Экспертный обзор. Евгения Райзер. Июнь-2015
Попытаюсь на примере своей десятки объяснить эту точку зрения.
Мне прислали стихи без имён*. Выбирала сначала, не зная автора. Но мне очень важно прочесть и другие стихи, чтобы почувствовать человека, увидеть взаимосвязь "всего со всем".
1. ЕЛЕНА СЛОБОДСКАЯ «Горизонт»
http://www.stihi.ru/2015/06/02/8228 отборочный тур для резидентов
Не зажигай в вечерней бане свет, -
окно глядит на запад - по канонам.
На небе, по невидимому склону,
одноколесный мчит велосипед.
Слегка ворчит покладистая печь, -
многоголовый огненный детёныш
пригрет в груди. Он сыт. Его всего лишь
тебе придётся тщательно стеречь.
Плесни воды из медного ковша,
и зашипят встревоженно каменья.
Белёсый пар рубахою нательной
опустится на плечи не спеша.
И в воздухе, который не вдохнуть,
а выдохнуть, тем более не в силах,
заговорят древесные распилы,
вода, смола и каменная суть.
Попробуй разглядеть, что там, в углу,
застыв на слабых нитях паутины,
висит комар. Его сухую спину
продело время в вечную иглу.
А за окошком шает горизонт.
В одно мгновенье черная заслонка
закроет свет. На выгоревшей кромке
погаснет ослепительный узор.
Не различить знакомые места.
Превозмогая небо, тьму и время,
побеленные старые деревья
несут пролёт вселенского моста.
У Елены многие стихи отличаются сильными метафорами. Она знает, что делать с тропами как элементами художественного мышления. Почти в каждом её стихотворении - ярком, красочном - можно встретить разные элементы: метонимия, метафора, синекдоха и многие другие. Язык спокойный, классический, нет стилистических ошибок, всё очень гладко. Так гладко, что хочется споткнуться)). Немного добавить бы перцу, ну совсем чуть-чуть. Стихотворение понравилось, немного не мой вкус, но не отметить не могла. Вкусные, сочные метафоры! Оно грамотное по всем канонам стихосложения. Линейная логика здесь налицо. Автор пишет текст, стихотворение, а не наоборот. Очень хороша концовка.
2. АНДРЕЙ ПШЕНКО «Сестричка»
http://www.stihi.ru/2013/05/18/1268 отборочный тур для резидентов
А белее - ну разве зима...
Вновь в халате сестричка из новых
Пациентов лишает ума
Бестолковых
Всех делов-то - колёса раздать
Со второго - попасть-таки в вену
Отчитаться в журнале и ждать
Пересменок
Всех делов - в чехарде её смен
Откликаться на имя Наташа
Говорить, что не страшно совсем
Если страшно
*****
Как тошнит от больничных гостей...
Забери... не люблю апельсины
И смотреть на меня так не смей -
Я ведь сильный
Положи мне ладони на грудь
Дай разряд чтобы выгнулось тело
Просто рядом, сестра моя, будь
В самом белом
Когда читаю такие стихи, всегда возникает сомнение. Не нравится ли оно мне по принципу "Белый Бим - чёрное ухо"? Это не то, чтобы приём, но всегда работает. Простите за невольную грубость, но, отрезая собачке лапку, всегда вызываешь массу эмоций у читателя. Болезнь, смерть, "белая палата" (про Валю, не помню, кто и когда написал, но рыдали все, стоя) - темы, вызывающие сильные эмоции или.... раздражение. Тонкая грань лежит между - настоящее горе или вывернули наизнанку от желания найти читателя. А дальше всё просто. Если текст сильный, настоящий - ты сострадаешь. И это стихи. Если чувствуешь, из чего он соткан, как сделан, на чём автор играл и зачем - новодел. Андрей Пшенко один из немногих, кто не выворачивает наизнанку себя ради зрителя. Он просто пишет, как дышит - очень органично, наполненно, сильным одним аккордом. Многие его стихи написаны одним аккордом, мощным и коротким броском. Забываешься, где ты по прочтению. Посмотрите начало:
А белее - ну разве зима...
