История казанской группы Свей из КАИ 1967-1974
Группа «Свей» возникла осенью 1967 года в общежитии №5 радиотехнического факультета КАИ из содружества троицы – Владимира Зеленцова, Николая Клыкова, Владимира Ананьева, снимавших вместе частную квартиру в Ленинском районе и сдружившихся на почве любви к музыке и совместного быта. Музыкальным лидером коллектива стал тогда Владимир Зеленцов, за спиной которого была музыкальная школа по классу баяна, а драйвером - Исмягиль Сепкулов, который был фанатом джаза и энергичным организатором.
Состав группы в 1967-1968 годах:
Владимир Зеленцов – клавишные (фоно, электроорган)
Исмягиль Сепкулов – акустическая ритм-гитара
Владимир Ананьев – тенор-саксофон
Николай Клыков – ударные
Александр Верескунов - труба
Виктор Кривенко – контрабас.
Репертуар был самый разнообразный – от буги-вуги и «Битлз» до советской попсы, одним словом то, что нужно было для танцев, которые проводились по воскресеньям в Красном уголке общежития. А модным танцем тогда был зажигательный и раскрепощающий шейк. Музыка в основном игралась ритмичная. Большую роль играла ритм - группа – трудолюбивый контрабасист Виктор Кривенко и начинающий ударник Коля Клыков. Владимир Ананьев, за спиной которого был опыт четырёхлетней игры в духовых оркестрах на кларнете, освоил тенор - саксофон и также вносил разнообразие в звучание группы своими завываниями. Профессионализм ребят из будущего «Свея» был, конечно, не ахти, но энергия в них бушевала и искала выхода.
Предысторию создания ансамбля «Свей» в деталях описал Николай Клыков: «Ее я, наверно, знаю лучше других. В 1966 году судьба свела трех первокурсников в одной съемной квартире на улице Восход в Казани. Это были я, Володя Ананьев и Володя Зеленцов. Все мы были музыкальные ребята и мечтали создать группу по образу «Орфея», «Рифары». Про Битлов в то время мы еще не слышали.
На втором курсе (1967г.) в 5-й общаге КАИ появился Сепкулов Измаил. Он приехал из Астрахани и был более продвинут в роке - пел под гитару битловские произведения на ломаном английском.
И мы твердо решили создать музыкальный коллектив 5-го общежития.
Сепкулов - пробивной, как паровоз, добыл в клубе КАИ инструменты, нам купили новую ударную установку и электроорган "Юность". Группа получилась большая:
В. Зеленцов - клавишные, В. Ананьев - саксофон, И.Сепкулов - гитара, А.Верескунов – труба и я на барабанах. В то же время в общаге проживал странноватый парень - Витя Кривенко. Он где-то добыл настоящий контрабас и все свободное время терзал его до мозолей на пальцах, замотанных синей изолентой.
Таким образом, состав был укомплектован и Сепкулов сказал, что будем играть джаз, так как у него старший брат - дирижер в оперном театре. Проиграли мы целый год, выступали не только в актовом зале нашего радиотехнического факультета на площади Свободы, но даже выезжали на «гастроли» в Высокую Гору. Записей, к сожалению, не сохранилось, поскольку техника тогда была не так совершенна, как сейчас.
На третьем курсе мне пришлось уехать домой в академический отпуск, а когда вернулся, обнаружил большие перемены в составе оркестра. Измаила с его гитарой заменили сразу двое:
Коля Пузанов - соло-гитара, Валера Колпаков - ритм. На ударных сидел - Саша Смирнов, мой приятель и сосед по комнате в общежитии. Медная группа со временем куда-то рассосалась потихоньку.
В «академке» я зря время не терял и приехал со своей самопальной гитарой. Пришлось потеснить Витю Кривенко с его контрабасом и переквалифицироваться из барабанщика в бас-гитаристы.
А Измаил Сепкулов, ввиду его пробивных способностей и мощной инженерной мысли, стал техническим директором. Сколько поколений пользовалось аппаратурой, созданной его руками!
Потом к нам присоединился солист Володя Дятчин, и Торлупа Геннадий Васильевич всерьез занялся нашим вокалом. С этого момента, собственно, и начинается «Свей». Кстати, и название было придумано в это время».
