Невыдуманная сказка
Поэма эта или притча - не знаю,
Но только не история смешная;
О Боге и о чёрте небылицы -
Не для забавы, словно комикс в лицах...
Политика - серьезная наука;
Без красок, вызывающая скуку,
Без сказок, непонятная как дети,
Без масок - раздевание при свете...
Что до политики, до битвы закулисной -
Порою миф подходит слишком близко
К реальности; и эти персонажи
Вам многое покажут и расскажут.
(Но все псевдо библейские сюжеты
Ничтожны для событий и портретов).
Как много разного приходит ниоткуда,
И до поры - со смехом, как простуду,
Мы отвергаем первые симптомы
Того, что позже обернется «бомбой»...
За небылицами не прячутся отныне;
Они - словно кривлянье в пантомиме -
Неоднозначны, но уже Искусство -
Наполнены и смыслами, и чувством.
Хотите верьте и не верьте - читайте,
Но не ищите в ней намек напрасный -
Я излагаю только факты, как в сказке,
Без объяснений, без намеков и без тайны...
Не Бог писал и не ученый, а Вечность -
Трагедию о судьбах человечьих.
ВСТУПЛЕНИЕ ОТ БОГА
С тех пор как существует мир,
Вам сомневаться не дано,
Что Бог есть Бог, что он кумир
Всего, что им сотворено
На этом свете: и земля,
И небо, и небесный рай,
И люди всех времен и рас,
И благодатные поля, -
Все это вотчина Моя,
Я в ней владыка и судья!
И даже, если дерзкий чёрт
Сумел снискать себе почет
Среди безбожников иных,
То это хуже лишь для них -
Затащит их в паучью сеть,
Где сразу их постигнет "смерть,
Мое проклятие и ад..."
(Которому сам чёрт не рад)
Порой бессилен против чар
Его бываю я в ночах;
Но только лишь наступит день,
И солнца луч рассеет тень,
И мрак ночной уйдет как дым -
Тогда движением одним
Я разрушаю, что воздвиг
Он за ночь из "чудес" своих ...
Об этом - груды ваших книг,
И в этом сущность наших игр.
ВСТУПЛЕНИЕ ОТ ЧЕРТА
Хо-хо! Приятель, разве я -
Так плох?
Послушайте, друзья,
Ведь я не страшен, как могли
Намалевать меня враги;
Я просто житель сфер иных -
Властитель и хранитель их,
И ремесло мое, как стих -
Возвышенно и величаво ...
(Так что помилуй, Боже правый,
Поторопился ты с расправой).
Я сомневаюсь не во всем;
Имею мнение своё -
Его отстаиваю в споре;
Сомнение - моя опора!
И если, как считает, Бог,
Я для людей страшён и плох,
То это - истинный подвох.
(Меж нами часты разногласья -
Каким я был, таким остался).
Кого я мог так устрашить?
Я призван "мертвых" тормошить
За их грехи, детей смешить,
А также - правый суд вершить
Над всем владением моим ...
Я призван грешных защищать
От всех нападок очищать
И отпускать былое им.
Бог милосерден без разбора -
И в этом, право, много вздора ...
ВСТУПЛЕНИЕ ОТ САТАНЫ
Я был пастух обыкновенный -
Стал пастырем для всей Вселенной!..
И не каким-нибудь обманом -
Случайно стал я Богу равным!
Но все же есть моя вина -
Ведь я не ангел - Сатана!
Когда еще был пастухом,
Я даже пополам с грехом
Не отличал толпу от стада,
И знал всегда, что толпам надо -
Не патока и не услада,
А бич - одна за все награда ...
Но в каждом стаде есть вожак.
(Я с ним обычно на ножах,
Но только скрытно, из расчёта,-
Ведь взятки гладки только с чёрта)
Случилось так и в этот раз;
Про то - от автора рассказ...
А что еще могу добавить,
Чтоб вас немного позабавить
И от сомнения избавить -
Что даже стадом трудно править:
Хотя бараны и глупы,
Но отличаю от толпы
Я их по главной из примет -
Среди животных храбрых нет -
Отвага свойственна лишь людям,
И то не всем, а только мудрым.
