Интимный дневник Цветаевой -13- Обман, везде обман

Последняя  строчка из предыдущей главы :" Предательство уже указывает на  любовь. Нельзя предать знакомого." Любопытно... Два   взгляда.  Изнутри и
снаружи.  Откуда она смотрит? Кто предаёт ? - Она или её?  Она - это когда "Мне дело измена, мне имя Марина...". А  её - "Мой милый, что тебе я сделала..."  Когда это оправдано для неё? Конечно, в первом случае... Себе это она разрешала... Сергей Эфрон : " «Марина как громадная печь, для разогревания которой необходимы дрова, дрова и дрова. Ненужная зола выбрасывается, качество дров не столь важно. Тяга пока хорошая – всё обращается в пламя. Дрова похуже скоро сгорают. Получше – дольше. Нечего и говорить, что я на растопку не гожусь уж давно. Несколько дней до моего приезда за ней в Берлин печь была растоплена не мной."

 Новая главка. Ноябрь 1917г.  Известное времечко.

 "Аля (4 года). - Марина, знаешь, у Пушкина не так сказано! У него сказано:

       Пушки с пристани палят,
       Кораблям пристать велят.

   А надо :

      Пушки  - из дому палят!
      (После восстания)

  Молитва Али во время и со времён восстания:

  "Спаси, господи, и помилуй: Марину, Серёжу, Ирину, Любу, Асю, Андрюшу, офицеров и не-офицеров, русских и не-русских, французских и не-французских, раненых и не-раненых, здоровых и не-здоровых - всех знакомых и не-знакомых".

****

 Будем считать ранее написанное эпиграфами. Хотела продолжить в таком же духе, но вдруг попался в инете материал  о её маленьких дочерях. (См. мой литературный дневник!(((((( ) Захотелось понять, почему Марина ехала из Крыма в ноябре 17-го без детей, что она там делала без детей, с кем в Москве оставались её дети и, в частности , сколько было её младшей дочери в то время? Нашла, что родилась Ирина в марте 1917-го. Значит , ей было 7 месяцев?А  старшей  - всего 4 года.  Муж оставался в Москве,  служил в 56 запасном полку в Кремле. Выяснила в конце повествования, что муж  жил у знакомых, там же были и дети. Видимо, знакомые и  смотрели за ними.  А мама, значит, отдыхала в Коктебеле. Кстати, она и муж с  его другом уехали  в вечер того же дня, как Марина вернулась. Опять-таки, в Крым. И опять без детей...  Из революционной Москвы. В которой (она узнала ещё в поезде  из газет и слухов), якобы, Кремль  и все памятники взорваны, взорваны здания с юнкерами и офицерами, отказавшимися сдаться. Марина в поезде :"Спутники, один за другим, садятся в обратные поезда."  Новая прислуга в её доме по приезде:"...уж мы страху натерпелись! Слава Богу, Господь помиловал... только вас ждут." По одним слухам - 16000 убитых. Про другим - 25000 ...  И в реальности - ночь, а "заставы чуть громыхают: кто-то не сдаётся". Ничего не сказано про детей конкретно, только вскользь, сама же это признаёт:" Ни разу - о детях. Если Серёжи нет, нет и меня, значит, нет и их. Аля без меня жить не будет, не захочет, не сможет. Как я без Серёжи.",
  Прочитали статью в лит. дневнике? Вот и я в шоке. Что-то до меня доходило. Но не думала, что столько лжи и злодейства. Больше не хочется ни писать, ни читать её... Мне кажется теперь, что каждая строчка - ложь. И  писала она эти записки  , ЧТОБЫ ОПРАВДАТЬСЯ!!!  Перед... За...
  Вот уж правда, лирический герой может быть слишком далёким от родившего его автора.  А гений и злодейство - совместимы.


Рецензии
Таня - да что мы знаем-то - про нее, про мужа, про время, про атмосферу - про всех "них" - "тех" и "этих", про то, что было в домах, на улицах, в Москве и Крыме?? Ничего, ровным счетом: только "разговоры" - то бишь воспоминания и статьи да сухие документы, ничего не отражающие (почти). Мы - ничего НЕ ЗНАЕМ - и про гениев - и вообще. Про нас потом ТОЖЕ ничего не узнают - почему да как, по какой причине - и отчего ТАК было, а не ЭТАК, и виноваты ли мы - или кто-то - или, наоборот - почти герои...

