Украдкой

Украдкой смотрит
месяц на мою красу ...
Нравится, шалун?


Рецензии
Это - хокку. Отличное хокку!

Витя Беляев   20.07.2015 01:00     Заявить о нарушении
Канонам не соответствует, только количества слогов придерживаюсь ... Может, псевдохокку или недохокку назвать, чтобы знатоки не волновались?)))

Анна Рыбба   20.07.2015 07:22   Заявить о нарушении
Попробую рассмотреть все каноны
1.Общий канон. Хайку – национальная японская форма поэзии, жанр поэтической миниатюры, просто, лаконично, ёмко и достоверно изображающий природу и человека в их нерасторжимом единстве.------------------------------------------------------------------------------
- Безоблачная, звёздная ночь. Наблюдатель – человек – испытывает необыкновенно нежные и взрывные (на контрасте) чувства, глядя на месяц. Налицо нерасторжимое единство+!
2. Классический размер – выдержан+! Внутренне хайку делится, как правило, на две смысловые части 12+5 или 5+12.--------------------------------------------------------------------------Смысловые части 12+5 и пауза – выдержаны++!
3.Как правило, в одной из этих частей содержится «киго» – сезонное слово или словосочетание, дающее понять, в какое время года происходит действие стиха. Это может быть прямое указание на сезон – «осенний вечер», или же слово, за которым «закреплено» то или иное сезонное значение, например, «луна», «ирисы», «краб» и т.д. ----
- Считаю, что одно слово, за которым закреплено указание, сильнее и глубже, чем прямое указание на сезон++!
4. Хокку должно обладать недосказанностью, незавершенностью, многосмысленным толкованием и тем самым побуждать читателя к сотворчеству в процессе развертывания цепочки образов. Всё это есть+++!

А далее привожу вкратце выдержки из статьи об японском Хайку, где также все каноны выдержаны(частично дополненные рецензентом по ходу) :
5. Показывайте, а не рассказывайте!
Рисуйте картину, показывая самый минимум, но закладывайте в него толику смыслового пороха. Акцентируйте внимание на одной-двух взаимосвязанных деталях так, чтобы можно было, ухватившись за кончик нити, размотать весь клубок. Читатель сам должен задать внутри себя вопрос «Почему?» или «Зачем?» и сам же найти ответ.
6.Чувство не должно непосредственно выражаться во внешнем облике хайку, его не описывают и даже не называют, а только показывают его проявления.
7.Пишите о реальных, а не выдуманных событиях, используйте простые слова
Не надо говорить высокопарно, пафосно или использовать «словечки», понятные только вам. Показывайте все таким, какое оно есть. Но соединяйте образы внутри хайку так, чтобы они могли задеть, тронуть читателя, заставить его задуматься. Представьте, что вы режиссер кинокартины, и все, что у вас есть – это три мгновенья и изображения, которые можно снять без спецэффектов; еще у вас есть запахи, прикосновения, тепло, холод, боль – все то, что можно почувствовать органами чувств…
8. Важные принципы поэзии хайку – недосказанность, многозначность и послечувствование.
Автор хайку не называет чувство, а вызывает его, подталкивая читающего к развертыванию своей цепочки ассоциаций. При этом созданный образ должен сам срезонировать с сознанием (или подсознанием) читающего, без объяснений и разжевывания.
Интуитивное проникновение за видимую и осязаемую грань мира обеспечивается благодаря предельно точно отобранной мере недосказанности, пустоты вокруг конкретных штрихов показанной обыденности в трех строчках хайку.
Хайку через слова должно подводить к воротам познания, после которых сами слова становятся ненужными и случается внутренняя пауза внесловесного интуитивного познания. Хайку как поэзия использует слова языка, чтобы выйти в пространство не-языка. (Согласно доктрине молчания в дзэн, оказавшему влияние на поэзию хайку, слово является несовершенным средством связи, оно может только подсказать, намекнуть.)
9. После прочтения читатель должен пережить эмоциональный отклик, после которого второй волной начинают развертываться ассоциации на основе личного и, возможно, внеличностного опыта.
Не давайте читателю готовый БигМак, пусть ингредиенты вашего хайку будут свежими, полными энергетики естественности и пусть соединяются они только в сознании читающего.
Полнолуние.
Когда бы та, что бранила меня,
Была сегодня со мной...
(ИССА)
10. Используйте прием контраста и противопоставления –
объектов, планов, явлений, ощущений...
Грузный колокол.
А на самом его краю
Дремлет бабочка.
(БУСОН)
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- В вашем хокку контраст ещё более значимый – это контраст японского и русского менталитетов. Возникают ассоциации с нашими анекдотами и былью о «рогоносцах»+!
11. Сопоставляйте, сравнивайте
Размещайте рядом родственные объекты и явления. Только забудьте про слова «как», «будто», «словно», «похож» – просто находите те точки времени и пространства, где совпадение случается само.
Оскалив белые зубы,
Обезьяна хрипло кричит…
Луна встает над горою.
(ТАКАРАИ КИСАКУ)
12. Прием общей строки
Вторую строчку можно читать и с первой и с третьей:
полнолуние
меж балконных прутьев
кошачья морда
(ЛЕОНИД ПОПОВ)
13. Аллюзии, литературные и культурно-исторические ассоциации
Сон или явь?
Трепетанье зажатой в горсти
Бабочки...
(БУСОН)
«У Бусона это осязаемо достоверное ощущение зажатой в горсти бабочки, но эта конкретная бабочка может восприниматься шире – как человеческая жизнь вообще, а у более подготовленного читателя слова «сон» и «бабочка», поставленные рядом, неизбежно вызовут ассоциацию с известной притчей Чжуанцзы. Тому однажды приснилось, что он бабочка, и, проснувшись, он не мог понять – то ли он Чжуанцзы, которому приснилось, что он бабочка, то ли он бабочка, которой приснилось, что она Чжуанцзы. Таким образом, смысл стихотворения все более и более расширяется – так брошенный в воду камень оставляет после себя расходящиеся в стороны круги на воде». (Т.Соколова-Делюсина. «Японская поэзия»).
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
- В вашем случае – аллюзия на русский менталитет+!
14.Необычное в привычном
Старайтесь показывать необычное в привычной ситуации. У средневековых японских хайдзинов много трехстиший, построенных на этом принципе, часто сопровождаемых восклицанием, например: «и вдруг – глициний цвет».
А ведь раньше не было
Возле Фудзи этих гор!
Ясный вечер осени.
15.«Четвертая строчка»
Желтая бабочка
Вспорхнув улетела. Пора
Готовить обед.
(КИЦУНЭ)
«Желтая бабочка…» Желтый – цвет разлуки. «…бабочка…улетела».

