Пианист с длинными пальцами не удивляет
Пианист с длинными пальцами не удивляет,
удивляет пианист с короткими пальцами-сардельками,
хотя вот у Горовица они были не только длинными,
но и с загнутыми вверх (и приплюснутыми) кончиками —
эдакие лодочки навроде османских тапок-черевичек
(в молодости он их перетрудил, и несколько лет,
если не десятилетий, не выходил на сцену),
у Паганини, кстати, тоже, судя по слепкам,
кончики почти загнутые, хотя и не столь явно
(они у него были острые, но зато у него были
арахнодактилия и болезнь Марфана,
то есть "паучьи" кисти и чрезмерная гибкость суставов).
У Листа же, судя по слепкам, пальцы
были не так чтобы короткие,
но и не так чтобы очень длинные…
У Глена Гульда были вроде довольно
длиннопалые руки,
как и полагается пианисту, но зато
посадка "горбатая", ниже обычного,
к тому же он в расцвете сил завязал со сценой,
а у нашего Рихтера, наоборот, всё было
более чем обычным —
обычные руки рабочего или крестьянина
(и пахал он до самой смерти);
у Баха (и у всех его музыкальных отпрысков),
подозреваю, были такие же:
анатомические детали в непридуманном искусстве —
дело второе,
да и неанатомические тоже —
дело второе:
в объективном искусстве (в отличие от
манерно-субъективного) всё слишком
тутошнее и преходящее (что если
и сдохнет, не жалко) —
дело второе,
даже слова,
даже звуки,
даже краски,
даже черты и резы,
даже структуры и связи…
25.06.2015(11–33), #парийские_песни
© Андрей Лопухин
Свидетельство о публикации №115062504249