Человечек... сказка для родителей...
Алёнка сразу поняла, что книга интересная, ей очень понравилась иллюстрация на обложке: на ней был изображён маленький человечек.
- Папа, - она уже полистала книгу, - а почему человечек такой грустный?
- Его зовут Маленький Принц. Попроси маму и она прочитает тебе, это умная и добрая сказка.
Сам папа очень торопился и поэтому не мог почитать книгу. С тех пор, как Алёнка с мамой стали жить вдвоём, она виделась с папой только по воскресеньям, да и то не всегда. Чаще папа звонил, интересовался, как у неё дела, и извинялся за то, что сегодня не сможет прийти. Алёнка уходила в свою комнату и потихоньку плакала. Слёзы капали на красивое платье, специально надетое для похода в цирк, театр кукол, или кафешку. Плакать надо так, чтобы не увидела мама. Мама у Алёнки строгая. Она работает судьёй. Это очень серьёзная профессия. Такая серьёзная, что для дочки у неё просто не остаётся времени. После ужина мама сразу садиться за компьютер и что-то читает. Однажды Алёнка спросила, что это она всё время читает, и мама ответила, что это очень важные документы, которые называются «Дело». Мама читает, читает, читает эти дела вечерами, по субботам и даже по воскресеньям. Иногда Алёнка не выдерживает и просит:
- Мама, поиграй со мной.
- Ты же видишь, котёнок, я очень занята. Я должна разобраться во всех тонкостях дела. Мне нельзя ошибиться, потому что от этого зависит судьба человека. Понимаешь?
Она прижимала Алёнку к себе и чмокала в темечко. Алёнка была рада этой ласке и как можно крепче прижималась к маме. Но она отрывала Алёнкины руки от своей шеи и строго спрашивала:
- Ты покушала?
- Ты же сама меня кормила! – удивлялась Алёнка тому, что мама не помнит, что они вместе ужинали час назад.
- А, да…- рассеяно произносила мама, - вот и хорошо. Теперь иди, поиграй в игрушки, постарайся мне не мешать.
И мама опять утыкалась в «дело», а Алёнка, направлялась в комнату, завидуя тем людям, о судьбе которых так беспокоится её мама.
Вся комната Алёнки забита игрушками. Мягкие большие и маленькие, они сидят и лежат в шкафу, на кресле, столе. Даже одна смешная обезьянка подвешена к люстре. Остальные сложены в большую коробку, оклеенную для красоты разными цветными картинками. Коробку обклеивал папа, поэтому Алёнка очень её любит. Соскучившись по папе, она садится на пол, прижимается щекой к боку коробки и гладит её ладошкой.
Играть с игрушками быстро надоедает. Конечно, они очень красивые, но игрушки не умеют разговаривать, а Алёнке очень хочется поговорить. За пять лет у неё накопилось столько вопросов, что они уже не умещаются в голове. Но маме некогда отвечать на, как она говорит, глупые вопросы, а папе Алёна не успевает их задать, потому что несколько часов их встречи пробегают очень быстро. Она пыталась задавать вопросы воспитательнице в детском саду, но когда спросила: «зачем к голове прицеплены уши, разве не хватило бы только дырочек?», воспитательница сказала, чтобы она не думала о всякой чепухе. А какая же это чепуха, если уши у тебя торчат, как у папы, в разные стороны, и мальчишки дразнят тебя лопоухой.
«Жила бы бабушка с нами», - думает Алёнка, - «с ней бы точно можно было поговорить».
Но бабушка живёт в другом городе, видятся они очень редко и, когда видятся, бабушка всё время разговаривает с мамой, а Алёнку только целует и кормит, кормит и целует. Оттого, что Алёнке не с кем поговорить, она научилась разговаривать с книгами. Книг у неё много. Их покупает папа. Иногда они вместе ходят в магазин, долго роются на полках, перебирают, переворачивают листочки, пахнущие чем-то загадочным и незнакомым.
- Чем это они пахнут? – спрашивает Алёнка папу.
- Типографией. А ещё они пахнут тайной. Если ты почувствуешь этот запах, полюбишь книги.
