Смерть в Риме
Дороги уносятся вдаль,
Дороги качаются вбок,
Цепляются за высоту,
Ты словно в далеком порту,
Где люди не знают печаль.
Здесь люди забыли про страх,
Без времени нет и тоски.
Быть может они моряки,
Что по морю мёртвых плывут?
А может они корабли,
Застрявшие в зыбких песках?
С собою тебя позовут
На древних своих языках
С заклятьем на тонких губах
Из дальних и близких времён.
Нельзя здесь стоять! Сделай шаг,
Раз видишь ты этих людей.
И хмурится старый халдей,
И ждут гладиаторы молча,
Весталки надменно кивают,
И шепчет усатый купец,
Какой-то восточный мудрец
Твой взгляд изумлённый поймает.
Нельзя здесь стоять! Сделай шаг.
Но что это?... Ты пробудился
И добрым считаешь тот знак,
А звон колокольный струится
Над римской дорогою вдаль,
Где смерть не возносит наверх,
Где жили, не зная про грех,
Где жили, забыв про печаль.
© Copyright:
Анна Качашкина, 2015
Свидетельство о публикации №115070900750
Рецензии
Очень нравится. Отстраненный мистический тон... Боюсь ошибиться: недалеко от Колизея, за Форумом, на "холме Палатино" /на высоте Колизея/ мы гуляли по первобытному "квадратному Риму", где даже обозначена хижина Ромула. Потом гуляли по Форуму, где с одной стороны Храм весталок, а в траве ягоды. Но главное - это стариннейшая дорога из крупных камней с холма к Форуму /спускается круто/, вдоль нее каменные помещения-лавки для ремесленников и торговцев /обувь починить, меч наточить/. Навстречу спускающейся толпе "шла" нищенка, согнувшись в три погибели; с нее всё свисало, и даже спереди с головы до мостовой. Она изредка встряхивала коробкой-жестянкой /для внимания/, там брякали пара монет. Она видела только истертые ногами и веками огромные булыжники. Свет ей, видимо, был уже не мил. Мы почти мистически разминулись с ней на этой древней Римской дороге-улице. Одним словом, мне стихотворение это очень нравится. Успехов и находок.
Флорентин Тригодин 10.02.2017 22:21
Заявить о нарушении
Спасибо, Флорентин. Это стихотворение родилось однажды ночью в центре Рима. До того момента я не чувствовала так явно странную геометрию пространства и времени этого города, где всё, что было создано когда-либо, не исчезает бесследно и те, кто там жили, как во сне я увидела, продолжают жить и поныне отчасти, но на каких-то других уровнях бытия.
Да, Палатинский холм и форум - очень необычные места, где всё открыто, первозданно, читается и ощущается, несмотря даже на толпы туристов. А нищенка, как коренная жительница, не видит в окружающем пространстве ничего необычного, что, в общем, естественно.
У меня есть еще два стихотворения, посвящённых Риму:
http://www.stihi.ru/2015/06/17/9765
http://www.stihi.ru/2015/06/17/9765
Благодарю Вам за добрые пожелания. И Вам желаю успехов и находок!
Анна Качашкина 12.02.2017 00:42
Заявить о нарушении
Анна! Вы дали две одинаковые ссылки - на "Чашу". Но я сразу нашел второе: "Тысячелетнее лето". Вы его имели ввиду? Само название - уже стихотворение. А по существу, оба стиха очень хороши, насыщены увеличивающимся смыслом при "недлинности". Во всех стихах у Вас этакая высокая планка "текстовой" строгости, что как раз соответствует темам. А у меня стихи "разные". По-моему, вы убедились в этом, и мне чуть стыдно. Однажды возвращались из провинции во Флоренцию, мимо длинного акведука через равнину, и я потом подумал, что во все века женщины выполняли какую-то свою работу и выполняют, и родилось стихотворение "Слабый пол", вот его начало: "Под сенью пальм ты ворошила сено,/Тысячелетне замер акведук./В пуантах выбегала ты на сцену,/Чтоб воспарить на вилах чьих-то рук..." Вообще, благодаря Вам, я, наверно, вернусь в стихах к Риму. Когда мы примчались на поезде в Рим из Флоренции, был первый час ночи; мы прошли пешком до ул.Меценатов, зашли в квартиру, потом еще квартал до Колизея. Примерно возле "тюрьмы Петра и Павла" навстречу попали четыре монахини в чёрном, шагающие торопливо - видимо, "домой с работы" /кажется, недалеко было что-то вроде общежития/. Вот они, страны и времена: у нас так шагали только какие-нибудь фрезеровщицы с завода после второй смены /я много работал на заводах/. Я успел внимательно посмотреть на их лица: на ходу они, казалось, обсуждали что-то связанное с их "работой". А мы в России, возможно, излишне чопорны. Вечером почитаю Ваши другие стихи. Всего Вам, всего.
Флорентин Тригодин 12.02.2017 14:39
Заявить о нарушении
Ой, Вы правы, не заметила. Вообще-то я имела ввиду другое стихотворение:
http://www.stihi.ru/2016/03/29/5154
Но "Тысячелетнее лето" в самом деле тоже отражает тот же римский дух, даже иллюстрация к нему сама попросилась. Это странно, но я его написала до того, как побывала в Риме и его окрестностях. Оно как бы обо всех руинах средиземноморских цивилизаций, обобщенное.
Я прочитала некоторые Ваши стихи, они в самом деле очень разные и это прекрасно. А Рим, этот могучий колосс, несмотря ни на что, затягивает всех, кто там побывал хоть раз, он так многогранен, что к нему невольно возвращаешься снова и снова, потому что полученные впечатления потом загружаются годами. Прекрасно представляю себе эту картину про монахинь, будничным шагом идущих домой с работы. То, что для туристов - мировой центр веры, для них - работа, где неизбежно есть рутина, скука и будни. Успехов Вам в написании новых стихов о Риме!
Анна Качашкина 12.02.2017 18:47
Заявить о нарушении
Нашёл и прочитал "в первом приближении". Напишу там, под. Хорошо, что Вы поняли про монахинь именно так, как и я почувствовал. Тема интересна. До встреч.
Флорентин Тригодин 12.02.2017 20:06
Заявить о нарушении