О ничтожестве и горестях жизни или мои возражения

                По следам А.Шопенгауэра

«Оптимизм, это – в сущности незаконное самовосхваление истинного родоначальника мира, т.е. воли к жизни, которая самодовольно любуется на себя в своем творении; и вот почему оптимизм – не только ложное, но и пагубное учение.» - А.Шопенгауэр.
Никто не призывает испытывать щенячий восторг по поводу своего рождения или от самого бытия как такового, но и впадать в пессимистические настроения по поводу свершившегося факта и пытаться, подобно сыну Лессинга, уйти, не успев появиться на этот свет, тоже лишено смысла.
Пожалуй, жизнь от начала до конца и представляет собой некий назидательный урок, но, да простит меня великий Шопенгауэр, почему он уверен, что (цитирую) «нас лишили прежнего покоя и ввергли в такое несчастное, темное, трудное и скорбное положение»?
Мы не помним откуда мы пришли и не можем утверждать, что это был блаженный покой. Мы просто пришли и просто уйдем. Откуда пришли и куда уходим - никому не известно. Для чего мы здесь - тоже тайна покрытая мраком. Однако, мы здесь. Худший или лучший из миров – рассуждать можно до бесконечности. Это наш мир, наш дом. Кто смеет утверждать, что человек рожден для счастья или для страданий? Он рожден для ЖИЗНИ. Каждому отмерен свой путь и долгота его.  Жизнь – есть совокупность тех реалий, которые происходят. Счастье – горе, радость - печаль, честность-ложь, любовь-ненависть…
Оптимист видит счастье, возможность улучшения благосостояния, мир во всем мире, добро побеждающее зло, вечную жизнь на небесах. 
Пессимист, в свою очередь,  видит страдания, боль, торжество зла и несправедливости, мучительные желания и бесконечную скорбь, смерть в конце пути.
Две крайности, две противоположности. Но действительно ли  человек обречен либо на безумный  оптимизм, либо, на  не менее опасный, разлагающий  пессимизм?
В Природе нет места ничему случайному. Всё строго закономерно.
Чтобы  научить состраданию, кто-то должен страдать.
Появление и уход каждого из нас – закономерность. Но это не «карма», во всяком случае,  не в той интерпретации, в которой нам её часто преподносят. На работу я могу попасть, выбрав один из четырёх путей. Моё право и желание. Так и жизнь предлагает нам несколько вариантов пути. Выбор в конечном итоге остается за нами. Если мы памятью нашей вернемся к истоку жизни и внимательно повторим свой путь, то наверняка вспомним «звоночки», которые давала там Природа, направляя на путь истинный, на путь благополучия, успеха, счастья. Каждый, кто  когда-нибудь поднимался в горы,  хоть однажды, но  пошел не проторенной тропой, а своей дорогой, и испытал при этом радость, удовлетворение первопроходца. Так и в жизни, мы не хотим, либо не умеем, слышать и видеть знаков Природы. В этом тоже своя закономерность.
«И этот мир, эту сутолоку измученных и истерзанных существ, которые живут только тем, что пожирают друг друга; этот мир, где всякое хищное животное представляет собою живую могилу тысячи других и поддерживает свое существование целым рядом чужих мученических смертей; этот мир, где вместе с познанием возрастает и способность чувствовать горе, способность, которая поэтому в человеке достигает своей высшей степени, и тем высшей, чем он интеллигентнее, этот мир хотели приспособить к лейбницевской системе оптимизма и демонстрировать его как лучший из возможных миров. Нелепость вопиющая! Но вот оптимист приглашает меня раскрыть глаза и посмотреть на мир, как он прекрасен в озарении своего солнца, со своими горами, долинами, потоками, растениями, животными и т.д. Но разве мир – панорама?» -пишет Артур Шопенгауэр.
Почему великий философ рассматривает мир как нечто исключительно материалистическое? И этот материалистический мир обязан сделать человека счастливым, а если нет всемирного и всеобъемлющего счастья, то и мир этот ужасен и жить человеку в нём ни к чему. Мир для Человека не панорама, потому что Человек – частица этого мира.
Абсолютный материализм – вот причина пессимизма.
Тот, кто рассматривает жизнь, как понятие чисто материалистическое, обречен на разочарование и пессимизм. Потери того материального, что имеет человек, несут горе, страдание, несчастье. Чувства,  успешно маскирующиеся под духовные, тоже материальны. Любовь, достоинство, благородство, честь, которые мы боимся утратить, доставляют массу неудобств и разочарований.
 Но есть духовность, которой в животном мире наделен только человек.
Вот - основа основ Человека, которая не дает ему свалиться в омут разочарований, в омут зла и скорби человеческого существования. Духовность осознанная, как проявление интеллигентности, или природная, когда о человеке говорят – он добрый, сердечный, искренний. И в том и в другом случае – это преобладание духовных и нравственных ценностей над материальными, это стремление к внутреннему совершенствованию, это отторжение низменных, грубых чувств и  интересов.
Рассматривать жизнь человека только с материалистической точки зрения – все равно, что не ведать об обратной стороне луны…



Фото из интернета


Рецензии
Да, Тань, мы приходим, исполняем (или не исполняем)свою миссию, суть которой человек может узнать лишь в самом конце своей жизни, и уходим, чтобы вернуться (когда-нибудь) вновь.
И, ведь, КАЖДЫЙ приходит на Землю не со злом... Кто-то обретает его по ходу жизни, а кто-то отвергает и несёт всем только Добро...
И, конечно, оптимизм, вопреки Шопенгауэру, помогает нам жить (а некоторым - выживать)...
А духовность - это твоё отношение ко всему: к людям, к природе... И, как ты относишься к ним, то же ждёт и тебя...

Александр Соломатин   13.09.2023 15:22     Заявить о нарушении
Спасибо за внимание и за понимание, Александр!

Татьяна Шокарева   22.09.2023 20:13   Заявить о нарушении