Вновь в халате сестричка из новых
Пациентов лишает ума
Бестолковых
Ни одного лишнего слова, и сразу столько пластов, внутренних: не белая палата, белые стены создают настрой больницы, болезни, смерти, а "А белее - ну разве зима...". Как будто продолжает разговор, давно начатый. Сходу убивает двух зайцев - протягивает читателю руку, как старому знакомому, одной фразой задаёт дух, настроение, создаёт картинку. Конечно, не дай бог сойти с ума, но (извечная тема) - а кто сумасшедший там, кто нет? Бестолкового пациента "сестричка из новых" (хорошая деталь) лишает того, чего у него, у пациента, по идее, и нет, ума то бишь. Он же без ума. Безумный. Горе в этом стихотворении пронизывающее, но не трогательное, не женское, не криком рождается, а шёпотом. От которого страшно ("если страшно"), и говорить о котором страшно. Может, не безумием болен пациент, и сетричка лишает его ума коротким халатом, но разве это важно? Концовка совсем меня добила. Сестричка стала сестрой милосердия, она в самом белом, белее зимы, белее савана. Она уже и не сестричка вовсе, а (тьфу, не люблю это слово) - ангел. Но вряд ли она сострадает, в этом-то и противоречие, в этом и кульминация, в этом и сила творческой мысли автора. Кажется, будь его сестричка иной, я бы в сострадании положилась на неё. А так - никого у лир. героя нет рядом, кроме читателя. Всем советую почитать стихи Андрея - взрослого (не в годах дело), умного, талантливого.
3. БЕРТА ЛУЧЕВА «она живёт в деревне, где трава...»
http://www.stihi.ru/2015/06/01/6827 номинатор Зиновий Антонов
по случаю a.
она живёт в деревне, где трава
скорее суть, чем фон существованья,
где ласточки на сквозняке вайфая
щебечут англосакские слова.
ей двадцать два
и тень отца лишь тень,
и цвет её волос так нежно розов,
как небо по рождественским прогнозам,
когда под небом бледная нева.
рукав всегда длиннее чем рука,
а пальцы рук породисты и тонки
у дочери, у первого ребенка
рисунок век, прожилка у виска...
когда в деревне ходишь по мосткам,
засмотришься на водоросли. там
увидишь лиц и птиц, и отражений
слияние с чужим напополам.
в деревне бог... еси на небеси,
расправь над ними ангельские крылья,
чтоб снег зимой, а летом комары,
чтоб никаких особенных волнений,
и тень была легка и тень от тени
Сказала "А", говори и "Б". Стих-ие и начинается эпиграфом: по случаю а. Первая буква... Первое слово... Первое ощущение света, звука и т.д. Близко к земле, к природе, к деревне (ах, как хорошо летом в деревне! Было. Давно. Раньше. Потому что раньше было меньше, а сегодняшняя деревня, скорее, пугает), но ведь здесь не о деревне, а о детском, светлом, и об умении помнить это детское, светлое. Звуком стихотворение напомнило притчу, хотя по форме совсем не притча, но какая-то былинность в нём присутствует как некая правда, за которую хочется цепляться, за последнюю соломинку в мире, где нет фильмов типа "Дурак" (вчера посмотрела), и нет города из этого фильма. Так не бывает! нет девочек таких. Под небом не пруд, а нева. Короче, о несбывшемся, но желаемом. Напевно, красиво и нежно. Невыносимо женственное. Единственное, что лично мне режет слух, это " на сквозняке вайфая". Wi-Fi никак не подходит к общему звучанию стих-ия, простите за грубость, но вкрапление столь современного слова здесь, как корове седло. На чисто русском сегодня щебечут англосакские слова, всё больше и больше выдавливая тот русский, который можно услышать сегодня от выходца из Харбина (никогда не бывавшего в России, но родившегося там от русских родителей) чаще, чем от студента политеха. Простите за лирическое отступление. Я понимаю, что автор наверняка хотела показать противоречие между светским и не светским, между кошерным и не очень, пропасть между цивилизацией и тишиной. Готова не заметить и ангельские крылья, коими пестрит нынче поэзия, но вайфай, да ещё по-русски... Как-то не комильфо. Однако, возвращаясь к извечному "почему", мне очень явственно представилась картинка в стих-ии, очень выпукло, до ощущения песка на зубах, укуса комара и тени от руки ЛГ. Ах, как хороша ваша находка "и тень была легка и тень от тени". Вот этой находке сижу и радуюсь. Кстати, о деревне. Сидя в мотыльковом домике (а вокруг лес, и такой дремучий и страшный. И медведи ходят, каждый день по медведю, не поверите), слушая тишину, мне всё деревенское ближе и яснее, сейчас конкретно.
4. «АЛЁНА ЛЁШИНА «Её закон»
http://www.stihi.ru/2015/04/08/1909 отборочный тур для резидентов (квота Полины Орынянской)
вот девочка,
пришедшая звучать,
её слова пронзительны и кратки,
её закон - загадывать загадки
себе самой и всем,
на ком печать
всевышнего,
черны её глаза,
а голос - выше трелей человечьих,
она на звук приманивает вечность,
и вечности всегда есть что сказать
через неё...
пришедшая любить,
вот девушка, её опасны руки,
её закон – смятенье и разлуки,
ей – горевать,
и через это – быть,
вот женщина,
решившая молчать
о девочке, о вечности, звучащей
внутри нее - все чаще, чаще, чаще,
её закон – молчания печаль
но вечность прорастает, как трава, -
бесстыжая,
бессмысленная даже...
