Экспертный обзор. Дмитрий Ревский. Июнь-2015
Поэтому критерий «нравится-не нравится» пришлось выключить, и включить более хитрозаколдованные способы оценки и восприятия, добавив, безусловно, и личную вкусовщину, поскольку есть вещи, к которым я снисходителен в жизни, но малотерпим в поэзии, например, потерю текстом логики повествования или «винегрет».
Так что в итоге посватанные мной тексты были отобраны <по признакам>:
1. Нетривиальность (НЕмассовость) темы или её подачи для читателя.
2. Красочность, ёмкость и поэтическая детальность созданной картинки (картинок).
3. Используемые автором приёмы, позволяющие ему красиво высветить мой Пункт Два, умело скрыв при этом технику, о которой вспоминаешь уже только тогда, когда … да вообще нередко и не вспоминаешь, потому что «послевкусие» сильнее пристального подхода.
4. Количество и сила эмоционального воздействия при чтении, не только на уровне «легло - не легло», но и «взяло - не взяло», что гораздо важнее.
5. Ну, и насколько удалось сказать много правильными словами, и я не только формат здесь имею в виду, а и количество мыслей и полутонов, что нередко «вкуснее».
Тем же, кто не вошёл в этот шорт-лист, не стоит думать, что всё вышеперечисленное в их произведениях отсутствует, в лонге практически нет «нулевых стихотворений»,
просто в совокупности «плюсы-минусы», кто-то оказался более успешен в востребованности мной, а кто-то менее. Но это поэзия, она либо требуется, либо нет. И в этом её и сила, и уязвимое место, конечно.
Но читать было интересно весь лонг, что в плюс как отбирающим редакторам, так и авторам.
Отобранные стихотворения стоят в произвольном порядке, и номера от 1 к 10 – произвольные*.
Что до комментов остальных стихотворений лонга, то они есть, и я безусловно напишу их всем, кто пожелает услышать моё мнение. Делайте запросы в рецах.
хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
ОДИН.
ЕЛЕНА СЛОБОДСКАЯ «Горизонт»
http://www.stihi.ru/2015/06/02/8228 отборочный тур для резидентов
Не зажигай в вечерней бане свет, -
окно глядит на запад - по канонам.
На небе, по невидимому склону,
одноколесный мчит велосипед.
Слегка ворчит покладистая печь, -
многоголовый огненный детёныш
пригрет в груди. Он сыт. Его всего лишь
тебе придётся тщательно стеречь.
Плесни воды из медного ковша,
и зашипят встревоженно каменья.
Белёсый пар рубахою нательной
опустится на плечи не спеша.
И в воздухе, который не вдохнуть,
а выдохнуть, тем более не в силах,
заговорят древесные распилы,
вода, смола и каменная суть.
Попробуй разглядеть, что там, в углу,
застыв на слабых нитях паутины,
висит комар. Его сухую спину
продело время в вечную иглу.
А за окошком тает горизонт.
В одно мгновенье черная заслонка
закроет свет. На выгоревшей кромке
погаснет ослепительный узор.
Не различить знакомые места.
Превозмогая небо, тьму и время,
побеленные старые деревья
несут пролёт вселенского моста.
****
Что безусловно подкупает в этом тексте – и, что радует меня как любителя изящных авторских конструкций – не только то, что картинку выстраивает весь текст, а и что каждый катрен – это картинка в общей картинке (и попрошу читать правильно – не мазок, а именно законченный этюд), и каждая - картинка вполне себе самодостаточная, сочная, насыщенная эмоционально (хотя и не всегда понятно, как это сделано), иногда - мемная
(висит комар. Его сухую спину
продело время в вечную иглу.)