Книги Алёнка полюбила. Правда, читать она ещё не умеет. Раньше ей читал папа. Теперь она очень хочет научиться читать сама, но маме некогда, а в садике её будут учить только через год, в подготовительной к школе группе. Алёнка не может так долго ждать, поэтому она разговаривает с картинками в книгах, которые папа называет длинным и непонятным словом иллюстрации. Те книжки, которые уже прочитаны, Алёнка знает почти наизусть. «У тебя отличная память!», хвалит её папа. «Ты должна очень хорошо учиться». Конечно, она будет хорошо учиться. Разве можно учиться плохо, если у тебя и мама, и папа окончили школу с золотой медалью, если у тебя мама судья, а папа кандидат наук. Как называются эти науки, Алёнка никак не может запомнить, но знает, что они тоже связаны с книгами.
Сегодня опять не удалось уговорить маму почитать о Маленьком Принце. Мама готовится к процессу. Что такое процесс Алёнка не понимает, но знает, что на нём мама самая главная, поэтому послушно ушла в свою комнату и даже не стала капризничать. Усевшись за стол, она открыла подаренную папой книгу. Первая картинка ей не понравилась.
- Это очень грустный рисунок, - она осторожно погладила иллюстрацию пальцем,
– бедный слонёнок. И удав нарисован немного неправильно. Когда он поел, ему уже не надо высматривать добычу, поэтому глаза у него закрыты. А тут он нарисован с открытыми глазами.
- Наверное, ты права. А я об этом как-то не подумал. Но ничего не поделаешь, теперь уже некому исправить эту картинку, – раздался вдруг голос из книжки.
Следующий лист стал шевелиться и приподниматься. Алёна перевернула страницу. С картинки на неё смотрел Человечек. Он был нарисован в больших сапогах, камзоле и с маленькой шпагой.
- Спасибо, - сказал Человечек, - ужасно тяжёлые эти страницы. И очень неудобно их поднимать, когда лежишь сплющенный на картинке. Если ты не против, я выйду из книжки, чтобы немного размять ноги.
- Я не против…- прошептала Алёнка. Она была так удивлена, что не успела даже испугаться.
- Только, пожалуйста, переверни ещё несколько страниц. Мне хочется прогуляться налегке. А здесь я в этом камзоле и со шпагой. Мне не хочется таскать её за собой.
- А зачем же ты надел этот камзол и прицепил шпагу, если они тебе не нравятся. Я ужасно не люблю носить нелюбимые платья.
- Я их не надевал, - ответил Маленький Принц, - так нарисовал меня мой друг, но это было давно… с тех пор прошло уже, наверное… ну, в общем, много лет.
Алёнка послушно перевернула несколько страничек и остановилась на картинке, где человечек ей особенно нравился. Он стоял на маленьком шарике. Наверное, это была планета, потому что вокруг были нарисованы звёзды.
Человечек спрыгнул прямо на напечатанный текст, проскакал по строчкам, как по лесенке, и оказался на столе.
Он прошёлся туда-сюда, присел, встал, потянулся и посмотрел на Алёнку.
- Привет! – Человечек огляделся по сторонам, - это твоя планета?
- Это моя комната, - Алёнка всё ещё не могла прийти в себя от изумления.
- Ты мне снишься?
- А разве ты спишь? – поинтересовался человечек.
- Не знаю, по моему, нет… я не уверена… Но, ведь этого не может быть!
- Чего? – Человечек нахмурил бровки, - чего не может быть?
- Не может ожить картинка, так не бывает!
- Почему? – Человечек был явно озадачен. – Почему не бывает? Ведь это уже произошло, значит, бывает.
Тут нечего было возразить, раз это уже произошло - спорить бессмысленно. Но, может быть, она всё-таки спит? Алёнка встала, не глядя на стол, прошлась по комнате, посидела на кровати, сняла и опять надела тапочки… нет, она не спала.
Человечек терпеливо ждал, присев на краешек книги.