она еще надеется, что скажет,
и, может быть, поэтому - жива
Как много сказано о разделении на женские и мужские стихи. Мне кажется, такого понятия вообще нет. Есть стихи, написаны женщиной. Есть о женском. Есть по-женски. Их часто пишут мужчины. Для меня "ладошка" в стихах от автора-мужчины (на тему о себе, любимом) кажется смешной, да и остальные уменьшительно-ласкательные прилагательные не сильно красят. Но есть стихи о Женщине. Это - одно из них. Лёгкое, ажурное, трогательное по-детски, очень женственное стихотворение. Но выбрала его не за женственность. Вопреки, скорее. Приём, на котором строится текст, известен, некая трилогия: девочка - девушка - женщина. Или девочка - женщина - бабушка. Помните: девочка плачет, шарик улетел... А потом и бабушка (та же девочка), уже не плачет, ибо шарик вернулся. Проще, чище, честнее Окуджавы и не скажешь. Однако мы пытаемся время от времени на той же дуде поиграть, что не есть хорошо, но ведь можно и по-своему, как в данном случае. У Алёны получилось очень по-своему, её авторский голос звучит. Такое странное ощущение, что не всем можно приём трилогии использовать, а ей можно. Как будто она подошла к краю, за которым, не опускаясь на дно колодца, звёзды видны. Тут к месту пришла строчка из её другого сти-ия: "вкусив бессмертья, тянешься к простому". И просто (не как оппозиция сложному), и честно, и очень по-человечески понятно. Как мне понятна ваша бесстыжая вечность! Это ж надо было так к месту подобрать слово. Именно что бесстыжая, потому что ей, ЛГ, женщине в определённом возрасте (скажем, лет в 45) вечность кажется наглой и бесстыжей, а девочке она по самое по плечо, размер в размер, она с ней на "ты". Что там впереди, ей, 17-летней? Да целая вечность. И когда я слышу такое от своей старшей дочери: "Мама, да мне вечность ждать" - это типа неделю. Или "да ей целая вечность" (это аж 37), мне кажется, какая же эта вечность бесстыжая, ибо растягивается, как хочет, а проскакивает незаметно, в один день. Ну не наглость ли? Смысла в ней никакого, это тоже понимаешь позже. Вы умница! Сказать иначе: простота - сложность -- двуединая оппозиционная пара. Не хочется повторяться, но я не о той простоте, что хуже воровства, а о той, к которой приходишь через сложность. Иными словами на чёрный квадрат имел право Художник, а не Вася Пупкин.
5. ВАДИМ ВАДИМОВИЧ СЕДОВ «Закрывая тему на веки вечные...»
http://www.stihi.ru/2013/09/25/200 номинатор Наталья Крофтс
Закрывая тему на веки вечные,
опуская веки на темень млечную,
ускользая в которую шельмой меченой,
мне сказать уже совершенно нечего
сверх того, что тысячу раз говорено
о пути единого в поле воина
к потемневшим окнам, дверям затворенным
там, где девушка пела в церковном хоре нам.
Развернулись листья. Весна под окнами
отметалась лисьим щенком подопытным.
Заполняем жизни себе подобными -
до чего по-доброму все подобраны.
Да не в цели дело, а дело в способе.
У Господня Сына звезда на посохе.
Он ступает по морю, аки посуху,
на пяти гвоздях повисая в воздухе.
Как песня, на душу легло. Свободно (я бы даже сказала, нагло) размашисто пишет. Смело, уверенно, со знанием дела. Нарушая все видимые-невидимые законы той самой линейной логики (браво за это!). Всё в нём ладно, всё цельно, от рифм до фонетики в целом, оно звучит, поёт, радует слух. Но при том есть более главное и важное: мне интересно и то, как автор выражает свою мысль, и то, о чём он говорит. Мне интересен его ироничный, местами саркастичный взгляд на вещи, с лёгкостью о сложном, с улыбкой о вечном, избегая самого слово "вечность", не теряя ни композиции, ни художественной ценности (или целостности). На грани звука и смысла.
Заполняем жизни себе подобными - (ну так и хочется добавить: каждой тваре по паре)
до чего по-доброму все подобраны. - (!!! Не злой сарказм, но жёсткая ирония)
Одно из самых сильных стихотворений данного лонг-шорт листа.
6. . РОМАН ЯПИШИН «Орфей»
http://www.stihi.ru/2014/05/20/207 номинатор Андрей Моисеев
Голос данный Орфею, Орфей подарил петухам,
Что б неслись лучше куры в его раскалённом Крыму.
И теперь только феню Орфей, как законченный хам,
Почитает искусством и, в целом, сидит на дому.
Неликвидные боги ему иногда говорят:
Прогуляйся, тряхни напоследок, давай, стариной.
