой». (Но об этом, видимо, придется говорить подробно – если Всевышний мне позволит)
  Вот потому-то тема продолжена в стрф.4:
Татьяна (русская душою,
Сама не зная, почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму,
На солнце иней  в день морозный,
И сани, и порою поздной
Сиянья розовых снегов,
И мглу крещенских вечеров.

     А более всего в эти вечера ее тоже занимали  гадания на жениха, ибо она «верила преданьям простонародной старины». Вот и ответ на это «не зная, почему» - она истинная НАРОДНАЯ героиня, что уже и подчеркнуто Белинским (и  мною, «выше»)
     Далее следует несостоявшееся гадание, которое заменил диковинный сон с чертовщиной и Медведем, схватившим ее и принесшим ее в колдовской шалаш, где все, указывая на нее, кричат: «моё! моё!»
     Появляется  Онегин и оказывается главным в шайке. А тут входят Ленский с Ольгой ... и дело кончается тем, что злодей Онегин хватает нож и убивает Ленского.
     Право, Автор от намеков переходит к прямым предвещениям: «Каин» убьет «невинного Авеля».
     Таковы-то пророчества в канун именин!


   


Рецензии
Читаю с удовольствием и оригинал и Ваши живые и непринуждённые замечания к священному для нас тексту! Удовольствие ни с чем не сравнимое!
СПАСИБО,ИГОРЬ! Иду дальше!!!
Ваша)

Лариса Браткова   19.10.2015 19:13     Заявить о нарушении
Примете хор моих "спасиб", Лариса! Так хочется скорее вскочить на коня и помчаться по строкам Поэта, но пока и конь не подкован, и строки в глазах плывут... Жду милости Божией, в руце коего сердце моё... Ваш недужный Игорь К.

Игорь Карин   21.10.2015 13:52   Заявить о нарушении
Понимаю - осень... серая, унылая... Но всё-таки - свежий воздух творит чудеса, дорогой Игорь!? Не правда ли?!
Я это точно знаю - хотя и домоседка.)))

Лариса Браткова   21.10.2015 14:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.