Вершина - Сергей Игонин

Нетронутым светом мерцают снега,
Маня чистотой поднебесной своею.
Разум порою не верит в затею,
Но ищет опору над бездной нога.

Вгрызается в камень стальной ледоруб,
Рождая опору для тела земного,
И нужно отыскивать снова и снова
Для передышки надёжный уступ.

Вновь пальцы впиваются в горные жилы,
Врастая усилием в гладкие стены,
И те, кто до нас этот путь проложили,
Жажду победы вложили нам в гены.

Небо на снежные давит горбы,
Срывается вниз ледяною лавиной,
Но держит своею тугой пуповиной
Нить жизни, продетая в кольца судьбы.

Землю поправ и оставив внизу,
Мы поднялись до святого чертога.
Радость победы утихнет немного,
Космический ветер осушит слезу.

Открыл горизонт неземную картину,
Душа рвётся выше в родное жилище,
А тело – опору надёжную ищет,
Желая скорее вернуться в низину.


Рецензии
__________МЕТРИЧЕСКИЙ РАЗБОР__________
1
"
Нетронутым светом мерцают снега,
Маня чистотой поднебесной своею.
Разум порою не верит в затею,
Но ищет опору над бездной нога.
"
о1оо 1о^о1о о1
о1 оо1 оо1о о1о
1о о1о о_1о о1о
о_1о о1о о_1о о1

2
"
Вгрызается в камень стальной ледоруб,
Рождая опору для тела земного,
И нужно отыскивать снова и снова
Для передышки надёжный уступ.
"
о1оо 1о^о1 оо1
о1о о1о о_1о о1о
о_1о о1оо 1о о_1о
0_оо1о о1о о1

3
"
Вновь пальцы впиваются в горные жилы,
Врастая усилием в гладкие стены,
И те, кто до нас этот путь проложили,
Жажду победы вложили нам в гены.
"
1_1о о1оо^1оо 1о
01о о1оо^1оо 1о
о_1 о_о_1 0о_1 оо1о
1о о1о о1о 0_1о

4
"
Небо на снежные давит горбы,
Срывается вниз ледяною лавиной,
Но держит своею тугой пуповиной
Нить жизни, продетая в кольца судьбы.
"
1о о_1оо^1о о1
о1оо 1^оо1о о1о
0_1о о1о о1 оо1о
1_1о о1оо 1о о1

5
"
Землю поправ и оставив внизу,
Мы поднялись до святого чертога.
Радость победы утихнет немного,
Космический ветер осушит слезу.
"
1о о1 о_о1о о1
1 оо1^о_о1о о1о
1о о1о о1о о1о
о1оо 1о^о1о о1

6
"
Открыл горизонт неземную картину,
Душа рвётся выше в родное жилище,
А тело – опору надёжную ищет,
Желая скорее вернуться в низину.
"
о1 оо1^оо1о о1о
о1 1о_1о^о1о о1о
о_1о о1о о1оо 1о
о1о о1о о1о о1о
___
Итак, стихотворение написано в формате полиметрии двух Метров -- Дактиля и Амфибрахия. Размер стихотворения -- 4-х стопный. -- Д4Ам4.
Схема рифмовки -- опоясная. Кроме третьей строфы, где схема рифмовки -- крестиком.
Альтернанс 1-й, 2-й, 4-й и 5-й строки -- ж/м; 3-й и 6-й строки -- однородный. Женский.
__________РИТМИЧЕСКИЙ РАЗБОР__________
После рекламной паузы...
03.07.2015 11:08

Итак, ритмический и трохи фонетический (куда ж без него?) разбор. Построфно.
1
Нетронутым светом^мерцают снега, -- а
Маня чистотой поднебесной своею. -- б
Разум_порою не верит^в затею, -- в
Но ищет опору над бездной^нога. -- г

а -- Диметр(2^2) Ам4
б -- Ам4=3^1(?)
в -- 3^1 Д
г -- 3^1 Ам

Поскольку первая строка Диметр, то во второй после третьего удара (или на третьем... уже забыл), трохи плывёшь:

Нетронутым светом мерцают снега
Маня чистотой поднебесной...

Чуете -- разностопный Ам4/3? И, этот довесок СВОЕЮ это усугубляет. С одной стороны. С другой -- вроде как и нормально. Ладно. Две строки пойдут. Но, стоит отметить, что вторая строка работает на следующую так, шо: мама, не горюй!

