Динамика битой строки - Эсс Сээ..
Самое первое, мало кто слышит ритм.
Вот, вчера нашел девочку, 13 лет. Ну, тут ещё понятно, надо заставлять или показывать, чтоб пыталась услышать. Хотя, они обычно прячутся за собственный эгоизм. А тут им приходит на помощь целая армия взрослых с дипломами, так же не слышащими, что творят. Сегодня такого нашёл. И это же не редкость? Главное, что люди-то не маленькие и не с тремя классами, должна ж самокритика включаться хоть под старость? Чёрта с два, они ещё и пристроились где-то на зарплаты в местах, где нужно текстом заниматься.
Отсюда и результат, то есть, максимальное его отсутствие.
Казалось бы, что проще, услышать в словах ритм барабана? Это качество ещё развилось у людей, живших в пещере, но оказывается и до сих пор далеко не всем доступно. Потом попробуй, скажи, что барабанщик - это не талант, а лень? Ему же кроме ритма надо ещё изображать узор и разбивать удары по нотам? Вот, они это слышат, кроме какофонии, которая вас заводит на рок концерте, и могут воспроизвести самостоятельно. А в стишке это проще, если для базовых построений. Но стиш, исключая текст песни, должен петь себя сам. Условно говоря, быть сводным оркестром, где ритм ударных слогов – это барабаны, звук слов - это фоновая игра инструментов, а соло, ведущий унисон – это рифмующиеся кончики строк. А я тут ещё объясняю, как разводить в разнотип. Представляю, как хлопают ресницами, если непонятны не только определения, которых могло и не быть до этого или я заменил удобным для себя. Так, надо же ещё понять и от чего отталкиваться в своём понимании? А для разведения концов строчек, чтоб они отработали на контрасте звучания, вторая строчка должна готовиться заранее слогами так, чтобы закончилась противоположным звуком. Не трудно, но сперва надо строить ритм и длины строк без особых затруднений.
И теперь, если человек не может "свободно" выкладывать словами ритм, как ему объяснить, что строка не должна обрываться раньше или не быть длиннее, чем нужно для достаточной длины, в зависимости от выбранного слога? Чтобы строка звучала цельной "музыкальной репликой", чтобы она могла быть чем-то продолжена в этом или схожем виде, или сама могла завершить всё предыдущее?
И, по аналогии с оркестром, представьте, что у стиха убирают рифму? Ну, человек, играющий главную партию, заболел, в оркестровой яме остался барабанщик и всякая разношерстная группа поддержки. Если для дирижёра эта неожиданность не решается никак, ему остаётся только ковырять палочкой в носу или в ухе.
А дальше теоретически и условно. Примеры существуют и в "ленте". Понятно, что редко, но это используется, если и не как целый узор формочки, то хотя бы, как экспромт, местами. Причем, динамические версии рифмы или поддержки реперы начинают повторять сразу же, видимо копируя своих идолов. Но пока они пренебрегают "потоком", стандартными условиями построения куплета, этим экспромтам некуда встраиваться.
Они просто висят в пустоте и ничего не дают.
Так, чем отличается динамика. Давайте представим "битый куплет". Это четыре строки, в каждой из которых по два достаточных отрезка по 6-8 слогов. Очень "быстрая" форма.
То, что в середине строки может быть законная рифма, как на концах, доказывать не надо.
Варианты таких строк я видел, где даже и не вспоминают об этом. А потом ещё и слог начинает плыть, длина-то большая оказалась, а фантазия летит мимо барабана?