- Ты совсем, как эти взрослые, - произнёс он, когда она вернулась, - они напридумывали всяких правил и верят, что того, что не вмещается в правила, просто не существует! Ты тоже веришь, что можно жить только по правилам?
Алёнка задумалась… Конечно, она живёт по правилам. И этих правил много. Например, режим, они его составляли вместе с мамой. А раз режим составлен, его надо выполнять. Алёнка ложится спать ровно в девять часов вечера, встаёт утром в семь - это же правило? Принять душ и почистить зубы утром и перед сном – это тоже правило. И вовремя покушать. А не разбрасывать свои вещи, не перебивать взрослых и всегда с ними здороваться, не уходить со двора, когда гуляешь, не качаться на больших качелях, не гладить незнакомых собак - разве это не правила? А ещё встречаться с папой по воскресеньям…. Да, Алёнка жила по правилам, и даже гордилась, когда её хвалили за то, что она выполняет режим, и очень послушная и воспитанная девочка.
Человечек смотрел на неё с некоторым сожалением:
- И что? Тебе нравится так жить?
Алёнка не знала, нравится это ей, или нет, она об этом просто никогда не задумывалась. Конечно, она иногда вредничала, когда её заставляли кушать то, что она не любит, например, эту противную манную кашу. Или капризничала утром, потому что очень не хотелось вставать. Иногда ныла всю дорогу до садика, но мама говорила «положено», или «необходимо», или «надо выполнить», и Алёнка подчинялась. А разве можно по-другому?
- А разве можно по-другому? - произнесла она вслух, - Разве ты живёшь не по правилам?
Человечек вздохнул.
- Нет, конечно, я тоже выполняю кое-какие правила. Но только те, которые необходимы и их невыполнение может закончиться большими неприятностями. Например, я каждое утро выкорчевываю на своей планете баобабы и каждый день поливаю Розу, и пасу своего барашка. Но, ведь по другому нельзя: баобабы могут захватить мою планету, Роза завянет, а барашек погибнет без пищи. А вот что случится от того, что ты не съешь то, что не любишь? Или ляжешь спать чуточку попозже, если хочется досмотреть интересный мультик, или принесёшь домой одинокую кошку?
- Не, знаю, - наверное, можно остаться голодным, не выспаться, а от кошки можно заразиться микробами.
- А разве остаться голодным хуже того, что тебя потом долго тошнит после еды? – вздохнул Человечек.
И по мне, так лучше не выспаться, чем пропустить что-то интересное. А кошку можно вымыть и сносить к ветеринару, ну, в крайнем случае, её можно просто накормить…
Если бы правила выдумывали дети, они бы были совершенно другими.
- Да? - Алёнка уже была совершенно сбита с толку, – А какими бы они были?
- Они бы были правильными! И их бы было совсем не много, только такие, которые помогают жить, а не мешают.
- А разве есть правила, которые мешают жить?
- Конечно! Когда взрослые составляют правила, они думают только о себе. Вот тебе часто говорят: не задавай глупых вопросов?
- Часто! – Алёнка даже подпрыгнула на стуле, - постоянно!
- Вот видишь! - это очень плохое правило - запрещать ребёнку задавать глупые вопросы. Ведь так он никогда не научится задавать умные. Умные вопросы появляются только тогда, когда заканчиваются глупые! А взрослые этого не понимают. Или, например, правило - ставить ребёнка в угол, если он провинился, да ещё и говорить: «постой и подумай, не выйдешь, пока не поймёшь, почему так делать нельзя». Если бы взрослые знали, о чем думает ребёнок, стоя в углу, они бы сразу отменили это правило, а сами всё объяснили ребёнку про это «нельзя».
- Да, - вздохнув, согласилась Алёнка. Она вспомнила, как недавно нечаянно разбила чашку, и мама поставила её в угол и тоже сказала: «подумай о своём поведение». Алёнка честно думала, но чем больше думала, тем больше обижалась на маму. Ведь чашку она разбила не нарочно, она хотела её помыть, чтобы помочь маме, а мокрая чашка выскользнула из рук. А когда мама сама разбивала что-нибудь, она только говорила: «О, господи, когда спешишь, всё из рук валится». Но ни разу в угол не встала. И к тому времени, когда мама пришла, чтобы простить дочку и выпустить из угла, Алёнка была уже так обижена, что решила больше никогда не помогать ей мыть эту противную посуду. А маме она сказала, что хорошо подумала и всё поняла. Оттого, что схитрила, ей было совсем плохо, и она долго потихоньку плакала, когда легла спать. Услышав это, Человечек грустно покачал головой.
