от их любви родился князь
Первые впечатления – шок и закономерная пустота после шока прошли.
Шок наступил из-за того, что оказывается, я знаю не историю, а некий набор эмоциональных и ложных утверждений о прошлом, которые не являются историей.
Пример 1: «большевики в 1917-м свергли царизм». Это неправда.
Самодержавия уже не было.
Как называлась страна не понятно, но прошли выборы в Учредительное собрание и местные советы. УС и МС не были парламентом и местной властью, а были представительскими органами с не определёнными функциями.
Главой государства был Керенский, сменивший на этом посту князя Львова. Князем, какого императорского двора он был непонятно.
Вот это Учредительное собрание то ли само разбежалось, то ли ему объявили, что «караул устал», но в стране вместо парламентской республики, которую успело провозгласить Временное правительство, наступила диктатура пролетариата во главе с группой нелегалов из одной партии, которая совсем даже не была в большинстве в парламенте и в местных советах.
Таким образом, через 100 лет не будет большой ложью утверждать, что «большевики свергли царизм», но это очень-очень приблизительная правда.
Чтобы каждый раз не писать так много слов, договорились, что для описания истории под правдой будем понимать перечень подобных правд: «большевики свергли царизм», «Петр Первый прорубил окно в Европу», «Сталин уничтожил российское крестьянство» и так далее.
Но история это не набор таких правд, а набор истин, которых очень много и они настолько подробны, что не подлежат оценкам «добро-зло» или даже «причина-следствие».
Про исторические истины можно говорить «раньше-позже-одновременно».
От осознания того, что я не знаю этих истин и наступил закономерный шок, а за ним пустота.
Постепенно пустота заполнилась пониманием двух вещей, ради которых историческое общество собственно начало свою просветительскую деятельность.
Вещь первая. Люди во все времена мыслили настолько по-разному, что оценивать «хорошо-плохо» возможности нет.
Пример 2: Иван Грозный создал опричнину, потому что искал спасения для себя и народа в религиозном смысле. Современники Ивана Грозного воспринимали опричнину как нечто типа всадников апокалипсиса.
Практика и последствия опричнины подробно описаны, но в примере 2 показан именно способ мышления в то время. Для современников Ивана Грозного и для него самого Библия была законом прямого действия. Эти люди вообще не различали разницы между той реальностью, в которой они жили и библейским текстом.
Естественно пример 2 это не истина, а правда, которая гораздо ближе к истине, чем утверждение, что Иван Грозный создал опричнину, чтобы укрепить свою власть и ослабить бояр.
Истина о способах мышления людей пока недостижима.
Вещь вторая. История это наука изучающая прошлое, но уже завтра станет прошлым сегодня.
Вот буквально завтра 13 июля сегодняшний день 12 июля уже попадёт в руки истории.
Понимая это, можно рассматривать события сегодняшнего дня с исторической точки зрения. Это означает очень важное и парадоксальное приложение науки истории, а именно: исторический способ мышления вполне актуален и достаточно универсален как способ мышления вообще.
Другими словами: время идёт вперёд, и мы вместе с ним идём туда же.
Вторя вещь учит нас работать с фактами сегодняшнего дня как с историческими источниками.
Я, например, размышляя таким способом, лучше стал понимать, что сегодня происходит в Украине.
Вернее, я совершенно успокоился по поводу того, что ничего не могу понять.
Если бы не историческое общество с его лекциями, я, наверное, был бы уже в психушке, пытаясь понять законы хаоса.
Дело в том, что все источники информации о прошлом (а значит и о настоящем!) содержат ряд объективных и субъективных не правдивых сведений, которые вводят наблюдателя в заблуждение.
Пример 3. Языковый. «Попрыгунья стрекоза лето красное пропела». Стрекоза не прыгает и не поёт. Во времена Крылова стрекозой называли цикаду. Безобидный случай.
Пример 4. Дезинформация и пропаганда. Смотри телевизор.
Пример 5. Некомпетентность и корпоративные интересы свидетелей событий. «В результате трёхчасового боя предотвращена попытка прорыва линии фронта диверсионной группы в тыл наших войск».
Диверсионные группы могут прорываться с боем только из окружения в свой тыл.
Линию фронта в чужой тыл диверсионные группы не прорывают никогда. Разведку боем, наверное, вели. Хотя, не исключено, что это свои выходили из окружения.
А может быть договорились пострелять, чтобы отпугнуть инспекцию из штаба или наблюдателей ОБСЕ.
Заключение. В результате туман истории начал рассеиваться. Настоящее и прошлое предстало в виде сумасшедшего дома, где я оказался вполне нормальным человеком.
А то ведь казалось совсем наоборот – что я схожу с ума, пытаясь понять логику исторического процесса.
На всякий случай ещё один вывод из лекций: никакого исторического процесса вообще не существует. У несуществующих объектов не может быть логики.
Логика, причём очень субъективная и часто ошибочная существует только у поступков отдельных людей.
Я с этим живу уже три дня.