Вот что вспоминает Владимир Зеленцов: « Создать музыкальную группу предложил Исмаил, благо в Красном уголке общежития на небольшом подиуме стоял маленький рояль. У Сепкулова была эстрадная акустическая гитара, у Ананьева-саксофон, полученный из клуба КАИ. Исмаил достал (наверное, тоже в клубе – прим. В.Ананьева) ударную установку, контрабас. Трубу принес Верескунов. Получился приличный эстрадный ансамбль, вполне пригодный для танцевальных вечеров. Красный уголок на танцах всегда был полон до отказа, яблоку негде было упасть. Можно понять - впервые на танцах - живая музыка! Приходило много гостей, в основном девчонки. Приглашали нас и на свадьбы. Ездили мы и в райцентр на Высокую Гору - уговорил наш товарищ сыграть на вечере перед Новым Годом. Первое выступление на сцене в таком составе состоялось в 5-м учебном здании КАИ, в большом зале, на какой-то конференции. У нас тогда был готов небольшой репертуар. Зимой 1969 года пришли Коля Пузанов и Валера Колпаков со своими самодельными электрогитарами. Сепкулову, с его большим организаторским талантом, пришлось потрудиться. Он достал кинаповскую усилительную аппаратуру. Параллельно, с друзьями стал собирать свою, более мощную звуковую аппаратуру своими руками (усилители, колонки). Благо на кафедре комплектующие радиодетали давали без проблем. Потом пришел отличный вокалист Вова Дятчин. В общем, перед факультетским фестивалем в начале 69-го года у нас было готово все, даже костюмы девочки сшили. Появилось название "Свей» - Шурик Смирнов предложил, вполне подходящее для нашего репертуара: "Дан приказ ему на запад", "О чем плачут гитары", "Песня о рыбаке", "Не жалею, не зову, не плачу", "Я люблю тебя, Россия"... и др. (В репертуаре «Свей» тогда были самые разнообразные вещи: шлягеры тех времён такие как «Червона рута», «Хмуриться не надо, Лада», инструментальные пьесы, в том числе на темы песен «Битлз», такой, например как “And I Love Her”, «Day Tripper”, что-то похожее на блюз «133rd Street Boogie». Прим. В.Ананьева). После успешного выступления нас пригласили на институтский фестиваль в новом цирке на Казанке, который вел знаменитый руководитель СТЭМа КАИ Семен Каминский. В 1970ом году Леня Штейнберг, (тогдашний руководитель БКД КАИ – боевой комсомольской дружины института – прим. В.Ананьева) взял нас с собой в строящийся город Набережные Челны для выступлений. Там он организовал БКД Набережных Челнов, а летом пригласили нас в составе «ССО БКД КАИ СЕВЕР-70» на строительство г. Стрежевого, где в свободное от работы время мы играли на танцах, давали концерты в других отрядах и в городе. Приятно было доставлять хорошее настроение людям. До этого ничего такого в Стрежевом не было. От работы нас никто не освобождал, работали, как все - от зари до зари. После этого я решил уйти из ансамбля по личным мотивам. Но ребята меня не забывали, позвали на заключительный концерт группы миниатюр нашего факультета, когда заканчивали пятый курс, спеть "Песню о рыбаке". До сих пор мы остались хорошими друзьями». Хочу добавить про огромную роль технического директора «Свея» Исмягиля Сепкулова. Он не только организовал группу, но и огромное внимание и силы отдавал оснащению техникой. Практически вся высококачественная аппаратура – усилители на вакуумных лампах, колонки для электрогитар и голоса, эффекты для электрогитар и другое, были созданы его руками и руками его друзей. До сих пор помню замечательную басовую колонку для электрогитары: сидишь на ней, а она то сжимается, то разжимается! Даже световое оформление было создано тогда в содружестве с СКБ «Прометей» - на задний экран в цвете проектировались движущиеся объекты в такт музыке. Это было так прикольно, когда мы играли на танцах в полутёмном Красном уголке. Тогда это были первые в стране эксперименты в светомузыке.
