Классика и современность. Вечерние стихи 15 июля
Сразу оговорюсь, что передача была интересной, просто очень интересной, до такой степени, что и в 2 часа ночи по местному Омскому времени спать совсем не хотелось.
И поэты были одной командой, дополняли, оттеняли друг друга…О каждом надо писать отдельно, как и о самой передаче, но пока только об одной интереснейшей перекличке, которая возникла моментально, с первых строк стихотворения Ришата Халиуллина «Поэзия».
Помните, как часто в первых передачах мы восклицали в чате «Да это же Бродский» - были и другие параллели, конечно, но с Бродским, что удивительно, значительно больше.
Помнится, у меня даже тогда вопрос все время возникал: «Откуда столько Бродского?» в контексте стихотворений тех, кто выходил к микрофону. Наверное, сам поэт, услышь он эти стихотворения, был бы несказанно удивлен, уж не знаю, обрадовался бы или опечалился, потому что, на мой взгляд, он закрыт для подражаний, он сложен, он перепевается с трудом, Но вот так отозвались современные поэты на Бродского.
Вчера произошло иное событие, на мой взгляд, невероятно важное.
Как только прозвучали строчки стихотворения «Поэзия» прочитанные вдохновенно, хорошо прочитанные, это сразу же отметили в чате, возникло совсем другое чувство. Раньше стихотворения не читала, но уже после первой строфы невозможно было не воскликнуть:
- Да это же Игорь Царев
Говорят, что на слух тексты воспринимаются значительно труднее, чем с листа, но тут разночтений у меня не возникло
Человек с ухмылочкой подвыпившего
У дверей "Ашана"*, как на паперти,
С видом чудака с луны подвыпавшего,
Пушкина читал всего по памяти.
Я лично повторяла совсем другие строчки по ходу чтения:
Вида серого, мятого и неброского,
Проходя вагоны походкой шаткою,
Попрошайка шпарит на память Бродского,
Утирая губы дырявой шапкою.
Тут еще и наш вечный, ставший после передач точно классиком Бродский возник.
Помнится, тогда еще удивлялись, может ли попрощайка читать именно Бродского, а не Пушкина или Есенина – всенародных поэтов.
Игорь сказал о том, что он сам не раз слышал, как в подмосковной электричке бродяга читал именно Бродского, а не Пушкина. Это стихотворение было потрясением для меня лично, не меньшим, чем знаменитый «Тобол», родной, узнаваемый, понятный.
Но потрясла не столько даже сама ситуация с бродягой и Бродским, сколько финал стихотворения и отношение автора к бродяге
Свой карман ему на ладони вывернув,
Я нашел всего-то с червонец мелочью.
Вот это потрясение героя от встречи в электричке с такой поэзией и с бродягой. И конечно, мы с Мариной, помнится в чате на разные лады повторяли
И вослед бродяге старухи крестятся:
Ты гляди, он пола-то не касается!..
Так вот преобразился он дважды, пока прошел по вагону электрички, сначала стал близким и до боли понятным самому поэту, а потом и вовсе превратился в того самого Ангела из Чертанова – образ для Игоря самый главный, цикло образующий.
Кстати, книга Ирины об Игоре так и названа «Ангел из Чертанова».
Великолепнейшая книга, наверное, каждый бы мечтал, чтобы о нем написали вот так, и издали такую книгу.
А мне остается только напомнить Вам стихотворение, которое стало уже классикой для участников и слушателей передачи, стихотворение, которое потрясло с первых нот, с первых строк...
Бродяга и Бродский
Игорь Царев
Вида серого, мятого и неброского,
Проходя вагоны походкой шаткою,
Попрошайка шпарит на память Бродского,
Утирая губы дырявой шапкою.
В нем стихов, наверное, тонны, залежи,
Да, ему студентов учить бы в Принстоне!
Но мажором станешь не при вокзале же,
Не отчалишь в Принстон от этой пристани.
Бог послал за день только хвостик ливерной,
И в глаза тоску вперемешку с немочью...
Свой карман ему на ладони вывернув,
Я нашел всего-то с червонец мелочью.
Он с утра, конечно же, принял лишнего,
И небрит, и профиля не медального...
Возлюби, попробуй, такого ближнего,
И пойми, пожалуй, такого дальнего!
Вот идет он, пьяненький, в драном валенке,
Намешав ерша, словно ртути к олову,
Но, при всем при том, не такой и маленький,
Если целый мир уместился в голову.
Электричка мчится, качая креслица,
Контролеры лают, но не кусаются,
И вослед бродяге старухи крестятся:
Ты гляди, он пола-то не касается!..
http://www.stihi.ru/2010/06/18/3264
Трудно не согласиться с Мариной Кудимовой, если бы мы не слышали, не помнили этого стихотворения Игоря Царева, то и строчки Ришата произвели бы значительно большее впечатление. Потому что сюжет потрясающий, не может не захватить воображение, но ведь все познается в сравнении.
И здесь перед нами бродяга, ну или человек очень на него похожий, правда, стоит он у дверей знаменитого магазина, этой чудовищной громадины, и читает стихи Пушкина… - все-таки традиционно все как-то...
Но что-то в данном случае явно потеряно. Сначала, пока слушала, я не поняла, что именно не так в этом стихотворении. А вот на бумаге сразу видно, вместо ангела, который пола не касается, перед нами вдруг появляется каменный гость, то ли поэт, сошедший с постамента, то ли бродяга, который пытается как –то изменить этот мир и стоит на каменных ступеньках, а потом молча уходит от того самого адского магазинища - приметы нашего дикого времени.