Маня чистотой поднебесной своею
Разум п... -- и я лечу. И дело не в смене Метра (хотя и в смене тоже), но больше всего в том, что, как бы там ни было, а путь до разума шёл от глагола МЕРЦАЮТ и в целом от второго полустишия 1-й строки:

... МЕРЦАЮТ СНЕГА
МАНЯ чистотой поднебесной своею
РАЗУМ п...

Должно быть противопоставление. Ну а как есть это -- ошибка. Не знаю только, как она называется, с учётом Ритмики.
Плюс, если рассматривать рифменные строки, заметьте:

Маня чистотой поднебесной своею
Разум порою не верит в затею

эти строки, мягко говоря ничего не несут. А они должны хоть что-то нести. Как например:

Рождая опору для тела земного
И нужно отыскивать снова и снова

Чуете -- как работает противопоставление (или добавление)? А если убрать союз И? Попробуем? Давайте:

Рождая опору для тела земного
НУЖНО отыскивать снова и снова

Но вернёмся к первой строфе.
Итак, поскольку, лично для меня ошибка в третьей строке очевидна, то следующую строку разбирать не имеет смысла. Только лишь в контексте:

РАЗУМ ПОРОЮ НЕ ВЕРИТ в затею
НО ИЩЕТ ОПОРУ НАД БЕЗДНОЙ НОГА (?)

рекламная пауза...
03.07.2015 13:09

Очень интересный ход! Честно скажу, не помню таких. Тут инверсия или как-то в эту серию. Не знаю, как это называется на культурном языке. Короче. Смысл такой (без оной):

...Разум порою не верит в затею
Но ищет опору над бездной

И вновь разностопие. Какую роль играет (панторифма?) созвучие НАД БЕЗДНОЙ-ПОДНЕБЕСНОЙ -- я не знаю. Но, в контексте двух строк, в той или иной степени, не думаю что здесь разностопие или ошибка. Даже, если было бы так:

Нетронутым светом мерцают снега,
Маня чистотой поднебесной....
...Разум "порою" не верит в затею,
Но ищет опору над бездной нога.

Но.:-D Возможно я ошибаюсь.

2
Вгрызается в камень стальной ледоруб,
Рождая опору для тела земного,
И нужно отыскивать снова и снова
Для передышки надёжный уступ.

Ну а то, что эта НОГА, или благодаря ей, в окончании первой строки второй строфы получается некий оксюморон -- факт.

Но ищет опору НАД БЕЗДНОЙ НОГА

ВГРЫЗАЕТСЯ В КАМЕНЬ (как) СТАЛЬНОЙ ЛЕДОРУБ

Без обозначенного сравнения это -- оксюморон (если что не бачу что это значит) или не оксюморон, но диссонанс по смыслу -- факт.

И снова переходим к контексту. Хотя, если честно, когда появляется одна существенная ошибка, последующий разбор стихотворения может быть только в контексте. Я так думаю...

Вгрызается в камень^стальной ледоруб
Рождая опору для тела...(земного)

Что это?

Рекламная пауза...

Рихард Мор 2   03.07.2015 14:10     Заявить о нарушении
Итак:

Вгрызается в камень^стальной ледоруб
Рождая опору для тела...

И вновь разностопие! И вновь слово на которое приходится последний (4-й) удар, как будто бы -- довесок для сохранения Размера. Земного? Ну вот, что это за тело такое земное? И тут же ещё Звук:

вГрыЗается в КаМеНЬ СтальНОй леДОРУБ
РожДАя оПОРУ ДЛЯ ТЕЛА ЗЕМНОГО

Не знаю. Вновь оксюморон. Нет туфталогия. Грубо говоря, стальной ледоруб вгрызается в камень (именно) для тела земного (не хватает только немного). Или: ...СтальНОй ледоруб...для тела ЗеМНОго... Хрен его знает шо там слышится...

Ох, но как бы там ни было, а если вчитаться (или может привыкнуть) то, вроде как и нормально. И я вот сейчас прикинул, получается... нет, лучше запишу:

Вгрызается в камень стальной ледоруб
Рождая опору для тела земного
И "нужно" отыскивать справа и слева
Для передышки надёжный уступ

Это на послухать.

В целом, второе 4стишие нормальное. Последняя строка даже очень. Хоть и упал. Да, последняя строка такая, что ей замену вряд ли найдёшь.