А вот это вспомнила о том далёком, но прекрасном времени наша, замечательная во всех отношениях, однокурсница Люда Расщупкина (ныне Бутусова): «Помню, Исмягиль, пропуская все лекции, ночами ремонтировал сгоревшие усилители. Как-то принёс ткань и выкройку и попросил сшить рубашки для «свеевцев». Рубашки были необычные - с длинными манжетами и воротником - стойкой, переходящей в завязки. Ткани было "в обрез" и у одной рубашки получился шов на манжете на видном месте, о чём я очень переживала. Ещё врезался в память эпизод, когда в зале (скорее всего основного, 1-го, здания КАИ) придумывали коллективно новое название ансамбля – выбрали «Серебристое Эхо». Отчётливо помню, как мне было жаль расставаться с таким необычным звучным коротким и ёмким названием ансамбля».
Надо сказать, что это было время, когда знаменитые самодеятельные джазовые коллективы КАИ завершали свою «карьеру» в институте – биг - бенд СТЭМа, диксиленд «Красные Стомперы». Многие талантливые музыканты того времени – братья Олег и Игорь Зисеры, Анатолий Василевский, Семён Каминский и многие другие музыкальные таланты уходили. Возрастал интерес к биту, року. Среди молодых студентов было много талантливых музыкантов – ударник Владимир Чуркин, гитарист Владимир Бакланов с 3-го факультета, клавишники Игорь Хачатурянц и Николай Локай, саксофонист Владимир Никифоров и многие другие талантливые ребята. На всех факультетах возникали новые битовые коллективы – знаменитые «Менестрели», «Рифара» каждый из них искал свои пути к самовыражению и славе. Одним из них и был зарождающийся в общежитии № 5 КАИ «Свей».
От джаза к биту!
Итак, зимой 1969 года в состав группы влились друзья – гитаристы Николай Пузанов (соло) и Валерий Колпаков (ритм). В начале 1969 года группу временно покинул Николай Клыков, место которого занял Александр Смирнов, боевым крещением которого был агитбригада от клуба КАИ на строящийся КАМАЗ в г. Набережные Челны под руководством замечательного музыканта Игоря Хачатурянца, впоследствии нелепо погибшего в мотоциклетной аварии. Покинули группу Верескунов и Кривенко.
В апреле 1970 года группа, уже носившая красивое и оригинальное имя «Свей», сменившая джазово-попсовый стиль на эстрадно- битовый в красивых чёрных вельветовых жилетах и розовых цветастых рубашках, приняла участие в традиционном весеннем фестивале в актовом зале 5-го факультета КАИ в составе:
В. Зеленцов – клавишные, Н. Пузанов – соло-гитара, В.Колпаков – ритм гитара, Н.Клыков – бас-гитара, В.Ананьев – саксофон, А. Смирнов – ударные. Солистом - вокалистом к тому времени стал Владимир Дятчин, обладатель выразительного природного голоса, прошедший уже к тому времени некоторую шлифовку под руководством замечательного музыкального педагога дирижёра-хоровика Геннадия Торлупы, который впоследствии очень много работал над повышением профессионализма коллектива.
Становление ВИА «Свей»
Следующим серьёзным этапом в укреплении авторитета и профессионального мастерства коллектива стала поездка в составе «КМСО БКД КАИ СЕВЕР– 1970» в город Стрежевой Томской области. Ребята не только ударно трудились, но и успешно выступали в трудных условиях Севера. Летом 1970 года, коллектив по разным причинам покинули В.Ананьев и В. Зеленцов, но пришло и пополнение – Николай Локай - виртуозный музыкант – клавишник, впоследствии создавший легендарную рок-группу «Зеркало».
Состав стабилизировался, провёл ряд успешных выступлений в разных городах СССР в качестве музыкальных агитбригад, принял участие во многих фестивалях, демонстрируя достаточно высокий профессионализм. Репертуар состоял в основном из советских хитов, народных песен, песен собственного сочинения и инструментальных пьес, продиктованных фантазией Николая Локая, ставшему в то время музыкальным лидером группы, ВИА «Свей» совершил большое концертное турне по Казахстану, принял участие во Всесоюзном фестивале «Серебряные струны» в г. Горький, наряду со звёздами тогдашней советской эстрады.