И что картинки, сменяя друг друга, ведут тебя за собой, «крутят кино», и ты проходишь их как ступеньки, и вдруг - ты уже читаешь нечто философское в концовке, и как бы прислоняешься лбом к стеклу, разделяющему то, что ты только что прочувствовал, и то, что там, дальше, но увидеть это можно уже только самому…
Добавлю, что вроде как незримое, но вполне себе ощущаемое присутствие автора, растворённое в общей стильности – это ещё одна изюмина, которая приятна на вкус и радует профессионально. Некий голос за кадром, который не менее ценен, чем сам кадр… Респект.
ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
ДВА.
ЕВГЕНИЙ ПЛАТОНОВ «Две монеты»
http://www.stihi.ru/2013/02/21/5794 отборочный тур для резидентов
Где звёзды коснулись земли,
цветы на воде расцвели,
и ночь не боится рассвета;
где млечная речка чиста,
в дрожащее небо, с моста,
упали две наши монеты.
Идёшь по земле не спеша,
но что-то подскажет душа,
и выведет к речке кривая.
И бросишь монету во тьму,
и скажешь себе самому:
ведь всякое в жизни бывает...
Бывает, поднимешь глаза –
как прежде, мигает пульсар.
Монеты блестят среди прочих...
В созвездиях Пса и Кота.
А правда их жизни проста –
они меж собою – не очень...
****
Тот случай, когда тебе рассказывают про одно и небольшое, а ты видишь за этим много другого, и большого, и ирония автора - она как бы и должна скрасить ту большую грусть, которая стоит за кадром, а она её, пожалуй, только подчёркивает, оставляя что-то щемящее, личное, уже твоё, и это, конечно, очень сближает с текстом.
И вот опять же, подача – от мелкого до большого, практически вселенского,
Поскольку и земля, тьма, и жизнь, и пульсар, и правда – они выстраивают за текстом такую масштабную декорацию, которую можно и не замечать, т.к. прожектор – он на другое, но если видишь – то горизонт расширяется, и внешняя простота текста становится сложной и ёмкой составляющей очень сильного впечатления.
хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
ТРИ.
ОЛЬГА ХВОРОСТ «Стих про Мэри и её таксу»
http://www.stihi.ru/2015/03/09/3219 отборочный тур для резидентов (квота Ирины Грановской)
Долговязая Мэри в резиновых ботах
не любила часами сидеть у окна,
а напротив, любила в любую погоду
из Вест-Энда в Гайд Парк совершать променад.
С ней гуляла собака по имени Лакки,
длиннотелая, словно Вестминстерский мост;
там где зубы, там морда была у собаки,
а с другой стороны, соответственно, хвост.
Морда шла за хозяйкой дорогой знакомой
мимо пабов, кофеен и ярких витрин,
в это время и хвост выдвигался из дома,
чтобы тоже развеять прогулкою сплин.
Если морда по парку круги нарезала
и гоняла котов от угла до угла,
то, чем хвост занимался в районе вокзала,
даже Мэри представить себе не могла.
Погуляв, возвращалась домой вместе с мордой,
звонким лаем пугавшей окрестных собак,
и всегда им навстречу, любуясь природой,
чинно шествовал хвост, направлявшийся в парк.
Так, сквозь смог отмотав три английские мили
по брусчатке дорог и по мокрым кустам,
боты сняв наконец, Мэри морду кормила
и ждала возвращенья с прогулки хвоста.
Только хвост не давал ей забыться в релаксе -
в приключения попой влипал каждый раз...
так и жили хозяйка с породистой таксой,
что была самой длинной из лондонских такс.
****
Возможно, что в ущерб чему-то «серьёзному», что не вошло в шорт… да, возможно. Но не жалею ни минуты.
Мои наблюдения за конкурсами показывают, что при сопоставлении юмор\\серьёзная тема – читатель склонен юмор отодвинуть как «несерьёзное», простите за эту тавтологию.
Хотя написать не просто что-то смешное, ироничное, но и включить туда некую философскую картинку – задача иногда даже и более сложная.
