Шут

"Что воля, что неволя - всё одно, всё одно..." Сказка ложь, да в ней намёк. Человек не может в полной мере реализовать своё право на свободу в условиях общества и государства. Но он может и должен обладать таким правом - своего рода врождённой и неотчуждаемой привилегией личности, которую общество и государство пытаются подменить целесообразностью. Тоталитарные структуры фактически ставят знак равенства между интересами государства и интересами общества, делая осуществление государственных интересов задачей всех членов общества. Свобода в таких условиях приобретает иллюзорный характер, она подчинена необходимости. Однако следует иметь в виду, что не только в тоталитарном государстве свобода индивида недостижима. Свобода в принципе не может быть реализована, свобода лежит за пределами сферы возможного. Свобода понимается не как фактическая реализация целей, а как осознанная ориентация на них, то есть скорее как некая общая духовная направляющая, нежели конкретное духовное содержание. Фактическая "свобода" индивида всегда есть и будет фикцией. В обществе и государстве нет и не может быть подлинной личной свободы.
Нет и не может быть свободы и на личностном плане. В терминах бытия личность несвободна в силу своей материальной природы. Индивид неспособен полностью освободиться от призывов бытия, будучи вписан в структуру потребностей и сам отчасти являясь её создателем. Свобода в терминах сознания так же иллюзорна, как и материальная независимость, в силу обусловленности сознания его собственными объектами и опытом.
Свобода возможна в искусстве, но только до той его степени, на которой событие культуры становится фактом общественного сознания. Искусство создаётся на конфликте того, что может и должно быть, с тем, что есть. Акт творчества с необходимостью есть отрицание данного, уже существующего, в пользу возможного, предполагаемого, идеального. Творческий акт есть попытка сущности освободиться от существования. Отрицание и насмешка, пародия, переворачивание реальности с ног на голову или наизнанку суть близкородственные инструменты свободы. Поэтому, фигура творца выступает в маске Шута. Шут есть выражение свободы высказывания в условиях частичной или полной несвободы (обусловленности) творческого лица. Это одно из проявлений Творца мира сего, мира не совершенно материального (бытие) и не совершенно духовного (сознание). Шут есть промежуточная фигура, это демиург, один из многих, таких же несвободных, как и его объекты, но располагающий пониманием этого несовершенства и его причин. Можно сказать, что Шут - форма сознания, редуцированного до формы бытия. Это безусловно трагический персонаж Божественной комедии. Впрочем, все персонажи в сущности фиктивны - и в этом отношении свободны. Амплуа свободны, маски переходят с лица на лицо.
Всё одно, всё одно...


12 июля 2015 г.


Рецензии