Улучшился сон и аппетит, захотелось, выгуливая красивую женщину в парке на Владимирской горке и, указав на торчащий из земли камень, сказать ей: «Где-то недалеко князь Владимир Красное Солнышко, женатый на половчанке Рогнеде, познакомился с молодой хазаркой Малушей. От их любви родился князь Ярослав Мудрый».
Свидетельство о публикации №115071206935
Проходит мимо врач: "Иванов (Розенблат), разве Вы не видите,
что это зубная щётка?!"
- Что Вы, доктор, конечно, вижу, играю я так.
Врач уходит.
Человек поднимает щётку, целует
в загривок: "Здорово, Жучка, мы его обманули!"...
На нашем с тобой научном языке это называется
диссимуляцией.
Борис Рубежов Пятая Страница 12.07.2015 21:12 Заявить о нарушении
1) В современном мире событие не считается состоявшимся, если его не сняли на видеокамеру или хотя бы не сфотографировали.
2) Представьте, что кто-то сидит сам по себе в комнате без телевизора, радио, компьютера и телефона; двери закрыты, жалюзи опущены. Он, должно быть, опасный буйнопомешанный или преступник, приговоренный к одиночному заключению. А если он пошел на это добровольно, он точно какой-то лузер, боящийся общества, или свихнувшийся студент — того и гляди ворвется в колледж с рюкзаком боеприпасов за спиной, поливая всех без разбора автоматными очередями.
http://subscribe.ru/group/zvyozdnyij-put/2413882/
Борис Рубежов Пятая Страница 12.07.2015 21:12 Заявить о нарушении
Уменяимянету Этоправопоэта 12.07.2015 21:23 Заявить о нарушении
Борис Рубежов Пятая Страница 12.07.2015 21:59 Заявить о нарушении
Уменяимянету Этоправопоэта 12.07.2015 22:13 Заявить о нарушении
Борис Рубежов Пятая Страница 12.07.2015 22:42 Заявить о нарушении
Уменяимянету Этоправопоэта 12.07.2015 22:58 Заявить о нарушении
Не из далёкого разве?
Мы — дети страшных лет России
Из стихотворения «Рожденные в года глухие» (1914, с посвящением: «3. Н. Гиппиус») Александра Александровича Блока (1880—1921):
Рожденные в года глухие,
Пути не помнят своего.
Мы — дети страшных лет России —
Забыть не в силах ничего.
Иносказательно: о поколениях, судьбу которых
определили переломные годы российской истории.
Борис Рубежов Пятая Страница 12.07.2015 23:03 Заявить о нарушении
Эту.
http://www.youtube.com/watch?v=mUe4OKjWXaw
А эту дважды.
http://www.youtube.com/watch?v=ov6msbJ5QzU
Если хватит сил, конечно.
Коротко ответ на твой вопрос такой: представь себе трикотажную ткань из которой можно сшить свитер или кофту. Большое полотно. Очень длинный и очень широкий прямоугольник. Это ткань истории. Мы находимся в точке с координатами 2015 по длине и в точке 500 по ширине. Длина характеризует время, а ширина, допустим, положение на географической карте. То есть мы оба для простоты в одном городе. Позади нас огромное полотно. И по бокам тоже. Некая полоса на ткани позади нас это история нашей страны. Узлы позади нас это известные нам события в прошлом, нити между узлами это причинно-следственные связи, а пустоты это события, которых мы не знаем и никогда не узнаем или можем узнать. То есть пустоты могут заполниться узлами и нитями, а могут остаться пустотами. Так вот: из точки с координатами 1500:500 до нашей точки 2015:500 существует огромное количество возможных маршрутов. При этом, теоретически маршрутов ещё больше, потому что пустоты мнимые. Ибо ткань на самом деле не трикотаж а сплошной материал. В такой модели говорить о причинах в прошлом бессмысленно. Мы не можем знать каким был тот единственный маршрут, который таки был. Важно то, что узлы (события) очень разные качественно. Связи тоже разных типов. И самое главное, что бывают качественные скачки через узлы. Типа квантовых переходов или нуль-транспортировки. Любой заинтересованный человек-манипулятор может указать непротиворечивый маршрут из прошлого в настоящее. Такова научная картина прошлого. Модель, конечно. Более точной модели у нас нет. Мы можем сказать, что крепостное право повлияло на рейтинг 89%. Но мы не можем сказать как именно повлияло. Любая трактовка этого влияния есть спекуляция или манипуляция.
Уменяимянету Этоправопоэта 12.07.2015 23:31 Заявить о нарушении
Бабочка Рэя Бредбери, убитая путешественником в прошлое. Помнишь? Историк тебе скажет, что максимум на что может повлиять такая бабочка это то, что у тебя будут усы, а у меня их не будет.
Уменяимянету Этоправопоэта 12.07.2015 23:56 Заявить о нарушении
Борис Рубежов Пятая Страница 13.07.2015 00:09 Заявить о нарушении
Уменяимянету Этоправопоэта 13.07.2015 00:22 Заявить о нарушении