На поверхности простой смысл – отвлеклись, а теперь за работу. Но посмотрите на четвертую строчку – «улетела пора». Пора ли юности, игры, любви, жизни – каждый чувствует по-своему. Это объем (свободная вариативность восприятия). Неспроста Кицунэ оставила слово «пора» на второй строчке. Важными являются и авторские знаки препинания. Они дают первоначальное естественное прочтение. Когда читатель превращается в хайку-читателя, он начинает видеть и четвертую строку и всевозможные смыслы (убирая все знаки препинания при чтении). При повторном прочтении подготовленный читатель увидит еще одну вариацию:
желтая бабочка
вспорхнув улетела пора
готовить обед
Вместе с бабочкой улетела и «пора готовить обед». Удивительное перевоплощение наречия «пора» в существительное.-----------------------------------------------------------------------украдкой смотрит
месяц на мою красу
нравится шалун
-вот вам и 4-я строчка: «украдкой смотрит на мою красу – (мне) нравится!»
17. Ищите тайну. Недостраиваемый мост
Когда в хайку сополагаются или контрастируют два понятных образа – с этим все ясно, мост строится и дает нам перейти из одного видимого пространства в другое. Но бывают хайку, в которых виден только один берег – тот, с которого все начинается, на котором стоит один конец моста. Другой же – теряется в загадочной дымке Недовысказанного в стихе. Мы можем только почувствовать глубину и манящую красоту бытия сквозь умело созданные междустрочия хайку, разложить же на составляющие неуловимый аромат, витающий вокруг такого стиха – так просто не удается, его можно только вдохнуть... Надо очень пристально, нежно и глубоко, почти медитативно внимать миру, природе, своей душе, и тогда, быть может, смотрящему да откроется...
Благоуханное платье
Брошено на пол небрежно.
Весенние сумерки.
(БУСОН)

ЛИЧНОЕ РЕЗЮМЕ: - хайку(хокку) не просто отличное, а СУПЕРРР!!!
P.S.( из представленных в примерах хокку о луне, на мой взгляд, ваше - лучшее)

Витя Беляев   20.07.2015 20:54   Заявить о нарушении
А вот все остальные хокку от 19 июля 2015 г., прочитанные мною - это псевдохокку...Мысли в размере 5-7-5. Хотя сами мысли - хорошие и отличные!

Витя Беляев   20.07.2015 21:00   Заявить о нарушении
Прочла - честно! Луна и месяц - не одно и то же для восприятия ... Про Луну у меня http://www.stihi.ru/2015/05/16/3605 Приятный "хокку-ликбез"!)))

Анна Рыбба   20.07.2015 21:04   Заявить о нарушении
Это не ликбез, а моя развёрнутая рецензия к первоначальной...с примерами из ликбеза, конечно. Луна и месяц - да, согласен...Но планета - одна.

Витя Беляев   20.07.2015 21:12   Заявить о нарушении
А вот насчёт "планеты" - маху дали! Она же - спутник!)))

Анна Рыбба   20.07.2015 21:14   Заявить о нарушении
Земля - тоже спутник...

Витя Беляев   20.07.2015 21:20   Заявить о нарушении
Всё относительно, Витя ...)))

Анна Рыбба   20.07.2015 22:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.