А ироничные стихи – достаточно редки, если сравнить с общим потоком каждодневности этого сайта, и как штучный товар и должны рассматриваться – а удалось ли автору, или это просто пересказ анекдота?
Здесь – как раз тот случай, когда за абсолютной беззаботностью, бесшабашностью автора и даже анекдотичностью самой темы можно задуматься о таких принятых нашим сознанием постулатах, как «всё вернётся на круги своя» и «в одну реку нельзя зайти дважды».
Если вы думаете, что Ревский курил грибы – то я всего лишь намекну вам, что если вместо Мэри вы поставите себя, любимого, а вместо таксы – свои проблемы, то ваше прочтение этого стихотворения сильно изменится.
Или же вы будете просто нечестны с собой. Но это уже и не относится к данному стихотворению.
хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
ЧЕТЫРЕ.
АЛЕКСАНДРА ГЕРАСИМОВА "всё сущее случится невпопад"
http://www.stihi.ru/2015/06/02/3631 номинатор Александр Фральцов
всё сущее случится невпопад
меж сот булыжных пробежит тропа
ручейный плеск падёт в морские руки
сыновний в них рассеивая пыл
за ветхой зазевавшейся калиткой
распустят ветви белый свет на нитки
и завязи сощурят близоруко
на кортик-парус что едва отплыл
и тем нежданней звук коснётся звука
рука руки – две нежности друг друга
тем нерушимей воплотится слово
в немыслимую слуху новь и явь
и отболит несказанное прежде
и терпкий сок сладчающей черешни
прольётся младовинно и пунцово
под весом несладимостей и клятв
****
Не знаю, скажу ли я этим автору комплимент или нет, но тем не менее – мысль пришла, и я её озвучу без всяких сравнений – что-то в этом стихотворении мне напомнило старого доброго Игоря Северянина, насколько я помню и понимаю его творчество… Возможно, что-то в ритме, возможно, из-за игры с новоязами (мне нравится)… В-общем, повеяло.
Чем цепляет меня – а тем, что образы, как частокол, в каждой строчке, и вроде как и кучно, а каждый хорошо и виден, и подан, и картинке дня, нарисованного некими вроде как и неоконченными фразами – очень соответствует. Только вот неоконченное скреплено звеньями цепи, и скользит как цепь, и опускает какой-то свой правильный якорь, который и цепляет. Вроде как и ничего нового – а может, и не надо нового, а просто достаточно, чтобы было просто сказано, и сказано вкусно ?
Авторские находки, типа булыжных сот и кортика-паруса, да белого света на нитки – уже их вполне достаточно, чтобы отметить текст. Но кроме них – есть настроение, которое просто входит и ты рад ему, как долгожданному гостю.
ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
ПЯТЬ.
АЛЁНА ЛЁШИНА «Её закон»
http://www.stihi.ru/2015/04/08/1909 отборочный тур для резидентов (квота Полины Орынянской)
вот девочка,
пришедшая звучать,
её слова пронзительны и кратки,
её закон - загадывать загадки
себе самой и всем,
на ком печать
всевышнего,
черны её глаза,
а голос - выше трелей человечьих,
она на звук приманивает вечность,
и вечности всегда есть что сказать
через неё...
пришедшая любить,
вот девушка, её опасны руки,
её закон – смятенье и разлуки,
ей – горевать,
и через это – быть,
вот женщина,
решившая молчать
о девочке, о вечности, звучащей
внутри нее - все чаще, чаще, чаще,
её закон – молчания печаль
но вечность прорастает, как трава, -
бесстыжая,
бессмысленная даже...
