Клуб интеллектуалов. Поэт Мария Смольникова
(http://www.evrokatalog.eu/klub-intellektualov)
официально зарегистрирован в Риге
в 2001 году. Регистр. № 40008058060.
Мария Смольникова - поэт, представительница нового поколения.
С подборкой её стихотворений можно ознакомиться в альманахе «Академия поэзии – 2008». Живёт в штате Калифорния (США), но о Риге не забывает.
--------------------------------------------------------
И СВОЕОБРАЗНАЯ МАНЕРА ПИСЬМА, И СВОЙ ПОЧЕРК
Смольникова – узнаваема. Это редчайшее качество, которое со временем позволит заиметь своих читателей по всему миру. Она очень тонко чувствует слово и умеет выразить потаённое и неосязаемое чувство. Это и есть первейший признак настоящей поэзии. Помогает Марии - её необычайная интеллектуальная одарённость, образованность. Вещи весьма редкие для сегодняшней молодёжи.
Постараюсь быть более убедительным, представляя образцы её творчества,
А все награды и премии у неё ещё впереди. Само время работает на её талант.
НЕТ ВРЕМЕНИ
Закрывать одни книги ради других,
забывать о друзьях, не имея времени
написать им две строчки, считать шаги
от порога офиса до порога империи,
получать «превосходно» по превосходству,
втихомолку смущаться: неужто поверили,
спорить с гадом во сне о грехе первородства -
маловато для жизни… наверно, нет времени.
Стихотворения Марии Смольниковой своеобразны, иногда с неожиданным поворотом сценария, но всегда лиричны. Они находят живой отклик в самых дальних уголках чуткой к слову и образу читательской души. Ей легко сопереживать.
ТАЙНА
Знаешь, чего я меньше-всего-хочу-меньше-всего-хочу-меньше-всего-хочу,
я меньше-всего-хочу, чтобы тебе стало рядом со мною вдруг скучно,
если посмеешь-слышишь-посмеешь соскучиться, расколочу
кучу того, что поблизости-в-близости-в-близости, всю эту кучу
маленьких чайных-нечаянно-чаянных-чайных из страны Чайна
блюдечек-чашечек-с-чайничком расколочу, а зачем?.. Это тайна!
ПРИМЕР ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ
Следующее стихотворение ставит её в очень узкий круг талантливых личностей. Не зря бытует мнение: нет у поэта любовной лирики – значит, он не состоялся. Разговор с любимым – очень сложен по реализации. Тут и непонятое многими – чувство меры, и необычная для большинства – открытость души. То есть те качества, которые и отличают поэта от остальных представителей человеческого сообщества.
ДОЖДЬ
Удержи меня здесь. Снова дождь за окном. Удержи,
если я говорю, что спешу, и мне надо на части
рассекать зеркала колесом. "В зеркалах миражи, -
ты скажи и добавь, - просто дождь за окном». Удержи.
Медный чайник поставь на плиту. Пусть шумит. Обними
и скажи - точно знаешь, что бьется посуда на счастье
о белёные стены квартиры. Скажи - до зимы
этот дождь перестанет. Пока пусть шумит. Обними,
расскажи мне о снеге. Он там, он в далеких горах
легкой падает шалью. А наше с тобою ненастье -
только дождь, только осень, печальная злая игра.
Дождь пройдет, грусть сойдет, как лавина в далеких горах.
Не проста Смольникова! Глубока, быстра и непостижима. Сколько раз восхищался этим стихотворением, перечитывая его, а только сейчас заметил одну из причин его магического воздействия на человеческое сознание. В нём – рифмуются между собой вторые строки во всех трёх куплетах. Разве можно найти этот поэтический приём в словарях или у других поэтов?!
О ЧУВСТВЕ ЮМОРА
Она разборчива в выборе друзей и знакомых, избегает любых компаний и надуманных авторитетов, ценит своё время, не забывает старых друзей. В жизни - Мария Смольникова показалась мне очень серьёзным человеком. Так оно и есть, но ничто человеческое ей не чуждо.
Истинный талант - многообразен в своём проявлении. Внешний мир находит адекватное отображение в её творчестве. И здесь она использует всю палитру красок художника. Ирония, самоирония и прочие разновидности юмора вплоть до сатиры – ей доступны. И при этом она, несомненно – добрый, светлый человек. И эти её качества – притягивают к ней читателя и надолго. Вот маленькая выдержка из подборки её юмористических произведений.
КОШМАРЫ
1
Кошмар приснился: я - поэт...
Нет, поэтесса... Еду в отпуск...
И там, где Фрейи больше нет,
урррод выигрывает конкурс!
2
Приснилось мне: бегут, орут,
капут Земле, огонь и смерть!