Только слышит он вовсе не их, а другой звукоряд
И не внемлет шуршанью богов.
Как говаривал Ной:
Бегство - лучший ответ.
Да и много ли ставить на кон?
И Орфей различает знакомый безлюдный причал,
И Харон поправляет костистой рукой балахон,
Резюмируя: быстро доплыли, накинешь на чай?
Кто не замахивался на тему «что дальше»? Что дальше будет с Золушкой после свадьбы? Что ждёт Ромео и Джульету после их счастливого венца, если бы таковой был? И почему художники, мастера избегают счастливого конца? Современный Орфей спился, судя по всему, да и Харон из страшного превратился в сказочного героя. Казалось, что автор именно об этом (очень мне так не хотелось) - не о возможных концах и концовках, а о нас, пишущих об этих многоликих вариантах. Уж сколько Харонов притаилось на авторских страницах, сколько ангелов и вечностей ждёт нас за каждым углом рифмованных строк, а Ноев сколько? А Иуд и братьев их, Авелей? Конь ты мой ретивый, Пегас хренов, избави меня от Харонов.... Короче, поверила зову крови (по принципу "мы с тобой одной крови, ты да я") и пошла по другим стихам автора. И слава богу, оказалась права. Простите, но опять-таки, одни имеют право муссировать кровь-любовь, баловаться глагольными рифмами, замахиваться на Шекспира (из фильма "Берегись автомобиля"), а другие нет. Вот можно ему про Харона, и всё тут)) Лирически отступила - дальше некуда. Человеку, написавшему следующее, многое позволено:
Великое стояние берёз.
Как этой белизной не заболеть?
Какую память принимать всерьёз,
Каких проигнорированных лет?
Прощальное петляние тропы,
От плевел отделившее зерно,
Простившее досказанную пыль
Ушедшего не дальше, чем давно.
Замри на стыке ветра и травы,
Замри под преждевременный рассвет.
Твои воспоминания равны
Костру из непрочитанных газет.
Откуда такая мудрость в 25 лет? Это не от опыта, а от таланта в чистом виде. Поэтому "богам внемлют" звучит ужасно, а "он внемлет шуршанью богов" - хорошо (как листья, шуршат себе ни о чём). Не встречала столь удачного варианта с Хароном, дать на чай. Если сами придумали, то нет слов, снимаю шляпу. Лишь когтистая рука Харона не понравилась. Предсказуемо. Холёная рука (на чай хорошо дают), ей-богу лучше. Отлично выбран и глагол "резюмирует". Сухо, жёстко, по-бухгалтерски точно выверены все слова в тексте. Поймите правильно, они такими выверенными могут и сразу приходить к человеку слышащему, а могут отрабатываться и позже, но кажется мне, Роман не переделывает стихи. Его стихи измеряются той самой пространственной логикой: связей очень много, под каждым словом - несколько пластов. Он изящно оперирует словами, он очень красиво плетёт кружево своих полотен. Возникает ложное чувство невесомости в его стихах. Тот, кто предложил данное стих-ие на конкурс, молодец. Но жаль, что не другое. Это не самое сильное у Романа Япишина (для Романа оно слишком лёгкое, слишком молодое, как вино). Напоследок одно из других, лёгких:
В твоих глазах прозрачные коты,
В твоем саду крылатые львы на ветках клена.
Тебя считают легкомысленной, а ты,
Ты - невесома.
Автор стал для меня открытием, а я всегда радуюсь маленьким и большим открытиям, и нет конца этому празднику.
7. МИРОНОВА ЕЛЕНА «Когда лампада лета догорит...»
http://www.stihi.ru/2015/02/14/11768 номинатор Юлия Долгановских
Когда лампада лета догорит.
Когда трава износится до хруста,
и облетят с деревьев словари,
переполняя тишиною русло -
ты выведешь меня из темноты,
в которой звуку некуда причалить... -
Заговоришь. Слова твои просты.
Почти неотличимы от молчанья.
Почти прозрачны. Оттого легки -
их утром слижет первый луч с предметов.
...А мы с тобой - мы будем далеки.
От тьмы.
И света.
