Всепрощающий голос любви
Любовная лирика Николая Алексеевича Некрасова вошла в русскую литературу, как единственная в своем роде лирика страдания, "проза любви"…
Кто ей теперь флакон подносит,
Застигнут сценой роковой?
Кто у нее прощенья просит,
Вины не зная за собой?
Кто сам трясется в лихорадке,
Когда она к окну бежит
В преувеличенном припадке
И "ты свободен" говорит?
Кто боязливо наблюдает,
Сосредоточен и сердит,
Как буйство нервное стихает
И переходит в аппетит?..
Некрасов обладал зрением, постоянно держащем любой предмет в фокусе, напряженным зрением, обреченным на всевиденье - это тяжелый пожизненный крест .. Его трудно представить в роли Ромео или Дон Жуана…Уродливые черты реальности не давали ему впасть в романтизм, идеализацию предмета любви. Но любовь- то жила в его сердце, душа с раннего детства искала любви. В этом видится глубинный драматизм его любовной лирики.
Друг поэта Василий Боткин писал Н.А.Некрасову "Я не знаю другого сердца, которое так же умеет любить, как твое, только ты любишь без фраз и так называемых "излияний". Пусть не всякий видит это - то и Бог с ними, кто не хочет видеть это".
От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови,
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви !
Жизнь Некрасова была посвящена русскому народу, судьбе России и это не агитка коммунистических литературоведов, хоть именно так характеризовали Некрасова учебники литературы двадцатого века, в котором было утрачено даже само имя - Россия.
В статье "Образованщина", А.И.Солженицын призывает интеллигенцию, осознать СВОЮ ВИНУ перед народом.. Эталоном такого отношения служит святая русская литература и в первую очередь- Николай Алексеевич Некрасов.
Сострадание, сформировавшееся в раннем детстве ( Мать поэта Елена Андреевна была постоянно унижена отцом, что причиняло такую душевную муку мальчику, что он сумел передать ее нам, создав поэтический культ матери и материнства) .Сострадание вело его всю жизнь. Это чувство наравне с реалистичным зрением не оставляло его и в любовной лирике, о которой здесь речь.
Главенствующее место в любовной лирике Некрасова несомненно занимает так называемый "панаевский цикл". Авдотья Яковлевна Панаева была не просто музой она была соавтором ( под псевдонимом Н. Станицкий) прозы Некрасова. Она совмещала в себе редкую красоту, которой восхищались современники от Достоевского. Соллогуба , Чернышевского ("красавица, каких мало") до Александра Дюма, и ум. Она стала роковой женщиной судьбы поэта. В лирических стихах последней поры жизни, через много лет после расставания с Авдотьей, все равно угадывается ее образ.
Отношения их были ревнивыми, скандальными, страстными:
О ты, кого я с ужасом бежал,
Кому с любовью рвался я в объятья,
Кому чистосердечно расточал
Благословенья и проклятья,-
Тебя уж нет! На жизненной стезе
Оставив след загадочный и странный,
Являясь ангелом в грозе
И демоном у пристани желанной…
Поэма "Несчастные" - о человеке, который за убийство из ревности попадает на каторгу. Некрасов, конечно, никого не убивал, но страдания ревнивца явно взяты из собственных отношений с Панаевой. Они никогда не были мужем и женой в официальном смысле .Первенец их скончался четырех месяцев отроду. Панаева писала в своих мемуарах, что тогда ее "слегка свихнуло с ума".Через семь лет у них помер второй сын.
Религиозное всесилие любви -главная нота лирики Некрасова.
Вор, злодей и буян умирает в стихотворении "В больнице" и в старой сиделке узнает свою первую любовь:
Кончилось тем, что угрюмый злодей,
Пьяный, обрызганный кровью,
Вдруг зарыдал - перед первой своей,
Светлой и честной любовью.
(Смолоду знали друг друга они…)
Круто старик изменился:
Плачет да молится целые дни,
Перед врачами смирился.
Не было средства, однако помочь…
Час его смерти был странен
(Помню я эту печальную ночь):
Он уже был бездыханен,
А всепрощающий голос любви.
Полный мольбы бесконечной,
Тихо над ним раздавался: "Живи,
Милый, желанный, сердечный!"
Все, что имела она, продала -
С честью его схоронила.
Бедная! Как она мало жила!
Как она много любила!
Принято считать Н.Г.Чернышевского глашатаем грядущей революции, его слабое в художественном отношении "Что делать?" вдохновляло Ленина на черные дела революции…Но Некрасову Н .Чернышевский писал так "…лично на меня Ваши пьесы без тенденции производят сильнейшее впечатление, нежели пьесы с тенденциею. "Когда из мрака заблужденья", "Давно отвергнутый тобой", "Я посетил твое кладбище", " Ах ты страсть роковая , бесплодная" -и т.п. буквально заставляют меня рыдать, чего не в состоянии сделать никакая тенденция.
