У портрета императрицы

Императрицей правит баба,
Страстями  бабы* правит чёрт.
Орловы, Гришки конокрады,
как мухи в царственный ЧЕРТог
ползут пройдохи на колени,
в елей, но от щедрот даря,
попрёт взашей, - трещат ступени -
любая баба ждет Царя!

Царь не игрушка для Цирцеи.
Кто будет гвардию вести?
Кто брать Царьград?

Не им - лакеям,
Да выкрестам елей скрести.

Императриц заМОРских власть -
Царей у баб приРОДных красть.
Объедками была сыта
И веет похотью с холста,

Но в государственных делах
Попов вгоняла в лютый  страх
И подняла Россию с дыбы!
Путанцы-ельцинцы могли бы
Продолжить славные дела,
Ведь есть что взять с ЯДрёной бабы
Хотя бы совесть, ум хотя бы,
А не уменье все продать,
Пропить, прос**ть и в гроб сыграть. 
***

Баба - на санскрите счастливая, святая, возлюбленная Бога.

Екатерина Великая и Раскол...

Сазонов Константин

Парадокс истории! Немецкой принцессе Софии Августе Фредерике Ангальт-Цербстской пришлось стать Матерью Русского народа и Русского просвещения. Матерью и Маткой ее звали гвардейцы, казаки и простые люди, люди служилые, работные и торговые. И элита. Ее любили, обожали и боготворили. Попробуем разобраться почему? Секрета никакого здесь нет. Екатерина Алексеевна ставила интересы государства и народа выше каких-либо еще интересов. Когда я читаю ее знаменитую речь и вижу ее отношение к Русскому народу, то покрываюсь мурашками… И особенно, я поражаюсь ее интеллекту и умению видеть самую суть вещей:

 "Пусть для членов синода, пусть для всех архипастырей и российских и греческих собор тот будет и велик и свят. НО НАМ-ТО, ИМПЕРАТРИЦЕ РУССКАГО НАРОДА, КАКОЕ ДЕЛО ДО СВЯТОСТИ И ВЕЛИКОСТИ СОБОРА, ЕСЛИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЕГО БЕЗУМНЫ? И НЕ БУДЕМ ЛИ МЫ ОТВЕЧАТЬ ПЕРЕД ИСТОРИЕЙ И ПОТОМСТВОМ, И КУДА СКРОЕМСЯ МЫ ОТ СОБСТВЕННОЙ НАШЕЙ СОВЕСТИ, ЕСЛИ, ПРОТИВОПОСТАВИВ С ОДНОЙ СТОРОНЫ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ И БЕЗУМСТВО СОБОРНЫХ ЗАПРЕТОВ И ПРОКЛЯТИЙ, А С ДРУГОЙ — СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ГРОМАДНОСТЬ И ЭНЕРГИЮ ПРОТЕСТА, — ОСТАНЕМСЯ ЛИ МЫ СРЕДИ НИХ БЕЗУЧАСТНЫМИ И БЕЗДЕЯТЕЛЬНЫМИ? Акт “великаго и святого” собора с проклятиями и угрозами истязаний повелевает мне креститься непременно тремя перстами. Но что если двуперстно слагать знамение креста научила меня дорогая мне мать, поясняя, что это слагание есть завет Церкви и предков, что, храня этот обряд, я чту их память и, сохраняя уважение к Церкви, привлекаю на себя благословение неба? Недаром, ведь, Бог еще в ветхом завете проглаголал: “Чти отца твоего и матерь”. Но можно ли чтить отца и мать, и плевать на бабку и деда, на ближних и отдаленнейших предков, если учение их не отступало от учения Церкви. ЭТО Я ГОВОРЮ, ВХОДЯ В ЧУВСТВО КАЖДОЙ ГРАЖДАНКИ, ДОЧЕРИ И МАТЕРИ. ТЕПЕРЬ СКАЖУ, КАК ИМПЕРАТРИЦА. ОСНОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ ЕСТЬ СЕМЬЯ, КРЕПОСТЬ СЕМЬИ, ПОЧТИТЕЛЬНАЯ ПРЕДАННОСТЬ РОДИТЕЛЯМ, КРЕПОСТЬ ВСЕЙ СОВОКУПНОСТИ СЕМЬИ, КРЕПОСТЬ ГОСУДАРСТВА, БЛАГОГОВЕЙНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПАМЯТИ ПРЕДКОВ. ДОЗВОЛИМ ЖЕ ЛИ МЫ КОМУ-ТО НИ БЫЛО РАЗРУШИТЬ СИЮ ВАЖНЕЙШУЮ ИЗ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ, БРОСАЯ ГРЯЗЬЮ И ОГНЕННЫЯ СТРЕЛЫ В ВЕРОВАНИЯ, ОБЫЧАИ  И В СПРАВЕДЛИВЫЙ ОБРЯД ПРЕДКОВ? Преосвященные отцы! Вот вам мои два перста. Гг. сенаторы! Вот вам наше исповедание Распятаго! Вот, я при всех вас этим двуперстием полагаю на себя знамение креста, полагаю твердо и истово, как крестились предки, как крестится теперь народный протест. Видели? Св. синод осмелится ли сказать, что я — еретичка, что я — раскольница, что я — противница Распятому и Его Церкви? Да, я противница, я презрительница, но только не Христа и Его Церкви, а ваших, св. синод, БЕЗРАСУДСТВ И ВАШЕГО, ОТЦЫ АРХИПАСТЫРИ, ДОСТОЙНАГО ПРОКЛЯТИЙ СОБОРА 13 МАЯ. А будучи сама исповедницею Распятаго, но ПРЕЗРИТЕЛЬНИЦЕЮ ВАШИХ И СОБОРНЫХ, И СИНОДСКИХ БРЕДНЕЙ, МОГУ ЛИ ОСУЖДАТЬ РУССКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ НАРОД, ОСУЖДАТЬ СТАРООБРЯДЧЕСТВО, НАРОДНЫЙ ПРОТЕСТ, который вы называете РАСКОЛОМ? Гг. правительствующий сенат! Вот я во второй раз крещусь двуперстно и с сим после знамением веры в Бога-Человека, с этим символом любви к Распятому, свидетельствую вам пред Господом-сердцеведцем, что НЕ ДОПУЩУ, чтобы в империи, Всевышним Промыслом нам вверенной, ПРОДОЛЖАТЬ НЕВЕЖЕСТВО, ЧТОБЫ НАШЕ ЦАРСТВОВАНИЕ И НАШЕ ИМЯ В ИСТОРИИ ЗАГРЯЗНИЛИ БЕЗОБРАЗНИЧЕСТВА ИХ ПРЕОСВЯЩЕНСТВ. Крещусь в третий раз, в третий раз подтверждаю, что сие наше намерение будет нами исполнено, что не далее, как сегодня, и не позже, как в это заседание, русский православный народ получит полную свободу креста и обряда. Еще раз обращаюсь к вам, св. синод, уступите нам, уступите доброму, любезно верному нам русскому народу его родное, отечественное и любезное им двуперстие».

А это попы ей отвечают:

"— Всемилостивейшая государыня! — отвечает синод. — С благоговением выслушали мы твое исповедание, со смирением обличения в глубине своих совестей мы признаем и без колебаний исповедуем святость двуперстия. Но здесь, в общем собрании, с сенатом мы обязаны разсуждать не только как пастыри, но как государственные деятели и администраторы. Прими во внимание, государыня, НЕВЕЖЕСТВО И ГРУБОСТЬ РУССКАГО НАРОДА. ЕЖЕЛИ И МОЖЕТ ЧТО ЕГО ОБУЗДЫВАТЬ, ТО ЭТО ОДНА СИЛА И СТРАХ. Какую же силу и какой страх может чувствовать народ к правительству, которое именем Бога и Его Церкви изреченные повеления обращает в ничто, повеления, которыя честно и грозно содержал целый ряд правительств? Твоя воля и твоя власть. Но, великая государыня, мы, всероссийский синод, за себя и за всех архипастырей российской церкви, и настоящих и будущих, дерзаем тебе сказать, что не примем участия в разрушении тобою православной церкви и собственнаго твоего престола".