Вот как описано становление «Свея» «Антология казанского рока – Звуки времени» В.Ю. Лопатина, стр. 81.
«Летом 1970 года в Томске находится студенческий строительный отряд «КАИ-БКД-Север-70» из КАИ. В нём работают ребята, создавшие зимой ВИА. Там, в Томске, друзья выбирают для названия позабытое древнерусское слово. Так появляется ещё одна казанская команда с названием требующем расшифровки: «Свей» в их трактовке – свежее дуновение ветра.
Домой ребята возвращаются с новыми замыслами, энергией, желанием работать. Постепенно маховик раскручивается, формируется состав, определяется направление работы. Звукооператор группы Исмягиль Сепкулов своими руками делает комплект аппаратуры «во главе» со знаменитым тогда среди музыкантов Казани ламповым голосовым усилителем «Дядя Ваня». «Свей» даёт первые концерты, играет на танцах. У ансамбля появляются деньги, и через третьи руки они покупают в Москве два австрийских микрофона «Куб Д12» и гордость ансамбля, настоящий американский микрофон «Шур». А ритм-гитарист Валера Колпаков приобретает фирменную (!) гитару у заезжих польских артистов. Интересно, что почти всё своё музыкальное хозяйство «свеевцы» подарили затем студенческому клубу КАИ.
Два года интересной и напряжённой работы приносят свои плоды. В городе «Свей» на хорошем счету, популярность ансамбля растёт, авторитет среди молодых музыкантов крепнет.
К сезону 1971 года группа приходит в таком составе: лидер-вокалист Владимир Дятчин, ритм-гитарист Валерий Колпаков, соло-гитарист Николай Пузанов, барабанщик Александр Смирнов, басист Николай Клыков, клавишники Володя Зеленцов (Боб), Геннадий Мирошниченко, Николай Локай, звукорежиссёр Исмягиль Сепкулов, музыкальный руководитель Геннадий Торлупа.
В ансамбле вырисовываются три направления работы: литературно-музыкальные композиции Г. Торлупы; западная рок-музыка «снятая» Н.Локаем с дисков «Червонных гитар», «Beatles», Джимми Хендрикса, «Procol Harum», «Iron Butterfly» (песню этой группы «Свей» играет с двумя барабанщиками. На сцене Дворца Спорта им помогает экс-барабанщик «Рифар» Володя Чуркин); третье направление - обработка русских и украинских народных и эстрадных песен. Эту линию ведёт в ансамбле певец В.Дятчин. Его сильный, крепкий голос – своеобразная визитная карточка группы. Вот такой странный букет. Тем не менее, концерты «Свея» пользуются популярностью у молодёжи.
Группа становится участницей почти всех молодёжных музыкальных мероприятий Казани. В 1971 году ансамбль едет в Горький на фестиваль эстрадной музыки «Серебряные струны». Рядом с казанцами выступают такие «киты», как Александр Градский с группой «Скоморохи», Валерий Ярушин с ансамблем «Ариэль» и другие…»
Коллектив несколько лет существовал и после окончания участниками института, так как костяк стал работать на Казанском заводе ЭВМ, где трудились Н.Клыков, Н.Пузанов, А. Смирнов, В. Колпаков. Самодеятельный коллектив ВИА «Свей» полностью прекратил своё существование в 1974 году.
О происхождении названия группы.
Когда мы уже чему-то научились, сформировались, поднаторели в музыкальных делах, понадобилось "окрестить" группу, дать ей имя. Это дело непростое - нужна оригинальность, звучность, лаконичность и т.п. И вот Александр Смирнов и я, видимо получше других знакомые с поэзией, откопали в стихах Сергея Есенина звучное словечко "Свей"... Долгое время участники группы "Свей" толковали это слово как "Свежий ветер".