( При всей отваге безрассудства
Лишь славлю мужество рассудка!
Когда поверят мне они,
То дни мои уж сочтены -
( Ведь долго в рабстве быть не могут)
Сначала все взывают к Богу,
Затем найдется кто-нибудь,
Кто подбивает их на бунт;
И вот, однажды, день настанет -
И смута выльется в восстанье!..
Тогда страшись, беги правитель!
Но я был только исполнитель
Их воли; вот и уцелел ...
А пастухи всегда в цене.
Итак, пока я не был богом,
То просто шел своей дорогой...
Часть первая
ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ
1
Сквозь суету летящих дней
Он шел размеренно и строго
Своей единственной дорогой
С одной лишь думаю о Ней...
(Об истине, доступной Богу,
Или неведомой никем)
Не раздражался на восторги
Вдали от суетной молвы,
И в кровь разбиты были ноги,
И пот струился с головы...
Тогда еще не звался богом
И не пророчил ничего,
Но отмечали все его
С необъяснимою тревогой...
( Таких как он - не слишком много
Знавали люди с давних пор,
Всегда готовили топор
Или венец таким пророкам)
А он им стать не торопился -
В нем позже дар такой открылся!
Ведь в жизни многое от Рока -
Необъяснимых, страшных тайн,
Которым Душу всю отдай,
Когда придут прозренья сроки;
Тогда постигнешь смысл весь
Чудес, в которых нет чудес,
Но до поры; лишь до мгновенья,
Покуда явится знаменье,
Что где-то объявился бес...
Он в человеческом обличье,
Но претендует на величье.
2
Так глухи люди к откровенью
Познавших истину вещей;
Для их внимающих ушей
Лишь подавай, что сокровенней,
Что называется Душой.
(На это будет спрос большой)
А этот ведал только сути -
Не перемен, не предрассудков,
А как материя живет,
И мысль во времени течет...
И всем наскучил бы; но вот
На сцену жизни вышел чёрт -
С заправским видом забияки,
Расправы жаждет или драки.
(Но это все, конечно, враки -
Он безобиднее собаки,
Что часто громогласно лает
И страшен вид, но не кусает)
Тогда еще чурался чёрт
Привлечь вниманье, вел учёт
Всем веяньям и предрассудкам...
(Так помешался он рассудком )
И начал Бога задирать!
Но вербовал на это рать
Средь недовольных божьей властью,
Живущих в области фантазий...
Такая чёртова игра
Не довела бы до добра!
3
Бог заправлял небесным раем.
(То раньше диким было краем.
Но человека сотворив,
Он этот край боготворил)
Еще считался он отцом
Потомкам Евы и Адама,
И не случись той давней драмы -
В грязь не ударил бы лицом
И не прогнал людей из рая...
Вот, добродетелью сгорая,
Решил собрать вселенский пир,
Чтоб заключить со всеми мир.
А чёрт, прослышав про обед,
Решил сыграть над Богом шутку
И выкинуть такую штуку,
Чтоб пир совсем свести на нет.
(И тем прослыть на целый свет)
Но Бог, подвоха в том не ведая,
Всех звал к застолью, для обеда -
Для пира мира и любви!
(Добро всегда в Его крови)
Явились гости. Много лиц
Смешалось. Не упали ниц
Виновные и без вины -
Пред Богом, право, все равны!
4
И тут затеял чёрт беседу,
Сплошь состоящую из бреда
И разговоров о Душе -
Мол существует ль вообще?
Иль это вымысел свободный -
Ее мол нет, есть что угодно...
(Среди гостей меж тем сновал,
Перевирая те слова
Пастух знакомый, Сатана.
Он много исходил земель -
И потому о всем имел
Хоть смутное, но представленье;
И верил в светопреставленье)
Но Бог спокойно отвечал,
Что Он людей с душой зачал
И в мир пустил; а зло и беды,
Неверие в Добро и Дух -
Всего лишь следствие победы
Чертовских чар; одно из двух -
Или он бросит искушенье,
Или покинет этот пир;
И пусть не тщится обольщеньем,
Что сможет переделать мир
По образу своих подобий...