Екатерина:

"— Слышите, гг. сенаторы! — к сенату обращает речь императрица. — По окончательному приговору архипастырей И ЦЕРКОВЬ, И ПРЕСТОЛ РУШАТСЯ, ЕСЛИ МЫ ОКАЖЕМ СПРАВЕДЛИВОСТЬ НАШЕМУ ВЕРНОМУ НАРОДУ, ОКАЖЕМ УВАЖЕНИЕ К ТОМУ, что для него и есть, и искони было священно; ежели мы, даровав ему свободу креститься двумя перстами, ПОЧТИМ ЕГО ПРЕДКОВ, А ПОЧТИВ ПРЕДКОВ, УДЕСЯТЕРИМ СИЛУ И КРЕПОСТЬ ГОСУДАРСТВА. ПО СЛОВАМ СВ. СИНОДА, И ЦЕРКВИ И ПРЕСТОЛУ ГРОЗИТ РАЗРУШЕНИЕ, ЕСЛИ МЫ БУДЕМ УПРАВЛЯТЬ РАЗУМНО, ПРОСВЕЩЕННО, СПРАВЕДЛИВО К ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ. ПО СВ. СИНОДУ, И ЦЕРКОВЬ И ПРЕСТОЛ КРЕПКИ ТОЛЬКО НАСИЛИЕМ, ПРОКЛЯТИЯМИ И СМЕРТЕЛЬНЫМИ КАЗНЯМИ за слагание двух перстов и за молитву, и за именование в молитве Спасителя “Сыном Божиим” и т.д. Я могла бы продолжать безконечно, но и наш язык и ваш слух для нынешняго дня уже довольно натерпелись, теперь, гг. правительствующий сенат, извольте сказать нам ваше мнение.

Вердикт Сената:

"— Всемилостивейшая государыня! — отвечает сенат. — Сии три часа, в которые слух наш преисполнился слышанием твоих поистине боговдохновенных речей, и сей день 15 сентября впишутся и на небесах и в книгу жизни, и здесь, и на земле В СЕРДЦАХ ТВОЕГО НАРОДА И ЕГО ИСТОРИИ. А в объяснениях и воззрениях св. синода не находим ничего твердаго и основательнаго. А потому ты поступишь как ИСТИННАЯ МАТЬ ОТЕЧЕСТВА, если всемилостивейшим манифестом, помимо св. синода, объявишь российскому народу свободу креста и обряда, что ты уже обещала».

Я даже думаю, немка ли говорила такие вещи? Она, по моему мнению, такая же русская как и столь же любимый народом Иван Васильевич Грозный! Надо же, она всего год на престоле, а уже всё поняла и замахнулась на невиданное...

Раскол… Страшное слово… Козлобородая братия шарахается от него как чёрт от ладана! Еще бы! Именно изучая Раскол, мы вновь потянем из глубины и тьмы мракобесных веков Правду! А вытянув Правду, читатель, мы покажем еще кое-что… Ложь… Самую настоящую, изворотливую, черную и подлую… Подлее не бывает! Ложь, погулявшую на Руси и упившуюся кровью русских людей… Русской кровью… Последствия Раскола на Руси не преодолены до настоящего времени. Меня часто спрашивают о количестве жертв этой бойни. Я говорю, что около ста тысяч человек. Но один из читателей справедливо заметил: А почему ты преуменьшил потери минимум в четыре раза? И вот тогда хорошенько всё взвесив я пришел к определенному выводу - не в четыре, а в десять раз я приуменьшил потери и их последствия. Ибо семьи на Руси были очень большие. Семь - десять детей не являлись редкостью. Сколько детей не родились на Свет в силу того, что русские люди десятками тысяч сгорали в кострах и боях этой навязанной нам извне гражданской войны? И сколько детей погибло вместе со своими родителями? Много, очень много…

Это, читатель, без всякого сомнения вторая по эффективности операция содействия после самого Крещения Руси. И козлиные бороды, уши и рога "того самого" видны явно. Является неоспоримым фактом, что весь этот ужас стал возможен в силу присутствия кое-чего на Руси в качестве основной религиозной доктрины. Т.е., кое-что является базовой основой и фундаментом раскола, спровоцировавшего в стране потрясения, коснувшиеся всех социальных слоев общества и завершившиеся боевыми действиями от Соловков на Севере и Области Войска Донского на Юге, зажегшие пожарами войны центральные районы Московии, Поволжье и Приуралье. Представляю, какой сейчас поднимется вой!!! А ни хрена, ребята! Я бы и слова не сказал, не будь в руках всех главных персонажей этой исторической драмы того самого «Священного Писания»!!! Более того, чтобы заткнуть козлобородым глотки, скажу так: Русский народ после всех Ваших игрищ от Крещения и Раскола и до революции с крестом 1917 года есть одна большая кровавая жертва… И еврейский народ начиная от понятия Исход также есть одна большая кровавая жертва… Сама суть религиозной доктрины, заключенной в книгах «Священного Писания» - воспроизводство Печали, Страдания, Крови, Слез, Ужаса, Войны, Мора и Голода для подпитки энергией доведенных до крайности и отчаяния людей Силы эгрегора Мирового Зла. Кому чего непонятно - читаем Библию. Мне как раз понятно и очень хорошо понятно, что развитие Русского Этноса и Русской государственности на тысячу лет было приостановлено этим пудовым замком с изображением могильного креста. Тем самым пудовым замком, которым от нас запечатали Свет, Волю, Смех, Радость, Счастье и Знания, то, что является исключающими понятиями для демона, скрывающегося за кровавым богом Ветхого и Нового Завета.

Зная подлость, лживость и изворотливость той братии, которая отстаивает здесь его интересы и дальше с упорством пытается тянуть Русский народ в яму мировой истории, я начал освещение проблемы с речи Императрицы Екатерины Великой перед Святейшим Синодом и Сенатом «О старообрядчестве». Бодайтесь не со мной, «товарищи», а с Екатериной Великой! Этой просвещенной немке, остановившей бойню и указавшей козлобородым упырям, чуть не захлебнувшимся Русской кровью, их истинное место, надо памятники ставить и за здравие и в память бокалы поднимать. Если бы ни она, не знаю сколько бы еще сочились кровью Русских людей страшные страницы Кровавой книги… Именно благодаря Екатерине Великой Русский народ немного восстановил свои силы и получил передышку перед кровавой катастрофой с крестом 1917 года, закончившейся реками крови и грандиозными человеческими жертвами, исчисляющимися десятками миллионов жизней. Предоставим снова слово Екатерине:

"Не сейчас и не вчера, а как только я, по внушению неба, почувствовала себя РОДНОЮ ВЕЛИКОМУ РУССКОМУ НАРОДУ И ЕГО СКОРБИ, И ЕГО РАДОСТИ, до глубины души огорчилась раздором между архипастырями и народом, и положила на своем сердце — истощить все средства ко уврачеванию этой ЯЗВЫ, РАЗЪЕДАЮЩЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАНИЗМ.

Что до нас, то нам припомнилось путешествие Гуливера, попавшагося после крушения его корабля в одну страну, так называемую “лиллипуты”, в которой существуют люди величиною в 3 или 4 вершка. “Народ этой страны, — разсказывает Гуливер, — уже целые века подвергается страшному истязанию и смертельным казням за то, что он ослушивается определения верховной власти, чтобы разбить яйцо непременно с остраго конца; если же кто разобьет с тупого конца, тот безпощадно попадется на кол или костер”.