Метания между "Чернышевским и либералами", о котором сетовал Ленин, размышляя о Некрасове - это, на самом деле, желание примирить страдания об униженных и оскорбленных с высоким искусством, в этом пронзительное родство двух русских писателей - Достоевского и Некрасова.
У Достоевского, тоже была своя роковая женщина - Апполинария Суслова…
Характерно письмо Некрасова Добролюбову, в котором видна страстная натура Некрасова и его непреодолимая зависимость от Авдотьи Панаевой:
".. Старый я дурак возмечтал о каком-то сердечном обновлении. И точно, четыре дня у меня малиновки пели на душе. Право! Как было хорошо! ..Во-первых, девушка…оказалась порядочной женщиной - вот и беда!. .Польстилась на мои сладкие речи - а я куда как был красноречив! - она бросила человека, который ее обеспечивал ( дуре-то всего 19 -й год - это так скоро свертелось, что я и не ожидал, а то бы, я думаю, сам отговорил ее).Ну ,а теперь уже бродит мысль: зачем я все это затеял?
…Напишите м не что- нибудь об Ав. Як. Вы, верно, ее скоро встретите. (…)Без сомнения, наиболее зла сделала мне эта женщина, а я только минутами могу на нее сердиться. Нет злости серьезной, нет даже спокойного презрения. Это, что ли ,любовь? Черт бы ее взял!..."
Роковая привязанность к одной женщине роднила Некрасова с главным другом его жизни, с Тургеневым. Иван Сергеевич Тургенев был Некрасову почти братом. Они ездили на охоту, охота сближает людей, приобщает их к некоему Ордену, где невозможно предательство, но и невозможно без соперничества… Русской литературе они оставили "Записки охотника" и в стихах и в прозе "Орина , мать солдатская", "Крестьянские дети", "В деревне"- охотничьи рассказы Некрасова. Панаева сравнивала любовь Некрасова к Тургеневу с "почти родительским чувством- нежным и опекающим". Личная драма Тургенева (приживал при семье Полины Виардо) близка была любовной драме Некрасова(формально он -муж чужой жены).Тургенев пишет ему в письмах о "крепостной зависимости" от женщины..
Не знаю, сколько в вас печали,
Но деспотизму нет конца…
Это уже при разрыве, из стихотворения "Слезы и нервы"
Трудно теперь определить кто прав в этих отношениях, которые длились почти 17 лет, кто виноват. Об этом многие рассуждали в ту пору и позже… А.Я. Панаева , видимо, в сердцах, уничтожила их переписку…
"Плачь, горько плачь, их не напишешь вновь"
-сказал тогда поэт.
Разрыв произошел у Некрасова и с главным другом, Тургеневым, разрыв, который очень тяжело дался Некрасову.
Дружба Некрасова - это нечто большее, он искал в дружбе единения, родства душ. Так он сдружился с Добролюбовым в годы своего одиночества. Только ему, по сути, мальчику (Добролюбов моложе Некрасова на 20 лет), он писал о своих любовных увлечениях…
Некрасов видит в Добролюбове нового Белинского, ( ему поэт написал "Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…") способного влиять на общественное сознание кардинально.
Некрасов мечтал передать ему журнал "Современник". Пытался его вылечить, отправлял на заграничные курорты… Но мечты рухнули, остался холмик на Волковом кладбище, над которым Некрасов произнес прощальную пронзительную речь. Добролюбову было 24 года…
Мать - Отчизна! Дойду до могилы,
Не дождавшись свободы твоей!
Главенствующее чувство всего творчества Некрасова - жалость, та Жалость о которой великий мыслитель Владимир Соловьев писал, что именно она связывает человека со всем другим миром, а стыд рознит нас с животными…
Кнут явлен в стихах Некрасова, как образ тупости человеческой, окамененного нечувствия.
Под жестокой рукой человека
Чуть жива, безобразна тоща,
Надрывается лошадь - калека,
Непосильную ношу влача.
И сцена избиения женщины кнутом,-
Вчерашний день часу в шестом
Пошел я на Сенную,
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую…
Будничность интонации с одной стороны и трагизм события с другой, возводят стихи эти почти в уровень евангельский. И уже представляется, что бьют саму Матерь Божью, и задыхаешься от зла, в котором мир лежит.
…бьет по плачущим кротким глазам….