(В порывах страсти или злобы)
5
И вдруг произошло смятенье
Среди пирующих; на миг
Пронесся ропот или вскрик -
И тут же смолк; в одно мгновенье
Всё изменилось за столом...
(Перевернулось кверху дном)
Все загалдели, закричали,
Как после длительной печали
Вдруг наступает облегченье;
Словно в экстазе обличенья
Старались Богу показать,
Что собирались в этот зал
Не для того, чтоб миром кончить...
А чёрт лишь только рожи корчил,
Не в силах их перекричать -
Такая выдалась удача!
В разгуле бунт!.. Но чуть не плача,
Заметил, что спокоен Бог,
Лишь только взгляд Его глубок
И обращен не на орущих,
А в дали... Набегали тучи,
И сумрак сдвинулся вокруг.
Сменился ропот на испуг...
(И в ослепительном сиянье
Молниевидного венца -
У чёрта кровь сошла с лица,
и стал похож на изваянье,
А может быть на мертвеца)
И грянул грохот поднебесный!
И в миг - освободилось место
Вокруг стола; на весь чертог
Остались двое: чёрт и Бог.
6
Так встретились они на равных -
Владыка неба Вседержавный
И «господин» земного ада;
Их разделяла лишь преграда
Столов, ломящихся от явств,
И бесконечность неприятств.
Могло такое ли случится?
Все может быть, коль время мчится -
У Вечности преграды нет...
........................................................
Лицо у Бога просветлело.
И быстро занялся рассвет,
Где он стоял; и заалело
В стаканах красное вино -
И кровь напомнило оно
Бесчисленных невинных жертв...
А чёрт стоял в густой тени
Ночного мрака; и огни
Не осветили ни лица,
Ни скрытых мыслей на челе -
Оно, по-прежнему, во мгле
Напоминало мертвеца.
И так стояли. Каждый мог
Сказать другому, что хотел -
Но видно лишь немых удел
Им заменял весомость строк...
Но жесты были лучше слов -
В молчанье ярче смысл их
Тем, кто насущное постиг.
7
Вот их примерный диалог:
"Зачем явился, отвечай?"
"Чтоб утолить свою печаль,
И разогнать свою тоску
Средь праздных дикарей;
Чтобы увидеть, что скорей
Они поддались на искус,
Слетевших из порочных уст,
Чем вняли проповедям мира -
Не правда ль, странная картина?
И что похожи на зверей
Они в безумии страстей;
И даже Ты, большой стратег,
Предвидя, не предусмотрел,
Что может быть такой исход;
И даже Ты, Владыка сот
Небесных, не заметил, что
В нектар подсыпал яда чёрт..."
"Я знал людей, я ведал их
И в более презренный миг,
Когда кроили черепа
Они друг другу, и чреда
Моих "чистилищ" и святынь
Их не могли остановить...
Сын поднял руку на отца! -
Эх, невидаль; коль без конца
Они друг друга предают
И наслажденье познают
В забвении моих начал -
Не в этом диво...
Сгоряча
Я мог бы всех их усмирить.
Но призван Я их примирить
С жестокой мыслью о конце
И о безвременном венце."
"Да, этим ты для них велик;
Но если в душу их проник,
Так научи же не грешить -
Не поддаваться на корысть -
Не продаваться за гроши
Такому дьяволу, как я,
Иначе, ты им не судья..."
"Напрасно исторгаешь яд
В своих словах; ты прав лишь в том,
Что Я в забвении - Никто!
Но не забывшему меня,
Я дам бессмертие огня,
И прикажу будить и жечь,
Чтоб веру в истину сберечь!
И их тебе не уступлю...
Теперь же - сгинь!
Я так велю! "
8
И сгинул чёрт.
Ушел, исчез -
От торжествующих небес
вернулся к будничной земле,
Скрываясь в нечисти и мгле
от укоряющих очей,
От обличающих речей;
В надежде, жажда одного,
Что помянут потом его...
(Ведь по привычке роковой
Мы забываемся порой
И слышно: " к чёрту!" или "чёрт!"