- Вот видишь, это неправильное правило – наказывать детей за любой проступок. Правильное правило - сначала выпей валерианки, а потом задавай вопросы. Задавай вопросы так, чтобы на них можно было ответить.
Неправильно спрашивать «зачем ты это сделал?». Поэтому дети и не могут ничего объяснить. Зачем - значит, нарочно. А нарочно случается с детьми очень-очень редко. Надо спрашивать «почему так получилось», и любой ребёнок объяснит почему! Разве нет? Алёнка с этим была полностью согласна.
Или, например, пугать ребёнка тем, что может произойти.
Они говорят: «если ты будешь переходить дорогу в неположенном месте, тебя обязательно собьет машина». А надо: «если ты будешь переходить дорогу в положенном месте, тебя никогда не собьет машина». Зачем бояться того, что ещё не произошло?
- Не знаю,- пожала плечами Аленка, - наверное, для того, чтобы это не про-изошло.
- Нет, - грустно ответил Маленький Принц - чаще всего происходит именно то, чего люди бояться. Бояться надо плохих мыслей и воспоминаний.
- Как это? - удивилась Алёнка.
- Очень просто. Плохие воспоминания очень усложняют жизнь. От них одни неприятности. Всякие обиды, злости, ссоры.
- А как их надо бояться?
- Надо бояться это вспоминать. Надо просто о них забыть?
- Но если я о них забуду, я ведь перестану их бояться! Тогда получается, что вообще ничего не надо бояться?
- Вот именно это я и хотел сказать – засмеялся Человечек.
Аленка хотела хорошо это обдумать, но решила отложить на потом, когда уйдёт человечек.
Маленький Принц обвёл взглядом комнату.
- Это всё жители твоей комнаты? - в голосе Человечка было такое искреннее удивление, что Алёнка сама с удивлением посмотрела на свои игрушки.
- Это игрушки. Я с ними играю.
- Играешь со всеми?
- Нет, я играю с ними по очереди. Иногда...
- Иногда, - повторил Человечек.
- Иногда.... значит, им очень грустно и скучно с тобой жить. Зачем же ты покупаешь столько игрушек, если тебе с ними некогда играть?
- Я их не покупаю. Мне их дарит мама.
Человечек покачал головой, - если бы у меня была мама, и она покупала мне столько игрушек, я бы попросил её не делать этого.
- Почему? - удивилась Алёнка.
- Если бы я играл со всеми игрушками, у меня не осталось времени, чтобы поговорить с мамой, сходить с ней погулять или в кино, эти игрушки занимали бы всё свободное время. Разве нет!
- Нет. Я ведь с ними почти не играю и у меня много свободного времени. Его нет у моей мамы, поэтому она дарит мне игрушки, чтобы мне было чем заняться...мама меня очень любит.
- Конечно, она тебя очень любит... только игрушки не могут заменить маму. А ты любишь свои игрушки? Так любишь, что не сможешь расстаться?
Аленка задумалась, нет, пожалуй, не смогла расстаться бы она только с некоторыми: с Мишкой, которого они купили все вместе. Алёнке было три года, они пошли в магазин и увидели этого мишку, он сидел на полочке, Алёнка просто ахнула, когда увидела, какой он грустный. С тех пор она с ним не расстаётся, и даже берёт его с собой в рюкзачке, когда ходит на прогулку. Ещё бы она не рассталась с клоуном, которого ей привёз из командировки папа. Она тогда очень скучала за папой, и так радовалась его приезду. Клоун всегда напоминал ей о той радости. Ещё была кукла, которую подарила бабушка, и большой мягкий бегемот, которого они с папой выиграли в тире. Алёнка очень гордилась, что папа у неё так метко стреляет. Вот с ним бы она не захотела расстаться...