Некрасов видит ЛИЦА в толпе, далекой от культуры, от образованного слоя…Личность - в мужике, он всю жизнь прислушивался к его голосу. Прислушивался, как бы предчувствуя грядущую трагедию, таящуюся в пропасти между дворянством и народом .
Не гулял с кистенем я в дремучем лесу,
Не лежал я во рву в непроглядную ночь,-
Я свой век загубил за девицу - красу,
За девицу - красу, за дворянскую дочь…
А знаменитое: "Еду ли ночью по улице темной…"
Замуж пошла ты - другого любя.
Муж тебе выпал недобрый на долю:
С бешеным нравом, с тяжелой рукой,
Не покорилась - ушла ты на волю,
Да не на радость сошлась и со мной…
Здесь не просто описание жизни т.н. "социальных низов", здесь - вмещен целый Роман.
Авдотья Панаева так и не стала официальной женой поэта, окончательно они расстались в 1865 году. Панаева оставила Воспоминания, написанные не без блеска…Она вышла замуж, родила дочь, известную в русской литературе под именем Авдотья Нагродская (писательницей она станет уже после революции, в эмиграции).
Был у Некрасова "роман" с актрисой французской труппы Михайловского театра Селиной Лефрен…В это время Некрасов пишет поэму "Балет", являя в ней недюжинные знания театра .В какой-то момент она осталась навсегда в Париже и писала Некрасову "Мой друг, я бы хотела тебе быть приятной и полезной, но что я могу сделать для этого? Не забудь, что я все твоя. И если когда-нибудь случится, что я смогу тебе быть полезной в Париже…"Они расстались, но в завещании Некрасов не забыл и ее, оставил ей десять с половиной тысяч.
В 1870 году он встретился с девушкой - ей было 23, ему 48.Феклуша не имела никакого образования, самого низкого происхождения. .Говорили, что он чуть ли не взял ее с улицы, другие свидетельствуют, что до Некрасова она жила с купцом Лыткиным.. .Материализовались его давние стихи :
Когда из мрака заблужденья
Горячим словом убежденья
Я душу падшую извлек,
И вся полна глубокой муки,
Ты прокляла, ломая руки,
Тебя опутавший порок…
………………………………..
Грустя напрасно и бесплодно,
Не пригревай змеи в груди
И в дом мой смело и свободно
Хозяйкой полною войди!
Она и вошла в его дом полною хозяйкою под именем Зинаида Николаевна.
"Она была такая молодая и веселая, что и Николаю Алексеевичу и нам всем около нее весело было,-
Вспоминал старожил из Карабихи.
1870 году Некрасов посвящает ей поэму "Дедушка", Поэт, не имевший детей, испытывал к ней и отцовские чувства,- "Вырастишь, Саша, узнаешь." История их любви, это история Пигмалиона .Он занимался с ней грамматикой, научил вычитывать корректуры. .Он наряжал ее.
"Я помню голубоглазую блондинку, с очаровательным цветом лица, с красиво очерченным ртом и жемчужными зубами. Она была стройно сложена, ловка, находчива, хорошо стреляла и ездила верхом так, что иногда Н.А. брал ее на охоту"- так вспоминал племянник поэта.
Но любовная лирика молчала в эти годы…
В 1872 году он пишет поэму "Русские женщины" . Для Некрасова бесспорен именно подвиг женщин декабристок …
Ужасна будет, знаю я,
Жизнь мужа моего.
Пускай же будет и моя
Не радостней его!-
Говорит Екатерина Трубецкая губернатору Иркутска, который пытается отговорить ехать ее в гибельный Нерчинск…
Любовь как подвиг, как высший долг - эта мысль вела и женщин ХХ века, воспитанных на творчестве Некрасова…,принимавших на себя вслед за декабристками, еще больший крест. Они не отрекались от мужей и попадали за колючую проволоку на десятилетия, только за верность мужу.
…Невольно пред ним я склонила
Колени,- и, прежде чем мужа обнять,
Оковы к губам приложила!..
В1874 - возникли три Элегии, но и они были посвящены не заботливой жене, а все той же роковой Панаевой.
Венчался Некрасов с Зинаидой Николаевной уже у смертного одра(в гостиной поставили алтарь, и водили вокруг под руки умирающего поэта) . Зинаида осталась верна ему до могилы своей, до могилы не снимала траур…
" Пододвинь перо, бумагу, книги…",-
Обращался он к своей единственной венчанной жене Зинаиде Николаевне слабеющим голосом, но сил уже не было…
"Цель и смысл жизни - любовь".- писал когда -то Николай Алексеевич Некрасов в письме молодому Льву Толстому..
Екатерина Маркова
Свидетельство о публикации №115072402600