Утренний кофе. Стенфордский университет. Stanford

  Отбросьте цвет и полутень.
Гардины, шторы унесите.
И о священном не просите.
Умчится в рощ далеких сень.

Наука - сути рядом бродит.
Что и когда она находит?
Когда войдет в транс ученик.
Итог велик иль не велик?

Весы внутри. В Тебе, во мне...
В потоке бешеном. В огне.
И в пропасти прошедших дней.
И тени...трогать их не смей!

Ведь подойдут, когда не ждешь.
И Крест твой взвалят.
        И ... несешь

НАУКА  -  сбоку и вдали.
Как в алом свете корабли...


Разговор шел об образовании. Молодое поколение отзывалось презрительно
о тысячах нью-университетов, возникших в России.
Я не смог промолчать. И аргументировал свою позицию, обратившись почему то к авторитету Stanford University. Выбор был спонтанным и мотивирован, по-видимому, тем, что в моей памяти отпечаталось, что именно этот университет ввел в начале того века понятие Коэффициента интеллекта ( IQ ).

  Университетское образование должно формировать у студентов цепочку Закон-Суть-Принцип. Например, мы знаем поговорку - "за кустами леса не видишь". То есть мелкое и ремесленное заслоняет крупное и универсальное. Отсюда принцип развития растений, как "конкуренция за место под Солнцем".
  Давние университеты славились профессурой способной выпукло и зримо объяснить тот или иной закон. Ньютон объяснял физический феномен "СИЛЫ, как ПРИЧИНУ деформации либо перемещения тел." Кажется Лейбниц, рассказывая о теории поля и соленоидальном потоке в нем приводил пример, "стоит кэбмен и пьет пиво, в это время его прорвало и сколько пива вверху втекает, столько внизу вытекает". Вот она -Соленоидальность поля.
Один из исследователей элементарных частиц, рассказывая о работе камеры Вильсона, говорил следующее. Представьте, что с Луны надо разглядеть перемещения мотоциклиста по городу. Да никак! А теперь заполним улицы и площади прохожими и представим, что едет мотоциклист на огромной скорости. Он вынужден будет сбивать прохожих. К ним собираются: зеваки, неравнодушные, врачи и полиция. Вот эту тучу людей и можно будет с Луны разглядеть. Соединяя точки, мы увидим трек перемещения. Также и в камере Вильсона заполненной туманом. Там где пролетела  крохотная элементарная частица начинается конденсация пара, образование капельки воды. Это точка на треке пролета элементарной частицы.
 
  "Грязные танцы" цепляют наше воображение и память, зрительные образы даваемые лектором на грани фола, запоминаются студентом на всю жизнь. И спустя полвека, он вспомнив КЭБМЕНА, пьющего пиво, вспомнит и соленоидальность потока и теорию поля.
Это и есть университетское образование, образующее цепочку:
научный факт - зримая картина - принцип, стоящий за фактом - суть явления.

  Университеты не "лыком шиты", а "бриллиантовой нитью вековых знаний".
И нечего молодежи их презирать из-за кучки самозванцев-недоучек.


Рецензии