Татьяна. 2
Или же Пушкин сам создал свою Татьяну, обобщив в ней лучшие качества известных ему женщин. И, как «Пигмалион», не совсем уверен, что эта «Галатея» оживет под его пером. При этом он опирается на романтические романы, которые читала Таня. В них блистали всякие тогдашние супергерои, заставлявшие пламенеть сердца юных русских дворяночек. И
Все для мечтательницы нежной
В единый образ облеклись,
В одном Онегине слились
(гл.3, стф.9)
И то сказать:
Всегда восторженный герой
Готов был жертвовать собой,
И при конце последней части
Всегда наказан был порок,
Добру достойный был венок.
(стф. 11)
А нынче все умы в тумане,
Мораль на нас наводит сон,
Порок любезен, и в романе,
И там уж торжествует он…
(стрф.12)
А потому Татьяна легко может ошибиться в своем выборе, предостерегает Пушкин:
Татьяна, милая Татьяна!
С тобой теперь я слезы лью;
Ты в руки модного тирана
Уж отдала судьбу свою.
Погибнешь милая…
(стрф.15)
Почему это Онегин – «модный тиран»? И как ей в таком случае предстоит погибнуть? Стать любовницей, а потом брошенкой, навек обесчещенной в глазах родни и соседей?
Словом, Автор интригует читательниц своего романа, которые с жадностью будут ждать продолжения «лав-стори» и устремятся раскупать следующую главу.
Однако… Татьяна не так проста, как прочие читательницы модных романов. Романтическое в ней - поверхностный слой, а почва ее характера – деревенская вековая христианская нравственность. И носителем этой нравственности для нее прежде всего была её «мамка» - няня! К ней и обращается сметенная героиня: «поговорим о старине» - просит Таня, имея в виду, конечно, не столь уж давние времена.
Няня пробует рассказывать были, но Таня уточняет:
Расскажи… про наши старые года:
Была ты влюблена тогда?»
(стрф. 17)
И Няня повествует, что жених был моложе ее, а ей было 13 лет... Она «горько плакала от страха,
"Мне с плачем косу расплели,
Да с пеньем в церковь повели»
(стрф. 18)
Это ужасает влюбленную деву, ей «тошно», она «плакать и рыдать готова», ибо влюблена и вся горит. Няня предлагает окропить ее святой водою, и болезнь пройдет. И Таня признается, что влюблена.. А Няня крестит ее «дряхлою рукой». Героиня чувствует, что, как ни велика ее страсть к Онегину, но на модные поступки она неспособна. Выхода нет, ибо Любовь ее «незаконна», греховна.
Вот разве что дело закончится браком. Но избранник глаз не кажет - реви не реви!
В подобном реве и прошла бы молодость иной другой. Но … происходит неслыханное и невиданное: Татьяна просит принести перо и бумагу … пишет всем известное теперь послание Онегину - с такой решимостью, с которой прыгают в омут (Катерина Островского, к примеру, но позднее) или в пропасть. Но и с верой, подсказанной ей ее гениальной проницательностью, что Онегин поймет ее, во всяком случае не посмеется над ней. Не будь этой веры, не послала бы она и письма.
Пушкин со всей страстью защищает свою Героиню,в строфах 12 и 13 перечисляя других красавиц – «недоступных», «неумолимых, непостижимых для ума», беспощадных, как надпись при входе в Ад: «Оставь надежду навсегда!», но холодных, как айсберг… и в 14-й строфе спрашивает, как адвокат в суде присяжных:
За что ж виновнее Татьяна?
За то ль, что в милой(!) простоте (!)
Она не ведает(!!) обмана
И верит (!!) избранной мечте?
За то ль, что любит без искусства,
Послушная влеченью чувства,
Что так доверчива (!) она,
Что от небес (!) одарена
Воображением мятежным.
Умом (!!) и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным?
Словом, это нам не блондинка Оленька-сестрица!
И А.С. продолжает свою защитительную речь еще в шести строфах, а в 21-й приводит веский довод для нашего суда:
Письмо Татьяны предо мною;
Его я свято берегу,
Читаю с тайною тоскою
И начитаться не могу.
Кто ей внушал и эту нежность,
И слов любезную небрежность?..
Да, мол, строгие судьи, имею такое письмо и для вас перевожу его с французского! Была и есть такая Татьяна – нечего сомневаться! Сие не плод моего воображения, но идеальное развитие русской Женщины, которая не подлежит низкому суду.
И Поэт мог бы, в частности, сослаться на уже известный многим характер - Софью Павловну Фамусову: любила вольнодумца Чацкого, мечтала стать его женой, а он пропал без вести. А тут и подвернись красавец Молчалин (так это в телеспектакле от Царева: красивый, гордый, уверенный Клюев,- который даже жалеет неудачника Чацкого - Витю Соломина, у коего «по службе неуспех», - очаровавший ее добродетельным смирением и статями). И уж с еще большим правом сослаться на жен будущих декабристов, с которыми был знаком.
Но Время не позволяет открывать эти карты...
(А письмо Татьяны обсудим в следующей части)
Свидетельство о публикации №115070403110
и - задумаешься?..
Замечательно!
Александр Лука 15.07.2015 08:21 Заявить о нарушении
Игорь Карин 16.07.2015 13:11 Заявить о нарушении