- Вот видишь! Значит, их ты любишь. А зачем иметь то, что ты не можешь полюбить? Когда человек имеет очень много, он учится хотеть, но разучивается любить!
И вдруг Алёнка поняла, что ей, действительно, совсем не важно, сколько у неё игрушек, и какие они красивые; что давно перестала радоваться каждому новому появлению их в своей комнате и почти с ними не играет. Они лежат, сидят, висят просто так... они ничего для неё не значат... Поняла, что всех их она отдала бы за один вечер, в котором они вместе с мамой, забравшись с ногами на диван, прижавшись друг к другу, читали сказку про Маленького Принца.
Сердце Алёнки забилось часто-часто, и ей очень захотелось расплакаться, даже глаза наполнились слезами.
- Ты что, будешь плакать? - испуганно спросил Человечек, - Пожалуйста, не надо, я совсем не выношу женских слёз и тоже расплачусь, а плакать таким взрослым мальчикам стыдно...
Алёнку так рассмешило то, что этот махонький человечек назвал себя взрослым мальчиком, что слёзы сразу высохли.
- Разве ты взрослый? Ты ведь совсем маленький, - Алёнка осмелилась дотронутся пальчиком до головки Маленького Принца.
- Мне очень много лет, - серьёзно ответил он, - так много, что их уже просто невозможно сосчитать.
- Ты, наверное, выдумываешь, или заблуждаешься, - быстро исправилась Алёнка, испугавшись, что она может обидеть этого чуднОго малыша.
- Ты же ещё ребёнок. Так не бывает.
- Бывает. На моей планете только так и бывает. Моя планета очень маленькая и на ней нельзя вырасти. Если бы я захотел расти, то больше на ней уже ничего бы не поместилось.
- Да? - удивилась Алёнка. - А на нашей планете всё совершенно по-другому: хочешь - не хочешь, а расти приходится. Если ты не вырастешь, не закончишь школу, а потом институт, то никогда не станешь умным.
- Ты правда думаешь, что, чтобы стать умным, надо закончить институт?
- Конечно, ведь умный человек должен быть образованным… так говорит папа.
Человечек вздохнул и грустно покачал головой.
- Если бы это было так! Ты даже представить не можешь, сколько на свете образованных дураков! Нет, гораздо важнее стать мудрым.
- А разве это не одно и то же? – Алёнка обхватила голову руками, потому что ей стало казаться, что она вот-вот лопнет от всех этих мыслей, в которых она никак не может разобраться.
- Конечно, нет! Умным человека делают только мысли, а мудрым - мысли и чувства. Разные умные мысли можно, конечно, выучить в институте, но мудрым человека делают только правильные переживания.
Алёнка никак не могла понять, что говорит этот странный малыш. Ну как переживания могут быть правильные или неправильные? Это же переживания! Просто чувства! А чувствам ведь не прикажешь.
- Ты меня совсем запутал! - Алёнка даже захныкала.
- Не конючь! - строго приказал Маленький Принц, - Лучше скажи, о чём ты переживаешь.
Алёнка задумалась, и вдруг оказалось, что переживаний у неё ужасно много. Она даже не могла сразу решить, с какого ей начать.
- Ну, я переживаю, что у меня уши лопоухие. Я бы хотела от них избавиться.
- Так в чём же дело, - Человечек хитро улыбнулся, - неси нож, мы их отрежем.
- Ты шутишь?!- Алёнка не знала, то ли ей обидеться, то ли рассмеяться.
- Я шучу, - согласился Маленький Принц, - нельзя же отнестись серьёзно к тому, что человек хочет избавиться от своих собственных ушей! Каждый рождается таким, каким он должен быть. Никакие другие уши тебе просто не подойдут. С этими ушами ты похожа на папу, а с другими, будешь похожа на кого-то чужого. Ты не хочешь быть похожа на папу?
Как же это Алёнка раньше об этом не подумала? Ведь она всегда радовалась, когда кто-то из знакомых говорил: «как ты похожа на папу».
