Памяти В. Высоцкого

               (киносеть притащила мертвеца)
      
     Вот сходил, посмотрел  бл..бастер  о неудавшейся совместной операции узбекского и московского КГБ в 1979 году и о вреде бухла и наркоты. Классный фильм, хотя маховиком  служит всего лишь мелкая афера с билетами и банальный наркотический отходняк.
     Хорошо работают иезуиты-гебешники. С чувством, с подходцем, с профессиональной логикой. А в конце один из них даже человеком оказался. То ли сам дошел, то ли от бессилия. Неважно. Хотя реальный, не экранный, российский гебист-полкан одобрил. 
     Подразумевается, что в душе руководитель операции сильно любит того, кого «разрабатывает - оперирует». Непонятно только, почему. Напрочь  отсутствует ощущение, что «перековался» он под влиянием того, чьим именем назван фильм. Под влиянием гения, поэта, актера театра и кино, всенародного кумира, чьи песни любили все – от секретарей обкомов до шоферов-дальнобойщиков, от сотрудников НИИ до уголовников-рецидивистов, чьи стихи признавали лауреат Нобелевской премии Бродский и генсек Брежнев, стихотворцы наций и домохозяйки. Под влиянием барда, хулигана, бунтаря, ненавидящего власть, но все же иногда признаваемого ею,  друга Шукшина и Шемякина, Параджанова и Тарковского.
     Под влиянием Владимира Советского Союза!

     Был когда-то чудесный фильм «Автомобиль, скрипка и собака клякса» Там есть эпизод: Георгий Вицын, которого волокут на носилках, кричит – Пропустите жертв землетрясения!!! - и на недоуменные замечания граждан, мол, никакого землетрясения не было, отвечает - Да, не было. Но жертвы есть!
     Фильм о Высоцком землетрясения не вызвал. Но жертвы есть. Одна знакомая поделилась ощущением, которое пришло к ней лишь спустя пару часов после сеанса. Сразу, видно, не смогла собрать себя в кучку. Ощущением, что просмотренное оказалось такой себе немудрящей мелодрамой. И ладно бы, но в кино она была с сыном 12 -лет, (тот самый возраст, когда полутонов в восприятии мира не существует в принципе) И на выходе из кинотеатра на лбу у него мигал вопрос – Он!? Был таким?!!!

     ...Загадку культовой личности ХХ века раскрыть с помощью компьютерных технологий и архисложного грима? Не смешите меня! Имитация, копирование реальности без осмысления оной?! Обалдели вы, что ли?! Радист Володя, шофер Софрон, бригадир Рябой, актер Бенгальский, поручик Брусенцов, арап Ганнибал, принц Гамлет, дон Гуан, фон Корен, капитан Жеглов, - что было бы с этими персонажами и в каких архивных пирамидах пылились бы эти фильмы без актерской трактовки?! Без лицедейства, наконец!
     12 – миллионодолларовая, (бюджет фильма), резиновая морда  второстепенного персонажа и жутковатое безжизненное сходство. Симулякр. Копия без оригинала. Дорогой пшик. 
     И это о человеке, который в  том самом 1979 году, во время действия фильма, написал - «И нас хотя расстрелы не косили, но жили мы, поднять не смея глаз. Мы тоже дети страшных лет России. Безвременье вливало водку в нас»!? Что ли с ума  посходили режиссеры и наследники?!

     Я ожидал увидеть Высоцкого таким, каким представлял его себе каждый, кто рос с ним и с его песнями. Это мог быть фильм о поэте, о мятущейся харизматичной личности. Да хоть о герое-любовнике. Но ничего этого в фильме нет. Высоцкий - на вторых, и даже не ролях, а в эпизодах. Безликий, мрачно глядящий с экрана, хрипящий и обливающийся потом, робокоп, кадавр, упырь, зомби с землистым лицом. Когда камера приближается, хочется трусливо отвернуться. Мумия возвращается? Страшно! Аж жуть!
     « - Умереть не страшно. Страшно, что ты умрешь, а тебя сыграет Безруков» -  посетовал Валентин Гафт. А Станислав Говорухин добавил – «Думаю, что Безрукова на том свете и Пушкин ждет, и Лермонтов, и Есенин. Теперь еще и Высоцкий будет дожидаться» Поинтересуюсь вдобавок, как насчет Бога? Он ведь и Его успел сыграть.