Никаким исчадием ада она не была, и многие в то время - как пример - Зинаиида Райх - отдавали своих детей в заведения эти - типа интернатов детских, чтобы иметь хоть какой-то шанс, что дети с голоду не помрут (это уже к вопросу, почему она Ирину туда отдала). Да и учесть надо переход от жизни с прислугой и в обеспеченном доме - к кочану капусты, который сгрызла ее Ирина, когда она ее привязывала к стулу, если уходила из дома с одной отапливаемой комнатой. Я бы в этих условиях тоже бы свою дочь привязывала в целях безопасности - а как иначе??

И почему она в Крым уехала? Думаю, к Волошину, конечно - например, за поддержкой. Она ж детей не на улице оставила. А "военная обстановка", голод и пр. стал уже для них для всех "обычной жизнью", в которой приходится жить. А жизнь та была, как известно, адом - чтО, Вы не знаете, что ли? А в аду и мозги, и весь человек меняется, искажается - и подыхает нередко, и соображает плохо, "перевернуто": представьте только: вся эта жизнь - в течение рев. и послерев. лет плюс гр. война (Сталин-то еще тогда не "разошелся" на всю катушку)- как один НЕПРЕРЫВНЫЙ ШОК - моральный, физический и летальный - годами, десятилетиями!! Нас бы ТУДА поместить - мы б еще и не такие невинные "фортели" выкидывали - а неизвестно еще какие.

А то, что она не поехала на похороны дочери - вполне объяснимо: например, моя мать, в свое время, на моих глазах разорвала фотопортрет моего деда - ее отца, которого я не застала живым, а она - очень любила. Разорвала потому, что ей больно было на портрет этот смотреть и вспоминать.

Так что я думаю, что мы не можем ИХ судить: мы - из разных миров, да и сто лет ведь прошло, однако - не говоря уж о том, что у гениев, как известно, мОзги совсем не так устроены, как у нас, грешных: гениальность из них ВСЁ вытягивает и их самих перекручивает, и примеров тому множество. И не думаю, что она "ЛЕГКО" жила: это ее прислуге, может, казалось, что "барыне" всё ж легче, чем ей самой... (А потом эти "прислуги" - в лице своих правнучек - стали про прежних "барынь" книжки писать, продавая их за 528 рупь. нашим, всё еще морально "неокрепшим" современникам... (ессно, я не Вас имею в виду :-))

Елена Багдаева 1   26.10.2015 08:21     Заявить о нарушении
Вам , Лена, не мешало бы, чтобы реабилитировать меня в своих глазах, хорошо бы прочитать мою пьесу о Марине,записи после спектакля, где я её играла, рифмованные письма к Рильке и Пастернаку. Записи послушать в рессурсах . С ней живу всю сознательную жизнь. Ахматову только после тридцати стала воспринимать. Если бы прочли и послушали, не стали бы упрекать меня в несправедливом отношении к ней. если сами не найдёте . дам ссылку. При возможности , конечно, воспользуйтесь приглашением, уверена. Вам понравится... Но сейчас я отбросила как-то её от себя... Приглашали выступить в Арт-клубе с "Поэмой конца" - не могу пока, не чувствую её в себе, как раньше. но, может, это и хорошо, получится более неоднозначная вещь. Попробовала репетировать - много сарказма вылезает и изломанности... Ненависти к себе... Обнимаю!

Кариатиды Сны   26.10.2015 19:37   Заявить о нарушении
Таня - "сарказма И изломанности вылезает" - Вы имеете в виду из текста?? Я, правда, не перечитывала, но когда читала раньше - вроде такого не заметила - только тоска да муки с мучениями... Но каждый по-своему воспринимает - это естественно... Тем более с возрастом восприятие меняется. Если б мне перечитать её - недавно вот полистала вскользь - уже не так дух захватывает, особенно после недавних моих переводов из Хосефины Пла (там тоже страсти такие - мама не горюй! - по поводу смерти ее мужа, поэтессы этой).