Но никак не допуская, чтобы человечество, нет — не только человечество, а христианство, и сие в высших нарочитых его носителях и представителях, могло дозволить себе унизиться до таких безразсудных размеров, мы потребовали подлинныя деяния собора 1667 года, и нам показали его соборный акт от 13 мая, коим, как нам объяснили, этот собор увенчал все прежния с 1649 года начавшияся зазирания, осуждения, запреты и проклятия поименованных обрядностей. Прочитывая этот злополучный акт, МЫ НАТОЛКНУЛИСЬ НА НОВУЮ ХАРАКТЕРНОСТЬ, ПРО КОТОРУЮ ОТЦЫ НАМ НЕ ГОВОРИЛИ (К.С.:  А теперь внимание!!!). ВЫ УЖЕ ЗНАЕТЕ, ЧТО ОТЦЫ С ПРОКЛЯТИЯМИ, ЗАПРЕТАМИ ПРОИЗНОСЯТ СЫНЕ БОЖИЙ НА ТАК НАЗЫВАЕМОЙ МОЛИТВЕ КО ИИСУСУ. НАДЕЮСЬ, ВЫ ПОНЯЛИ БЕЗСМЫСЛЕННОСТЬ И ПРЕСТУПНОСТЬ КЛЯТВЫ (К.С.:  Ох и ни хрена себе делишки!!!). НО ЭТО НЕ ВСЕ, А ВОТ ЧТО МЫ ЕЩЕ ВЫЧИТАЛИ В ЭТОМ АКТЕ. ОТЦЫ С ПРОКЛЯТИЯМИ ЗАПРЕТИЛИ ГОВОРИТЬ “СЫНЕ БОЖИЙ” ТОЛЬКО НА СОБОРЕ, Т.Е. НА ЦЕРКОВНЫХ, ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЩЕННОСЛУЖЕНИЯХ, А ВО ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ ПРЕДОСТАВИЛИ СВОБОДЕ КАЖДАГО ГОВОРИТЬ: И “БОЖЕ НАШ”, И “СЫНЕ БОЖИЙ”. СТАЛО БЫТЬ, ВО ВСЕХ ЭТИХ ОСТАЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ И “СЫНЕ БОЖИЙ” ЗДЕСЬ В ЭТОЙ МОЛИТВЕ НАХОДИЛИ БОГУ УГОДНЫМ И СПАСИТЕЛЬНЫМ. ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ? ПРИЗНАЮСЬ, ГОСПОДА, ЭТОТ МОМЕНТ И ЭТОТ АКТ, И ЭТОТ МАЙ, И ЭТО 13 ЧИСЛО, И ЭТИ ОТЦЫ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ МОЕМ ПРИНЯЛИ ОБРАЗ ЧУДОВИЩА, ЗВЕРЯ, АДОМ, ИЗРЫГНУТЫМ НА ПОСРАМЛЕНИЕ ВЕРЫ ХРИСТИАНСКОЙ, НА ПОСРАМЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА!».

Мда… Как она вообще умудрилась ухватить этот момент?!?!? У нас, в веке двадцать первом, веке компьютерных технологий, находятся бездари, которые до сих пор дальше собственного носа не видят и защищают этих врагов Рода Человеческого и Русского народа… Как она смогла всё это разглядеть и ударить жестко и смело прямо в самое осиное гнездо Ада? Так и хочется спросить козлобородых, а о каких это проклятиях и запретах на Сыне Божий говорит Екатерина? А? Так ведь опять начнут лгать и изворачиваться… И кстати, разобравшись в причинах войны с Разиным,  Екатерина запретила его анафемствовать…. А Алексея Михайловича Тишайшего назвала ТУПЫМ… А Патриарха Никона ЖИВОТНЫМ… Вот ее оценка двум основным противникам Русского национального героя и Русского народа. Почитайте речь Екатерины Великой с карандашом в руках и очень внимательно. Найдете еще много чего интересного...

Можно сколько угодно говорить о неординарности личности императрицы, ее выдающихся качествах государственного деятеля, уме, образованности и величии. Об успехах военных походов на Юг и включении Крыма в состав империи.  О том, что Россия никогда не была такой великой, как при Екатерине и не достигала такого могущества на международной арене. Европа не могла даже чихнуть без дозволения России.

Но я бы хотел сказать о другом. Всё это случилось потому, что молодой немке понадобился всего один год. Один год, читатель, чтобы вникнуть в суть проблемы и подписать «Манифест о секуляризации церковных земель». Она вырвала у гидры жало и поставила «Русскую» в кавычках правоверную церковь на ее место, отобрав у нее все привилегии и финансовые потоки. Но самое главное - она остановила массовые убийства русских людей ИДИОТАМИ…  И Россия пошла вперед, в Золотой Век Екатерины. На определенный период времени деструктивное воздействие самой страшной тоталитарной секты и разрушительное влияние «богоизбранного»  законодательства в виде «Торы», «Танаха» и других, истинно «православных» вещей на русские умы и русскую действительность было сведено к минимуму.  И, наконец… Екатерина очень любила ЖИЗНЬ! Потому и смогла увидеть те страшные и античеловеческие вещи, о которых сказала в своей знаменитой речи… Но она не просто сказала… Она - СДЕЛАЛА! Как только они ее не называли… И ****ью и шлюхой… И казнокрадкой, раздававшей деньги и поместья своим фаворитам. Вот только, читатель, откуда тогда взялись ЭТИ ЦИФРЫ?

1. Устроено губерний по новому образцу : 29;
2. Построено городов: 144;
3. Конвенций и трактатов заключено : 30;
4. Побед на суше и на море одержано : 78;
5. Замечательных указов издано : 88;
6. Указов для облегчения жизни народа : 123.
Итого 492 дела.

- у Польши и Турции отвоёваны земли с населением до 7 млн. человек;
- численность населения империи увеличилась с 19 млн. человек ( 1762 г. ) до 36 млн. ( 1796 г. );
- армия с 162 тыс. человек возросла до 312 тыс.;
- флот с 21 линейного корабля и 6 фрегатов усилен до 67 линейных и 40 фрегатов;
- сумма государственных доходов с 16 млн. рублей поднялась до 69 млн. рублей;
- число фабрик увеличилось с 500 до 2 тыс.;
- ввоз - вывоз внешней балтийской торговли увеличился с 9 млн. до 44 млн. рублей;
- ввоз - вывоз внешней черноморской (созданной Екатериной) торговли увеличился с 390 тыс. до 1 900 тыс. рублей.

А подвести цифры и итоги правления Екатерины Великой можно вот этим эксклюзивом:

В её царствование впервые во всём мире изданы законы касательно условий труда: был запрещён труд женщин и детей, на заводах установлен 10-часовой рабочий день и т.д. Весьма примечательно, что свод законов Екатерины, регулировавший детский и женский труд, напечатанный на французском и латинском языках, запрещён для обнародования во Франции и Англии, как «крамольный».

А знаешь читатель, почему это стало возможно?  Отвечаю: Из общей суммы ежегодного оброка монастырских крестьян на содержание церкви было оставлено лишь 400 тысяч рублей. А три миллиона рублей каждый год шли в государственную казну. Вот и всё!

И закончить хочу словами Великой Императрицы, обращенными «им», с книгой чужого народа в руках, духовно обрезанным по смыслу жизни, прямо в лицо:

"Телесныя озлобления и смертельныя казнения, кнут, плети, резания языков, дыбы, виски, встряски, виселицы, топоры, костры, срубы — и все это против кого? Против людей, которые желают одного: остаться верными вере и обряду отцов! Преосвященные отцы! За что вам на них так ЗВЕРИТЬСЯ  и САТАНИТЬСЯ? ЕСТЬ ЛИ У ВАС ХОТЯ ИСКРА, ХОТЯ ПРИЗРАК ЧЕЛОВЕЧЕСКАГО ЧУВСТВА, СОВЕСТИ, СМЫСЛА, СТРАХА БОЖИЯ И СТРАХА ЛЮДСКОГО? Святителей ли я вижу? Христиане ли предо мной ЗВЕРЯТСЯ И БЕСНУЮТСЯ? Человеки или звери устремляются пред моими глазами на растерзание Христова стада и НА КОЛЕБАНИЕ ОСНОВ ПРОВИДЕНИЕМ НАМ ВВЕРЕННОЙ МАТЕРИ?!

А теперь ещё раз внимание (К.С.)!!!!! Особое внимание:

НА ДАЛЬНЕЙШИЕ НАШИ РАЗСПРОСЫ: В ПРАВЕ ЛИ И НЕ ОБЯЗАНЫ ЛИ СВ. СИНОД И АРХИПАСТЫРИ ИСПРАВИТЬ ОШИБКИ СВОИХ ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ, НАМ ОТВЕЧАЛИ ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО СЛЕДУЮЩЕЕ: СОБОР ЕСТЬ ГОЛОС ЦЕРКВИ, ЕСТЬ САМА ЦЕРКОВЬ, А ЦЕРКОВЬ НЕПОГРЕШИМА. УЗНАЕТ НАРОД, ЧТО СОБОР 1667 ГОДА ПОГРЕШИЛ, У НЕГО ПОКОЛЕБЛЕТСЯ ВЕРА В СВОЮ ЦЕРКОВЬ».

Помнишь, читатель, я говорил в начале статьи о Лжи, настоящей, изворотливой и подлой, подлее которой не бывает? Этот абзац из речи Екатерины Великой очень хорошо всё показывает... Это каким же лицемерием, цинизмом и равнодушием надо обладать, чтобы признавая собственные ошибки и пагубность курса в целом продолжать настаивать на массовых убийствах русских людей и смертных казнях для всех, включая женщин и детей? И ещё... ПОКОЛЕБЛЕТСЯ ВЕРА В СВОЮ ЦЕРКОВЬ... Это Вы о чем, товарищи с козлиными бородами? Такую церковь Русский народ должен называть и считать СВОЕЙ?

