Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной
«Раз, за какую вину, ей-богу, уже и не знаю, только выгнали одного черта из пекла».
«Как же, кум? — прервал Черевик. — как же могло это статься, чтобы черта выгнали из пекла?»
« ...Вот черту бедному так стало скучно, так скучно по пекле, что хоть до петли»
(Н.В. Гоголь. «Сорочинская ярмарка»).
Итак, пекло.
Оно же преисподняя (от глагола «печь», «пеку» и равно означает и «смолу», которая гонится через жжение смолистых деревьев, и «геенское пламя»). Славяне полагают пекло под землею, куда надо спускаться через разинутую адскую пасть, подобную глубокому, извергающему страшное пламя колодцу.
В народных сказках герои, отправляясь на тот свет, нисходят туда через глубокую яму.
Предполагаемые связи пекла с восточнославянским обозначением пекельного змея и словацкий pikulnik («мужичок-с-ноготок», домовой, одетый в красное и приносящий деньги хозяину и здоровье его лошадям) это преобразованные в адского змея и пепялушку (золушку) народные этимологические образы.
Адский змей, вероятно, преобразовался из пекельного при изменении народных сказаний и легенд славян на христианское (библейское) придание (ад-Адам-адамант).
Слово «пекло» в переносном смысле присутствует и в живых восточнославянских языках (например, в белорусском и польском). В украинском языке означает ад в традиционном христианском понимании слова.
1. Ад, адский огонь. У чёрта в пекле. Поперёд батьки в п. лезть или соваться (погов. о ненужной поспешности в каком-н. деле, решении, чаще неприятном и таком, к-рое лучше не делать самому).
2. Сильный зной, жар. На самом пекле (на солнцёпеке). Попасть в самое п. (перен.: в жаркое место боя, в разгар событий, ожесточённых споров).
Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.
Этот самый «чертёнок» имеет очень любопытное местожительство сообразуясь с арабским языком (что отмечено в рецензии к тексту «Сура 72. Джинны», которые на самом деле вовсе не «Джинны», а «Гоблины»).
Так вот с арабского «чертенок» - дословно "издалека", "из Афар", причем Афар — тектоническая впадина, расположенная к северо-востоку от Эфиопского нагорья, образовавшаяся 1,5-2 млн лет назад.
Самая глубокая на континенте, днище опущено на 156 м ниже у.м. Сложена базальтами, речными, озёрными и морскими отложениями. Входит в Восточно-Африканскую рифтовую систему, активная сейсмичность, действующие вулканы – Афрера (1200 м), Эрта-Але (640 м), Бор-Эли (435 м) и др. Впадина отделена от Красного моря хребтом с действующим вулканом Дубби (1250 м). Днище впадины осложнено многочисленными тектоническими уступами. Закрытая от влажных ветров впадина Афар – одно из самых жарких и засушливых мест в мире. Среднегодовая температура 30–31 °С, осадков менее 200 мм в год. Реки, стекающие с Эфиопского нагорья, не достигают океана, пересыхают или заканчиваются в солёных озёрах. Большая часть впадины – безжизненные лавовые поля, каменистые глинисто-солончаковые и песчаные пустыни.
Похоже ли описание славянского пекла на арабскую Афар? И если да, то откуда у славян были знания за столь удаленный континент в таких подробностях?
Особенно интересен образ «пекльного змея», по аналогии со змеем на Урале, которого «пекельным» можно назвать только ассоциативно, ибо больше всего данная сущность напоминает «радиационного змея». Аномальные зоны продолжают множиться на нашей планете, словно язвы.
Впадина , не смотря на свое африканское местоположение, разумеется, больше соответствует прообразу «пекла». Тогда и пекельный змей – по происхождению «африканец», точнее «эфиоп».
Всякаго спасеннаго челов;ка не эфиоп (э;іопъ) ведетъ, а ангелъ руководствуетъ (славянская поговорка). Так «эфиоп» – понимается как «дьявол».
Бес – это не совсем черт из Афар. Потому как бес – сущность, вселяющаяся в человека. Именно бесов изгонял Исус Христос из одержимых.
Черти – наложились на бесовщину в силу совпадения славянской мифологии и христианских проповедей.
И народ писавший «чертами и резами» (обратим внимание на такое идеальное созвучие слов «черта» и «Чёрт»), мог вполне себе получить «черты» у «пекельного змея», отчего библейский народ не мог признать данное письмо богоугодным.
© Copyright: 2015
Свидетельство о публикации №115031104675
Рецензии
косвенным подтверждением верности определения "пекельного змея" у славян как сущности, не совпадающей с "адским змеем" может служить имя, еще встречаемое в славянском этносе - Пёкла
считается, что это искажение имени Фёкла - др. греч. - "Божья Слава"
но если адский змей имеет однокоренные слова, в т.ч. имя -Адам
то и пекельный змей их имеет - Пёкла
однако, что любопытно - библейский змей был мудрейшим из гадов (ОН, и Адам = ОН)
а вот славянский (Пёкла = ОНА)
Очень любопытно, что герб района Афар (современная Эфиопия) - красная пятиконечная звезда.
И то что на долларе изображены все же суданские пирамиды (Судан находится на границе с современным Афаром), а не египетские, может быть дань с чертей Афара у Пушкина имела более тонкий смысл, чем нам это представляется.
рисунки Пушкина к "Сказке о попе и его работнике Балде"
Свидетельство о публикации №115070303875
Халилова Надежда 18.07.2015 13:27 Заявить о нарушении