Роза мира о рабочем классе!

               

  «…. А рабочий класс? Я живу в стране, где рабочий класс остаётся гегемоном уже пятое десятилетие. Что же создал он, кроме всё тех же ценностей материального ряда да всевозможных технических, производственных усовершенствований? Скажут, может быть: а как же вся рабочая интеллигенция, то есть выходцы из рабочей среды, становящиеся инженерами, экономистами, юристами, учёными, литераторами? Но это – не рабочий класс: это – те, кто его перерос, кому нечего больше делать в этой среде и кого навсегда отделили от этой среды и характер деятельности, и круг интересов, и материальные условия жизни. Монах, расписывавший фресками храм, оставался монахом; помещик, писавший у себя в усадьбе или в своём городском доме романы, поэмы и картины, оставался помещиком; буржуа, посвящавший свой досуг искусству и науке или предававшийся меценатству, оставался буржуа; и крестьянин, сочинявший былины или расписывавший утварь, оставался членом своего класса. Но рабочий, становящийся интеллигентом, тем самым перестаёт быть рабочим. И того, что создала эта интеллигенция, не приходится принимать к рассмотрению, когда мы говорим о том, что создал этот класс как таковой.
Духовной – в точном смысле слова – продукции рабочего класса не существует вообще; его интеллектуальная продукция ничтожна. Рабочий класс – не венец человечества, а его трагедия, его memento mori*, грозное напоминание о том, что миллионы людей, потенциально ничем не отличавшихся от остального полноценного общества, осуждены этим обществом на духовное скопчество, на культурное вырождение, смягчаемое лишь тем, что эти несчастные в подавляющем большинстве сами не понимают всего ужаса своего положения. Утратившие связь с матерью-землёй и не вознаграждённые за это приобщением к мировой культуре, психически искалеченные вечной вознёй с машинами, эстетически колеблющиеся от красот индустриального пейзажа до частушки и пошлой олеографии, эти люди становятся жертвами одуряющей скуки, как только оказываются наедине с самими собой. Они, как огня, боятся тишины, ибо тишина ставит их лицом к лицу с их душевной опустошённостью. Природа для них мертва, философия – смертельно скучна, искусство и литература доступны им лишь в самых сниженных своих проявлениях, религия возбуждает в них лишь высокомерную насмешку невежд и только наука вызывает чувство инстинктивного уважения, как нечто, бесспорно высшее, чем они. Их отдых – карты, водка, домино, спорт, примитивный флирт да кинематограф. И пусть не лгут, будто я клевещу на этих людей: им слишком долго кадили фимиамом, их растлевали потоками демагогической лести и лжи; приходит время, когда перед ними поставят их собственные, ничем не разукрашенные портреты».

