Не мусикийский шорох тростника
Гармония в стихийных спорах,
И стройный мусикийский шорох
Струится в зыбких камышах.
Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе, –
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем».
«Певучесть есть в морских волнах...», Ф.И.Тютчев, 1865г.
Пусть на портрете Вы, и всё же, Тютчев,
прислушайтесь к звучанью: «ден-н-нь…» – «один-н-н…», –
Вы слышите печальное созвучье
колоколов над омутом равнин?
Природе что, она, по сути, вечна,
с избытком время ей на всё дано,
а мы живём – «в одну и ту же речку»,
как в этот день, войти запрещено.
Живём в сей миг, и не в пространстве – в точке.
Судьбы пунктир… Но, всем смертям назло,
спешим дожить – до сына или дочки,
до строчки – до созвучья дел и слов.
…Не прав Паскаль* и странный цензор** Тютчев:
не «мусикийский шорох» тростника
родит во мне стремление «к созвучью»,
а детская – в моей руке – рука.
* «Человек – всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он тростник
мыслящий». Б. Паскаль
** Вернувшись в Россию в 1844 году, Тютчев поступил служить в министерство иностранных дел, где с 1848 года занимал должность старшего цензора, а с 1858 г. вплоть до своей кончины (1873 г.) был Председателем комитета иностранной цензуры. Будучи цензором, он не разрешил распространять в России «Манифест коммунистической партии» на русском языке, заявив, что «кому надо, прочтут и на немецком».
Портрет Федора Тютчева. Художник И. Рехберг, 1838 год.
Свидетельство о публикации №115070505675