Диалоги с мыслями выдающихся людей. 2. Казус-Уайль
НАЧАЛО ГЕТЕ: http://www.stihi.ru/2015/07/03/953
(Рецы в сокращении)
*
Рецензия на «Мои диалоги с мыслями выдающихся людей» (Сан-Торас)
______Санто! Солидарна с вами. Я тоже веду разговоры на эту тему. Тоже немного дискутирую с великими, но не выкладывала на Стихиру. Разве что только некоторые замечания по поводу приведенных цитат в рецензиях писала. (…)
Санто, вы проложили тропинку, на которую буду захаживать чаще. Еще вернусь на вашу полянку и к вашему Гёте.
С теплом, Анита
Анита Карелина 04.07.2015 10:17
________Иногда авторы просто вырывают мысль из контекста: мыслителя, писателя, артиста и она звучит абсурдно, например, прочел под чьей-то аватарой такое изречение: "СТИХИ ПОНИМАЮТСЯ ДОСЛОВЕСНО... ЭТО, В ОСНОВНОМ, — МУЗЫКА." АЛЛА ДЕМИДОВА.
Не сказал бы: стихи - это слова и звуки, а музыка - только звуки.
Поэтому музыка - вне столбовой дороги истории - ей не нужен переводчик!
Она понимается на всех языках!
Но стихи для уяснения их сути требуют перевода.
Если в искусстве СЛОВА нивелировать само слово, то это все равно, что в музыке нивелировать звук, в живописи - цвет, а в танце - движение.
Если стихи воспринимаются «дословесно», тогда музыка - доаккордно, а живопись доакварельно - просто смотрим на пустой холст, воображаем что-нибудь!
Стихи могут пониматься больше, чем словесно, глубже сказанного - музыкально - но при условии, что воспринимаются сами слова как стержень стихосложения.
Первая строка Евангелия от Иоанна: "В начале было Слово" – да, это звук, но, будучи заключен в слово, он обретает СМЫСЛ, который сообщает нам способность обмениваться смыслами, а не звуками.
Стихи содержат звук, ритм, даже запах: у Гумилева "дурно пахнут мертвые слова".
Коровы тоже издают звук - МУУУ, но эта дословесная музыка коров не есть стихи!
Думаю, в контексте Демидовой это изречение подкреплено логическими связями. Ибо, воспринимая текст дословесно, мы перестанем друг друга понима….:))
Сан-Торас 04.07.2015 11:34
_______Точто-точно, Санто!
Согласна с вами полностью. С высказываниями о поэзии много разных теорий...
Я пытаюсь приблизиться к раскрытию темы - что есть поэзия и кто такие поэты?
Поэзия - это таинство…
А еще идут разговоры о поэтическом коде Пушкина...
Помню, какой обширный разговор был у вас по Лермонтову.
Просто уверена, что мы с вами всегда будем понимать друг друга.
С пожеланием добра, Анита
Анита Карелина 04.07.2015 15:08
__________У одного автора прочел на лицевой:
(с) ЛОЖЬ ПОЭЗИИ ПРАВДИВЕЕ ПРАВДЫ ЖИЗНИ._______ О.УАЙЛЬД
Пришлось писать письмо Уальду.
Дорогой, Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд!
____Душевно рад приветствовать Вас из рутины 21 века, в котором царит , неведомое Вам электронное письмо!
Нынче отправляю в то прошлое, где обитаете Вы, из того будущего, где прозябаю я - доктор медицины, присутствующий в космических сетях Инета под ником Сан-Торас, письмо с приглашением на поляну моих диалогов с мыслями выдающихся людей.
____ПризнАюсь, дьявольски приятно беседовать с гениями человечества, к которым с полным почтением, отношу и Вас, дорогой Оскар Уайльд, как лучшего ирландского философа-эстета, поэта и писателя!
____Ваши замечательные думы нередко украшают лицевые страницы моих поэтических сосайтников, ибо творчество Ваше обостряет их фертильность к оплодотворению различными эстетическими идеями.
Вы были добрейшим филантропом, учредив «Speranza» - бесплатную медицинскую помощь для бедняков.
Поклон Вам за это!
Я также нередко занимаюсь волонтерством в медицине, и, кроме того, разделяю Ваш интерес к неоклассическому Возрождению, который очевиден по обилию древнегреческих и римских картин и бюстов в Вашем доме.