А Ахматову я вообще читала только раннее и отрывки из Поэмы без героя, ну, и еще кое что - всё хочу её "сплошняком" почитать, не соберусь всё... Зато не так давно раскопала-таки в интернете Записки об Анне Ахматовой Лидии Чуковской (года три копала - везде всё закрыто или за деньги, а у меня принцип: книги читать без денег, потому что тогда есть будет нечего - да и интернет-то зачем тогда). Думала - уж не найду, но нашла-таки, где-то. Читала - оторваться не могла.

А насчет реабилитации - так это всё чепуха: Вы в моих глазах и не падали нисколько - мало ли какие мнения у людей могут быть о других людях? Мне вот, к примеру, все страсти у Шекспира которого я кое-что прочла в пер. - пьесы, имею в виду - кажутся - как и Льву Толстому :-)) какими-то надуманными, никчемушными, вымученным и выспренными. А сонеты - сядьте на стул, если стоИте - и в оригиналах (каковых оч. мало читала) и, тем более, в переводах, каковые, по определению - как ни крути, а хуже оригиналов же! - кажутся мне - о, ужас!! - просто скучными и - тоже - выспренными - да и настолько далекими по языку - от "сегодняшних" средств выражения - скажем, у Бродского того же - что напоминают уже какие-то летописи, образно говоря. Не "ложится" в меня Шекспир - как, к примеру, и Шостакович (если брать музыку) - хоть ты тресни. Я лучше Бунина в третий раз перечту, прозу (да и стихи!) - или Гоголя любимого своего, а послушаю - в 20-й раз - Баха того же... Так что с этим - всё нормально!

А не дадите мне ссылки на пьесу и записи? Дайте, пожалуйста - а то я Вашу Матушку Гусыню, наверное часа два искала, уж думала - не найду: у Вас столько всего...

Спасибо Вам заранее!

С теплом,

Лена.

Елена Багдаева 1   27.10.2015 01:25   Заявить о нарушении
Леночка, это из меня, как актрисы, вылезает такой текст... Я ведь становлюсь героиней, присваиваю себе её чувства... думаю, что это хорошо, пусть вылезает что-то новое. Тут ещё дело в том, что пишется всегда ПОСЛЕ событий... проходит довольно много времени, что-то воспринимается по-другому ... поэтом... а значит, и тем человеком, что рассказывает другим о том. как это было... но это уже частности исполнения... сейчас дам ссылки...

Кариатиды Сны   27.10.2015 01:35   Заявить о нарушении
http://www.stihi.ru/2010/12/28/119

Там есть ссылка на эссе о спектакле.

Кариатиды Сны   27.10.2015 01:37   Заявить о нарушении
http://www.stihi.ru/2013/06/25/9425 - Письма целиком - без рецензий...

Кариатиды Сны   27.10.2015 01:39   Заявить о нарушении
Спасибо, беру ссылки. (А я так подумала про "вылезает": из Вас или из нее вылезает? Оказывается из вас обеих - типа, как из "синтеза" такого художественного...)

Елена Багдаева 1   27.10.2015 01:57   Заявить о нарушении
Таня - прослушала пока только Вашу Ахматову, три плейкаста. Очень понравилось! Будто Вы стоИте там рядом с ней - и переводите её на "звук"... Ее записей молодых ведь не было - только те, где она, старая уже, глухим таким голосом читает. А Вы её молодую "оживили" прямо! Очень здОрово!

Только должна сказать, что адажио там - не Вивальди, а Альбинони - в двух первых плейкастах, имею в виду (его еще Сахаров очень любил - читала - или по телеку слышала, в передаче какой-то, не помню, почему потом этим адажио и заинтересовалась, купила его на диске и на комп сбросила). Разве что в середине, чуть ближе к концу, прорываются такта три из Вивальди. Хоть муз. слуха у меня нет ВООБЩЕ, но музыку часто слушаю и люблю, в основном слушаю - на своем компе, из "коллекции". Когда начала слушать Ваше чтение - думаю: почему - "Вивальди"-то? Засомневалась. Включила Альбинони, Адажио это его, знаменитое. Потом - Вас. Потом - опять - его. И так - раз восемь (Если б слух был, хватило бы одного раза). И точно: Альбинонии, хоть тресни. Но тот, кто звук к Вашему чтению делал, всунул туда-таки несколько тактов из Вивальди - если уж совсем не ошибаюсь - насчет Вивальди...