Вообще-то слова «свей» нет ни в одном словаре русского языка (ни в толковых словарях Даля, Ушакова, Ожегова, ни в этимологических словарях…), но вот какой интересный материал я нашёл недавно в Интернете (а раньше, в 1968 году, я нашёл это слово при чтении стихов Сергея Есенина в сносках в конце его стихотворного сборника):
"…Однажды, при чтении стихов Сергея Есенина, мне "вынулось" слово «свей»:
И меня по ветряному свею
По тому ль песку,
Поведут с веревкою на шее
Полюбить тоску…
(Сергей Есенин. «В том краю, где желтая крапива…», 1915)
Точное значение слова «свей» автору этой, найденной в Интернете заметки, удалось найти у Константина Паустовского в его работе "Алмазный язык. Груды цветов и трав": «…Я не знал, что значит «свей», но чувствовал, что в этом слове заложено поэтическое содержание. Это слово как бы само по себе излучало его. Я долго не мог узнать значение этого слова, а все догадки ни к чему не приводили. Почему Есенин сказал «ветряной свей»? Очевидно, это понятие было как-то связано с ветром. Но как? Узнал я смысл этого слова от писателя-краеведа Юрина. Юрин приехал ко мне в деревню, и мы пошли с ним в луга, за реку. Мы шли к мостушкам по чистому речному песку. Накануне был ветер, и на песке, как всегда бывает после ветра, лежала волнистая рябь. – Вы знаете, как это называется? – спросил меня Юрин и показал на песчаную рябь. – Нет, не знаю. – Свей, – ответил Юрин. – Ветер свевает песок в эту рябь. Потому и такое слово».
Итак, СВЕЙ– это волнистая песчаная рябь, навеянная (свеянная) ветром (от свеивать). Ну, типа маленьких барханчиков из пыли, созданных ветром. Без ветра - никак!
Постскриптум
Участники коллектива продолжили творческую деятельность и после распада группы. Владимир Ананьев, например, увлёкся жанром «бард-рок». За короткое время сочинил более 300 песен, которые сам исполнил, аккомпанируя себе на гитаре и синтезаторе, стал неизменным участником «горячей десятки» музыкантов г. Казани по версии сайта «Реал Мьюзик Ру», действительным членом Союза Российских Писателей. Николай Пузанов сочинил много замечательных песен и видеоклипов на свои песни. Их творчество в виде клипов легко можно отыскать на необъятных просторах You Tube.
Александр Смирнов, Исмягиль Сепкулов, Валерий Колпаков, Николай Локай стали директорами солидных фирм, оставаясь неизменным центром притяжения других участников группы и не теряя своих музыкальных пристрастий. Огромных карьерных успехов добился, безвременно покинувший нас в 2006 году, Владимир Дятчин, работавший директором по науке крупных IT- организаций федерального покроя в Москве и в Казани. Пенсионер, а ранее успешный производственник, Владимир Зеленцов порадовал бывших сокурсников своим шансоном на встрече выпускников КАИ в 2012 году в отеле «Корстон» и участием в выступлении сборной группы «Свея» всех времён в составе Александра Смирнова, Владимира Ананьева, Исмягиля Сепкулова, Николая Клыкова. Николай, человек с художественной душой и тонким вкусом, ныне бородатый пенсионер, дед многочисленных внуков и внучек, проработав всю жизнь на "ниве" производства вычислительной техники, сохранил живой интерес к музыкальному творчеству, сочиняет песни, аккомпанируя себе на 12-ти струнной гитаре, и активно работает в Интернете, занимаясь среди прочего восстановлением истории ВИА «Свей».
ВИА "Свей" давно уже нет, но мелкая рябь на песке времени осталась. И нам, участникам этого коллектива, приятно вспомнить былое и пройтись по тёплой ряби воспоминаний босыми ногами...Под свежий ветер в лицо...
Много интересного о деятельности "Свея" найдёте в воспоминаниях басиста Николая Клыкова : http://stihi.ru/avtor/nikvs
О грустном:
Владимир Дятчин скончался в 2006, Исмягиль Сепкулов - в 2016, Владимир Зеленцов - в 2021 году. Вечная им память!
Свидетельство о публикации №115072404249
Ник Кл 03.11.2015 11:43 Заявить о нарушении
Владимир Ананьев 03.11.2015 22:59 Заявить о нарушении
Владимир Ананьев 07.11.2015 13:06 Заявить о нарушении