К читателю. Из Шарля Бодлера

Блуд, глупость и корысть средь вожделений скрытных,
И тело, и душа, охочие до тьмы;
Как нищий кормит вшей, вскормили совесть мы:
Не избежать её укусов ненасытных.

Об отпущении грехов мольба невнятна,
Но тем упорнее в грехах дурная прыть,
Когда влечёт нас грязь и невозможно смыть
Слезами скверными в нас въевшиеся пятна.

Мы на подушке зла лежим до одуренья;
Нас плавит Сатана, алхимик Трисмегист;
Был благородный наш металл когда-то чист,
Тем омерзительней из тигля испаренья.

На нитках дьявольских мы все марионетки;
Ад приближается к нам с каждым днём на шаг,
Но прелести свои нам предлагает мрак
И тени смрадные, лукавые соседки.

Как нищий блудодей – грудь старой потаскухи,
Мы тискаем тайком с пелёнок до седин,
Наш полувысохший, поблёкший апельсин,
Поруганную жизнь, к последним всхлипам глухи.

Наш разрушая мозг своим переполохом,
Глистами скользкими там демоны кишат,
И в наши лёгкие, где кашляющий чад,
Невидимая смерть нисходит с каждым вздохом.

Кровопролитием, насильем и поджогом
Не расписали мы канву своих судеб
Лишь потому, что свой телесный ценит склеп
Трусливая душа, не склонная к тревогам.

Зато среди прыжков звериных и наскоков
Средь коршунов, пантер, шакалов и гиен
В зоологическом саду, где тщетен плен
Для человеческих отвратнейших пороков,

Есть чудище одно, угроза вековая
Всю землю захватить и учинить разор,
Как будто некому давать ему отпор;
Проглотит целый мир вот-вот оно, зевая;

Зовётся скукою оно – вампир верховный,
Что бредит казнями повсюду на земле,
Ты узнаёшь его в затяжках наргиле,
Читатель-лицемер, мой ближний, брат мой кровный.


Рецензии
Меня впечатляет глубина и мощь Бодлера... То, что ваш перевод потрясающий, думаю и сами знаете... Я хочу вас спросить о другом, меня смущающем: вот разве правы люди, установившие в Монпарнасе кенотаф Бодлеру таким, каким они его установили? Каким бы ни было порой творчество Бодлера, для меня его личность всё равно ассоциируется с силой именно добра... Сие стихотворение тому яркий пример: это разоблачение тёмного в душе, это как бы такой призыв к настоящему покаянию... Я так понимаю, по крайней мере, я в нём слышу боль...

Анна Линина   24.12.2015 17:49     Заявить о нарушении
Честно говоря, я полагаю, что никакой памятник или кенотаф не имеет отношения к творчеству поэта, т.к. поэт сам себе воздвигает памятник нерукотворный (aere perennius). Что же касается добра и зла, то в поэзии главное - поэзия, и кто любит поэзию, для того она добро, а кто её не любит, для того она - зло. Что воздействие поэзии может быть опасным, говорил ещё Платон, предлагавший с почётом высылать поэта из идеального государства.

Владимир Микушевич   25.12.2015 00:12   Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир Борисович. Многое стало яснее... Думаю.

Анна Линина   25.12.2015 01:22   Заявить о нарушении