А насчет этого Адажио Альбинони тоже вычитала интересное. Сначала прочла где-то в интернете, что, якобы, на самом деле, сочинИл его не Альбинони, а какой-то малоизвестный композитор (не Вивальди, ессно!), и потом, спустя скоко-то лет или десятилетий - а может, и целый век прошел - подлинник его (адажио) обнаружили в каком-ТО монастыре, что ли, и установили, вроде, и фамилию того мызыканта - хотя официально это адажио и продолжало считаться произведением Альбинони. Однако, спустя еще некоторое время документально выяснилось, что Альбинони всё же "приложил руку" к этому адажио: то ли отредактировал его, то ли как-то переписал даже - но факт остается фактом: оно так и продолжает считаться "Адажио Альбинони". Вот такая история интересная...

(Если только Вивальди не спёр это адажио у Альбинони - частчно, например, но это мне кажется маловероятным, хоть я и не спец: у Вивальди у самогО разных адажио было - выше крыши, так на чёрта ему на чужое-то покушаться было. Это, мне, кажется, явная компиляция из них двоих - Альбинони - 97 % и 3% - Вивальди, выполненная музыкальным оператором - или как там он называетя - забыла. Типа, отчасти - поппури такое).

Но несмотря на это - всё отлично "слушается" и сочетается - с Вами и с Ахматовой...

Елена Багдаева 1   28.10.2015 23:27   Заявить о нарушении
Таня - щас прочла Вашу пьесу о Цветаевой (и каменты). Впечатлилась. Но читала просто как прозу с включением стихов (я театр как вид искусства не очень люблю - особенно - смотреть: плохо воспринимаю неизбежную "театральщину" - в виде форсирования силы звука, например - без которого в театре не обойтись - но, увы - тем не менее). А пьесы вполне читать могу (хоть они мне и менее прозы нравятся).

Но восхищаюсь Вашей деятельностью театральной, да еще в таких условиях - холод, 20 чел. зрителей... Хотя, к примеру, если б у меня самой оказались 20 человек - читателей какого-нить моего перевода, которым бы он действительно понравился (да если еще б - и на холоде!) - а я считаю - если понравилось - значит - пиши хвалебный камент! :-)) - а почти все читатели мои, здесь, на Стихире - ни фига мне не пишут - так вот, если б они, 20 чел. таких - у меня оказались, я была бы очень рада, и, значит, у Вашей пьесы тоже был большой успех - в лице тех ЦЕЛЫХ 20 (а это лишь только - на ОДНОМ спектакле!), которые пришли и не ушли после 10 минут, а отсидели и отсмотрели-отслушали до конца.

И желаю Вам еще удач всяческих!

Лена.

Пошла читать Письма.


Елена Багдаева 1   29.10.2015 01:07   Заявить о нарушении
Да, Таня - забыла добавить - когда прочла, что Вы ощущали, что Вы - Цветаева, а она - это Вы, то вспомнила, что я тоже ощущала какое-то родство с ней (по-молодости, хотя, когда я впервые ее прочла, мне лет 30 уже было, если не ошибаюсь). Теперь уже не ощущаю, а смотрю - со стороны как бы - с расстояния возраста: она умерла в 49, а я дожила уже почти до 69 - хотя, конечно - причем тут возраст...