Как и рекламную паузу хрен пропустишь...

Рихард Мор 2   03.07.2015 15:26   Заявить о нарушении
3
Вновь пальцы впиваются в горные жилы,
Врастая усилием в гладкие стены,
И те, кто до нас этот путь проложили,
Жажду победы вложили нам в гены.

Читаю первую строку -- нормально.
Читаю вторую и падаю -- на гладких стенах.
Вопрос первый: Почему я прочитал первую строку (с переменой схемы рифмовки) нормально?
Ответ: потому что для переДЫШКИ (созданы) горные ЖИЛЫ.

Вопрос второй: а для чего созданы голые стены?
Ответов масса. Звуковые дальние повторы (возможно) -- УСТуп...враСТая...УСилием...СТены.

Ритмические повторы:

вновь пальцы впиваются* В ГОРНЫЕ ЖИЛЫ
ВРАСТАЯ усилием* В ГОЛЫЕ СТЕНЫ

Смысловые:

голые стены, как стены без обоев.

И далее:

...сТЕны
и ТЕ...

Вобщем эти стены, фонят так, шо мама не горюй!

И вновь, -- последние две строки разбираю в контексте:

И те кто до нас этот путь ПРОЛОЖИЛИ
ЖАЖДУ(т?) победы...

И те кто до нас этот путь ПРОЛОЖИЛИ
Нам жажду победы ВЛОЖИЛИ...

И те кто до нас этот путь проложили
жажду победы вложили нам в гены --

И вновь инверсия. Почти что как в первой строфе. Наверное в смысле того, что акцент и там, и здесь приходится на последнее слово. Да. Прикольно даже: РАзум...ноГА; и ТЕ...ГЕны.
Дактиль-Амфибрахий; Амфибрахий-Дактиль.

Но, если там -- ошибка. То здесь -- не знаю.

Рекламная пауза...

Рихард Мор 2   03.07.2015 16:25   Заявить о нарушении
Блин, неправильно сказал. Про акцент. Но как сказать правильно не знаю. Поэтому -- проехали.

4
Небо на снежные давит горбы,
Срывается вниз ледяною лавиной,
Но держит своею тугой пуповиной
Нить жизни, продетая в кольца судьбы.

Небо... -- лечу. Почему? Потому что не надо к гЕНам НЕбо прибавлять. Потому что в предыдущих двух строках всё сказано от А до Я. И тут Небо -- созвучие. В данном случае -- сверхсозвучие (кому только -- генам или победе?). Плюс, эта строка -- дактильная. Да, здесь должен быть -- Амфибрахий. Плюс -- горбы фонят. Не знаю, возможно слишком много звонких и однородных гуБных и Горловых звуков на один квадратный километр.

Вторая строка -- нормальная.
В третьей строке падаю два раза. Первый раз -- не в счёт. Второй раз -- посерьёзнее. Опять -- инверсия. Да. Но с усложнением. Потому что начало этой инверсии идёт с начала:-D строфы:

...Небо ДАВИТ на горбы
СРЫВАЕТСЯ вниз ЛАВИНОЙ
НО ДЕРЖИТ своей ПУПОВИНОЙ (что?)
Нить жизни ПРОДЕТАЯ...

Вот опять же, и как правильно? Нить жизни продетАя или продетУю? Эх, если бы с самого начала шёл -- Амфибрахий. А сейчас как понять?

Рекламная пауза...

Рихард Мор 2   03.07.2015 17:16   Заявить о нарушении
К предыдущему посту:

В третьей строке -- нормально.
В четвёртой -- падаю два раза.

5
Землю поправ и оставив внизу,
Мы поднялись до святого чертога.
Радость победы утихнет немного,
Космический ветер осушит слезу.

Первая строка должна быть Амфибрахием. Я так чувствую.
В начале второй упал, но в принципе и ладно.
Третья строка снова должен быть Амфибрахий. Здесь я не упал, но слишком навязчивое продолжение от святого чертога радость победы -- это раз. И ладно бы дальше без глагола, -- без движения, ан нет, без него и на пике не получится... Ну зачем оно там? По Ритму, эта строка тянет на Диметр, но благодаря сквозняку победЫ Утихнувшей -- ну какой это Диметр? Ну и сам глагол этому не способствует. Радость победы и на тебе -- вперёд! -- снова двигайся. От рифманта НЕМНОГО до рифманта ЧЕРТОГА:

Мы поднялись ДО СВЯТОГО ЧЕРТОГА
РАДОСТЬ ПОБЕДЫ УТИХНЕТ НЕМНОГО --

и вновь -- ТУФТАЛОГИЯ.