она еще надеется, что скажет,
и, может быть, поэтому - жива
****
Тут вроде как и ничего необычного. «Девочка плачет – шарик улетел». Тема известная. Ага, жизнь – тоже тема известная, и все в этой известной теме живут и хотят ещё дальше…
Но прелесть поэзии в том, что она логике восприятия подчиняется не всегда, и слава Богу, что так. Потому что отзвук текста, в котором вроде как и всё знакомо, становится в тебе чем-то музыкальным, ну как какой-то разговор, который звенит в памяти – не построчно, а эмоционально, и ты продолжаешь общение с невидимым собеседником… Концовка же стихотворения опять расширяет узкие человеческие рамки индивида до всецелостности, до разрастания вопросов к жизни, до возможного ответа, который даёт нам автор – и оставляет нас решать, так ли, или мы найдём собственный ответ и собственную музыку…
Что до музыки – есть что-то от негромкого гонга в звучании строк, от тяжёлой капели, от метронома–сердца – и ты чувствуешь это, и входишь в такт с этой мелодией, и она уже становится твоей…
Совершенно не понимаю механизма (да и не хочу я его сейчас понимать, пока звучит), кроме того понимания, что в тексте цепляет именно насыщенность естественности… ну что уж такого необычного во фразе –
«но вечность прорастает, как трава» ?
Но ведь – помню и крутится..
Возможно, в этом и секрет стиша… «и, может быть, поэтому…»
хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
ШЕСТЬ.
МАРИЯ ХАМЗИНА «Прощание»
http://www.stihi.ru/2015/03/02/5488 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»
Да, извини, я сегодня сижу без света. Кончился как-то разом, и все, гуд бай. Бог позвонил – мы встречаемся этим летом. Хочешь застать меня – в августе приезжай. Ладно, мы оба в будущее не верим. Как утверждают – творческий взгляд на мир. Все отнимает поиск зеленой двери, смысла, абсента, безумия и взаймы. Свет не включают. Это конец, пожалуй. Грустная сказка, затянутая петля…
Ты не узнаешь, как я к тебе бежала.
Как я просила, господи, унижалась,
Как я…Прости. Я все-таки не сдержалась. Трудно держаться в границах небытия. Ты принимай меня – только не слишком часто, капель по восемь, вечером, натощак. И навести меня. Двадцать седьмой участок, за поворотом…Впрочем, не навещай.
****
Тоже вроде как поднятая не раз тема – разговор мёртвых с живыми.
Но, как все общечеловеческие темы, она будет привлекать внимание, вопрос в том, как подать. Голос из стиха, как из-под земли, сначала и непонятно, что и откуда – и оттого ещё горше понимание в конце.
Возможно, что кто-нибудь и упрекнёт автора в популизме «страшилок».
Но так или иначе, такая «страшилка» - она вызывает – и поэтому, вероятно, и более высоко оценивается – самые разные эмоции, стоит только рассмотреть их за твоим пониманием страшного… Например, сочувствие и сострадание.
Например, понимание какого-то среза чужой жизни. Понимание чужой безысходности – и тут же – вырывающееся желание жить.
Вполне гармоничный текст, при небольшом объёме позволяющий прочувствовать многое, сделанный броско, внятно, и оттого больно.
Но никто не сказал, что стихи – это только благодать. Стихи – это чувства.
Либо они есть, либо их нет…Здесь – их более чем достаточно, чтобы затаить дыхание, читая до конца. И дышать потом чаще, втягивая жизнь.
хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
СЕМЬ.
МИРОНОВА ЕЛЕНА «Когда лампада лета догорит...»
http://www.stihi.ru/2015/02/14/11768 номинатор Юлия Долгановских
Когда лампада лета догорит.
Когда трава износится до хруста,
и облетят с деревьев словари,
переполняя тишиною русло -
ты выведешь меня из темноты,
в которой звуку некуда причалить... -
Заговоришь. Слова твои просты.
Почти неотличимы от молчанья.
Почти прозрачны. Оттого легки -
их утром слижет первый луч с предметов.
...А мы с тобой - мы будем далеки.
От тьмы.
И света.