Вот удивительное дело, стихотворение на фоне многих и многих других из всяких лонг-листов (когда-либо читаных) однозначно мною признаётся ПОЭЗИЕЙ. Это высокий полёт. А я даже не знаю, за что зацепиться мыслью. Начну с конца. Стих-ие хорошо тем, что композиция его работает на него же. Как стержень стальной, композиция держит мысль, не давая ей распаться (есть такое слово?!?) Начинается со света - лампады - и заканчивается светом или его противоположностью. Так называемая круговая композиция кажется лёгким для использования приёмом. Как бы не так. Здесь всё нанизано на тему света-тьмы. Не потому, что повторяются сами слова: свет-темнота-тьма, а в контексте. Темнота, в которой "звуку некуда причалить", - немая, чёрная, страшная. Не синоним тишине словарей, её антоним. Как бы ни был банальным весь набор данных слов, а точнее, именно поэтому они играют в стих-ии на руку автору - играя вопреки, играя по принципу противоположностей, на грани чёрно-белого. Не будь изношенной до хруста травы, не стреляла бы "лампада лета". Взаимосвязь столь сильная, что слова приобретают свой смысл (помните, "свой смысл доверишь ты предметам"), глубинный, древний. Как далеки от тьмы и света в библейском смысле герои, или они далеки от завязших на зубах истин о тьме и свете и блуждают в своём прозрачном мире. Или не прозрачном. Но это уже Булгаков. Елена, чудесное прочтение вы мне подарили сегодня.
8. ЮЛИЯ ДОЛГАНОВСКИХ «Латынь, латунь и катехизис»
http://www.stihi.ru/2015/05/09/4936 квота ГР за редактирование отб.тура мая-2015
На ухо наступил медведь,
на горло — собственная песня.
Как страшно жить! Но умереть —
страшней. Ещё страшней — воскреснуть
и вдруг увидеть без прикрас
трёх обезьян в дорожных тогах —
пустыни ртов, ушей и глаз.
...Течёт сквозь пальцы время Бога,
латунный крест роняет след —
росток травы на бледном теле,
несётся прочь велосипед,
изобретённый на неделе;
в кармане прячется рецепт —
оmnia mea mecum porto,
и где-то там, за перевёртом,
день беспощаден и свиреп.
Пора сворачивать, держись —
здесь угол прям и так эвклидов,
что своевольная планида
кромсает на косынки жизнь
от точки ‹Я› до точки ‹Нет›.
Пути опять не изменились:
вопрос — ответ, вопрос — ответ,
латынь, латунь и катехизис.
____
* Omnia mea mecum porto (лат.) — всё своё ношу с собой
Смело. Чудесная ирония. Терпеть ненавижу (как говорит моя дочь), когда себя всерьёз, о себе всерьёз, и о своём творчестве всерьёз, и слово «творчество» вкупе с союзом «моё» тоже не люблю. Вот сижу сейчас, 2 часа ночи, в мотыльковом домике (ну, я уже говорила), это веранда из сетки, в лесу. Тебя все видят, а ты никого. Звуки раздаются вполне определённые: аааааАААА!!.... мня-мня-мням... И так всю ночь. Кто-то кого-то ест. Как тут всерьёз о себе? Юлия, вы нагло играете с философией в прятки. Или в салки, неважно. Вы философствуете шутя:
На ухо наступил медведь,
на горло — собственная песня.
Как страшно жить! Но умереть —
страшней. Ещё страшней — воскреснуть.
Полюбила Вас всей душой за эти гениальные четыре строки. Готовый афоризм. Можно цитировать при случае и без. Можно вообще было дальше ничего не писать, вполне хватило бы. Но вы пошли дальше, ваше право. Мне понятна каждая строка вашей смелой мысли, каждый "перевёрт" (заметьте, не поворот, вот умница-то!) вашей наглой (простите, я с добром) фантазии. Так и вижу: несётся молодая (а кто нам считает?), красивая, яркая, возможно, рыжая, на велосипеде, который с утра изобрела, вся такая неимоверно распахнутая, открытая, солнечная, что с трудом верится последнему четверостишию, явно лишнему: какой катехизис? Какие нравоучения? Какие учения вообще здесь могут быть, если ЛГ живёт не вдоль, а поперёк. Но опять-таки, ваше право.
9. ИЗ БУРГОСА «Бруно Шульц»
http://www.stihi.ru/2015/04/20/1638 номинатор «Термитник поэзии»
Вне прошлого и зелени обоев,
вне клавесина летних вечеров
услышишь звук старинного гобоя
и руки целовать себе готов
от нежности к чему-то неотсюда,
что вписана как дремлющий мотив
в кустарную керамику посуды
и всякий домотканый примитив.
Ты - весь внутри, а смерть стоит снаружи,
и этим обеспечивая фон,
роняет молоточки зимней стужи
на самых точных буквиц ксилофон.
Ни слова зря, ни слова больше мимо,
печально всё, всего на свете жаль -
горчит под слоем сахарного грима
ветхозаветной мудрости миндаль.