Радость победы УТИХНЕТ* НЕМНОГО
КОСМИЧЕСКИ ВЕТЕР ОСУШИТ* СЛЕЗУ --

ещё одна -- ТУФТАЛОГИЯ.

Вобщем в этой строфе, вновь 3 Амфибрахия и 1 Дактиль. Я так думаю.

рекламная пауза...

Рихард Мор 2   03.07.2015 18:00   Заявить о нарушении
6
Открыл горизонт неземную картину,
Душа рвётся выше в родное жилище,
А тело – опору надёжную ищет,
Желая скорее вернуться в низину.

Первая строка нормальна только в контексте. Следуя же за предыдущей:
1
КОСМИЧЕСКИЙ ВЕТЕР осушит слезу

ОТКРЫЛ ГОРИЗОНТ НЕЗЕМНУЮ КАРТИНУ

2
космический ветер осушит СЛЕЗУ

ОТКРЫЛ ГОРИЗОНТ НЕЗЕМНУЮ КАРТИНУ

На выбор. И то, и то -- не то.

Душа рвётся всё выше и выше -- Анапест. Не упали?

Так и здесь, отчего-то я вначале попал на глагол. Наверное потому что этот глагол слишком тяжёл согласными. Ну и по смыслу он принадлежит душе. А так получается:

Душа рвётся_выше

Далее, сама по себе строка ну не блещет:

ДуША РВётся ВЫШЕ В РоДное ЖИлиЩЕ

РВётся В Родное/ВЫШЕ ЖИЛИЩЕ

Особо конешно жилище фонит. Возможно даже из-за него всё остальное. Ну какое ЖИЛИЩЕ для ДУШИ? О, чуете? Так уже лучше.
Плюс, -- ассонанс картИны и жилИща как-то тоже не способствует гармонии. Блин, это жилище так и диссонирует с Пикаделикой. И вот это раздражает больше всего.

Третья строка -- не хочу говорить. Противопоставление есть, да, но искусственно всё. Как и в четвёртой строке.

Вот как пример, другой интерпретации искусственности:

Открыт горизонт неземною картиной
И где-то внизу родные друзья
Душа рвётся ввысь но тело не слышит
Требует тело вернуться назад

Очень сложная строфа. Или точнее планка которая была палкой. Как здесь? Шо здесь? Не знаю. Но что-то должно быть. Без низин-резин и прочих жилищ. Собственно, если сравнивать с остальными строфами, то эта самая слабая по исполнению строфа. И это -- факт.

Рекламная пауза...

Рихард Мор 2   03.07.2015 19:27   Заявить о нарушении
Итак, подведём итоги:

Метрически -- ошибок нет. Если вообще стоит говорить о Метре. Или отталкиваться от него. Потому что Метр это путь по которому идёт Ритм. Грубо говоря, Метр, это -- схема:
о1оо1оо1оо1
о1оо1оо1оо1о
1оо1оо1оо1о
о1оо1оо1оо1
Где здесь ошибки? Вай, вай, вай. Кто ищет ошибки в Метре, или умеет читать по Метру, либо Гений, либо -- Глухарь. Забавно. И если честно, то мне попадаются только вторые. Любители поучать.

Ритмически -- есть.

Нетронутым светом мерцают снега,
Маня чистотой поднебесной своею.
Разум порою не верит в затею,
Но ищет опору над бездной нога.

В третьей строке я упал не потому что прочитал раЗУм, нет, я прочитал РАзум, но это всё равно ошибка, потому что я остановился. А я не должен так останавливаться.

Ну и так далее в том же режиме я уже всё объяснил.

2
Рождая опору для тела земного,
И нужно отыскивать снова и снова

Благодаря вот таким строкам я терпеть не могу опаясную рифмовку. Потому что такие строки говорят, что она -- есть. И она -- живая.

3
Три инверсии (или как угодно) которые я отметил заслуживают внимания. Они сложны и ритмически интересны.

4
Как бы то ни было, но 5-ть строф стиха захватывают. Чувствуешь их что ли. Шестую -- нет.

Всё.

Рихард Мор 2   03.07.2015 20:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.