С сердечным теплом я бы пригласил Вас в мой дом на Голливудских холмах, который изобилует греческими и римскими скульптурами, вполне в Вашем вкусе.
Мы бы могли превосходно провести время за беседой у камина с изысканным алкоголем и сигарами.
_____Читая Ваш роман "Портрет Дориана Грея", я пришел к выводу, что Вы, друг мой, совершили «самую необходимую» для общества революцию — революцию в моде, готовой совершить матримониальную карьеру, обвенчавшись с идеей вечного омоложения.
Я помню, что Ваш первый поэтический сборник в духе «братьев прерафаэлитов» в течение года выдержал пять переизданий!
Примите мое восхищение!
Намедни я ознакомился с Вашей лекций «The English Renaissance of Art» - «Ренессанс английского искусства», которую Вы завершили словами:
«Мы все расточаем жизнь в поисках ее смысла. Знайте же, этот смысл — в Искусстве!"
Можно сказать - смысл, в самой природе искусства, в этой игре загадывать загадки, разгадывать загадки…
Но однажды... это было в Августе 1869, некто неизвестный Вам, но любимый мной русский поэт Федор Тютчев сказал:
Природа — сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.
Совершенно однозначно разделяю Ваш тезис об искусстве, в котором смысл.
Но и мысли Тютчева мне близки - жизнь так устроена, милый Уайльд, что на разных ее отрезках мы по разному мыслим и относимся к ней:
на одном фрагменте судьбы что-то отрицаем, на другом - убеждены в том, что отрицали.
В начале - мир полон загадок, в середине - они исчезают и то, что было загадочно перестаем им быть.
- все становится гораздо проще и понятней - а в конце снова все загадочно и неясно.
Такова кардиограмма моих чувств, в синусоидах от юности до зрелости, (старость пока неизвестна) - я ощущаю, что ее приход таит в себе еще больше
загадочности, потому что с годами приходит все больше и больше непониманий.
____Однажды, написав из Оттавы, своему другу письмо, Вы справедливо заметили:
«Америку я уже цивилизовал — остались только небеса!»
И это - святая правда!
Цивилизовав Америку, в которой я живу и врачую последние 25 лет,
Вы отправились в Париж, где без особых трудностей познакомились с ярчайшими фигурами теперь уже мировой литературы.
АХ! эти имена - они как бренды!
Поль Верлен, Эмиль Золя, Виктор Гюго, Анатоль Франс... Вы завоевали их симпатии!
А возвратившись на родину, Вы встретили Констанс и в 29 лет влюбились!
О Уайльд, я был искренне рад тому, что Вы стали семьянином, отцом двух сыновей, для которых сочиняли свои прелестные звездные сказки.
После публикации "Дориана Грея" Вас посетил сногсшибательный успех!
Все было так славно, если бы Вы не подружились с этим мерзавцем Альфредом Дугласом!
Треклятая встреча развела Вас с семьей и привела к тюрьме и смерти.
Все началось после того, как отец ничтожного выскочки Дугласа оставил Вам в клубе оскорбительную записку, называя содомитом.
Друзья посоветовали пренебречь, но Вы не послушали их, дорогой Уайльд.
О, зачем Вы потакали Альфреду, столь ненавидящему своего отца, что он настоял на том, чтобы Вы подали в суд за клевету?!
К моему огорчению, это дело обернулось против Вас самого.
Вы ведь знаете, как публика любит фарс желтой прессы!
Мелкие обыватели набили своими тушками зал суда, что негде было яблоку пасть, Вы защищались, как лев, вызывая взрывы смеха.
Обвинитель:
- Господин Уайльд, не может ли любовь к Дориану Грею натолкнуть обыкновенного человека на мысль, что художник испытывает влечение определённого рода?
Уайльд:
- Мысли обыкновенных людей мне неизвестны!
Обвинитель:
- Что означала фраза «любовь, что таит своё имя»
Уайльд:
- Это означает такую же привязанность старшего мужчины к младшему, какую Ионафан испытывал к Давиду, какую мы находим в сонетах Микеланджело и Шекспира, а Платон положил в основу своей философии.