Поэтому, когда я говорю об антигосударственной и антирусской деятельности этой братии, я ничего не выдумываю и делаю это не из ненависти к «православию» или бесноватости. Екатерина в лицо им об этом сказала. Как ранее сказал Иван Васильевич Грозный… Я просто внимательно читаю первоисточники и слушаю умных людей. И делаю выводы, только и всего!

PS. Ах да, читатель, ты спросишь, а из-за чего собственно началась вся бодяга? Сущие мелочи, сущие мелочи… Во второй половине 18 века козлобородые пастыри пришли к просвещенной императрице, переписывавшейся с Вольтером, с требованием возобновить преследования и смертные казни старообрядцев. Только и всего! А ведь до этого Екатерина даже отменила подписаный ее мужем Петром Третьим «Манифест о секуляризации церковных земель». А всего через год, будучи сытой по горло проблемами, которые создавала государству и Русскому народу «Русская» правоверная церковь, подписала свой манифест и провела реформу, поднявшую Российскую Империю на небывалую высоту. Кое-кому не мешало бы у нее поучиться, а не распускать попов и строить сотнями церкви в Москве...


© Copyright: Сазонов Константин, 2015
Свидетельство о публикации №115011309126

Монастырские тюрьмы
Незабудка Кубанская: литературный дневник
Авторство: Грекулов Е.
http://www.ateism.ru/article.htm?no=1298

ПРАВОСЛАВНАЯ ИНКВИЗИЦИЯ В РОССИИ: Глава IV. Монастырские тюрьмы и использование их для борьбы с антицерковным и революционным движением

12.12.2005 Книги/Инквизиция

Многие монастыри царской России служили тюрьмами, в которые заключались лица, обвиняемые в религиозном свободомыслии, участники антицерковных движений, а также боровшиеся против самодержавия, против крепостного гнета, участники революционного движения. Монастырское заключение — одно из самых тяжких наказаний, применяемых православной церковью с давних пор. Так, в Никоновской летописи рассказывается, что еще в начале XI в. еретики заключались в погреба архиерейских домов. Но особенно переполнены монастырские тюрьмы были в XVII - XVIII ее., когда выступления против свободомыслия и феодально-помещичьей эксплуатации принимали часто религиозную окраску. Немало лиц, обвиненных в антицерковных и политических выступлениях, содержалось в монастырских казематах и в XIX в.
Самыми страшными из монастырских застенков были земляные тюрьмы. Там держали наиболее опасных для церкви и царизма преступников — «раскольников и церковных мятежников». Земляные тюрьмы представляли собой вырытые в земле ямы, в которые затем опускались деревянные срубы. Поверх земли делалась кровля с небольшим оконцем для передачи пищи. В такой земляной тюрьме томился один из расколоучителей, протопоп Аввакум. «Еретики - собаки, — говорил он, — как-то их дьявол научил: жива человека закопать в землю»1. На него надели еще «чепь со стулом», которые он носил в течение всего заключения в монастырской тюрьме. В такую же яму по приказанию патриарха Иоакима были брошены в оковах участники соловецкого восстания 1668-1676 гг.
Во многих монастырях узников помещали в особые каменные мешки. Например, в Прилуцком монастыре Вологодской губернии каменные мешки представляли собой узкие каменные шкафы, возведенные в несколько этажей внутри монастырских башен. Каменные мешки были изолированы друг от друга, их окна и двери заделывались кирпичом, оставлялось лишь небольшое отверстие для передачи узнику пищи и воды. Каменные мешки имел также Спасо-Каменский монастырь Вологодской губернии, основанный в 1260 г. Тюрьмой здесь служили монастырские башни. Из этих тайников узники редко выходили на волю. Сибирский селенгинский Троицкий монастырь также был известен бесчеловечными условиями содержания узников. В одиночных казематах - «каютах», в «заклепных железах» несчастные жертвы инквизиции часто сходили с ума. Еще в 1770 г. в такой «каюте» селенгинского монастыря был обнаружен подпоручик Сибирского пехотного полка Родион Колев, просидевший в ней в кандалах 25 лет и сошедший с ума2.
Каменные каюты были также в Николаевско-Корельском, якутском и других монастырях. В XVII в. в якутский монастырь сослали Максима Малыгина по обвинению в «тайном богомерзком общении с нечистой силой». Его посадили навечно в темную каюту на цепь. Тюремщики не давали ему воды, так как боялись, что он, будучи чародеем, уйдет через воду из тюрьмы. В каменном мешке макарьевского Унженского монастыря Костромской губернии был заточен в 1757 г. основатель религиозной секты Тихон Смурыгин. По предписанию Синода его заковали и вели «наикрепчайшее смотрение о неимении им прежнего злого действия»3. Широко известны были тюрьмы Соловецкого монастыря, основанного в первой половине XV в. Каменные мешки в монастырских башнях и стенах этого монастыря имели форму усеченного конуса длиной около трех метров, шириной и высотой по два метра, в узком конце — один метр. В верхних этажах Головленковской башни Соловецкого монастыря каменные мешки были еще теснее: 1,4 метра в длину, 1 метр в ширину и высоту. Маленькое оконце служило не для освещения, а только для подачи пищи. В таком мешке нельзя было лежать, узник спал в полусогнутом состоянии. Сюда заключали узников «безысходно», т.е. на всю жизнь, никакой связи с внешним миром они не имели. Помещая свои жертвы в эти страшные тюрьмы, синодальные инквизиторы обычно писали: «Посадить его (т.е. заключенного) в Головленковскую тюрьму вечно и пребывати ему в некоей келий молчательной во все дни живота и никого к нему не допускать, ниже его не выпускать никуда же, но точно затворену и зоточену быть, в молчании каяться о прелести живота своего и питаему быть хлебом слезным»4. В таких нечеловеческих условиях узники пребывали в течение многих лет, пока смерть не приносила им избавления.
В башне Соловецкого монастыря, носившей название Корожня, тюремные кельи были устроены на каждом этаже. Это были маленькие и темные каморки с небольшими отверстиями вместо двери, через которые узник с трудом мог пролезть внутрь. Еще в XIX в. местные жители рассказывали о суровом режиме в этой тюрьме — заключенных морили дымом, замуровывали, пытали (для пыток служил нижний этаж башни). Тюрьма Соловецкого монастыря постоянно расширялась. В 1798 г. под тюрьму было приспособлено выстроенное ранее здание, а в 1842 г. и этого оказалось мало: для узников построили специальное трехэтажное здание и особые казармы для тюремной охраны. В новой тюрьме в полуподземном нижнем этаже были небольшие чуланы, без лавок и окон, куда помещали особо важных преступников.
Среди монастырских тюрем первое место, особенно в XIX в., занимала тюрьма при суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре, основанном около 1350 г. Эта тюрьма существовала с 1766 г. и с ростом антицерковного движения все время расширялась. В 1824 г. под тюрьму было переделано старое помещение духовной семинарии, находившееся за крепкими монастырскими стенами. В 1889 г. к тюрьме был присоединен каменный флигель на 22 одиночные камеры5.
Тюремные помещения были и в других монастырях — Антониево-Сийском на Северной Двине, Новгород-Северском, Кирилло-Белозерском и др. Кирилло-Белозерский монастырь, основанный в 1397 г., известен как место ссылки и заключения опальных бояр и церковников. Здесь побывали в XVI-XVII ее. князья Воротынские, Шереметьевы, Черкасские, советник Ивана IV Сильвестр, князь Шуйский, митрополит Иосиф, патриарх Никон. В монастыре была еще особая тюрьма около Косой башни, в которую помещали за «слова и дела против царя», за «сумасбродство», за раскол и сектантство. В 1720 г. в эту тюрьму за «непристойные слова» попал Иван Губский — его велели содержать в кандалах и использовать на монастырской работе «до скончания века». Еще в 1856 г. в этой тюрьме сидел лодзинский учитель Миневич, осужденный в 1839 г. за «возмущение крестьян против правительства»6.
В петербургский Александро-Невский монастырь помещали особо важных раскольников, захваченных церковными следователями и доказчиками в разных местах. Следствие над ними вели синодальные инквизиторы. Отсюда узники часто попадали в Тайную канцелярию для «дознания истины», т.е. для пыток. Каменные мешки были и в московском Симонове монастыре. Женщин держали в тюрьмах таких монастырей, как суздальский Покровский, Долматовский, Кашинский, Иркутский, Рождественский и др. В Орловской губернии раскольников заточали в монастырь в селе Столбове Дмитровского уезда. Особое здание для «колодников» было выстроено в 1758 г. при московском Сретенском монастыре.
«Церковных мятежников» часто помещали в монастыри, где не было специальных тюремных зданий. Например, в 1760 г. в Берлюков монастырь был отправлен после наказания плетьми крепостной крестьянин Иван Варфаломеев «за богохульные и тяжко предерзостные хульные речи на евангелие». Он жил под караулом и выполнял самые тяжелые монастырские работы7. Специальное помещение для узников имели и архиерейские дома. Например, в Коломенском епископском доме, как рассказывает Павел Алепский, была большая тюрьма с железными колодками для преступников. По условиям заключения эта тюрьма не уступала Соловецкой. Узников держали также в подвалах московских Успенского и Преображенского соборов8. В Троице-Сергиевой лавре, кроме подвала, имелись еще особые кельи, без дверей, с одним лишь отверстием. В Москве подследственных содержали в тюрьме, устроенной в подвале консисторского архива, а также в особой палате Знаменского монастыря. В 1758 г. находившихся здесь колодников перевели в Сретенский монастырь, где для них было построено особое тюремное здание.
Отдаленность многих монастырей от населенных пунктов, высокие монастырские стены (например, в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре стены были высотой свыше 27 метров, а толщиной 2 метра) и надежная охрана делали невозможным побег из монастырских тюрем, и узники проводили в них часто всю жизнь «до скончания живота».
В монастырских тюрьмах режим был более суровый, чем в каторжных. Роль тюремщиков выполняли сами монахи, они же наблюдали за приставленными сторожами, а комендантом монастырской тюрьмы был архимандрит, обладавший неограниченной властью. Главным тюремщиком Спасо-Евфимиева монастыря был известный архимандрит Серафим Чичагов, в прошлом полковник царской армии. За организованный им жестокий тюремный режим его обласкал царь и назначил орловским архиепископом. Режим в Соловецкой тюрьме был также настолько суров, что в 1835 г. правительство назначило специальную ревизию этой тюрьмы, так как в обществе много говорили о бесчеловечных условиях содержания в ней узников. Проводивший ревизию жандармский полковник Озерецковский был вынужден признать, что узники Соловецкой тюрьмы несли наказание, значительно превышавшее их вины. В результате ревизии некоторые узники были освобождены, других из монастырской тюрьмы перевели в обычные кельи. Облегчение режима продолжалось, однако, недолго. Камеры Соловецкой тюрьмы вскоре вновь заполнились узниками.
В монастырскую тюрьму попадали и такие лица, как новгородский архиепископ и первый вице-президент Синода Феодосии Яновский — соперник и враг всесильного архиепископа Феофана Прокоповича. Феодосий Яновский боролся против ограничения церковной власти и подчинения ее государству, против попыток отобрать у церкви ее имения. Он говорил, что введение монастырских штатов 1701 г. является порабощением духовных пастырей, что «пасомые овцы власть над пастырями возымели» и что неожиданная смерть Петра I была небесной карой за присвоение им власти над духовенством. «Только коснулся он духовных дел и имений, — писал Феодосий, — как бог его взял». Особой присягой он обязал подчиненных ему служителей церкви бороться против ограничения церковной власти, против «тиранства над церковью». Феодосия обвинили в «злохулительных» словах против Екатерины I, в «предерзостных упротивностях», а также в расхищении церковных ценностей. 12 мая 1725 г. с Феодосия сняли архиепископский сан и вместо смертной казни сослали в Николаевско-Корельский монастырь. Здесь его поместили в каменную тюрьму под церковью, в которой предварительно был снят деревянный пол и разрушена печь. Камеру запечатали особой печатью, и узника стали называть «запечатанным старцем». Пищей ему служили хлеб и вода. Феодосий не выдержал тяжести заключения и вскоре умер9. Секретаря Феодосия Семенова обвинили в том, что он знал о «злохулительных словах», которые произносил Феодосий, и не донес на своего «владыку». За «укрывательство» ему отсекли голову10.