****
Я питаю вполне оправдательную слабость к небольшим текстам, если в них уместилась своя философия. Возможно, это просто моя вкусовщина и каприз, но что есть – то есть. Так и здесь.
Оттолкнулся, как веслом от берега, и поплыл по строчкам, и вот уже и другой берег, да только не знаешь – выходить ли из лодки, или повернуть назад…С весла течёт вода, мимо тебя текут минуты, и ты решаешь свои вопросы и решишь их так, как решишь – но ещё не знаешь, как…
Потому что любое решение – это всегда не край, а середина, откуда можно податься в любую сторону. И об этой срединности бытия, срединности времени, где прошлое уходит в память, а будущее – в дорогу, где надо ещё найти себя в здесь и сейчас, где много чего ещё надо и предстоит… И вот я пишу столь много букв, чтобы передать свои ощущения от текста, а текст делает это гораздо миниатюрнее и гораздо образнее. Потому и в шорте.
xхххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
ВОСЕМЬ.
ВАЛЕРИЙ ПОЛАНД «Гаммы»
http://www.stihi.ru/2013/04/09/2147 отборочный тур для резидентов
Присядем на дорожку вместе,
Ждет лифт, закончились слова,
Старушки на своем насесте
Уже включили жернова.
Давно на старте чемоданы,
Горит зелёный из страны...
Как хочется дослушать гаммы,
Звучащие из-за стены.
****
Этот текст явно не вызовет всеобщего восторга, но я прочитал его три дня назад и до сих пор мне хочется дослушать эти гаммы, звучат они и звучат – своей недоговорённостью, где-то даже незащищённостью…ситуации, минуты, решений и всего дальнейшего, что вырастет из этого момента тишины душевной на минуту, остановки времени – и музыки, которая скоро погаснет… Не могу сказать, что тема эмиграции является моей любимой, но способ подачи темы в стише – заслуживает не только моего одобрения, но даже и некоторой белой зависти к автору, нашедшему такое внятное, но не лобовое решение для того, чтобы в восьми строках вместить очень сложные, большие и больные вопросы…И едва ли мы думаем про ЛГ, читая. Совсем мы не о нём думаем. А о своём…или о чужом. Но это уже не про литературу. Автор так изящно и исподволь подсовывает нам немного печали, что даже не знаешь – благодарить ли его за это, потому что печаль – она какая-то очень искренняя. И, значит, ранит острее.
хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
ДЕВЯТЬ.
РЕГИНА МАРИЦ «водяная собака»
http://www.stihi.ru/2013/08/31/7268 номинатор Александр Крупинин
я говорю тебе обо всём.
например, о том,
что внутри дождя тепло,
там живёт водяная собака
с тонкими длинными лапами,
базиликовыми глазами
и плавниками.
её имя начинается на «о»
и поётся,
примерно, как joe dassin
или mon chagrin.
/тут важно хорошо утопить назальное «эн»./
когда кончится дождь,
собака закроет собачий рот,
скажет себе: охохо, -
и уснёт.
её сон совсем не похож на человечий,
потому что идёт наоборот.
спящую водяную собаку не видно,
а она видит
тебя, неусыпную /мама, ещё!/,
меня, говорящую обо всём.
например, о том,
что внутри дождя тепло,
там живут водяные овечки.
****
У поэзии есть одна малоподотчётная сторона, которую каждый волен трактовать на лад, удобный и понятный ему, но и в самых разных интерпретациях есть одно общее мнение – что есть тексты, которые цепляют ни словами, ни темой, ни даже техникой – а чем-то абсолютно эфемерным, остающимся во впечатлениях, которые можно ощутить, но выразить крайне сложно. Это некое таинство, которые создают слова, потому что их поставили в определённый порядок, во взаимодействии которого они создают что-то, напоминающее лёгкую дымку, привлекающую не глаз, а, скорее, что-то подсознательное – т.е. реакцию можно ощутить по факту её наличия, но объяснить – почему она в тебе есть-то вообще – практически невозможно. Это какая-то особая область стихов, где техника играет даже не третью роль, а просто часть декораций.