В нашем столетии эту любовь понимают настолько превратно, что она вынуждена таить свое имя. Именно эта любовь, привела меня туда, где я нахожусь сейчас. Мир издевается над этой привязанностью и ставит за неё человека к позорному столбу.
Но после недолгого триумфа наступил мрак.
Вы были признаны виновным, мой бедный Уайльд, и приговорены к каторжным работам.
Большинство былых друзей отвернулись, но те немногие, кто остались, буквально помогли Вам сохранить жизнь.
Альфред Дуглас ни разу не приехал и не написал.
В тюрьме Вы узнали о смерти матери, которую боготворили, и о том, что жена, изменив свою фамилию и фамилию сыновей, навсегда покинула страну.
Мне искренне жаль… как тяжко и горько скончаться в изгнании мучительной смертью… порою родина печалит нас больше чужбины.
Должен сказать, друг мой, что Палата общин приняла Ваши предложения по улучшению условий жизни заключённых.
А намедни я снова встретился с Вами на этих электронных страницах
при довольно казусных обстоятельствах.
Написав лирическое эссе о замечательном Серебряном поэте Игоре Северянине, я, находя немало общего в эстетике ваших гениальностей, над стихами несравненного Северянина поместил Ваш прекрасный портрет, подчеркнутый его именем!
Поверьте, этот казус я допустил в надежде, что кто-то из просвещенных авторов поправит меня, и естественным образом завяжется речь о Вас.
Поверьте, эта шутка, вовсе не обидела бы Вас!
Ведь я подобрал весьма достойного двойника!
Собратья по перу признали его лучшим, и он написал следующий Эпилог:
Я, гений Игорь Северянин,
Своей победой упоен:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утвержден!
Но увы, "фото-казус с Уайльдом" не получился - Ваше изображение продолжает отсвечивать под именем Северянина, никого не затронув.
А нынче я натолкнулся на Ваше изречение, также помещенное под чужой аватарой, и не смог пройти мимо.
Вы сказали, друг мой: (с) ЛОЖЬ ПОЭЗИИ ПРАВДИВЕЕ ПРАВДЫ ЖИЗНИ. О.УАЙЛЬД.
КРАСИВО. И даже поэтично. Само высказывание Ваше - уже поэза.
Но не могу его принять!
В природе вещей нет ничего правдивее правды и ничего лживее лжи.
Каждое понятие своим значением исчерпывает самое себя.
Ложь поэзии, в смысле ее преувеличения, приукрашения, фантазий, образов,
метафор, бесспорно, интересней и привлекательней правды жизни, но не правдивей правды!
Потому что нет ничего на свете живее жизни, смертельней смерти, красивей красоты... Каждое понятие ни с чем не сравнимо, ибо оно и есть определение того значения, которое несет.
Но, конечно,
Поэт не родственник всей толпе!
Он к тем высотам пригоден,
Где воздух разряжен - на той высоте,
где он, как Бог, благороден!
Поэт идет к закату бредОвому
смотреть, как небо заканчивается,
Чтобы дать дорогу чему-то новому,
тайному и заманчивому,
Чему-то неясному, непредсказуемому –
тончайшей звездной вибрации.
И он найдет подлежащее и сказуемое
для всей небесной абстракции!
Потому что в реальности - вашей, банальной –
он ищет иные черты:
Незаштампованной, парадоксальной,
удивительной красоты!
Наверное, все-таки феномен правды и лжи в том, что Ложь никогда не бывает одинока - она всегда имеет множество вариантов.
Но Правда всегда одинока, ибо любые ее версии – ложь.
А природный феномен самой Любви, видимо, в ее одушевленности.
Ибо Любовь может пережить Смерть... ведь мы продолжаем любить
тех, кого уже нет.
____Смотрю на это умопомрачительное количество авторов и благословляю электронное письмо, ибо Деревья им не простили бы их книг!
И, хотя по утрам я приветствую потребителей нового дня - Но:
Лежат леса, под корень срублены
В макулатурные листы,
Мне жаль деревьев зря загубленных,
Мне жаль прекрасной бересты.
И все равно поэза врывается в мои сны и жаждет заполучить мою душу:)
Такова жизнь, друг мой! - Живите на небесах и знайте - Вы не забыты на земле.
С любовью, доктор Санто.
Свидетельство о публикации №115070409507