В 1661 г. ростовский митрополит Иона рассматривал дело о «церковных развратниках» — ростовском портном Богданове и его учениках, посадском человеке Федоре Логинове и огороднике Постникове. Их обвинили в том, что они не ходят в церковь, не выполняют церковных обрядов, оскорбляют иконы, мощи называют куклами, священников — мучителями, а патриарха Никона — лживым отцом, предтечей антихриста. По окончании следствия митрополит Иона передал обвиняемых светскому суду. По настоянию митрополита их подвергли допросу «с пристрастием», т.е. пытали. Во время жестоких пыток Богданов держался мужественно и не отказался от своих убеждений. За «неистовые речи и развратие церковного устава» Богданова отправили в Кандалажский монастырь на Кольском полуострове с предписанием держать с «великим бережением». Он был заключен в каменный мешок, где находился в кандалах, лишенный света, мучимый холодом и голодом.
У ростовского архиерея Георгия Дашкова были немалые «заслуги» перед самодержавием — он принимал активное участие в подавлении астраханского стрелецкого восстания 1706г. Но Дашков выступал против ограничения имущественных прав церкви, пытался восстановить патриаршество, возмущался всесильным Феофаном Прокоповичем, осуждая его жестокость. «Сколько людей погубил Феофан совершенно напрасно, — писал он, — измучил, сжег медленным огнем, подверг пыткам и заточениям без всякого сострадания и сожаления». В 1734 г. Георгия Дашкова обвинили в выступлении против правительства, во взяточничестве и разорении епархии. Его лишили сана и сослали «под крепкое смотрение» в вологодский Спасо-Каменский монастырь на Кубенском озере, но и здесь Дашков не перестал осуждать правительство за ограничение им церковных привилегий. За «неспокойствие и подозрение» его отправили за 7000 километров в Нерчинский монастырь для содержания в одиночном заключении «до смерти, неисходно»11.
В монастырских тюрьмах узники часто были закованы в ручные и ножные кандалы, прикованы к стене или к деревянной громадной колоде, подвергались «смирению по монастырскому обычаю». «Смирение» выражалось в том, что узников сажали на цепь, наказывали батогами или плетьми, изнуряли тяжкими монастырскими работами. Для усиления наказания на узников часто надевали «рогатки» — железный обруч вокруг головы, закрывавшийся под подбородком на замок при помощи двух цепей. К обручу приделывались перпендикулярно несколько длинных железных щитов. Рогатка не позволяла узнику лечь, и он вынужден был спать сидя. Такой режим применялся к узникам, считавшимся особо опасными для самодержавия и церкви.
Инквизиционное хозяйство монастырей было самое разнообразное: оковы большие и малые, ручные и ножные, рогатки, кнут, ременные плети, шелепы (расширявшиеся на конце лопатообразные дубинки), батоги. Все это приобреталось на церковные деньги и хранилось в консисторских и монастырских тюрьмах. Цепи были неотъемлемой принадлежностью всех судебных дел, которые вели духовные власти. Выражения «посадить на большую цепь», «содержать в цепи» встречаются во многих памятниках. Узников подвергали наказанию на особом лобном месте, существовавшем во многих монастырях. Характер наказания зависел от усмотрения архимандрита. Виды монастырского «смирения» перечислены в одной сатирической челобитной XVII в., имевшей широкое хождение в рукописных списках. «А в Калязине обитель не малая, — читаем в челобитной, — казна большая, после мору старых лет в запасе осталось, в хлебне по подлавичью стулья да чепи валяются, в мукосейке по спицам шелепы да плети висят, в караульне по подлавичью снопы батогов лежат, а у нас, богомольцев твоих, от того страху они не видят, а у малодушных за плечами кожа вертится, от того и ночью не спится»12.
В монастырских тюрьмах за узниками велось постоянное наблюдение. Монахи-тюремщики производили обыски, выискивая «зловредные тетрадишки и письма», так как узникам было запрещено писать. Они следили, чтобы узники не общались между собой и с караулом. Беспокойным узникам, нарушавшим суровые тюремные правила, монастырские тюремщики вкладывали в рот кляп; его вынимали только при принятии пищи. Для испанской инквизиции типичен кляп в форме груши, которая могла раздвигаться во рту. Кляп, применявшийся в монастырских тюрьмах, был проще по конструкции, но действовал не хуже испанского, когда надо было заставить узника замолчать.
В 1728 г. в один монастырь был послан иностранец Яков Иванов, принявший незадолго до того православие. Он обвинялся в том, что произносил «сумасбродные слова». Чтобы лишить его этой возможности, ему всунули в рот кляп. Такой режим предписывался и специальными инструкциями Синода: «... а если оный колодник станет произносить важные и непристойные слова, то класть ему в рот кляп и вынимать, когда пища будет дана, а что произнесет в то время, то все записывать и, содержа секретно, писать о том в Тайную канцелярию». Пищей для большинства заключенных были хлеб и вода, некоторым давался скудный тюремный паек. Среди узников были, впрочем, и привилегированные заключенные «благородного звания», которые получали пищу от своих родственников.
Рассматривая своих узников как арестантов, монастырские тюремщики хотели придать им и внешний арестантский вид. Так, архимандрит суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Серафим Чичагов пытался одеть своих заключенных в тюремную одежду. Синод, однако, был вынужден охладить рвение тюремщика, так как в монастыри часто ссылались лица без решений суда, в административном порядке. Формально они не лишались гражданских прав, поэтому обращаться с ними как с арестантами было признано неудобным. В 50-х годах XIX в. правительство в связи со слухами об изуверском отношении монахов-тюремщиков к своим узникам пыталось несколько смягчить режим в монастырских тюрьмах. Во главе арестантского отделения хотели поставить светского коменданта, а в придачу ему дать помощника из монахов. Но Синод решительно возражал против такой реформы и в монастырских тюрьмах все осталось по-старому: военная стража и тюремные служители были в полном подчинении архимандрита.
В монастырских застенках «для познания истины» заключенных нередко пытали. Епископ Георгий Конисский так описывает практиковавшиеся в конце XVII в. казни и пытки: «Казни сии были — колесовать, четвертовать и на кол сажать, а самая легчайшая — вешать и головы рубить. Вины их изыскивались от признания их самих, к тому надежным средством служило препохвальное тогда таинство — пытки, которой догмат и поныне известен из сей пословицы русской — кнут не ангел, души не вынет, а правду скажет, и которая производилась со всей аккуратностью и по указанию Соборного уложения, сиречь степенями и по порядку, батожьем, кнутом и шиною, т.е. разожженным железом, водимым с тихостью или медлительностью по телам человеческим, которые от того кипели, шкварились и вздымались. Прошедший одно испытание поступал во 2-ое, а кто не выйдет живым, тот считался за верное виновным и веден на казнь»13.

Чаще всего пытали поднятием на дыбу. Как описывает историк М. Снегирев, «поднятому на дыбу привязывали к ногам тяжелые колодки, на кои ставши палач подпрыгивал и тем самым увеличивал мучение: кости, выходя из суставов своих, хрустели, ломались, иногда кожа лопалась, жилы вытягивались, рвались и тем причинялись несносные мучения. В таком положении били кнутом по обнаженной спине так, что кожа лоскутьями летела» м. Пытки производились не только по усмотрению архимандрита, но и по настоянию епископов, которым подчинялись монастырские тюремщики. Так, епископ Холмогорский Афанасий в своей грамоте настоятелю Соловецкого монастыря прямо предписывал прибегать к пыткам, чтобы вырвать от узников нужное признание — «чистосердечное покаяние». Зная о таких монастырских порядках, архангельский губернатор в 1774 г. обратился к архимандриту Соловецкого монастыря с секретным письмом, напоминая, что пытки в монастырях формально законом не разрешались. Впрочем, нельзя осуждать одних только монастырских тюремщиков за их жестокость — ведь этого требовали от них и Синод, и правительство. Инструкции Синода, на основании которых заключались в монастырские тюрьмы узники, были очень суровы. В них указывалось, в каких тюремных помещениях следовало держать заключенных, какой должен быть для них режим, какие меры следовало применять к тем, кто начнет «сумасбродничать» — одиночное заключение, карцер, лишение пищи, телесное наказание. В инструкциях глухо упоминалась также и «вина» заключенных: «За вину его, за дела, противные благочестию, за многие вины вместо смертной казни бить нещадно кнутом и сослать в монастырь». В XIX в. режим в монастырских тюрьмах мало изменился. По-прежнему узникам запрещалось общение с монастырской братьей, из среды последней выделялись монахи для «увещевания», а по существу для систематического шпионажа за заключенными. Помимо инструкций от Синода, такие же инструкции получали монастырские тюремщики от высшей и местной администрации. Например, владимирский губернатор (ему подчинялся Суздаль, где находится Спасо-Евфимиев монастырь) требовал от монастырского начальства разные сведения о монастырских заключенных. Как видно из представленных сведений, узники не назывались по фамилиям, каждый числился под известным номером. Правом ссылки в монастырские казематы, помимо Синода, пользовались также губернские гражданские власти, местное церковное начальство. В 1835 г. ревизией Соловецкого монастыря были вскрыты значительные злоупотребления и произвол. Тогда был издан указ, запрещающий сажать в монастырские тюрьмы без особого разрешения верховной власти. Но на практике этот порядок не соблюдался.
Кого же и за какие «вины» заключали в монастырские тюрьмы? Ответ на этот вопрос дают секретные донесения монастырских тюремщиков. На первом месте были лица, выступавшие против господствующей православной церкви, против ее деспотизма в вопросах веры, за свободу совести: старообрядцы и сектанты, отступившие от православной церкви, осужденные «за вольные мысли насчет нравственности и религии», за непризнание «угодников», за отказ от исповеди и причастия.
В 1554 г. в Соловецкую тюрьму были брошены участники антицерковного движения, возглавлявшегося Матвеем Башкиным. Церковный собор 1554 г. приговорил Башкина к сожжению, а его соучастников к заточению в «молчательные кельи» с «великой крепостью». С 1701 г. в Головленковой башне того же монастыря томились единомышленники Григория Талицкого — тамбовский епископ Игнатий, поп Иванов и др. Сам же Талицкий, как отмечалось выше, был сожжен копчением. В 1744 г. в Соловецкую тюрьму попал Афанасий Белокопытов, обвиненный в «непокорстве» православной церкви. Вначале Белокопытова приговорили к смертной казни, затем смертную казнь заменили «неисходным до смерти содержанием» в «самом крепком каземате» с оковами на руках и ногах.
В тюрьму Николаевско-Корельского монастыря был посажен «под крепкое смотрение» ростовский митрополит Арсений Мациевич за осуждение им мероприятий правительства, направленных к отобранию у церкви ее имений15. В 1786 г. среди узников Соловецкой тюрьмы были Павел Федоров и перс Александр Михайлов. Вина их заключалась в том, что они оба, поддавшись на уговоры священников, приняли православие (первый был еврей, а второй мусульманин). Опасаясь, как бы новообращенные не вернулись к вере своих отцов, Синод распорядился заключить их до самой смерти в монастырскую тюрьму.
Ссылка и заключение в монастырские тюрьмы за свободомыслие и неподчинение господствующей церкви особенно часто применялись в XIX в. Так, в Соловецком монастыре в 1826 г. из 30 узников за «вины» против церкви страдали 29 человек, в 1836 г. - 36 (из 45), а в 1855 - 18 (из 19)16. Среди заключенных немало было и борцов против самодержавия, участников революционного движения.
В 1825 г. учителя Новоторжского училища Василия Воскресенского обвинили в богохульстве. Его подвергли жестокому наказанию кнутом, а затем заключили «навечно» в Соловецкую тюрьму. В 1851 г. сюда же сослали придворного певчего Александра Орловского — его обвинили в атеизме, в 1853 г. — вахтера Ивана Буренкова — «величайшего богоотступника».
Среди узников Соловецкой тюрьмы было немало раскольников, отступивших от православной церкви, молившихся по старым книгам и придерживавшихся некоторых старых обрядов. В расколе, как отмечалось выше, выражался стихийный протест против социального гнета и эксплуатации. Самодержавие и церковь видели в расколе и сектантстве не только отступников от православной церкви, но и государственных преступников, поэтому они расправлялись с ними с большой жестокостью. В 1821 г. в Соловецкую тюрьму на 15 лет был заключен солдат Иван Кузнецов за пропаганду раскола среди солдат. В 1857 г. за «противозаконные по расколу проступки» в тюрьму попал самарский мещанин Лазарь Шепелев. Он не выдержал сурового режима и вскоре умер. В 1860 г. в эту же тюрьму посадили основателя секты прыгунов Максима Рудометкина. Он пробыл в одиночном суровом заключении 17 лет, до смерти. В 1859 г. в Соловецкую тюрьму был заключен под строгий надзор капитан артиллерии Николай Ильин — основатель религиозной секты.
Спустя 10 лет царская охранка решила освободить Ильина из тюрьмы, но этому воспротивился Синод. Он настоял на дальнейшем заточении Ильина, «до изъявления им полного и искреннего раскаяния в своих религиозных заблуждениях». После 15 лет страданий Ильин потерял рассудок, но его продолжали держать в монастырском застенке, и лишь в 1879 г. после 20-летнего заключения он был выпущен на свободу.
В тюрьме Спасо-Евфимиева монастыря также было много узников, обвиненных в отступлении от господствующей церкви, в свободомыслии. С 1766 по 1902 г. здесь перебывало свыше 400 человек, из них 340 — в XIX в. Так, в течение 20 лет, до самой смерти в 1832 г. тут сидел основатель секты скопцов Кондратий Селиванов, присвоивший имя Петра III. Среди узников этого монастыря был молоканин Тамбовской губернии Григорий Булгаков, жаловавшийся Николаю I на притеснения молокан со стороны царских чиновников и духовенства и порицавший православие17. Примером религиозной нетерпимости со стороны церкви и царизма может служить дело архангельского мещанина Василия Ракова. Его обвинили в принадлежности к штундистам — секте, которая признавалась наиболее нетерпимой (штундисты призывали народ не посещать церковь, не почитать икон, не принимать священников с требами). Ракова заключили в Суздальскую тюрьму в 1893 г., откуда он вышел только в 1902 г.
В монастырских тюрьмах было также много заключенных за выступления против феодально-крепостнической эксплуатации, против усиления крепостного гнета. Дела о них рассматривались в Преображенском приказе и Тайной канцелярии, в монастырские тюрьмы они попадали по согласованию с Синодом. Участники крестьянской войны под предводительством Степана Разина, сотники Исачко Воронин и Сашко Васильев были брошены в Головленскую тюрьму Соловецкого монастыря. Во время соловецкого восстания они приняли в нем активное участие. Когда же восстание было разгромлено, Васильев и Воронин оказались в оковах в Корожной земляной тюрьме, их затем зарубил царский воевода Мещеринов18.
В 1670 г. в тюрьму Тихвинского женского монастыря попала активная участница разинского восстания Степанида, стоявшая во главе повстанческого отряда Слободской Украины. В 1721 г. в произнесении «непристойных слов» против царя Петра I был обвинен Федот Костромин. Его пытали в Преображенском приказе, наказали нещадно кнутом, а затем заключили в Соловецкую земляную тюрьму, где он и умер. В 1752 г. в «важной вине» против царской власти обвинили крестьянина Василия Щербакова. Он был наказан кнутом и сослан «навечно» в Соловецкую тюрьму.
В XVIII в. в связи с усилением феодально-крепостнического гнета возникли массовые крестьянские выступления, прикрывавшиеся часто царистскими лозунгами. Руководители отдельных выступлений также попадали в монастырские тюрьмы. Так, в 1764 г. в курский Богородицкий Знаменский монастырь заключили крепостного крестьянина Даниила Тихонова, распространявшего слухи о появлении царя Петра III. В 1765 г. после жестокого наказания в тюрьму Тобольского монастыря заключили крестьянина Евдокимова, выдававшего себя за русского царя19. Ближайшие соратники Емельяна Пугачева Чика и Губанов после разгрома крестьянского восстания были посажены в застенок при Казанском соборе в Уфе под соборной колокольней, а крепостной крестьянин Василий Журавлев, поддерживавший во время восстания связь с уральскими казаками, был заточен в тюрьму Суздальского монастыря.
После подавления крестьянского восстания под водительством Пугачева появился новый самозванец Осип Журыгин, выдававший себя за сына Екатерины II. Самозванца бросили в Суздальскую тюрьму. В Соловецкой тюрьме закончил свою жизнь другой самозванец, Тимофей Курдинов, называвший себя принцем Иоанном и пытавшийся вызвать народное возмущение20.


