Почему я не люблю творчество Тарковского
Только с годами нашла объяснение - настораживало в его работах отсутствие любви. Чувства, конечно, есть, но любви нет. Эта отстранённая холодность и приводила к неприятию такого подхода к искусству. Если применить термин аритмия культур, нисколько не удивляет полное понимание со стороны западного зрителя. Режиссёрское препарирование бытия в Европе приняли с восторгом. А что дальше!? Ни-че-го! Потому что мир без любви пуст, а пустоту невозможно созерцать бесконечно.
Когда один человек рассказал историю о том, что во время съёмок по замыслу режиссера живьём сожгли корову, всё встало на свои места. Вот откуда эта болезненная атмосфера. Удивительное дело, Тарковский родился и вырос в живописнейших местах, но при этом так холоден. Авторский взгляд в полной мере отразился в его работах, и этот взгляд, лишенный любви, нагоняет тоску, уныние и полную безнадёгу. Наверное, в этом большая доля актерства, но заметно и другое, что кормящий ландшафт моей Родины никак не повлиял на формирование и дальнейшее становление Тарковского, как русского художника. О причинах мне ничего не известно, но результат налицо. Возможно, желание оригинальничать и выделиться среди сверстников столь глубоко и эгоистично владело им. Не берусь судить.
Был ли его любимым литературным персонажем Григорий Печорин, но трудно не заметить черты характера «героя лермонтовского времени». И если Тарковский хотел показать эгоизм, как трагедию, ведущую к одиночеству, то ему это удалось лучше других. Счастливо жить без любви невозможно. Бездушие путь в бездну, а в бездну, сколько ни падай, полётом не насладиться. Остаётся одно - ощущение ужаса. Сочиняя свой сложный мир, Тарковский оторвался от реальности настолько, что утратил творческую радость. Трагедия большого художника.
Есть люди, которые с годами заметно преображаются, меняется выражение лица, осанка, манера речи. Человек трудится и совершенствует себя, Когда внутренний мир богат и разнообразен, то и внешний вид облагораживается. А чаще случается наоборот, красивый ухоженный ребёнок превращается к старости в отвратительное создание.
Сегодня общалась с автором Пашнёвым. Он написал, что в 1972 году, будучи студентом, после общественно-полезного мероприятия советской молодёжи, которое проводилось у стен Новодевичьего монастыря, со своей однокурсницей не сговариваясь, воспользовались случаем и приложились к Плащанице. Кому-то может показаться странным такое сочетание: коммунистический субботник и молитва в Храме. Ничего странного нет. Стремление к светлому будущему и ожидание Светлого Христова Воскресения в душе русского человека легко уживались. Огромной ошибкой коммунистов было разрушение Православных Храмов. Впрочем, этим занимались большевики, первые комиссары, не имеющие к вере Христовой никакого отношения. Что обиднее всего. А ведь могло бы получиться! Построение социально справедливого общества и соблюдение традиций предков никак нельзя ставить в противоборство. Гармония души русского человека была не только нарушена, её вообще пытались выкорчевать с корнем. Принеся в жертву миллионы человеческих судеб. Возможно, этот надлом и сыграл роковую роль в становлении Тарковского. А скорее всего то, что его отец оставил семью, когда мальчику было три года.
И всё же разговоры о том, что авторское кино для избранных, полная чушь. "Андрей Рублёв" понятен всем, искусство должно быть понятно всем. Красота и любовь никого не могут оставить равнодушным. Впрочем, есть и те, у кого это может вызывать досаду и злость. Чтобы прикрыть свою неспособность к высокому полёту. Последователи комиссаров не перевелись ещё. Эти «средневековые Мамаи» не лучше гуннов. Они и вещают о том, что нельзя ограничивать фантазию художника. Лукавые рассуждения, несущие разрушительную энергетику. Свою духовную среду надо оберегать особенно тщательно.
К сожалению, расчетливость в искусстве имеет место быть, теперь это часть современной культуры. В доказательство стоит упомянуть пресловутый квадрат. Смотрю фильмы Тарковского и почему-то вижу этот самый квадрат вместо души художника. Тягостные чувства. Но понимаю, что это отражение чьей-то реальности. Особенно заигрывание с такими понятиями, как мистика и эзотерика, действует угнетающе, об этом стоит помнить. Поэтому животворящее стремление к красоте радует намного больше. Восточная мудрость гласит: сколько ни повторяй халва, халва, во рту слаще не станет. Очень не достаёт всем нам подлинной красоты и благородства, как в жизни, так и в искусстве.
Решила внести дополнение. Со мной всё понятно. Разочарование двенадцатилетней девочки навсегда останется со мной. Теперь поговорим о тех, кто любит творчество Андрея Тарковского. Собственно говоря, они и навеяли желание написать данный текст. Смотрела фильм о ежегодном фестивале, который проводится на его малой Родине. Улыбчивые лица туристов из Европы перемежаются с не менее счастливыми лицами наших соотечественников. Одни увозят массу позитивных эмоций от красивых видов русской природы, другие подсчитывают прибыль. Познакомили с супружеской парой, переселившейся из Франции, чтобы вести свой небольшой гостиничный бизнес в местах, где проводится фестиваль создателя знаменитого «Сталкера». Все довольны и ничего плохого в этом нет. Жаль только, что о творчестве человека собравшего их вместе как-то вскользь. Рад ли сам Андрей Тарковский такой известности, теперь уже навсегда останется за кадром. На этой съёмочной площадке режиссера никто не спрашивает, здесь главный - продюсер. Массовка осталась довольна, роль главного героя без слов. Антураж самый необременительный для искреннего интернационала обывателей. Мелькают лица иностранных туристов, сувениры идут хорошо. Художник не должен быть расчётливым, продуманным да, но не расчётливым. Считать за него будут другие, грустно, когда торгуют твоим именем. Но таковы странные метаморфозы реальной, а не придуманной жизни.Это всё равно, как если бы я написала, что очень люблю творчество Виктора Петровича Астафьева. Его родное село Овсянка теперь престижное место для проживания, и там построили много дорогих коттеджей. Словом любителям творчества Андрея Тарковского удалось создать большой рекламный ролик для привлечения туристов.
Тропинка истинного творчества очень узкая. Надо успевать смотреть не только под ноги, по сторонам и, конечно же, вперёд, но чувствовать затылком своё прошлое, ничего нельзя перемонтировать заново, чтобы выкинуть неудачный кадр. Выбор темы - дело рискованное, она может затянуть и поглотить человека целиком. Страдает ли одержимый эгоизмом или злобой человек? Безусловно. Мало того, он не желает страдать в одиночестве, а будет искать жертву. Такие истории исследовать стоит, но нельзя, чтобы они становились идеей фикс. Когда только чёрно-белое и ничего другого вокруг, весь мир превращается в безжизненную пустыню. Такие эксперименты в искусстве проводились и раньше, но все они заканчивались, как правило, очень печально. В основе творчества должна лежать любовь. Поклонники «Сталкера» посмотрели на русские просторы и, успокоившись, поехали в Европу. Оказывается Россия такая разная, и люди вроде тоже ничего, в основном добрые.
Свидетельство о публикации №115070704062
Владимир Карамышев 24.07.2015 23:56 Заявить о нарушении
Авторский взгляд Тарковского для меня слишком мрачен.
Удивительно, что и такое кино имело право на существование в стране Советов.
Спасибо, Владимир!
Татьяна Кырова 25.07.2015 16:59 Заявить о нарушении