Смерть в Риме

Дороги уносятся вдаль,
Дороги качаются вбок,
Цепляются за высоту,
Ты словно в далеком порту,
Где люди не знают печаль.

Здесь люди забыли про страх,
Без времени нет и тоски.
Быть может они моряки,
Что по морю мёртвых плывут?
А может они корабли,
Застрявшие в зыбких песках?

С собою тебя позовут
На древних своих языках
С заклятьем на тонких губах
Из дальних и близких времён.

Нельзя здесь стоять! Сделай шаг,
Раз видишь ты этих людей.
И хмурится старый халдей,
И ждут гладиаторы молча,
Весталки надменно кивают,
И шепчет усатый купец,
Какой-то восточный мудрец
Твой взгляд изумлённый поймает.

Нельзя здесь стоять! Сделай шаг.
Но что это?... Ты пробудился
И добрым считаешь тот знак,
А звон колокольный струится
Над римской дорогою вдаль,
Где смерть не возносит наверх,
Где жили, не зная про грех,
Где жили, забыв про печаль.


Рецензии
Очень нравится. Отстраненный мистический тон... Боюсь ошибиться: недалеко от Колизея, за Форумом, на "холме Палатино" /на высоте Колизея/ мы гуляли по первобытному "квадратному Риму", где даже обозначена хижина Ромула. Потом гуляли по Форуму, где с одной стороны Храм весталок, а в траве ягоды. Но главное - это стариннейшая дорога из крупных камней с холма к Форуму /спускается круто/, вдоль нее каменные помещения-лавки для ремесленников и торговцев /обувь починить, меч наточить/. Навстречу спускающейся толпе "шла" нищенка, согнувшись в три погибели; с нее всё свисало, и даже спереди с головы до мостовой. Она изредка встряхивала коробкой-жестянкой /для внимания/, там брякали пара монет. Она видела только истертые ногами и веками огромные булыжники. Свет ей, видимо, был уже не мил. Мы почти мистически разминулись с ней на этой древней Римской дороге-улице. Одним словом, мне стихотворение это очень нравится. Успехов и находок.

Флорентин Тригодин   10.02.2017 22:21     Заявить о нарушении
Спасибо, Флорентин. Это стихотворение родилось однажды ночью в центре Рима. До того момента я не чувствовала так явно странную геометрию пространства и времени этого города, где всё, что было создано когда-либо, не исчезает бесследно и те, кто там жили, как во сне я увидела, продолжают жить и поныне отчасти, но на каких-то других уровнях бытия.
Да, Палатинский холм и форум - очень необычные места, где всё открыто, первозданно, читается и ощущается, несмотря даже на толпы туристов. А нищенка, как коренная жительница, не видит в окружающем пространстве ничего необычного, что, в общем, естественно.

У меня есть еще два стихотворения, посвящённых Риму:
http://www.stihi.ru/2015/06/17/9765
http://www.stihi.ru/2015/06/17/9765

Благодарю Вам за добрые пожелания. И Вам желаю успехов и находок!

Анна Качашкина   12.02.2017 00:42   Заявить о нарушении
Анна! Вы дали две одинаковые ссылки - на "Чашу". Но я сразу нашел второе: "Тысячелетнее лето". Вы его имели ввиду? Само название - уже стихотворение. А по существу, оба стиха очень хороши, насыщены увеличивающимся смыслом при "недлинности". Во всех стихах у Вас этакая высокая планка "текстовой" строгости, что как раз соответствует темам. А у меня стихи "разные". По-моему, вы убедились в этом, и мне чуть стыдно. Однажды возвращались из провинции во Флоренцию, мимо длинного акведука через равнину, и я потом подумал, что во все века женщины выполняли какую-то свою работу и выполняют, и родилось стихотворение "Слабый пол", вот его начало: "Под сенью пальм ты ворошила сено,/Тысячелетне замер акведук./В пуантах выбегала ты на сцену,/Чтоб воспарить на вилах чьих-то рук..." Вообще, благодаря Вам, я, наверно, вернусь в стихах к Риму. Когда мы примчались на поезде в Рим из Флоренции, был первый час ночи; мы прошли пешком до ул.Меценатов, зашли в квартиру, потом еще квартал до Колизея. Примерно возле "тюрьмы Петра и Павла" навстречу попали четыре монахини в чёрном, шагающие торопливо - видимо, "домой с работы" /кажется, недалеко было что-то вроде общежития/. Вот они, страны и времена: у нас так шагали только какие-нибудь фрезеровщицы с завода после второй смены /я много работал на заводах/. Я успел внимательно посмотреть на их лица: на ходу они, казалось, обсуждали что-то связанное с их "работой". А мы в России, возможно, излишне чопорны. Вечером почитаю Ваши другие стихи. Всего Вам, всего.

Флорентин Тригодин   12.02.2017 14:39   Заявить о нарушении
Ой, Вы правы, не заметила. Вообще-то я имела ввиду другое стихотворение:
http://www.stihi.ru/2016/03/29/5154
Но "Тысячелетнее лето" в самом деле тоже отражает тот же римский дух, даже иллюстрация к нему сама попросилась. Это странно, но я его написала до того, как побывала в Риме и его окрестностях. Оно как бы обо всех руинах средиземноморских цивилизаций, обобщенное.
Я прочитала некоторые Ваши стихи, они в самом деле очень разные и это прекрасно. А Рим, этот могучий колосс, несмотря ни на что, затягивает всех, кто там побывал хоть раз, он так многогранен, что к нему невольно возвращаешься снова и снова, потому что полученные впечатления потом загружаются годами. Прекрасно представляю себе эту картину про монахинь, будничным шагом идущих домой с работы. То, что для туристов - мировой центр веры, для них - работа, где неизбежно есть рутина, скука и будни. Успехов Вам в написании новых стихов о Риме!

Анна Качашкина   12.02.2017 18:47   Заявить о нарушении
Нашёл и прочитал "в первом приближении". Напишу там, под. Хорошо, что Вы поняли про монахинь именно так, как и я почувствовал. Тема интересна. До встреч.

Флорентин Тригодин   12.02.2017 20:06   Заявить о нарушении

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →