На молотьбу

Из года в год, лет десять кряду,
Ходили мы на молотьбу.
Вёрст за полтысячу, приладив
Мешок сухарный на горбу.

Дымилась душная дорога
Под встречным хохотом телег,
И в мутных сумерках у стога
Мы становились на ночлег.

И снова после передышки
Едва тянулись, - кто как мог,
Сползали драные лаптишки
С опухших и натёртых ног.

А по горячим перегонам
Одоньями звенела рожь -
И нанимались мы подённо
На молотьбу за ржавый грош.

И целый день, что было мочи,
Цепов в двенадцать на току
С утра до самой полуночи
Мы молотили кулаку.
 
Взлетала в воздухе цепинка
Визжа под самый под конёк
И гнулась матушка-старинка,
Трамбуя через силу ток.

А осенью к концу работы,
Когда в полях повьётся пыж,
За силы, вытекшие потом,
В расчёте приходился шиш.

Мы шли домой, сухарь мусоля
В корявом пересохшем рту,
Встречало завываньем поле
Свою родную бедноту.

Так десять лет ходил я кряду
С гурьбой босой на молотьбу
И запивал подчас с досады,
Кляня батрацкую судьбу.

1925


Рецензии
Написано ярко и талантливо.
Только возникает вопрос по политической окраске. Если десять лет кряду за работу давали лишь -шиш, то зачем ходить.
Наверное, в 1925году именно такие стихи были нужны верхам.
Спасибо, что знакомите с той эпохой и поэтическими именами.

Лев Фадеев   25.05.2016 17:05     Заявить о нарушении
Мне кажется специальной политической окраски здесь нет. Бедноты хватало и без политики. Батрачили в то время многие, оплата была мизерной, много уходило на переходы, еду и т.д. Вернее всего это произведение показывает реалии того времени через яркие образы талантливого поэта.

Алексей Ви Комаров   26.05.2016 11:42   Заявить о нарушении
Спасибо за ответ. Образы безусловно заслуживаю только похвалы.
Дело в том, что мой дед родом из Села Стрелецкие Выселки Рязанской обл.
Это совсем рядом .
Потом он был там же председателем колхоза. У меня есть представление о том времени. Жили бедно, это никто не отрицает. Гражданская война - это не просто трагедия.
Я очень интересуюсь этим вопросом. Даже моно сказать терзаюсь. Почему эта война случилась.
Читаю И . Шмелёва и совсем другая информация. Мужики в городе бросают подрядные работы и уезжают к себе в деревню на сенокос. Хотя им предлагают двойной, тройной тариф. И на эти деньги они могли бы купить себе сена сколько надо и с запасом. Но нет Душа зовёт и мужики бросают.
Это характер русского человека. Это всё можно понять.
Но когда тебе десять лет подряд вместо оплаты дают шиш с маслом.
Это не понятно. Зачем идти за гарантированным шишом.

Лев Фадеев   26.05.2016 13:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.