Но шут с ним. Так вот тут конечная рифма – это статическая. Ей с этого места деваться некуда, на неё работает и завершающая пауза и длины парных строк, без которых она не зазвучит. А вот, та, которая в центре строки оказалась? Если строить слог так, что действительно между двумя этими отрезками будет находится пауза, то она так же похожа на статическую и создается впечатление, что просто написали два отрезка в одной строке без переноса. А если убрать "стоп"? Тогда рифма уже начинает плавать. За своё место она ещё держится, но уже сдвигается на второй отрезок при составной рифме. Допустим, в одном слове рифма завершается союзом, который входит во второй отрезок по смыслу сюжета. Но паузы же между словами нет, если это не на концах и статично не зафиксировано? Такие плавающие рифмы часто ломают, делая их статическими, и они перестают звучать. Но плавать рифма может и дальше, паузы же нет посреди строки? Ей главное оказаться своим фрагментом в том отрезке, который определяет эту точку срифмовки. Хотя, точка – не один слог, а некий диапазон слогов. То есть, после снятия паузы точка окончательно стала динамической и потом ещё получила возможность плавать, а не быть жестко зафиксированной. Теперь, согласно моего трёпа, схематично нарисую битую пару. Битая строчка рифмуется любым узором, как и любым из твердых форм хрестоматии, но тут, для простоты, строки у нас будут являться буквальной парой.
Дин1 , Дин2, ДинСредн, Дин3, Дин4, СтатРифмаА
Дин1 , Дин2, ДинСредн, Дин3, Дин4, СтатРифмаА
Вот, примерно, набор диапазонов. Статическая рифма – это повинность, ей никуда не деться. А вот, остальные – динамические. Если им не хватит способности "плавать" внутри одного диапазона, они могут перепрыгнуть в соседний, точно так же срифмовавщись со своей парой, которая никуда не перепрыгнула.
Для примера, то что вы знаете как конечный результат, но не знаете откуда он взялся. Я газываю "перекидка". Смысл её в том, что ккакой рифмой кончается одна строка, это статитческая, ей должна быть и так статическая пара, но следующая строка начинается такой же динамической рифмой.
Текст Статика А
ДинА Статика В
Дин В Статика А
ДинА Статика В
Наложите эту схему на верхнюю, общую, мысленно. Задействованы не все диапазоны, так? Но этого ж не надо было? А теперь смотрите, как эту формочку вы упрощаете для того, чтобы урезать её? Динамические рифмы упраздняются – зачем себя мучать? НО! Кроме последней, зато после последней упраздняется вся оставшаяся строка. Вот так –
Текст Статика А
Текст Статика В
Текст Статика А
ДинВ
Получается обрезанная формочка и последняя рифма засчитывается статической, хотя она..? Только ей надо поддержать другую пару, которая лишилась своего конца строки.
Что ещё.. Согласно общей схемы, обрезка может быть сделана не обязательно так, но обязательно, чтобы вот эти неравные теперь длины дали прозвучать конечной рифме не скомкано, согласно слога. (Вот, опять же "достаточность длины".)
Текст Статика А Текст Статика В
Текст Статика А ДинВ
Но, тем не менее, большая часть свобды динамической рифмы соблдена. Она и в других случаях тоже ставится не наобум, а учитывая длины, через которые она "сработает".
Понятно, что все возможные точки задействовать одновременно – это не только излишне, но и бессмысленно. Во-первых теряется преимущество вписывания сюжета в ритм строки, а во-вторых огромное количество рифм по отношению к сюжету – это тоже потеря преимущества. Рифмы будут звучать притянутыми за уши, если их возникновение перестанет подготавливать предваряющий их сюжет..
Битая строка – это не выдуманная форма, а способ построения куплета любого формата и узора. Ничего жесткого здесь нет, кроме общих условий. Поэтому даже твердые формы из хрестоматии скорее оказываются одной из версий её узора, которые кто-то решил назначить неменяющимися. Или, другими словами, придумали деревянное колесо и закрепили традиции, как его делать правильно для телеги. Но мне нужен только этот принцип, если машина у меня уже есть в более полном виде, как форма битой строчки.
Я могу поставить на свой Мерседес и деревянное колесо измазанное дегтем, но зачем, если я знаю, что и деталь может быть сделана аккуратней и подходить ко всей схеме более точно..
А в зависимости от того что выбрано: узор статики, узор динамики, простая поддержка звуком, выбор слога и длин строки, удаление и добавление отрезков, срезание и наращивание строк, снятие отдельных условий, способ записи графически – получается фактически любая из бывших и существующих формочек.
А может, и будущих? Просто "битая строка"..
Свидетельство о публикации №115070105334