КТД Пушкин. Сцена - I

*****

(эмоциональное вступление):

          Медленная, спокойная, завораживающая музыка. Свет приглушен /тающий свет/, на этом музыкальном и световом фоне отчётливо слышен звук тикающих часов /можно использовать метроном/. Размеренность мелодии и света нарушает вкрадчивый, умоляющий и одновременно отчётливо звонкий детский голос /девочка выбегает на сцену навстречу идущей к ней со свечой в руке матери/

Дочь:

- Мама! Мамочка!! Расскажи мне сказку!
- А ты, моя хорошая, после закроешь глазки?
- Да, да, мама! Я буду спать крепко, буду, я обещаю!
- Ну, хорошо… /дочь затихает на руках у матери/

Мама:

«У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей…»

/Мать и ребёнок остаются неподвижны в левой части сцены, а в центре появляется развязный молодой человек, чуть поодаль от него – девушка. Оба одеты в молодёжные дискотечные наряды/

Молодой человек:

- Что вы, сударыня, это мы натоптали, когда шли из школы с ежедневного соревнования: кто глубже плюнет учителю в душу /обращаясь к девушке, мечтательно растягивает слова/: Наташка, может быть, пойдём ко мне?

Девушка:

- Отстань, Колян, я никого и ничего не хочу!

Молодой человек:

- Вот  ведь, заважничала! Подумаешь, прин-цес-са! Невелика беда: найду другую!

/В тот момент, когда их ладони плавно разъединяются, гремит гром, вспышки молний, мерцание света. При этом и в лицах, и в осанке, и в жестах и в поведении происходит разительное перевоплощение/

Девушка:

- Постой, мой принц, а мог бы ты иначе?

Молодой человек:

           - Прости меня, моя принцесса! И как мне теперь быть без тебя? Где найти столько алых цветов, чтобы венком любви вплести их в твои волосы? Как оживить холодные звёзды, чтобы они светили подобно факелу твоей души? И, наконец, как объять необъятное?
             Но если ты не будешь со мной, если уйдёшь, пусть и цветы и звёзды всю ночь целуют пыль асфальта. И тогда… /читает Пушкина/
 
 «Я вспомню речи неги страстной,
   Слова тоскующей любви
   Которые в минувши дни
   У ног любовницы прекрасной

   /склоняясь на одно колено, берёт и целует её руку/

   Мне приходили на язык…»

/Центр сцены замер, свет переносится на правую часть сцены, на которой в кресле-качалке, полулёжа, накрывшись пледом, сидит старик. Рядом – журнальный столик, на нём стакан с водой, склянка с микстурой, другие лекарства. Доносится сердитый голос жены/:

- Иван Иваныч, гаси свет! Ты выпил таблетки? Я же сказала: зелёную после красной, а красную после синей /причитает/. Ну, что ты будешь делать, старый совсем, а глуп, как пень.

- Тише вы, тише, Марфа Петровна! /Шепчет себе под нос/. Ишь, разбуянилась; может быть, последний раз засыпаю, а она своё…/громко продолжает/: Принеси ка ты мне томик Пушкина! /наугад открыв, читает/:
   
«Так наше ветреное племя
  Растёт, волнуется, кипит
  И к гробу прадедов теснит.

/вздыхает/

  Придёт, придёт и наше время,
  И наши внуки в добрый час
  Из мира вытеснят и нас!»

/выходят трое/

1. Друзья мои, к чему спектакль? Зачем эти тяжеловесные декорации и скрипучая связь времён? Всё-таки у нас – конкурс /специально выделяет/ весёлых и находчивых, и пора бы начать!

2. Постой! И подумай сегодня о том, что объединяет наши души с самого детства, наполняя их добрым светом?

3. /обращаясь к залу/: В душе, в сознании и в сердце каждого русского человека есть одно имя, в котором и прошлое, и настоящее, и будущее; для которого нет ни временных, ни пространственных границ, и которое одно в чистоте и красоте своей есть русский характер, и это имя…  /«Пушкин!» - отвечает зал/

1. Пушкин… Сквозь сказки детства

2. Звёзды юности

3. Мудрую старость  /Освобождаем задний план сцены/

   2.  В каждом из нас бьётся его сердце…
   
1. Он с нами – даже до нашего рождения, даже после смерти

   3.  В наших делах и бессмертных душах!

1. Постой, ты слышишь? /Все трое вытягивают уши. Издалека доносится голос/

- Сижу за решёткой в темнице сырой
  Вскормлённый в неволе орёл молодой

/На сцене появляется парень, загримированный под птицу, в руках – решётка/
 
Мой грустный товарищ, махая крылом…

/появляется другая «птица», пикирующая кругами к «товарищу»/

Кровавую пищу клюёт за окном.

2. Вот так и разжигают зависть…

3. А кто-то, мечтая о свободе, прячется за решётками, даже не попробовав летать!
   
1. Нас же поднимет в небо дельтаплан имени Пушкина: над полями, рощами и реками нашей Родины и других стран.

2. Решётки наших стереотипов и внутренней несвободы незримы, но крепки, и они не снаружи, но внутри нас. Но наша Юность – это половодье, ему не страшны замки и преграды!

3. Атомная бомба радости и задора брошена нами с этой сцены в зал! Никому уже не спастись: пожар гармонии и юмора тушить бесполезно!

1. Ведь в гостях у вас сегодня не артисты, /все вместе/: а молодость, что в слове «Лицеисты!»

2. Мы предлагаем вашему вниманию литературно-театрализованную композицию, посвящённую А. С. Пушкину.

*****

1998 год


Продолжение следует:


Рецензии