Так - паучок или старичок?

              И ещё раз о "детской" литературе.      

            Паучок - старичок и малыш - новичок. Да, двух-трёх летний малыш в этой, окружающей его, жизни - новичок. Он ещё мало здесь чего пронаблюдал, заметил, сравнил, осмыслил - понял, узнал. Он даже читать ещё не умеет, всё слушает, что мама или папа, бабушка или дедушка ему прочтут. И то ещё не в силах, по той же причине, услышанное понять. Ну, например, это стихотворение "для детей":

                Завёлся в доме паучок,
                Не паучок, а старичок.
                Развесил сети на окне
                И ждёт добычу в тишине.
   
                http://www.stihi.ru/2015/07/11/7939

         Ну, зачем вносить путаницу в мозги ребёнка, которому трудно понять - о ком же всё-таки идёт речь - о паучке или старичке?
         Дети мыслят образами. Словесный образ в их мозгу ярко отображается зрительным. Вот после прочтения /прослушивания/ первой строки у ребёнка там, на "экране внутреннего видения" /где и у нас, взрослых, сновидение/ возникнет образ паука.
         А после - второй строки, утверждающей: "Не паучооооок! А - старичооооок!"- возникнет образ старичка - дедушки.
         Так вот, как вы, дорогой читатель и "детский" поэт,  теперь думаете - какой из детских образов там, на экране "внутреннего видения"- образного представления - появится с сетями, чтоб развесить их на окне? А от этого теперь и зависит понимание ребёнком "добычи"- если это паучок, то добыча в тишине... муха... А если старичок? ??? Рыбка? Так она не "на окне".
          Автор этого стиха вместо образного восприятия малышом слова, вместо формирования, развития этой способности у него, создал для его мышления проблему. "Тупиковое" состояние: кого представлять - деда - старичка или паука.  Паучок или - старичок?

          Какую цель автор преследовал при написании стиха "для детей": образовательную или воспитательную? Если - образовательную, то какую, как, для чего???
          Может просто - развитие памяти, типа - "тратата-тратата-мы вёзём с собой кота"?
         Если воспитательную, то тоже - какую? Уметь ненавидеть мух или паучка - старичка, ловящего мух и сосущего из них кровь?
 
           Стихи писать для детей, как и прозу, это ооооочень трудное дело! Тут надо быть знакомым с "детской" психологией, с педагогикой возрастных особенностей, учитывать ещё малый объём детских знаний, т.е. - наблюдений, анализов, выводов - жизненного опыта. Ну, хотя бы  это, не говоря уже о процессе мышления.
            
          Прочтите ещё раз этот стих "для детей", судя по содержанию, рассчитанный на  ребёнка полутора - трёх лет, ибо для 4-5, тем более-6-7 лет, он уже "безынтересен", и подумайте:
 Этому малышу, живущему с рождения в современной квартире, а  не в сарае, без объяснений мамы или папы, бабушки иль дедушки, старших сестры или брата, в этом стишке, кроме трёх слов, все остальные МОЖНО ему понять и образно представить? НЕВОЗМОЖНО. Да, да. Кроме "паучок", которого зоркие глаза ребёнка могли увидеть где-нибудь на былинке - травинке во время прогулки во дворе, "окна", которое он, конечно, видит ежедневно, и " старичок", словесный образ которого ассоциируется у него тут же с образом родного, /если есть в семье/ или увиденного во дворе чужого старика-дедушки.

          Малышу не понять даже смысла глагола - "завёлся". Может он и слышал, например, от папы этот глагол, ну, типа -  "... мотор не заводится что-то... О! Завёлся! Поехали!" Или от мамы слышал, не поняв, но "механически "запомнив, если слышал не раз, типа упрёка ворчливому мужу: "Ну - завёлся опять с этим кумом! Сколько я тебе прошу - не заводись с ним! Нискем не заводись!"

 Дорогой автор! Глагол "заводиться" - полисемантичен /многозначим/, подобные глаголы надо стараться избегать при написании стихов или прозы для детей младшего возраста.
          
        Малышу так же не понятно, что значит "развесить сети" на... "окне". Во-первых, лично я не уверена, что каждый малыш, кроме сына или дочки рыбака, уже видел за свои 2-3 года хоть какие-то "сети". А уж развешенными "на окне"... Вот видите - сами улыбаетесь... Ну, разве что тюлевый занавес  принять за "сетку". Но и такие "сети" развешивают "на окне" мамы, а не старички.
         И что значит "ждать добычу в тишине", и что это за "добыча", что оно, это слово, означает - ему тоже не понять без "разтолмачивания" старших.
 
        Вот и выходит, что этот стих не для "детей", а для отроков. Или - подростков, для которых такие стихи, повторяю,- не интересны уже.
 И ещё повторюсь словами прекрасной поэтессы - Леи Риты - "какое ж это трудное дело - искать слова". Это о написании "взрослых" стихов, но при написании "для детей"- это дело становится ещё труднее во много раз.

P. S. А на часах опять - без пяти пять ... Утро. Вот и ещё одна ночь посвящена борьбе за правильность, грамотность, художественность "детской" литературы, соответствие её возрастным ОСОБЕННОСТЯМ детей, воспитательным и образовательным задачам при формировании и развитии их умственных способностей


Рецензии
О-о! Для Отроков? Это значит - для меня. А по серьёзному: наверное, действительно малыши мыслят образами. Вспоминаю своего двоюродного внука Андрея в Белой Калитве: тот аж верещал от обыкновенной рекламы ТВ. Мультики так не смотрел. Но, как только начиналась реклама - летел из другой комнаты и глазел с умилением. Картинки быстро менялись, цвета мелькали, звуки вибрировали... И не оторвать было ребёнка от экрана все 5 минут. Торгашом, наверное будет? Шутка.
Бывайте здоровы.

Геннадий Струначёв-Отрок   18.11.2015 11:47     Заявить о нарушении
Спасибо, Гена... А,может... художником, музыкантом? Главное, чтобы - мужественным, как Вы! С уважением -

Гладнева Ольга Антоновна   18.11.2015 23:09   Заявить о нарушении