Так, к слову - в чет или нечет)
9
Но мы забыли пастуха,
Что удалился впопыхах
Со всеми вместе; но пока
Себя еще не проявлял
Его сокрытый, странный нрав;
Но с первым криком петуха
Он гнал уж стадо по долам,
Но не овец, (куда уж там)
А возбужденную толпу
Бежавших в страхе; дальний путь
Уже проделали они
В раздорах страха и ругни...
И вот объявлен был привал
Среди безмолвных, диких скал,
Где только камни и снега,
И не ступала там нога
Ничья, и где по воле крыл
орел единственный парил.
Как обессилели они,
В пути проведшие все дни -
Без сна, без пищи, без воды...
И были на краю Беды.
10
Отчаянье всегда безмерно;
Когда придет на смену вере
Слепая, глупая вражда,
То у ворот стучит Беда...
Вповалку спали, словно братья,
Но холод всех вобрал в объятия,
И обратил бы до утра
В ледышки, звонче серебра.
(Но нет же худа без добра)
Напомнил голод о себе -
В ожесточительной борьбе
Со сном, он пробудил людей,
Заставив думать о еде.
11
Тут появился Сатана -
Весь отдохнувший после сна;
Ведь он - пастух, и спать привык
В обнимку с небом, на траве,
Он дряхлый был уже старик,
Но все бродил - который век?..
Невдалеке сложил он стог -
И адской искрою поджег!
И вот, на дружеский дымок,
И на приветливый огонь -
Все, кто еще держаться мог,
Тянулись - ходом и ползком...
А над огнем бурлил котел -
Кипело варево из змей,
Кишевших в отблесках огней;
И извивалась там река
С неведомого родника...
И Сатана устроил пир,
Где накормил весь этот мир.
12
Потом припали все к воде,
не думая, что быть Беде...
(Из жал змеинных окропил
Он ядом воды родника)
И переполнилась река
Отравой; всех, кто воду пил,
Уж было больше не узнать -
Они впитали этот яд
И обрели навечно "ад"...
(Не тот, где грешники в огне
Иль на жаровне - на Земле
Они остались навсегда)
И потянулись вдаль года
Им незаметные самим -
Их кровь всегда была пьяна,
И стал их богом - Сатана.
13
Тут я прикончу свой рассказа,
Чтоб подготовить дальше вас
К метаморфозам измененья,
Имевшим место после хмеля...
В краю, где Бог людей "оставил",
Стал Сатана над ними править.
(Как исключение из правил)
Здесь без корысти и расчета
Все чаще вспоминали Чёрта.
И тот спешил на этот зов,
И всех запугивал грозой
Того, что Бог им не простит,
И может только он спасти
безвинно страждущие Души...
(То слышал всяк, имевший уши)
Поверивших ему он рад
Был низвести и в сущий ад.
Но всё ж до Бога долетали
Молитвы, стоны и печали,
Которым не внимал вначале...
Он позже всех простит опять -
Когда в ночи дозоры спят
Над ними ангелы кружат.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
АД
1
Летели между тем года...
И разрастались города
В краю безлюдном и глухом,
Открытом людям пастухом;
И храмы строились ему,
Слагались гимны и псалмы,
Но были мрачности полны
Слова; и своды этих храмов
Хранили память давней драмы;
И даже ветер заунывный
Был между ними песней дивной...
2
Случались оргии в ночах,
В которых трудно различать
Бывало лица - были рожи,
Что на себя с трудом похожи -
На Чёрта больше походили.
(В его то было, впрочем, стиле)
Там веселились без веселья,
И плакали, как будто пели...
Такая жуткая картина
Любую кровь бы охладила!
(А эти люди так и жили,
И кровь уже не стыла в жилах)
3
Так было суждено в веках
Клеймо проклятия носить;
А если выбьешься из сил,
То превратишься в тлен и прах,
В безвестность канешь и забвенье -
И это сатанинский гений
Все рассчитал до мелочей;
За все была одна награда -
Не смерти страх, а жизни...
(к аду
Еще не создано ключей)
Нет из него путей возврата,
Сам чёрт привратником на вратах...
"И даже Богу дела нет
До их мучений, зол и бед!"
Кто мог предугадать заранее -
Какое будет наказанье.
Предавшим Бога, в Судный день?..
Но в поколениях людей
Всегда находится отчаянный,
Которому борьба - призвание.