Ничего не читала Б. Шульца, но он мой однофамилец (в девичестве). Однако, не о том речь, и незнание текстов ЛГ не мешает мне оценить стих-ие о нём. Оно мудрое, другого и не скажешь. И писал его мудрый человек. Мне стало сразу как-то тихо и боязно, как бы не испугать, не спугнуть чувство узнавания себя в чужом. Как будто коснулась старой картины в музее. Нет, не в музее - нашла её на чердаке, и сквозь пыль поняла, держу в руках ценность, не безделушку. Бывает такое, красивое стихотворение, но его красивость растёт именно из того сора, откуда и ты черпаешь. А тут красота другой планеты, неведомой тебе, другого мироизмерения. Время в этом стихотворении физически ощутимо, о нём не говорится - оно само говорит, как и автор не пишет текст, текст пишет его, ведёт за собой. "Ни слова зря, ... ни слова больше мимо" - о времени, а я бы сказала так об авторе. Как трогательна "неправильность" синекдохи: " печально всё, всего на свете жаль". Как горчит от шёпота как будто молитвы, неудобно, что подслушала. И даже несогласование звучит как приём, троп:
роняет молоточки зимней стужи
на самых точных буквиц ксилофон
Должно быть, на самые точные буквицы ксилофона. Или на ксилофон самых точных буквиц, где определяющее слово впереди.
Но всё это неважно. За большим не видно пятен. Типа, нет пятен на солнце)))
10. ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК "не грусти, златоуст"
http://www.stihi.ru/2015/01/06/4104 квота ГР по итогам "народного выбора" мая-2015
***
Сельская тишина - толстый бутерброд с маслом,
щедро присыпанный сахаром луговых стрекоз.
В ближайшие сто лет здесь ничего не произойдет,
в future simple тебя никто не ждет.
Только внезапно нахлынет красноватая синева вечеров
с повышенным гемоглобином,
и зашевелятся хищные звезды, задвигают клешнями -
настоящие, страшные звезды,
а не мелкое городское зверье в намордниках смога.
И луна привинчена ржавыми болтами к небесам на века;,
как баскетбольное кольцо,
и филин летит слишком низко - не достать трёхочковым броском.
Парочка поедает друг дружку под темным окном;
кожа плотной девицы с толстой косой
покрыта лунной пылью - со вкусом плохо смытого мыла;
поцелуи грубы и жадны, сладки и приторны, как рахат-лукум.
Вокруг разлито такое опьяняющее постоянство,
что ты не отличаешь дня от ночи.
И днем весь ландшафт, куда ни глянь,
голубой газовый шарф с запутавшимся воробьем;
коза улеглась на старой будке,
петух важно бродит по двору с хлястиком мозга наружу.
А по ночам упрямый мотылек
бьется головой об освещенное стекло,
как буйнопомешанный ангел в мотоциклетном шлеме
о стену.
-
Здесь революционеры впадают в спячку, как лягушки.
Здесь не имеет смысла откладывать с получки
на путевку в Египет.
Здесь все живет согласно теореме Еремы,
здесь все поддернуто дремой.
И пьянят по вечерам крепкие, как спирт, рулады сверчков;
хочешь - грильяж созвездий погрызи,
а на рассвете грубые домики примеряют дожди,
как самки гоблинов - ожерелья...
Мечты не сбылись? Ну и что?!
Ангелы на мотоциклах умчались без вас,
бросили с рюкзаками на проселочной дороге?
Жар-птицы разменялись на зажигалки?
-
Так не грусти, златоуст.
Ты - нарисованный человечек на школьной доске,
и тебя медленно стирают снизу вверх,
сейчас виден один бюст,
и уже растворяется локоть под губкой во влаге.
Жизнь не идет, а прыгает, как Царевна-лягушка,
со стрелой в толстых губах,
по-песьи тащит апорт, и вершины не взяты.
И тишина все так же неприступна, и приступ взросления длится,
спущенные колеса велосипеда шамкают
по теплой пыли, и звезда со звездой все больше молчит.
Жизнь проходит, оттесняя тебя к шумящему краю.
Господь давал помечтать,
посидеть за рулем лимузина-мира,
а затем, как щенка, бросал назад
и вставлял ключ-рассвет в зажигание...
Силлабо-тоническая система стихосложения побеждает. Пока ещё. Ямбы, хореи греют нам сердце узнаванием, и вечные споры, что имеет право, а что нет - бессмысленны. Право имеет талант, а тип организации текста - такая мелочь по сравнению с космосом. Я про космос как вид организации мысли, и о данном стихотворении как ярком примере. Космическим людям тесно в силлабо-тонике. Правда, частенько туда, в космос, лезут и те, кому далеко и до стихов Незнайки, им кажется, что так круто, модно, и можно затеряться своей несложной мыслью за ложно сложной моделью аля белого стиха.