- Вот видишь! В любых переживаниях можно найти что-то приятное. Тем более, если они не такие уж и серьёзные.
- А то, что у тебя нет друзей, - это серьёзное переживание? – Алёнка даже затаила дыхание, так ей хотелось, чтобы Человечек поверил, что она очень переживает оттого, что у неё нет друзей.
В садике, конечно, есть девочки, с которыми ей нравиться играть больше, чем с остальными, но можно ли только поэтому их назвать друзьями? Иногда, по субботам, мама разрешает ей выйти погулять во дворе, но всегда говорит:
- Гуляй по дорожке и не подходи к большим качелям, ими тебя могут ударить. Не лезь на горку, она железная, можно упасть, или поранить руки. И старайся не общаться с дворовыми ребятами, от них можно научиться чему-нибудь нехорошему.
И хотя Алёнка не совсем понимает, чему нехорошему её могут научить весело бегающие и лазающие по горке дети, она на всякий случай наблюдает за ними издали, гуляя по дорожке между деревьями, как советовала мама. Нет, похоже, друзей у Алёнки нет.
- Как же ты живёшь совсем без друзей? – изумился Человечек.
- Не знаю, - Алёнка и в самом деле не знала, как она живёт без друзей, она жила и всё.
- А у тебя есть друзья?
Маленький Принц кивнул, но глаза у него стали грустные.
- Да, но их очень мало, всего два. Я бы хотел, чтобы их было очень-очень много, но на моей планете больше двух друзей не заведёшь, такая уж у меня планета. Но у тебя–то может быть очень много друзей! Они будут приходить к тебе в гости, играть игрушками, и тогда твои игрушки не будут бесполезно пылиться. Или тебе жалко давать их другим?
- Нет, мне совсем не жалко, но ведь друзья их разбросают, и мне попадёт за беспорядок. И, если мы будем шуметь, мама рассердится, что мы ей мешаем работать. А ещё, я могу научиться от них чему-то нехорошему?
- А разве нехорошему учатся только у друзей? Плохое можно перенять от кого угодно, и дело совсем не в них, дело в тебе. Никогда нельзя научиться тому, чему ты не хочешь научиться!
Ведь ты – это ты. Просто будь такой, какая ты есть. У меня всего два друга и они очень разные. Роза вся в колючках и очень капризная. Она ужасно обидчивая и любит, чтобы её постоянно хвалили. Попробуй, не похвали я её один день, и она сразу перестанет со мной разговаривать.
Но я ведь от этого не покрылся колючками, и не стал таким же плаксой. Я любуюсь её красотой, и по утрам слушаю, как она поёт.
А вот мой друг барашек совершенно другой, но он очень скучный. Самое главное для него – чтобы росла трава и была коробочка, в которой он может поспать. Но, когда он сыт, то катает меня на спине.
- А зачем же тебе такие друзья?
- Какие?
- Ну… не такие, как ты?
- А зачем мне такие, как я? Они другие, и поэтому мне с ними интересно. Разве тебе понравилось бы читать всю жизнь одну и ту же книгу?
Ведь друзья нужны не только для того, что бы ты не чувствовал себя одиноко! Друзья нужны для того, чтобы ты понял, что люди очень разные. Что они могут любить то, что любишь ты, но ещё и то, что тебе совсем не нравится. Что они умеют много из того, что не умеешь ты, и радуются тому, что ты делаешь что-то лучше их. Чтобы рассказывать друг другу обо всем, что вы увидели и узнали. Друзья нужны для того, чтобы было с кем делиться, и было интересно жить.
Разве это не так? Разве это не важнее того, что можно услышать что-то нехорошее?
Алёнка с сомнением покачала головой,
- Не знаю. Однажды я повторила слово, которое мне сказал Тёма, но тогда я не знала, что оно нехорошее, и мама ударила меня по губам… больно… и теперь я никогда не говорю это слово…
Человечек посмотрел на Алёнку очень внимательно.
- Никогда-никогда?
- Никогда-никогда!
- Ты не говоришь его вслух, или даже про себя, когда тебе больно или очень обидно?
