Так - паучок или старичок?
Паучок - старичок и малыш - новичок. Да, двух-трёх летний малыш в этой, окружающей его, жизни - новичок. Он ещё мало здесь чего пронаблюдал, заметил, сравнил, осмыслил - понял, узнал. Он даже читать ещё не умеет, всё слушает, что мама или папа, бабушка или дедушка ему прочтут. И то ещё не в силах, по той же причине, услышанное понять. Ну, например, это стихотворение "для детей":
Завёлся в доме паучок,
Не паучок, а старичок.
Развесил сети на окне
И ждёт добычу в тишине.
http://www.stihi.ru/2015/07/11/7939
Ну, зачем вносить путаницу в мозги ребёнка, которому трудно понять - о ком же всё-таки идёт речь - о паучке или старичке?
Дети мыслят образами. Словесный образ в их мозгу ярко отображается зрительным. Вот после прочтения /прослушивания/ первой строки у ребёнка там, на "экране внутреннего видения" /где и у нас, взрослых, сновидение/ возникнет образ паука.
А после - второй строки, утверждающей: "Не паучооооок! А - старичооооок!"- возникнет образ старичка - дедушки.
Так вот, как вы, дорогой читатель и "детский" поэт, теперь думаете - какой из детских образов там, на экране "внутреннего видения"- образного представления - появится с сетями, чтоб развесить их на окне? А от этого теперь и зависит понимание ребёнком "добычи"- если это паучок, то добыча в тишине... муха... А если старичок? ??? Рыбка? Так она не "на окне".
Автор этого стиха вместо образного восприятия малышом слова, вместо формирования, развития этой способности у него, создал для его мышления проблему. "Тупиковое" состояние: кого представлять - деда - старичка или паука. Паучок или - старичок?
Какую цель автор преследовал при написании стиха "для детей": образовательную или воспитательную? Если - образовательную, то какую, как, для чего???
Может просто - развитие памяти, типа - "тратата-тратата-мы вёзём с собой кота"?
Если воспитательную, то тоже - какую? Уметь ненавидеть мух или паучка - старичка, ловящего мух и сосущего из них кровь?
Стихи писать для детей, как и прозу, это ооооочень трудное дело! Тут надо быть знакомым с "детской" психологией, с педагогикой возрастных особенностей, учитывать ещё малый объём детских знаний, т.е. - наблюдений, анализов, выводов - жизненного опыта. Ну, хотя бы это, не говоря уже о процессе мышления.
Прочтите ещё раз этот стих "для детей", судя по содержанию, рассчитанный на ребёнка полутора - трёх лет, ибо для 4-5, тем более-6-7 лет, он уже "безынтересен", и подумайте:
Этому малышу, живущему с рождения в современной квартире, а не в сарае, без объяснений мамы или папы, бабушки иль дедушки, старших сестры или брата, в этом стишке, кроме трёх слов, все остальные МОЖНО ему понять и образно представить? НЕВОЗМОЖНО. Да, да. Кроме "паучок", которого зоркие глаза ребёнка могли увидеть где-нибудь на былинке - травинке во время прогулки во дворе, "окна", которое он, конечно, видит ежедневно, и " старичок", словесный образ которого ассоциируется у него тут же с образом родного, /если есть в семье/ или увиденного во дворе чужого старика-дедушки.
Малышу не понять даже смысла глагола - "завёлся". Может он и слышал, например, от папы этот глагол, ну, типа - "... мотор не заводится что-то... О! Завёлся! Поехали!" Или от мамы слышал, не поняв, но "механически "запомнив, если слышал не раз, типа упрёка ворчливому мужу: "Ну - завёлся опять с этим кумом! Сколько я тебе прошу - не заводись с ним! Нискем не заводись!"
Дорогой автор! Глагол "заводиться" - полисемантичен /многозначим/, подобные глаголы надо стараться избегать при написании стихов или прозы для детей младшего возраста.
Малышу так же не понятно, что значит "развесить сети" на... "окне". Во-первых, лично я не уверена, что каждый малыш, кроме сына или дочки рыбака, уже видел за свои 2-3 года хоть какие-то "сети". А уж развешенными "на окне"... Вот видите - сами улыбаетесь... Ну, разве что тюлевый занавес принять за "сетку". Но и такие "сети" развешивают "на окне" мамы, а не старички.
И что значит "ждать добычу в тишине", и что это за "добыча", что оно, это слово, означает - ему тоже не понять без "разтолмачивания" старших.
Вот и выходит, что этот стих не для "детей", а для отроков. Или - подростков, для которых такие стихи, повторяю,- не интересны уже.
И ещё повторюсь словами прекрасной поэтессы - Леи Риты - "какое ж это трудное дело - искать слова". Это о написании "взрослых" стихов, но при написании "для детей"- это дело становится ещё труднее во много раз.
P. S. А на часах опять - без пяти пять ... Утро. Вот и ещё одна ночь посвящена борьбе за правильность, грамотность, художественность "детской" литературы, соответствие её возрастным ОСОБЕННОСТЯМ детей, воспитательным и образовательным задачам при формировании и развитии их умственных способностей
Свидетельство о публикации №115072701024
Бывайте здоровы.
Геннадий Струначёв-Отрок 18.11.2015 11:47 Заявить о нарушении
Гладнева Ольга Антоновна 18.11.2015 23:09 Заявить о нарушении