Дмитрий космически-легко поднимает тяжёлые предметы, потому что, как вы знаете, там невесомость. За его мыслью угнаться непросто - фонтанирует. Читать Дмитрия надо медленно, вдумчиво, без музыки фоном, ночью и лучше голодным. Сигарета и кофе - допустимо. Потому что в каждой строке свой изюм. Или алмаз. Как вам хочется. Его философия не мудреца, а маленького принца, его стихи очень молодые, любопытные, вездесущие. Ему всё интересно. И читать его интересно. Как будто ты на другой планете. Уверена, что он будет меняться, и всегда в лучшую сторону. Стихи будут зреть, и однажды станут выдержанным вином. К слову, выдержанное вино - не то, которое долго держали, а произведённое по специальной технологии, из определённых сортов винограда. Я к тому, что из просто вина, продержав его пару лет, выдержанного не получится.
Много хороших стихов в Июне. Но сказали, десять. А могла бы ещё что-нибудь предложить, вне десятки, вне конкурса. Например:
«ГЕВОРК (ЮРИЙ БЕРИДЗЕ)«На двоих»
http://www.stihi.ru/2015/04/28/5145 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»
Нас с тобой не обманули –
все как обещали:
вот тебе хватило пули,
мне кусочка стали…
Оба мы легли, где вышло,
оба – небезгрешны,
над тобою плачет вишня,
надо мной – черешня…
Над тобой заплачет мати,
мама - надо мною…
Горе в доме, горе в хате –
черной полосою…
Ясное, простое, глубокое. Не взяла в десятку по причине банальной: есть некая вторичность в нём, слишком сильно, узнаваемо сильно звучит мотив, как будто старая забытая песня. Этот приём: я - ты, я - ты, мне - пуля, тебе - небо, мне --... ну и так далее. Я вижу, как автор ткал, а сей процесс должен оставаться за кадром, так, чтобы, читая, и не задумываться, из какого материла, как... Просто удивляться, не видя швов. Потом уже можно и на швы посмотреть. Но всё же ради справедливости скажу. Мне, прочитавшей много стихов, так кажется, а папе моему, не читающему стихи, показалось оно очень сильным. Вот вам и дело вкуса (тьфу ты). Или.... опыта накопленной информации.
ЛИНДА АНГЕЛИНА «Связь»
http://www.stihi.ru/2014/12/11/4100 номинатор Александр Крупинин
Посидим на веранде, мой белый светящийся ангел,
День сегодня волшебно красивый осенний в офлайне;
Связи нет в www, не хватает какого-то кванта –
Видно, важного кванта, раз дело настолько неладно;
А без этого кванта разомкнута связи цепочка,
А без этого кванта особенно грустно сегодня,
Днём нет связи, ну ладно, но даже в безмолвии ночи
Нет контакта с контактом в глобальной сети всепогодной;
Cвязи нет, милый ангел, нет межгалактической связи,
Да и много чего ещё нет, ангел мой, очень много,
Но отсутствие связи - из самых больших безобразий,
Даже больше, чем водка у нас, дураки и дороги;
Есть о чём поболтать, белоснежный печальный мой ангел -
О мечтах, например - я в мечтах безнадёжно увязла,
О физической связи, о связи экзистенциальной
И о тайной мистической метафизической связи -
А сегодня тепло и светло, ветер юго-восточный
Слабо-сильный, и я по опавшим растоптанным листьям,
И по лужам вчерашним и грязи отправлюсь на почту,
Узнавать, нет ли там для меня затерявшихся писем;
А на почте висит возле входа плакат грандиозный:
"Я в России рождён" - гордо реет печатное слово -
И под ним на столе одинокий стоит гладиолус
Из пластмассы в бутылке обрезанной от кока-колы -
"Я в России рождён, родила меня мать" - что тут скажешь?
Ну конечно же мать, не заезжий какой-нибудь дядька -
И конечно, мы крупно попали, пропали мы даже -
Однозначно в стране дураков дураками родятся;
А в стране дураков ни дорог нет, ни связи надёжной,
И как месяца два нет ни устриц здесь, ни пармезана,
Дни урезаны напрочь, бензин и овёс тут недёшев,
Даже лето закончилось непостижимо внезапно;
Дураки, между тем, не считают себя дураками,
Раз они одолели и Маркса, и Ленина с Кантом,
Кое-кто прочитал даже Поттера и Мураками,
Но не знают, что в них не хватает какого-то кванта;
Этот квант не купить и не вшить дуракам в организмы -
Исторический сбой, изоляция, мрак, несвобода –
И откуда нам знать, дуракам, о простом гуманизме,
Если в генах у нас страх и нравы вороньей слободки?..
И не вздумай, подруга, сюда прилетать из Нью-Йорка -
Испарилась страна детских сказок пока мы моргали -
Здесь остался безгубый и мёртвый слепой Бедный Йорик,
Заменивший куда-то уплывшую фата-моргану;
Из окошка глядит на меня белоглазая тётя,
Долго вертит мой паспорт, сверяя прописку и фото -
"Пишут вам" - говорит, и сочувствует, мол, недотёпа,
Ждёт как дура, что может, напишет ей что-нибудь кто-то -
"Так что смело идите домой и, возможно, что скоро -
Через день или два, или год, не скажу, через сколько -
Вам напишут" - и смотрит с такой невозможной тоскою,
Даже, можно сказать, со вселенской всей болью и скорбью;
По дороге домой покупаю себе шоколадку
За пятнадцать рублей в магазинчике старом на горке -
Пусть хоть сладко мне будет, коль всё так выходит нескладно,
Пусть хоть сладко мне будет, раз всё так мучительно горько...