Елена Багдаева 1   29.10.2015 01:23   Заявить о нарушении
Привет , Леночка! Добрая ночь! Только что сделала ещё одну выписку из Моби Дика - длинную... На счёт адажио - действительно это без меня делал оператор. музыка подходящая, сомнений не вызывала... там есть записи и вообще без музыки . Я просто не дала вам эти ссылки. Наверное, без музыки и лучше. По крайней мере, у стихов есть своя музыка, и требуется особый слух для исполнителя и слушателя. Как у Ахмадулиной про Цветаеву: " Не ладили две равных темноты: рояль и ты — два совершенных круга, в тоске взаимной глухонемоты терпя иноязычие друг друга..."
У Вас , видимо. замечательный слух, раз Вы такие тонкости различили... Мне , видимо, просто лучше переименовать запись. Хотя больше оно ( да и вся композиция)было связано по смыслу со стихотворением "...мы с тобой в Адажио Вивальди встретимся опять..."
Рада, что прослушали , и что понравилось...Благодарю за отклик и замечания... Обнимаю.
Кстати , прочла сегодня и Ваши публикации . Думаю, что выбрать для сцены для второклашек ( в дальнейшем, к смотру). Выберу, сделаю композицию - переправлю Вам! Не знаю, может частично и английские тексты использовать?..Буду соображать... Обнимаю...

Кариатиды Сны   29.10.2015 01:29   Заявить о нарушении
Леночка, поражена Вашей основательностью и целеустремлённостью... Волнуюсь... Как будто, открываюсь Вам на исповеди... а про Театр мы поговорим ещё, если захотите. Кстати, играть спектакль на полупустой зал - очень трудно и ненормально... Обидно... хотя знаю случай, когда одному моему близкому знакомому "на водах" - в городском парке - изо дня в день - одному играл целый симфонический оркестр. Всего доброго!

Кариатиды Сны   29.10.2015 01:38   Заявить о нарушении
Таня - прочла только что Ваше "по письмам". Очень прониклась (Сами их письма читала раньше - но в отрывках, не всё, по-моему)- и ПРО эту переписку тоже читала... А Вы как будто жзнь вдохнули - во все эти "дела", письма и "времена"... Спасибо Вам за это "отражение"!

Даже, читая Вас, перечла заодно её "Новогоднее" и еще одно, тоже на смерть Рильке. В Новогоднем в двух местах не поняла - на уровне языка просто, а может, в интернете знаки преп. не так расставили. На бумаге вроде раньше всё понимала. Но разбирать ее язык - как клубок распутывать. Помню, когда впервые за ее прозу взялась (которая мне понравилась, может, даже больше стихов) - то, помню, первую фразу (забыла уже, какую именно вещь читала) - я перечла 5 (пять) раз, причем медленно, с расстановкой - прежде чем всё понять в ней. И продолжила дальше. А дальше, потом, когда привыкла - понимала уже всё с первого раза: выросла над собой :-)). Больше других ее "проз" меня проняла та, которая про Пугачева и Капитанскую дочку - потрясающе просто!!

А у вас больше всего понравилось это вот:

Пастернак - признание
Постель моя - облако!
Рильке - прошу, не медли!
Марина - последнее письмо ... куда?

(Пастернак у Вас вышел - ну прямо как живой - я читала про него - много - не много, но кое что, и его самого люблю. У Вас он будто "сам от себя" говорит. Оживили Вы их всех - спасибо!

А насчет того, почему она стрелялась на том спектакле - так я думаю, что самоубийц "трезво" понять вообще невозможно, и, насколько я читала (психологией раньше увлекалась) - люди, у которых в жизни были попытки суицида, почти всегда их повторяли (с разными результатами - но чаще - доводили дело "до конца"). И, между прочим, у Есенина была такая попытка - где-то на границе детства и отрочества, у Маяковского - в 1923 г., кажется, когда он "Про это" писал. У некоторых получается с первого раза, так сказать. Бениславская, застрелившаяся на могиле Есенна, как псал, сделала 6 выстрелов, но всё был осечки, а на шестой - получилось. Всё это страшно, конечно.

Но не будем о грустном: его и так хватает.

А Вам желаю удач, успехов и вообще - всего, чего только можно.

Елена.

Елена Багдаева 1   29.10.2015 04:55   Заявить о нарушении
Таня - насчет моей "основательности и целеустремленности" - это Вы лишку хватили! Какая там целеустремленность: сижу себе на дачке да почитываю из интернета разные интересные вещички - вот и вся "устремленность". Просто мне класс. музыка 17-18 вв. нравится.