И в XIX в. в монастырские тюрьмы попадали участники антиправительственных и революционных движений. В Соловецкую тюрьму из Красноярска был переведен декабрист Ф. П. Шаховской, после того как он заболел там психическим расстройством. Сюда же были посажены участники тайного общества, студенты московского университета Николай Попов и Михаил Критский, сочувствовавшие декабристам. В 1850 г. здесь оказался студент Георгий Андрузкий «за вредный образ мыслей и злонамеренные сочинения».
В монастырские тюрьмы попадали также крестьяне, боровшиеся против крепостного гнета и пытавшиеся облегчить свое положение. Так, в 1837 г. в Рыльский монастырь заключили крепостного крестьянина Ефима Никитина за «сумасбродные вымыслы о преобразовании государственного управления». Несмотря на тяжкие условия заключения, он не пал духом, даже изобрел какую-то машину. Его освободили только в 1850 г.21 В Соловецкой тюрьме в 1864 г. находился студент Казанской духовной академии Яхонтов. Он принимал участие в организации панихиды по крестьянине Антоне Павлове, казненном после зверского подавления крестьянского восстания в местечке Бездна Пензенской губернии, когда было убито и умерло от ран более 90 человек.
6 декабря 1876 г. на Казанской площади в Петербурге состоялась антиправительственная демонстрация, организованная Г. В. Плехановым. В числе многочисленных ее участников, арестованных царской охранкой, были молодые рабочие Яков Потапов, Матвей Григорьев и Василий Тимофеев. Их осудили на пять лет монастырской тюрьмы «для исправления их нравственности и утверждения в правилах христианского долга». Потапова, развернувшего во время демонстрации красное революционное знамя, отправили в вологодский Спасо-Каменский монастырь, Григорьева — в чуркинскую Николаевскую пустынь Астраханской губернии, а Василия Тимофеева — в Крестный монастырь той же губернии. Потапова и Григорьева вскоре перевели в Соловецкую тюрьму. Сделано это было для того, чтобы пресечь антиправительственную агитацию, которую они вели в местах своего заключения22.
Среди узников монастырских тюрем было немало психически ненормальных. Царское правительство не нашло для них другого места! Но часто психически ненормальными объявляли совершенно здоровых людей. Ненормальность их заключалась в том, что они боролись за свободу совести, выступали против господствующей церкви. Например, в 1834 г. монаха Антиоха за его «нелепые слова» против православной церкви признали сумасшедшим и заключили в Суздальскую тюрьму. Узники этой тюрьмы из-за тяжелых условий действительно сходили с ума. Это не освобождало их, однако, от монастырского заключения. Во время обследования тюрьмы Суздальского монастыря в 1835 г. среди заключенных оказалось одиннадцать «поврежденных в рассудке». Несчастных продолжали держать в тюрьме, так как их «заблуждения», т.е. выступления против церкви, все еще считались вредными.
В отдельных случаях участников антицерковных выступлений, сектантов объявляли сумасшедшими и отправляли в психиатрические лечебницы. Например, в Казанскую психиатрическую лечебницу поместили основателя секты «малеванцев» Кондрата Малеванного и Степана Чекмарева. Их признали параноиками, а их влияние на последователей — «магическим». Это не помешало, впрочем, вызвать их на диспут — «религиозное собеседование», устроенное во время миссионерского съезда в Казани в 1897 г. «Параноики» горячо защищали свои взгляды от нападок воинствующих миссионеров-церковников и проявили себя вполне нормальными людьми. После диспута их вновь поместили в психиатрическую больницу, где они провели 15 лет23.
На какой же срок помещали узников в монастырские тюрьмы? Часто этот срок не уточнялся. В приговорах и указах встречается обычно выражение «безысходно, навсегда», т.е. узники приговаривались к пожизненному заключению. Фактическое заключение можно подсчитать по сохранившимся спискам узников. Например, за период с 1772 по 1835 г. в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре перебывало 102 человека. К моменту составления сведений (1835 г.) умерло 29 человек, до 5 лет просидело 46 человек, от 5 до 25 лет — 32 человека24. Крестьянин Калужской губернии Степан Сергеев находился в монастырской тюрьме 25 лет, а крестьянин Вятской губернии Семен Шубин — 43 года. Вина этих узников заключалась в том, что они отступили от православия и перешли в раскол и сектантство.
Освобождение узников зависело от отзыва монастырского начальства. Но отзывы эти редко были положительными. Обычно монастырские тюремщики давали такие характеристики об узниках: «не может быть освобожден без явной опасности для общественного порядка», «заключение полезно, доколе не придет в чувство христианского самосознания в преступлениях»25. В Суздальской тюрьме в течение 35 лет содержался раскольник Семен Мошонов, мелкий чиновник из Павлова Нижегородской губернии. Когда решили, наконец, его освободить, то возражать стал архимандрит Пафнутий, считавший, что Мошонов представляет для церкви большую опасность. «В народе, не имеющем здравого смысла, — писал он в своем заключении, — этот человек может поселить совершенное отчаяние и уныние». И Мошонов остался в монастырской тюрьме26.
В монастыри попадали также люди по приговорам светского суда. Это был особый вид уголовного наказания, часто в дополнение к другому наказанию. Заключение на срок от 4 до 8 месяцев рассматривалось как тюремное заключение без ограничения прав. Насколько часто прибегали к этому виду уголовного наказания, можно судить по тому, что в 1857 г. в монастырях содержалось 648 человек — крестьян, мещан, ремесленников, осужденных за различные проступки против господствующей церкви — за отступление от православия, за неисполнение «новообращенными» церковных обрядов, за систематическое отклонение от исповеди и причастия. Осужденные насильственно отторгались от своих семей и занятий, что нередко приводило их к разорению. Естественно, что монастырское заключение вызывало у них ожесточение и ненависть к церковникам.
Частыми узниками в монастырях были также священники и другие служители церкви, наказанные за разные проступки — пьянство, буйство, нарушения благочиния, за действия антиправительственного характера. По отчетным данным Синода, с 1855 по 1859 г. в монастырях перебывало 4480 церковников, из них только за пьянство - 3300 человек. Синод отмечал, что ежегодно за разные проступки ссылают в монастыри до 900 церковников27.
В 900-х годах среди небольшой части духовенства наблюдалось движение за ослабление власти Синода и епархиального начальства, за оживление приходской деятельности. Синод сурово расправлялся с участниками этого движения и рассылал недовольных по монастырским тюрьмам. Так, в 1901 г. в Суздальскую тюрьму был заключен священник Цветков. Его вина была в том, что он выступал за ослабление власти Синода, говорил о необходимости созвать церковный собор для упорядочения церковной жизни28.
Соловецкая тюрьма существовала до 1883 г., когда из нее были выведены последние узники, но караульные солдаты содержались в ней до 1886 г. После официального закрытия Соловецкий монастырь продолжал служить местом ссылки для провинившихся служителей церкви. Тюрьма при суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре существовала до 1905 г., еще в 1902 г. в ней насчитывалось 12 узников. В 1905 г. в ней томился крестьянин Петр Леонтьев, заключенный в эту тюрьму в 1871 г. по обвинению в том, что он распространял среди крестьян «лжеучение», направленное против верховной власти и духовенства. Несчастный пробыл в монастырской тюрьме 34 года, и об этой трагической судьбе спокойно рассказывается в отчете обер - прокурора Синода29. О суровом тюремном режиме 900-х годов свидетельствует письмо одного суздальского жителя, писавшего в петербургскую консисторию: «Обратите внимание на тамошнего архимандрита — коменданта, за что он так зверски запер несчастных заключенных и теснит их самым ужасным образом. Прислали какого-то зверя, который совершенно позабыл, что он служитель божий».
В конце письма автор, возмущенный жестокостью архимандрита-тюремщика, советует архимандриту идти в жандармы30.
Даже царская охранка считала необходимым ликвидировать эту тюрьму. В 1903 г. она уведомляла Синод, что, поскольку тюрьма находится в заводском районе Суздаля, среди рабочих распространяются слухи о тяжелом положении ее узников. Царские чиновники предлагали перевести заключенных Суздальской тюрьмы в другие, более отдаленные монастыри. Синод, однако, не хотел расставаться со своей бастилией. Лишь в 1905 г., под влиянием роста революционного движения, правительство было вынуждено ликвидировать Суздальскую тюрьму. Эта ликвидация, впрочем, носила формальный характер. Еще в 1907 г. в смете Синода были предусмотрены средства на содержание тюремной стражи, а в 1908 г. эта стража была даже увеличена. Понадобилось еще немало времени, чтобы эта «бастилия духа» была полностью уничтожена.