:(
Ну зачем этот антисмайлик в конце? Умный читатель не нуждается в музыке для фона, для создания соответствующего настроения. Автор остаётся за кадром, он вне стихотворения, процесса его написания. Он создаёт, но другими средствами, художественными. Это могла быть замечательная притча, где неважно как зовут героиню - Ольга, Наталья, Маргарита, Мария, Кармен.. А притча должна быть сдержанна и лаконична, лишние слова, лишняя информация портят её. Не дают читателю самому увидеть, что там за соседним забором. Вы бы намекнули на забор, на картинку за ним, а мы бы дальше пошли. Один эпизод, героиня идёт на почту. Много чудесных деталей, создающих полотно. И дорога, и тётя в окошке, и её тоска вселенская - замечательны.
А в стране дураков ни дорог нет, ни связи надёжной,
И как месяца два нет ни устриц здесь, ни пармезана,
И вдруг устрицы. Хочется сказать, ну какие устрицы, какой нафик пармезан?!? Откуда он вообще мог взяться там, где связи нет? Зачем эти детали для выражения бездорожья, оборванности связи? Короче, здесь наблюдается многословность, обильность тем. Не успеешь зацепиться за тему связи, вы начинаете тему дураков и большой политики, и туда же Йорика (его за что?). В притче же иначе: соседка Оля вышла на кухню, детали её одежды, лицо, лёгким штрихом, не называя вещи своими именами, рождается история про Олю, всё лаконично, кратко. Можно добавить Васю, Машу, кого угодно, они, скажем, жители комуналки, и эта тема их объединяет, а через маленькое - общее, глобальное, типа за каждой комуналкой - вся страна, но об этом читатель должен догадаться, а не автор ему в конце рассказал. Мир условен в притче, и именно из неё рождается формула жизни. Мне не хватило лаконичности, не о размере текста говорю, о выборе средств его создания. Но при этом мне понравилось, иначе бы не стала так долго и много.
МАРИЯ ХАМЗИНА «Прощание»
http://www.stihi.ru/2015/03/02/5488 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»
Да, извини, я сегодня сижу без света. Кончился как-то разом, и все, гуд бай. Бог позвонил – мы встречаемся этим летом. Хочешь застать меня – в августе приезжай. Ладно, мы оба в будущее не верим. Как утверждают – творческий взгляд на мир. Все отнимает поиск зеленой двери, смысла, абсента, безумия и взаймы. Свет не включают. Это конец, пожалуй. Грустная сказка, затянутая петля…
Ты не узнаешь, как я к тебе бежала.
Как я просила, господи, унижалась,
Как я…Прости. Я все-таки не сдержалась. Трудно держаться в границах небытия. Ты принимай меня – только не слишком часто, капель по восемь, вечером, натощак. И навести меня. Двадцать седьмой участок, за поворотом…Впрочем, не навещай.
Зацепило. Рикошетом. Помните, в начале говорила о литературном приёме "Белый Бим - чёрное ухо"? Запрещённый приём. Жалости и сострадания хоть отбавляй по прочтении, но есть и ощущение игры на запрещённые темы, есть чувство, что автору себя очень жалко. Таковыми являются смерть, будь то твоя или близких. И вот здесь я смело добавлю: для меня, на мой вкус, на мой взгляд и прочее очевидное. Но если уйти от темы, то стихотворение хорошее. Возможно, мне показалось, что вы - очень молодая девушка, не нюхавшая смерти, так легко о ней, так невозможно беззаботно, как могут о смерти писать молодые люди не полных девятнадцати лет. Как в детстве девочка пугает маму: "не пустишь на танцы, выпрыгну из окна". Так юная дева пугает кавалера: "Умру, вот тогда поплачешь на моей могилке". Но если я ошибаюсь, то не слушайте меня. Пишите, как велит Вам ваша природа.
Кстати, в лесу всё тихо. Все доели своих оппонентов. Заснули еноты, скунсы, барсуки, медведи, мышки и лани. Тихо, как в аквариуме. Вселенская такая тишина, Тютчевская, космическая. Звонкая. Это ваши стихи, ваши голоса, ваши звонкие талантливые голоса Спасибо!
----------------------
* При публикации обзора были добавлены полные ссылки на стихотворения в лонг-листе. – ГР БЛК
Свидетельство о публикации №115071708066