И какое мне дело до этого бре… ээээ…..до этой собаки в дожде, спрашиваю я себя?
Ну ладно, похоже на колыбельную, ну забавная такая фантазия, ну легко, ну нежно, ну картинка рисуется и дождик слышен, такой тонкий, как ножки этой невозможной собаки – ну мне-то что?... А вот… поселилась. Во мне поселилась со своим дождём и овечками, привет Маленькому принцу и его барашку…
И не удивлюсь, если увидев дождь за окном, вспомню про этот стиш. А почему – а потому что есть в поэзии много волшебного.
хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
ДЕСЯТЬ.
РОМАН ЯПИШИН «Орфей»
http://www.stihi.ru/2014/05/20/207 номинатор Андрей Моисеев
Голос данный Орфею, Орфей подарил петухам,
Что б неслись лучше куры в его раскалённом Крыму.
И теперь только феню Орфей, как законченный хам,
Почитает искусством и, в целом, сидит на дому.
Неликвидные боги ему иногда говорят:
Прогуляйся, тряхни напоследок, давай, стариной.
Только слышит он вовсе не их, а другой звукоряд
И не внемлет шуршанью богов.
Как говаривал Ной:
Бегство - лучший ответ.
Да и много ли ставить на кон?
И Орфей различает знакомый безлюдный причал,
И Харон поправляет костистой рукой балахон,
Резюмируя: быстро доплыли, накинешь на чай?
****
Вот тут у поэзии прямо противоположные задачи, чем у № 9.
Это чертополох, он цепляет, они виснет вплоть до укола пальцев,
до желания пойти иной дорогой, более спокойной, менее тревожной…
Я не буду писать, как я интерпретировал тему, но что в ней однозначно слышен не Орфей, а звуки войны – это заслуга автора, который умеет писать так, что мир разделяется на два плана, и воспринимаешь тот, который тебе ближе, и не важно, совпал ты в трактовке с автором, или создал свою – стихи это позволяют, это их возможность, правда, жёсткость и реал, от которого мы так устали… И вся эта мифология снимается, как фантик с конфеты, да только конфета горька, и ведь знал, когда разворачивал, а всё одно – вели тебя слова, и ты вёлся… И сарказм в последней строке воспринимается почти как плач, потому что давно и никому уже не смешно.
И я не могу сказать, что это стихотворение станет моим любимым – никому не нравится жёсткое и колющее, но что оно достойно быть осмысленным, сопереживаемым и запомненным – да, и более чем. При всей своей как бы простоте и лубковой мифологизации, в которую не веришь с первой же строки, потому что под этой плёнкой стучат иные, тяжёлые и грузные механизмы. И они из твоего реала.
Спасибо всем авторам за удовольствие прочитать их произведения и постараться рассказать хотя бы о части своих впечатлений.
Дмитрий Ревский – Rewsky
---------
* Произведения рассматривались экспертом анонимно, полные ссылки на лонг-лист были восстановлены при публикации обзора.
Свидетельство о публикации №115070809501
Евгения Райзер 17.07.2015 11:41 Заявить о нарушении
Павел Сабинский 17.07.2015 13:29 Заявить о нарушении
Рад вам,
Дм.
Rewsky 22.07.2015 20:22 Заявить о нарушении
Также замечу, что красивое платье действительно может идти разным девушкам, но покупается персонализированно почему-то, а не на колхоз.
Это я про то, что один увидит массовый пошив, а другой - ту, кому куплено. Ну, тут каждому - своё.
Без обид, ага?
Дм/
Rewsky 22.07.2015 20:32 Заявить о нарушении
Успехов Вам в Вашей работе. И это я говорю совершенно искренне.
Павел Сабинский 22.07.2015 20:45 Заявить о нарушении