4
"Когда судьба людьми играет
В свою зловещую игру" -
Всегда найдется случай крайний,
Непредугаданный заранее,
Что сразу все изменит вдруг...
Тогда отчаянье и сила
Являются в одном лице,
И что в веках в себе носили,
О чем молили и просили,
Что составляло лишь процент
Страдания невыносимого -
Вдруг обретает смысл и цель
В борьбе за счастье и свободу...
(Ничто не остановит воду
В разливе; на своем пути
Сметает все она преграды)
Так и Душа, в стремленье к правде,
Находит истинный мотив!
5
Итак, Душа.
В рассказе нашем
Из-за нее вся эта каша...
И мы начнем (по существу ли?)
С вопроса Черта – существует
ли В человеческом сознанье
Такое странное названье?
От древности и до сих пор,
И все, пока что безуспешно,
Ведется этот давний спор
Среди людей; хотя конечно -
Явись хоть Истина сама,
Все будет лишь игрой ума...
Но применительно к живому
(Куда причислить Душу можно)
И лучшие определенья
Умом берутся под сомненье
И отрицаются, покуда
"de facto" сменится "de juro".
Тогда сомнением во всём -
Уход от жизни мы возьмём...
6
Глубины тайн еще не вскрыв,
Уже готовим этот взрыв,
В котором чудится разрыв
В отображении двойном
Меж миром внешним и твоим,
Когда мы в том или другом,
Но все ж едины - "всё во всём".
И столько сил в себе таим...
Как жизни смысл в тебя проник
Неощутимо, так двойник -
Второе "Я" - Душа иль Бог...
(Причина жизни и итог)
Но не о том ведется речь -
Словами можно пренебречь,
Когда бы истину извлечь
Порой умели из словес
Без мистики и без небес -
Кого б тогда попутал бес?..
И был ли смысл вообще
Распространяться о Душе?
7
Но нам "бессмертья" не дано...
И Истину не суждено
познать при жизни до конца;
И даже если путь отца
продолжит сын, и также жизнь
Положит среди колб и призм,
И тем откроет новый "-изм",
Достойный нового творца -
Он не прибавит все равно,
хотя бы новое зерно
К тому, что истинно давно...
Он только этим подтвердит,
что Бога нет, и что Душа
(Хотя она и хороша,
Как человеческий вердикт
Для утверждения себя) -
Всего лишь плод наивных грёз,
Как рай среди небесных звезд,
Как Бог и Черт;
что есть лишь «ВСЁ»,
Что создано от бытия -
Для бытия, где каждый - "Я"!
Что "Я" для самости большой
И именуется – Душой.
8
Но если нет Души - есть Дух(!)
Дух человеческих надежд -
И он могуч, и он присущ
Полету мыслей; и причуд
Он не чурается, как пут...
(Про это также знал пастух,
Его боялся, как огня,
И уважая, и кляня)
И он рождает в сердце бунт,
Когда смирится в рабстве плоть;
Он сам - источник наших чувств,
И их мерило; он же сплошь
Приемлет истину, а ложь
Опровергает...
Если плох
Окажется и самый Бог,
То Дух - отчаянный оплот,
и новый мир, что разумом живет!
И Дух, как колокол судьбы,
Приемлет слабых для борьбы
И сильных выкует из них...
И только светлый лик возник
В краю, где правит Сатана -
Пришла в движение страна.
(Ужо зачтется все сполна;
И море слез, как та река,
Собою смоет на века
И произвол,
и тень царька)
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
ТОРЖЕСТВО ДУХА
1
В безумной пляске тех же дней
был призван к Богу Сатана,
И слышал каждый из людей,
Что перепуган он сполна.
(В миг слухом полнится страна)
И подтверждая этот слух,
Уже витал свободы Дух!...
И вот для встречи роковой
Тот изменяет облик свой -
Уж не похож он на того,
Кто правил миром год от года...
(Скорее, как опущен в воду,
Обходит людные места,
Вновь вспоминает про стада
И про прошедшую свободу)
Былой пастух, а ныне царь -
Никто не станет отрицать,
Что лучше быть среди народа...
(Меж равных - равным, и тогда
Минует, может быть, Беда)
2
Настал законный час расплаты...