  Автор, Даниил Андреев, немало претерпевший от советского режима, свою обиду и вину за это возложил на рабочий класс, обвиняя его в бездуховности.  Но среди феодалов, и среди буржуа, и среди  крестьян и рабочих творческим началом  всегда обладали лишь единицы.  А реализовать это свое творческое начало могли очень редкие люди,  которые обладали для этого свободным временем  и жизненной сверхзадачей.  И это совершенно не значит,  что все остальные не творческие люди не участвовали в этом процессе непосредственно или опосредованно. Собор Петра Великого строился 800 лет. Грандиозное сооружение человеческого Духа. Кроме Римских Пап, принимавших  решение и утверждавших  каждый частный шедевр в рамках этого строительства, здесь работали тысячи  людей мастеров своего дела.  Так, как автор,  может рассуждать только человек, в своей жизни не державший  в руках никакого инструмента,  кроме пера и бумаги. А ведь человечество для труда создало десятки тысяч различных инструментов, овладение которыми тоже творчество. Я уж не говорю о конструкторах,  которые творили и творят  на базе своего мощнейшего интеллекта. А ведь многие из самых талантливых начинали как раз в среде рабочего класса. И плоть от плоти из этой среды. Обеднять трудовой народ,  создавший нашу цивилизацию, поддерживающий ее своим повседневным трудом бескорыстно и без вшивых амбиций,  может только человек,  обиженный судьбой, но в душе мнящий себя  общечеловеческим лидером. Хочется напомнить здесь изречение Соломона: «И еще довелось мне увидеть под солнцем, что не быстрым – удача в беге, не разумным богатство, не храбрым -  победа в битве и не мудрым и сведущим  благословение, но срок и случай постигают их всех!»  Как говорит индийская мудрость: « Работай, а если  нет тебе награды, не твоя в этом вина.  Автору «Розы Мира» много пришлось испытать в жизни. Но это испытание дано именно ему и никому другому.  Возлагать ответственность на кого-то за это испытание,  значит не принимать, а отвергать свою судьбу, и ждать подобного испытания вновь.  Автору бы задуматься над тем,  кто же и почему так ожесточил этот рабочий класс…? Кто же устроил ему тысячелетиями беспросветную жизнь…?  И кто же научил его стать Гегемоном…? Кто это там кричал из-за ветвей?:  «Жираф большой , ему видней…».
 Результатом духовных отношений стал интеллект человека,  проявления которого бесконечно разнообразны. Создание всевозможных материальных благ,  которым занят рабочий класс и крестьянство,  творческая интеллигенция…,  лишь малая часть труда интеллекта.  Считать эту деятельность духовным скопчеством, духовным вырождением..., трагедией человечества…, по меньшей мере наивно, а по большей мере обычная глупость самовлюбленных людей,  возомнивших себя, именно себя, пупом земли.  Мысль человеческая потому и называется «МЫ-сль»,  что имеет всеобщий характер,  хотя и часто приходит в мир через личный проводник. Механизм мышления простой – при наведении  поля на плазму, в плазме возникает ток, а вот в какие формы трансформируется этот ток,  зависит от проводника, т.е. конкретного человека.
Неисповедимы Пути Господни.  Развитие и Творчество человеческого Духа происходит в разных сферах духовной и материальной жизни человечества, в целом в бытие…, и через битие, и через питие…, и даже игра в карты  требует высочайшего мастерства.  Миллионы людей трудятся на разных нивах духовной жизни…. Строят и развивают социум,  а вместе с ним возможности духовные и физические человека.  Это наше всеобщее достояние.  Спорт неизмеримо расширяет наши физические возможности, наука- интеллектуальные и сферу наших знаний о мире…,  религия занимается нашим нравственным воспитанием и духовным совершествованием…»Рабочий класс - не венец творения,  а его трагедия…» - говорит обиженный  автор.  Ну, конечно же, не венец…, как и сам автор….  Но вот в Якутске вышла из строя котельная и полгорода остались без света и тепла при 55-градусном морозе.  Полопались трубы, батареи … Рабочий класс своим беззаветным трудом, вернул город к нормальной жизни.  Люди труда: и рабочие, и крестьяне, и интеллигенция, и буржуа… все они не лишены Духовности,  если трудятся на общее благо. Духовность – естественное проявление  всего живого на земле. Измерить ее пока нет возможности. Но,  иной крестьянин более духовен, чем признанный церковный авторитет  или графоман-интеллигент.  Духовность и Функциональность никогда не были и никогда не будут антиподами. Всякая функциональность   живет и развивается благодаря сознательному духовному и физическому  труду. Если функция выполняется  человеком бессознательно, это не прибавит ему духовности, кем бы он ни был: рабочим ли, или деятелем искусства, политическим ли или духовным лидером.
Мудрость природы проявляется во всем, в т. ч. и в резервировании потенциальных возможностей человека и общества.  Неисповедимы Пути Господни…!  Для любого развития событий, разворачивающихся в мире, у природы всегда готовы каналы для Духа и персоналии для сотрудничества, но выбор всегда остается за нами и зависит от нашей, именно,  духовной зрелости.


Рецензии