 За шесть лет до клинической смерти, в 1973 году, он написал «Балладу об уходе в рай» и пророческий «Памятник»  -

«...И с меня, когда взял я да умер,
живо маску посмертную сняли
расторопные члены семьи,-
и не знаю, кто их надоумил,-
только с гипса вчистую стесали
азиатские скулы мои»

     Однажды в перестройку французская жена опубликовала о муже эпатажно-откровенную книжку «Владимир или прерванный полет» – как пил, с кем жил, как кололся и кто ему в этом помогал. Опус получился настолько скандальным, что семья Высоцкого не на шутку возмутилась – ну как можно такое публиковать? Даже судиться собирались. Прошло немного времени, и старший сын написал сценарий для фильма, где рассказано то же и сверх того.
     Одна из читательниц, представитель нашей диаспоры в Торонто, женщина с опытом жизненным и поэтическим, (ходила в молодости в политехнический музей на вечера молодых Евтушенко, Рождественского, Окуджавы, Вознесенского, Ахмадулиной) натолкнула меня на неожиданную мысль. Мол, фильм – скрытая месть сына отцу. Не хочется верить, но ведь не случайно умирающий Высоцкий, по воле сценариста, видит не «Танюху», не Марину, не сцену и даже не столь вожделенные для продюсеров деньги – он видит жену, брошенную много лет назад, и своих, тогда ещё совсем маленьких, сыновей. Что происходит в мозгу умирающего, не знает никто. Но, видимо, так захотелось автору сценария: чтобы Высоцкий вернулся ради них и благодаря им.
    «…сын хвастается тем, что, добиваясь для актера наибольшего сходства с Высоцким, они сделали копию из силикона с посмертной маски Володи, которую я сама сняла. Это не только скандально, а даже страшно. Это аморально и неэтично. И если бы я была верующей, я бы сказала, что это грех. Я в отчаянии и в печали», - сказала Марина Влади.
   Ближе к средине 80-х, когда из многих шкафов начали вываливаться трухлявые скелеты, когда почитатели Высоцкого уже знали и вовсю обсуждали, что их кумир был не только бабником, но мог и друга обидеть, что не только пил без меры, но и кололся, на одной из встреч, посвященных его памяти, на сцену вышла мать Володи и страстно выкрикнула в зал - Володя никогда не пил!!! И зал потрясенно затих. Никто не посмел возразить. Не потому, что не хотели обидеть. Не потому, что подумали, мать не в курсе. А потому что поняли, она хочет, чтобы так было, чтобы сын именно таким остался у всех в памяти.
Кульминационная сцена: мертвый Высоцкий как-то враз оживает, встает после укола и равнодушно идет в другую комнату, мельком оглядев воскрешавших его друзей, которые валяются мокрые в развороченном гостиничном номер. Понимаю, сын мечтал создать еще один памятник родителю, чтобы отец был монументален и даже богоподобен, Однако сделал то, чего и кагебешники не захотели делать. Второго воскрешения не получилось. Да простит меня и нас всех Владимир Семенович, случилась очередная, уже третья смерть.

         Я не люблю, когда мне доказывают и рассказывают о нем во имя собственных амбиций; когда его классифицируют, тиражируют и когда меня шантажируют его жизнью; когда роются, почему пил, как ****овал, с кем гулял, кому хамил, кто бОльшая жена, желаннее - возлюбленная, лучше - друг. Не люблю провидцев насчет, кто в утиль списывал, а кто самоотверженно спасал. Еще -  кто сильнее помнит и почитает, в каких случаях верит ему или не считает его Поэтом. Не люблю, когда о нем говорят на приемах и за обедом, когда выговаривают его имя с уверенной ехидцей, шипят что-то о провинциальной приверженности, делают «удачные» аранжировки, прикрываются его именем и зарабатывают на нем. Не люблю ежегодный двухразовый песенный шабаш,  в знак его рождения и смерти. Хотите помянуть? Сядьте за стол, налейте, спойте под гитару, помяните нормально, по христиански, по людски.

      У каждого из нас не два родителя, а три. Третий – время, в котором каждому довелось жить. Гены эпохи – тоже в нашей крови.
     Мы опускали иголку на диск, ныряли в наушники и, закрыв глаза, уносились с этим хриплым ураганом в такую невероятную свободу, в такой сладкий хаос, что загустевшая в груди, застрявшая в глотке, и расцарапавшая все до звериного отчаяния, пробка вылетала ожесточенным сердцем, вырывалась тягучим воем  сквозь соленую горечь крови на искусанных губах, высвистывала до последней пылинки нашу тягу бояться, просить, беречься, и открещиваться от своей судьбы при каждом ее повороте. Вылетала и отпускала душу на волю. 

Вектор совести метит в субатомы,
но беременно время Поэтами,
молодыми, горласто - хрипатыми,
непокорными  вечно. Поэтому

нам с надеждою робкою верится:
наша Жизнь все же сменит повадку,
и Мечта, фантазерка, поделится
на кокетку Судьбу. Без остатка!
   
     P. S. - Прибежали в избу дети, второпях зовут отца: - «Тятя, тятя, наши  сети  притащили  мертвеца!» - рассказывал классик. А помните, чем закончилась эта история? Тем, что попусту беспокоить мертвых - плохая примета. Да и грех!





(с использ. Сети)


Рецензии