Надел опять камзол в заплатах,
Вновь перехвачен бечевой
На поясе, но чуть живой -
Случайный, временный правитель
Ушел тайком, как пес побитый.
(Как вор, любитель тишины,
Коль не предъявлено вины)
И вот представился пред Богом -
В великолепии чертогов
Контрастом мнимой нищеты,
Без торжества, без суеты...
(И многим было невдомек
В чем может брошен быть упрек)
Но Бог принял его по-братски -
С большим вниманием и лаской,
Не стал допросом докучать,
Но и не дал ему скучать -
И показать решил повесе,
Чем привлекает рай небесный...
3
И с миром Сатана исчез.
И даже можно было счесть,
Что все внимание и честь
Оказаны за те заслуги,
Что спас заблудших от недугов
И смерти;
истинного друга
Так не встречали, как его -
К чему б такое торжество?..
Но рано было зарекаться
В его невинности - он в рабстве
Держал уже который год
Ему доверенный народ -
Или совсем наоборот?..
(Не исцеленью, а злодействам
Он был обучен Чертом с детства)
Пока отсутствовал пастух,
Случилось так:
явился Дух -
В народе началось смятенье,
И вышел из повиновенья
Покорный люд...
И вспыхнул бунт!
Такое может только сниться -
Народ поверил небылицам:
"Наказан Богом Сатана
И проклят..."
"Вся его вина,
В том, что народ он долго мучил..."
"Так вот - представился, мол, случай
Свою виновность до конца
Загладить..."
"Надо слать гонца
Или послов для встречи с Богом
Под уважительным предлогом..."
Предлог представился - они
Опять все были голодны,
Как прежде - в роковые дни...
5
Во искупление вины
Уже которую неделю
Постились (ничего не ели).
И вот вернулся наконец
Их злополученный гонец,
Который только краем уха
Услышав, что неверны слухи,
вернулся, к Богу не дойдя...
Как неразумное дитя,
Не мог все толком объяснить,
Что приключилось прежде с ним;
И почему, свернув с дороги,
Не передал посланье Богу?..
6
"В пути он встретил Сатану
В его стеснительном наряде -
И просто, любопытства ради,
С расспросом кинулся к нему.
И так узнал из первых рук,
Что тот у Бога гость и друг...
Им овладел такой испуг;
И он, прикинувшись, что рад,
Мгновенно повернул назад -
Чтоб пастуха опередить,
И всех о том предупредить.
7
И все вернулось во круги...
И если стало что другим -
Так сами люди;
с этих пор
Над ними занесен топор
Вины за неудачный бунт...
Был иногда правитель крут
И чужд надеждам и мольбам;
За непокорность и обман
Стал подозрителен и строг
И в наказаниях жесток.
(В одном лице и черт, и бог)
8
Уж сколько времени прошло,
И сколько к морю утекло
Воды - не помнил уж никто.
И Бог давно "забыл" о том,
Что есть такая сторона,
Где заправляет Сатана...
А тот, живя почти без сна,
Вдруг начинает замечать,
Что пробил уж последний час
Самодержавному правленью -
Сменилось много поколений;
И нужен им владыка новый:
Чтоб перед Богом не виновен
Был, как невинны и они -
Опять вернулись смутны дни...
И как предсказывал заранее -
Они переросли в восстание!
9
О, страстной мести страшный час!
Ты наступил...
Ты означал
Собой конец или начало -
Иль торжества, или печали?..
Час торжества!
Печали Черта,
Былые горести его -
Смешны, наивны и ничтожны -
И не волнуют никого.
Да и не слышно уж давно,
Чтоб кто-то пожалел беднягу
С тех пор, как дал от Бога тягу...
(И нам, конечно, все равно)
10
Ну что ж, пора покончить дрязги -
Для завершения рассказа
О Сатане и Черте сразу.
(И так в достатке было грязи)
Пусть торжествует жизни Разум!
Но нет причины для восторгов
У торжествующего Бога -
Оставим, и не будем строги.
(Ведь бед и так на свете много)
Все кончилось, конечно, пиром -
ДОБРА, ЛЮБВИ;
и также миром -
Вражды меж небом и землей...