Алёнка почувствовала, как внутри у неё что-то оборвалось, а щёки загорелись… Как этот малыш мог узнать о том, о чём вспоминать ей самой было очень стыдно? Да, иногда, от обиды или злости, она произносила про себя это ужасное слово. Что теперь подумает о ней Человечек? Может быть, он вообще больше не захочет с ней разговаривать!
Но, когда Маленький Принц заговорил, в его голосе не было осуждения.
- Вот видишь, но ты не виновата. Просто это слово навсегда теперь связано у тебя с болью и обидой, и как только ты будешь их испытывать, это слово будет появляться в твоих мыслях, хочешь ты этого или нет. Если бы не это, ты, узнав, что оно не хорошее, просто о нём забыла, а боль привязала тебя к нему навсегда. Ведь труднее всего забыть незаслуженную обиду.
- А разве взрослые этого не понимают? Разве они об этом не думают?
- Наказать всегда быстрее, чем понять и объяснить. Наказывать ребёнка – это правило. По правилам жить легче, потому что не надо думать и всегда можно оправдаться перед собой.
Алёнка просто не знала, что и думать, приходилось думать, что взрослые не всегда правы, как ей казалось раньше. Получалось, что им не всегда можно верить. Вот этого Алёнка никак не могла понять, как же ей теперь жить?
- Ты думаешь о том, что взрослым нельзя верить? – Маленький Принц как будто прочитал мысли Алёнки, - совсем нет! Всё дело в понимании. Для того, чтобы понимать друг друга, надо разговаривать. Не просто вредничать и капризничать, а тоже говорить так, чтобы тебя понимали. Надо делиться тем, что ты чувствуешь, что тебя радует, что обижает, почему что-то тебе нравится и не нравится. Взрослым надо учиться понимать, а детям – объяснять. Это только кажется, что лишь взрослые могут воспитывать ребёнка, на самом деле, дети тоже могут многому научить своих родителей.
-Алёна, - в комнату заглянула мама, - ты чем занимаешься? И почему не готовишься ко сну? Быстренько под душ и спать. Вы завтра c папой идёте в цирк.
- Мне пора, человечек запрыгнул на страничку и поскакал вверх по строчкам.
Алёнка очень испугалась, что он сейчас исчезнет, превратиться в часть картинки, и она быстро прикрыла её ладошкой.
- Ты ещё придёшь? Я ведь почти ничего о тебе не знаю. Придёшь?
Маленький Принц посмотрел на Алёнку и улыбнулся.
- А я никуда и не ухожу. У тебя ведь есть книга. Сначала её тебе прочитают взрослые, а потом ты будешь читать её сама, и мы всегда сможем поговорить даже о том, чего в ней, как будто, и не написано. А сейчас, пожалуйста, поставь меня на мою планету. Мне, действительно, пора.
Алёнка, вздохнув, аккуратно поставила Маленького Принца на нарисованную планету.
Утром позвонил папа. Алёнка выслушала его извинение и долго слушала объяснения о том, как нужно ему закончить статью, какое это важное дело…
- Папа, но ты ведь обещал? Разве это не важно, выполнить обещание, которое ты мне дал? – Алёнка изо всех сил старалась не заплакать, только чуть-чуть дрожал голос, - Разве дела могут быть важнее ребёнка? И если взрослые так заняты, зачем они заводят детей?
- У взрослых могут быть дела, которые не дают им вовремя выполнить то, что обещаешь. Ты должна это понять, и обещай мне не плакать, малыш!
«Ещё одно глупое правило взрослых»,- подумала Алёнка, - «требовать от детей то, что не выполняют сами».
Она всё же расплакалась… положила трубку и ушла в свою комнату. Взяв книгу о Маленьком Принце, Алёнка, прямо в нарядном платье, залезла с ногами на диван.
Через минуту в комнату вошла мама. Она не сделала Алёнке замечание, а просто села рядом и взяла у неё из рук книгу.
- Давай почитаем, я тоже очень люблю эту сказку…
Свидетельство о публикации №115062702587