Флоренция. Христос, сходящий в ад
В 1842 году Ганс- Христиан Андерсен написал сказку, которую назвал "Бронзовый кабан (быль)".
Знаменитый сказочник счёл нужным подчеркнуть, что это именно быль, поскольку пишет он в ней о реальных людях.
Вкратце – это рассказ о маленьком оборванце, который становится известным художником.
Единственной сказочной линией сюжета является необычайное ночное путешествие маленького нищего верхом на бронзовом Кабанчике, который сначала показывает малышу знаменитые скульптуры и картины во дворце Уффицы, а потом скачет с ним к базилике Санто-Кроче - церкви Святого Креста.
Впрочем, Андерсен даёт читателю понять, что путешествие на бронзовом Кабанчике просто приснилось малышу, который в холодную зимнюю ночь уснул на спине бронзового зверя…
Как он даёт понять, что это был только сон?
Очень просто, вот цитата, дающая ответ:
"Они вступили в большую галерею, хорошо малышу известную – он и прежде там бывал; на стенах висели картины, тут же стояли бюсты и статуи, освещённые, словно в ясный день; но прекраснее всего стало, когда отворилась дверь в соседнюю залу; конечно, малыш помнил всё здешнее великолепие, но этой ночью тут было особенно красиво."
Опускаю здесь описание того, что увидел малыш в "соседней зале" – скорее всего эта зала является знаменитой "Трибуной" – интересующиеся могут прочесть мой рассказ "Флоренция. Почти по Андерсену", в котором очень подробно написано об этом.
Сейчас перехожу к главной теме настоящего репортажа. Можно сказать, что она сродни детективу.
А в детективе очень важно ознакомиться с показаниями свидетеля, которым и является знаменитый сказочник.
Но, как и в любых свидетельских показаниях, в словах Андерсена имеются некоторые несоответствия.
Итак, говорит Ганс-Христиан:
"Впечатления сменялись, но лишь одна картина прочно запечатлелась в его (мальчика – Б.Г.) душе — на ней были изображены радостные, счастливые дети, малыш уже однажды видел их днем.
Многие, разумеется, прошли бы мимо, не обратив на картину внимания, а в ней между тем заключено поэтическое сокровище - она изображает Христа, сходящего в ад; но вокруг него мы видим отнюдь не осужденных на вечные муки, а язычников.
Принадлежит картина кисти флорентийца Анджело Бронзино; всего лучше воплотилась там уверенность детей, что они идут на небеса: двое малышей уже обнимаются, один протягивает другому, стоящему ниже, руку и указывает на себя, словно бы говоря: «Я буду на небесах». Взрослые же пребывают в сомнении, уповают на бога и смиренно склоняют головы перед Христом.
На этой картине взор мальчика задержался дольше, нежели на остальных, и бронзовый кабан тихо ждал; раздался вздох; из картины он вырвался или из груди зверя? Мальчик протянул руки к веселым детям, но зверь, пробежав через вестибюль, понес его прочь".
Мне, конечно, захотелось посмотреть на это полотно. Я буквально обыскал все каталоги галереи Уффицы, но тщетно! Ни малейшего упоминания.
Тогда попытался найти в интернете.
Открылись сведения о десятках картин с такими же или подобными названиями разных художников, но только не об искомом полотне.
Тот же результат поначалу был и на зарубежных сайтах.
Но вот промелькнуло "кликабельное" название картины в одной из заметок об Анджело Бронзино - его настоящее имя Аньоло (или Анджело) ди Козимо ди Мариано, 1503-1572, итальянский художник, представитель флорентийской школы.
Так нашёл эту картину, но не в Уффици, а в Базилике Санта-Кроче!
И почему-то на этом полотне нет мальчика "стоящего ниже", которому протягивает руку тот, который указывает на себя, словно бы говоря: «Я буду на небесах».
А ведь Андерсен написал, что видел этого мальчика!
Значит, кто-то просто отрезал кусок полотна, чтобы оно влезло в указанные церковным начальством рамки…
Но лично я думаю, что полотно это в церковные рамки вообще никак не укладывается, мы видим, что и сам ад какой-то странный, и в нём отнюдь не осужденные на вечные муки, и только дети уверены, что Христос приведёт их на небеса, а взрослые пребывают в сомнении, но смиренно склоняют перед ним головы…
И последняя загадка, почему и за какие грехи в ад брошены дети?!
На моём коллаже: картина в том виде, в котором она находится в базилике Санта Кроче; "ключ" к картине с именами персонажей; таким видел главный фасад базилики Андерсен; так выглядит этот фасад работы архитектора Николо Матаса сегодня.
Свидетельство о публикации №115071806449
И пожелать хорошего успешного дня.
Блантер Татьяна 19.07.2015 05:58 Заявить о нарушении
Борис Готман 19.07.2015 07:01 Заявить о нарушении