Поэзия
Ришат Халиуллин
Человек с ухмылочкой подвыпившего
У дверей "Ашана"*, как на паперти,
С видом чудака с луны подвыпавшего,
Пушкина читал всего по памяти.
Простирая руки экзальтированно,
Он читал то рьяно, то размеренно.
Люди очумело аплодировали
Главам из "Евгения Онегина".
Замерла толпа, теснясь тележками,
Взглядами лучась счастливо-грустными.
Шелестя неистово орешками
К Пушкину прислушивались грузчики.
Голос возносился зло и пламенно,
Над тряпичным капищем имущественного.
Это гость сошел с подножья каменного,
Чтоб явить поэзии могущество.
09.03.14.
* Ашан - сетевой гипермаркет
http://www.stihi.ru/2014/03/09/10973
Конечно, Ашан – это значительно круче и современней, чем простая электричка. Но нет здесь второго героя, готового вывернуть карман и отдать последнюю мелочь бродяге, и нет того преображения главного героя, которое поднимает не только его, но и автора, но и нас всех над суетой. И более того, есть совсем другое:
Голос возносился зло и пламенно
А почему этот человек злится собственно? И способно ли зло что-то изменить в нас, если даже это стихотворения Пушкина?
И еще одно подозрение у меня возникает, что вся эта толпа с тележками, возможно, не знает, и уж точно не понимает сегодня Пушкина, потому что в первом случае отозвался только один - родственная душа, а в данном случае и вовсе бродяга уходит, вероятно, не получив награды за свое озарение. Для грузчиков - это забава во время перекура...
И тут вспоминается еще одно знаменитое стихотворение Игоря Царева, почти с той же самой сюжетной ситуацией, это, конечно, «Скрипачка»
Скрипачка
Игорь Царев
Две чашки кофе, булка с джемом —
За целый вечер весь навар,
Но в состоянии блаженном
У входа на Цветной бульвар,
Повидлом губы перепачкав
И не смущенная ничуть,
Зеленоглазая скрипачка
Склонила голову к плечу.
Потертый гриф не от Гварнери,
Но так хозяйка хороша,
Что и в мосторговской фанере
Вдруг просыпается душа,
И огоньком ее прелюдий
Так освещается житье,
Что не толпа уже, а люди
Стоят и слушают её...
Хиппушка, рыжая пацанка,
Еще незрелая лоза,
Но эта гордая осанка,
Но эти чертики в глазах!
Куриный бог на тонкой нитке
У сердца отбивает такт
И музыка Альфреда Шнитке
Пугающе бездонна так...
http://www.stihi.ru/2011/02/03/6020
Я не случайно вспомнила именно это стихотворение, потому что там тоже есть преображение, но уже преображение слушателей, чего на мой взгляд не произошло у нашего автора вчера. Осталась только случайная зарисовка, эскиз.
Что не толпа уже, а люди
Стоят и слушают её...
Вот что самое главное, бесценное у Игоря, и нам хочется верить, что искусство преображает случайного прохожего. В толпе мы видим сначала людей, а потом и отдельного человека.
Сам Игорь в рецензии об этом стихотворении пишет:
Кстати, писал с реальной картинки. Недавно наблюдал. Подземный переход. Скрипачка. Рядом семейная пара. Не москвичи. Жена дергает мужа за
рукав: «Коль, а Коль, у нас же поезд уходит!». А Коля застыл, как соляной столб. Чемоданы в огромных кулаках. Рот приоткрыт. И слезы в глазах. Будто никогда ничего не слышал кроме «дыц-дыц-дыц» по телевизору...
Игорь Царев 03.02.2011 17:00
Вот что стоит «за кадром» этого стихотворения, и в этом случае оно состоялось, не просто иллюстрация к некоему событию.
Кстати. Ведь не случайно, по –моему ведущие или кто-то в чате спросил вчера Ришата – было или не было то, о чем он писал, вопрос возник не на пустом месте.
И хотя Марина сказала о том, что не важно, было ли на самом деле или нет, все-таки вопрос возник, потому что у классических стихотворений есть такие вот истории, которые поэт потом рассказывает, он помнит, как это было, он живет ими.
Вчера в передаче случилось знаковое событие, наверное, не только я поняла, что у нас есть классики 21 века, с которыми можно сравнивать современных поэтов. И одним из них уже бесспорно стал наш великолепный, наш уникальный Игорь Царев, и конечно, Иосиф Бродский, что меня лично очень порадовало..
Недописанное
Игорь Царев
...Так важно иногда, так нужно,
Подошвы оторвав натужно
От повседневной шелухи,
Недужной ночью с другом лепшим
Под фонарем полуослепшим
Читать мятежные стихи,
Хмелея и сжигая глотку,
Катать во рту, как злую водку,
Слова, что тем и хороши,
Что в них - ни фальши, ни апломба,
Лишь сердца сорванная пломба
С неуспокоенной души...
http://www.stihi.ru/2012/04/06/11665
Свидетельство о публикации №115071601596
Правда, с первых строк возник Игорь, и сразу почувствовала насколько хорош, да что там, уникален Игорь Царев.
Мне тоже хотелось написать тогда, как бродяга читает А.Блока( слышала от спившегося студента филфака, кстати), правда, он читал у меня дома, так что соседи ночью по трубе стучали, но рука не поднялась..
Люба
Любовь Сушко 16.07.2015 08:13 Заявить о нарушении