Пора идти на Страшный Суд,
а я не знаю, что надеть.
ПЕРЕВОДЧИК ОНА ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ
Русская литература сильна традициями. Но мне хотелось сказать не о внутренних языковых приёмах и направлениях, а о внешних, о которых как-то вообще чаще всего забывают даже упомянуть. Это проблемы перевода иноязычных поэтов на русский язык.
И здесь Мария успела проявить свои способности. Моё личное мнение: некоторые её переводы – сильнее первоисточника. И дело не в точности деталей, а в глубине проникновения в образ, в более контрастном высвечивании содержательной части.
Не хочу лишать читателя возможности и удовольствия – самому отыскать переводы Смольниковой.
И ЕЩЁ НЕМНОГО НАСТОЯЩЕЙ ПОЭЗИИ
ДЕНЬ
День накопившейся войны,
Струя вина в бокал вины,
День «вспомнить всё», день отравляющего горя.
День - постоянный старый друг,
Он - рыбу подцепивший крюк,
Я бью хвостом, глотая воздух с кровью.
День говорящий: Всё не так!
День как болезнь, день - странный знак.
День - зеркало: я в нем себе не рада.
Зовущий как родной причал,
Мой день – начало всех начал,
Он значит: «жизнь», как это странно, правда?
2012
ЭТО Я
На грани живешь, на грани.
Есть парус. Но есть якоря.
Есть море. Есть куст герани.
Есть я. Очень жаль, что есть я...
Я - ветки цветущей качание,
Я - греза о дальних краях,
И тайны гортанной звучание -
Это я, узнаешь? Это я...
Я - шмеля густое жужжание,
И жаркою ночью твоя
Тягучая жадность желания -
Это я, всегда я, только я...
Холодных дождей причитание
И тусклый серый ноябрь,
Бессмысленное ожидание -
Это я, снова я, это я...
Я - снежного зверя дыхание
На темных твоих бровях,
Короткого дня угасание -
Это я, бедный мой, это я...
2004
ВСЕ В САД
Наконец-то, тепло. В океане полно воды -
Проверяла вчера. И розы цветут в саду.
Я живу хорошо. А как почиваешь ты?
Я в последнее время тебя в себе не найду.
Наконец-то, весна. И колибри летят ко мне,
Проверяют, готов ли нектар для капризных богов.
Столько странного здесь. И тайга, как на Колыме.
Сопки тоже... А смотрится сад наш из облаков?
Скоро день, когда мама осталась в саду одна.
Теплый день, первый теплый за всю весну.
И последний. И выпить пришлось до дна.
Не мы первые, знаю... А все же никак не засну.
Мама сходит к тебе. Одна. Ни я, ни мой брат
Не придем. Только вздохов печальный звук.
Но в саду у меня... Да ну что я - всё сад, да сад...
Твоя внучка - красотка. И взрослый почти - твой внук.
2009
После такого стихотворения хочется просто сделать паузу и помолчать. По силе воздействия - оно сродни фильму "Солярис" Андрея Тарковского.
Клуб интеллектуалов уверенно себя чувствует на гуманитарном поприще. В области поэзии плодотворно работают поэты разных поколений: Белла Ахмадулина, Николай Шулико, Мария Смольникова, Анастасия Амалина и другие.
Пожелаем Марии Смольниковой удачи, успеха в её благородной миссии – прививать любовь к русскому языку, к русской поэзии даже там, за океаном.
*** Решил добавить в это эссе отзыв на приведённые произведения,
который наиболее точно отображает суть творчества
Марии Смольниковой.
"Необыкновенно! Светло, прозрачно, чисто. Спасибо!
Светлана Мунина 04.06.2015".
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Владимир Юденко. Клуб интеллектуалов представляет. Белла Ахмадулина.
http://www.stihi.ru/2009/10/23/4482
2. Владимир Юденко. Развитие русского языка и культуры речи,
"Проза.ру", 2009.
3. Владимир Юденко. Зачем нужна поэзия? "Стихи.ру", 2009.
http://www.proza.ru/2008/06/15/368
4. Владимир Юденко. Самый быстрый тест по русскому языку.
http://www.stihi.ru/2010/04/03/4521
5. Владимир Юденко. Основные способы влияния на культуру речи.
http://www.russkijmir.lv/wordovskije/judenkorec.doc
6. Владимир Юденко. Что отличает интеллектуалов...
http://www.proza.ru/2009/12/02/1465
7. Владимир Юденко. Современная русская поэзия.
http://www.proza.ru/2010/10/23/1152
8. Владимир Юденко. Клуб интеллектуалов - пока только один.
http://www.proza.ru/2010/04/09/8
2010
Свидетельство о публикации №115062807751