А Гусыню - берите, конечно, что подойдет, только имейте в виду, что многое у меня там - раза в два длиннее оригиналов получлос - разбавила отсебятиной - но, как грится - не "корысти ради" - в смысле -ине чтоб "покрасоваться", а по неумению - особенно, тогдашнему (лет 12-7 назад переводила, несколько лет, с перерывами) - переводить "не длинно" - и вообще - "переводить". Да и сейчас не особо умею - размерное с рифмами, хоть малость в верлибре и поднаторела.

И приглашаю Вас почитать моих латинцев - Идею Вилариньо и Хосефину Пла: они мне Цветаеву напоминают, особенно первая. И на остальных - тоже - зову, если еще не листали. Вот это вот - обязательно прочтите, прошу:
http://www.stihi.ru/2015/10/11/138

Елена Багдаева 1   29.10.2015 05:17   Заявить о нарушении
Таня - хотела спросить насчет Моби Дика: Вы хотите пьесу из него сделать - или для чего-то еще? Помню читала когда его (в переводе) - очень и очень! А не так давно два фильма отсмотрела - оба - хороши тоже... А я у Билли Коллинза один стишок перевела - на тему героя одного рассказа Меллвила. На "Музыке" висит у меня. Не глянете? Вот он:

http://mustran.ru/2014/work/374

(В оригинале он не так сильно похож на прозу, как в моем переводе)

Елена Багдаева 1   29.10.2015 05:28   Заявить о нарушении
Леночка, отвечу попозже... нужно обстоятельно... а сейчас на это нет времени. Уже с работы начальница звонила. Бегу! СПАСИБО- ОБНИМАЮ!

Кариатиды Сны   29.10.2015 11:48   Заявить о нарушении
Прошлась по двум ссылкам! Очень впечатлилась... Последнее хочу даже в дневник поместить. Спасибо, дорогая!!!

Кариатиды Сны   30.10.2015 21:13   Заявить о нарушении
Тань - щас перечла - и вспомнила, к кому Цветаева в Крым в 17 г. ездила - конечно - к Волошину, другу дорогому своему - и другу всех писателей и поэтов - к кому ж еще? - для поддержания духа, думаю. Щас вспоминаю - этот момент у нее есть в ее вещи о Волошине - на его смерть может? - в 1932 г. Очень интересно было читать. Я вообще ее прозу очень люблю - гениально, - как и стихи - хоть ты в ней и разочаровалась...

Но, между прочим, это мы сейчас знаем про 17 год всё, а тогда - никто почти - "ни ухом, ни рылом", как грится... Утром встали - и узнаЮт; революция в Питере. А некоторые в ночь с 24 на 24 вообще в ресторане веселились... Выходят под утро - а на улице - революция. Вот те раз!... Да многие тогда эти "дела" всерьез и не воспринимали: думали - постреляют немного и успокоятся. Надеялись, дурачки... Зато потом... как известно...

Это дедушку Ленина нашего надо обвинять, пострела этакого, а не Марину. У нее прислуга была, чтоб детей на некоторое время оставить можно было, а прислуга тогда была - не то что сейчас: членами семьи часто бывали некоторые, практически, как мы знаем из лит-ры.

А то, что она влюбчивая была - так это - что ж - мужикам можно, а женщинам - ни-ни? Только с детьми и сиди да суп вари - как мы, грешные? На то она и Цветаева, чтоб от нас с тобой отличаться - во всем. Гений - а что с гения возьмешь? "Под себя"не подделаешь... Щас модно стало ее и Ахматову осуждать - за то, за сё, за третье. А попробовать НАМ пожить в то время кошмарненькое - неизвестно еще, что б мы тогда "запели".

Вот так вот я думаю - сидя у себя на диване в Малаховке под стук дождя - пока ты там по Парижам разным прохлаждаешься... :-))

Целую тебя, дорогая: напиши, когда и где тебя в Москве встречать 21 ! (И сколько будет штук чемоданов!)

Елена Багдаева 1   13.08.2016 00:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.