Не будет больше в мире войн -
Наступят счастье и покой!
Лишь Дух - владыка всех умов,
Пусть станет богом из богов.
ЭПИЛОГ ОТ ДУХА
Я рад признанию, друзья,
Хотя нелегкая стезя
Мне вами вверена отныне -
Не покушаясь на святыни,
Быть вам примерным господином
И вашим добрым паладином...
Ну что ж, согласен без корысти
Вам послужить для правой веры,
И быть достойнейшим примером
Для подражания;
осмыслить
Я должен ваше предложенье,
Чтоб без намеков одолженья
Решить без помощи страстей -
готов ли на самосожженье
для благоденствия людей?..
Поверьте, я всегда на страже
Всего, чего добился разум,
И преграждая путь беде -
И если победит везде
И всюду разум над испугом,
Тогда навек останусь здесь
И буду вечным вашим другом!
ЭПИЛОГ ОТ АВТОРА
Все хорошо, что хорошо в конце;
Поэтому, в единственном лице
Оставшись для сведенья счетов,
Я вспомню всех;
начну же с Черта:
Черт по призванию игрок,
Он любит риск, азарт и рок,
И в черной магии силен,
Но только злобой ослеплен.
Терпеть не может он, когда
Проходит стороной беда
Кого б то ни было; исконно
Вмиг передернув карту с кона,
Сбивает с толку - все в тревоге;
Нечистый же уносит ноги,
И принимая новый вид,
По большей части домовит,
Покуда не утихнет смута;
А позже, снова - тут как тут...
В больших количествах зануда,
А мимоходом - просто плут;
Не выражается острожно,
И где опасно - осторожен,
И вежлив даже;
внешний лоск
Он соблюдает; лишь волос
Порою скрыть не может лишку -
Они торчат из под манишки;
(И все краснеет как мальчишка)
Уже залечена нога
И на пробор блестят рога...
Вот вам словесный дан портрет,
В поэме - дел его секрет.
Про Сатану скажу немного:
Он страстно почитает Бога,
Хотя и с Чертом он в ладах;
Всегда он кроток на скандал,
Но скандалезные дела - Его удел;
И как стрела
Он поспевает в цель и сроку -
Хотя ни помощи, ни проку
В его присутствии не жди;
Он как осенние дожди -
Словами сыплет без умолку,
И этим лишь сбивает с толку.
Он знает лесть, он любит ложь -
На них его не проведешь...
Бывает богом или другом,
хотя совсем не по заслугам;
всегда останется при деле,
Когда уж головы слетели
С других виновных;
даже Бог
Не смог застать его врасплох...
Он вездесущ,
И знает суть.
А Бог и ныне заправляет
Небесным раем; умаляет
Свои заслуги без корысти -
И в этом есть свой смысл сокрытый...
Он с чертом внешне примирился,
И Сатану великодушно
Простил за то, что тот послушен.
И с Духом нет у них конфликтов,
Хотя различна в корне сущность
Их взглядов на людские нужды
И на вселенские проблемы...
(Но это, уж пожалуй тема
И фабула другой поэмы -
Ведь Богу – богово)
А Духу
Должно набраться больше духу
Для сохраненья мира в мире,
Когда, как дважды два - четыре,
Всем ясно - трудная задача
Весь мир собой переиначить.
(Уж это что-нибудь, да значит!)
И вот, вверяя душу Духу,
(Не все одно, что богу душу
Отдать)
должны мы словно знамя
Поднять над головою знание,
Чтобы в невежества поту
Под сатанинскую пяту
По воле случая и рока
И черной магии от Черта
Не пасть бесславно и убого,
Спасаясь от "проклятий" Бога...
На том закончу свой рассказ.
(Надеюсь не разгневал вас
И не наскучил понапрасну
Своей невыдуманной сказкой)
Человек! Помоги себе сам.
Не надейся на помощь небес.
Слишком долго напрасно внимал небесам,
Но они не рождают чудес.
Чудеса лишь в тебе самом
Если веришь, что всё во всём.
То в себе ты - весь!
Свидетельство о публикации №115071505145
Иван Павлович Дмитриев 18.07.2015 22:12 Заявить о нарушении