Образ Божий

Я нередко веду с людьми диалог, который может различаться в деталях, но основа его остаётся незыблемой. При этом мне очень важны ответы оппонента, ибо от этих ответов зависят нюансы и направление, и аромат самого диалога. Я понимаю, что воспроизведение таковой беседы всегда чревато некоторым омертвлением, которое невозможно при живой беседе, но рискну-таки передать суть... При этом я отдаю себе отчёт в том, что подобный диалог возможен только в православной среде.

— Ты в курсе, что человек создан по образу Божию?
— Да.
— А как  звучит слово “образ” по-гречески?

Тут обычно возникает замешательство, но после указующего жеста в сторону иконостаса, т.е., на образа, и вопроса: “Это — что?” — следует ответ: “Иконы”.

— Ты создан по образу Божию?
— Да.
— Значит ты являешься иконой Христовой?

Тут опять-таки чаще всего возникает замешательство, но логическая цепочка: ты — по образу Божию; образ — икона; Христос — Бог, следовательно, ты — икона Христова — всё расставляет на свои места.
С точки зрения любого нормального православного человека, икона всегда является сокровищем. Поэтому на вопрос: “Сколько даров Господь тебе подарил, когда призвал тебя к жизни?” — не может быть иного ответа, кроме как: “безмерно”.
Т.е., на самом деле никто из нас толком и осознать-то не может, каким сокровищем он является в очах Божиих.

— А заслуга твоя в этом есть?
— Нет.
— Правильно! Взял Господь мешок, отсыпал туда бесконечное количество подарков — на, мол, сынок (дочка), носи... и самое удивительное, что никаких личных человеческих заслуг в этом нет, однако же — сокровище!

— А много растерял?
— Наверно, много…
— А сколько осталось?
— Ну, может быть, половина, — смиренно предполагает оппонент.
— Если бесконечность поделить  пополам, сколько будет?
— Бесконечность…

Открытие поражает: сколько бы Божиих даров я ни растратил, всё равно остаётся бесконечное их число. То есть, в самом последнем грешнике образ Божий неуничтожим.

— А ты в зеркало когда-нибудь смотрел?
— Конечно.
— Скажи честно, а хоть раз в жизни ты икону Христову в зеркале видел?
— Нет.
— А куда ты её дел?

Действительно, странно: я — икона Христова, неуничтожимая, а в зеркале, кроме своей физиономии, не вижу ничего…
Приходится объяснять:

— Грехами закоптил. Бывают иконы реставрированные, а бывают — нет. Такие, нереставрированные, иконы Солоухин называл “Чёрными досками”. Вот таковыми мы и являемся… Но опытный реставратор, взяв такую доску в руки, всегда воскликнет: “Какая красота!” — ибо способен проникнуть в незамутнённую глубину. Так и батюшка Серафим Саровский, встречая любого человека в своей пустыне, приветствовал его: “Радость моя, Господь посетил меня!” — т.к. зрел сияние Божьей славы в каждом.

Безусловно, отождествление себя с дарами Божиими является узурпацией этих даров и кумиротворчеством по отношению к себе самому, что неизбежно ведёт к деградации личности, ибо личность может быть реализована исключительно в содружестве с Тем, Кто тебя создал по Своему образу.
Именно Он является Истиной, и распознавание Этой Истины является богопознанием, к чему и призван человек: “От одной крови Он (Бог) произвёл весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы им живем и движемся и существуем” (Деян.17:26 — 28)…
Благодарное осознание полученных от Бога даров — явление благодатное, а отождествление себя с ними — духовный тупик.

____________________

Тема этого диалога возникла у меня во второй половине 90-х годов и в течение многочисленных бесед постепенно развивалась и оплеталась некоторыми нюансами…


Рецензии
Очень глубоко. Да, я время от времени перечитываю "Владимирские проселки". Солоухин как раз странствовал по тем селам, где у меня был дом (но это позже, уже после смерти Владимира Алексеевича). Там ему много дарили таких "черных досок".
А отождествлять просто и глупо, разве по молодости. В школе ты, скажем, отличник по всем предметам. А потом понимаешь, каково же пространство невежества. Или ты сделал десятку людей много добра, а при этом куда большее число ты в лучшем случае лишил своего внимания, а скорее всего ограбил. Такие грустные мысли приходят, но что-то и спасает от отчаяния. Осталось ведь что-то...

Алла Шарапова   24.12.2023 22:25     Заявить о нарушении
Думаю, Аллочка, именно в отождествлении вся суть: слишком часто мы дары Божии воспринимаем, как собственное достояние...
Ну, а глупость, увы, чаще всего является одним уз основных условий совершения греха: "Безумне, окаянне человече..." — именно так взывает к нашей душе "Покаянный канон" — в этом Вы абсолютно правы!

А.Т.

Священник Алексий Тимаков   26.12.2023 22:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.