1. «Житие протопопа Аввакума...», стр. 108; см. также Ард. Попов. Суд и наказание за преступления против веры и нравственности. Казань, 1904, стр. 55.
2. «Русское слово», кн. 8, 1861, стр. 14.
3. «Костромская старина», 1890, стр. 24.
4. А. И. Иванов. Соловецкая монастырская тюрьма. Соловки, 1927. Описанию Соловецкой тюрьмы посвящены следующие работы: М. Колчин. Ссыльные и заточенные в Соловецком остроге в XVI - XIX в. М., 1908; В. И. Немирович — Данченко. Соловки. СПб., 1875; А. С. Пругавин. В казематах. СПб., 1909; М. Н. Гернет. История царской тюрьмы, т. 1 - 5. М., 1951 - 1956; Д. Венедиктов. Палачи в рясах. М., 1923.
5. Описание тюрьмы суздальского Спасо - Евфимиева монастыря см.: А. С. Пругавин. Монастырские тюрьмы. М., 1905; «Суздаль и его достопримечательности». Суздаль. Изд. Владимирской архив ной комиссии, 1912.
6. Г. Антипин. Крепость Кирилло - Белозерского монастыря. Кириллов, 1934, стр. 34-38.
7. Н. П. Розанов. История Московского епархиального управления, ч. II, кн. 2, М., 1876, стр. 153.
8. Павел Алепский. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в России, — «Чтения ОИДР», кн. 4, 1896 - 1897, 1900.
9. И. А. Чистович. Феофан Прокопович. СПб., 1878, стр. 166 - 168.
10. Там же, стр. 173.
11. И. А. Чистович. Указ. соч., стр. 348, 365.
12. «Русский архив», кн. II, 1873, стр. 1780.
13. «Русский архив», 1867, стр. 1139-1155.
14. Там же, стр. 1160.
15. М. С. Попов. Арсений Мациевич и его дело. СПб., 1912.
16. М. Н. Гернет. История царской тюрьмы, т. 2, стр. 486.
17. О. И. Дубасов. К истории противоцерковного движения. - «Древняя и Новая Россия», 1878, № 8, стр. 312.
18. Н. И. Барсуков. Соловецкое восстание. Петрозаводск, 1954.
19. «Исторические записки», т. 31, 1955, стр. 96, 102.
20. Там же, стр. 129-130.
21. М. Н. Гернет. Указ соч., т. 2, стр. 488.
22. Д. Венедиктов. Указ. соч., стр. 90. 86
23. «Деяния 3 Всероссийского миссионерского съезда в Казани». Киев, 1897, стр. 90.
24. М. Гернет. Указ. соч., т. 2, стр. 481.
25. Там же, стр. 475.
26. «Древняя и Новая Россия», кн. 8, 1878, стр. 313,
27. А. Завьялов. Циркулярные указы святейшего Синода 1867 - 1900 гг., СПб., 1900, стр. 50, 54.
28. М. Гернет. Указ. соч., т. 2, стр. 331.
29. Отчет обер-прокурора Синода за 1909 г. СПб., 1910, стр. 22.
30. «Ежегодник Музея истории религии», т. IV. Л., 1960, стр. 118.

Посмотреть и оставить отзывы (6)

Последние публикации на сопряженные темы
Третья зона
ПРАВОСЛАВНАЯ ИНКВИЗИЦИЯ В РОССИИ: Глава VII. Разжигание национальной и религиозной нетерпимости
ПРАВОСЛАВНАЯ ИНКВИЗИЦИЯ В РОССИИ: Глава VI. Отлучение и анафема
ПРАВОСЛАВНАЯ ИНКВИЗИЦИЯ В РОССИИ: Глава V. Насильственное насаждение православия среди народностей России
ПРАВОСЛАВНАЯ ИНКВИЗИЦИЯ В РОССИИ: Глава III. Инквизиционные методы борьбы с расколом

ПРОЕКТЫ

© Copyright: Незабудка Кубанская, 2016.


Рецензии
Благодарю!

Лариса Белоус   26.06.2018 15:32     Заявить о нарушении