Объективность через репрезентативность
«Репрезентативность - свойство
выборочной совокупности
представлять параметры
генеральной совокупности».
Яшка – не философ. «Боже сохрани». Яшка – явление производное от «земли» и «станка», крещённое временем Великой Войны. В одном из своих мемуарных сборников «Кручи тернистые», им приведён промежуточный итог его участия в отведённой ему современностью роли. Мемуары предназначались ограниченному кругу родственников и друзей, и только потому он счёл возможным гласно подытожить некоторые составляющие своей биографии. Автор настоящей подборки рассказов, без испрошения согласия на то Яшки, берёт на себя смелость представить перечень его деяний более широкой публике - контекстом, извлечённым из упомянутого сборника:
«Как должно было заметить – вся моя жизнь изначально близко связана с рекой. Река, её волнующие романтические сокровения, люди, пожизненно вовлечённые в них, происходящие на ней естественные и искусственные процессы, выражающие величие времени и разума, всегда были вопросами интереса моего сознания. Вольно или невольно до 1957 года были периоды отчуждения, но не было ни желания, ни намерения уйти в другие интересы. После названного года эта связь была всегда непрерывна и близка.
Случилось так, что сущность моя, накопленные знания, производственный и организаторский опыт, круг общения во многих коллективах водников средней Оби на разных его уровнях, поставили предо мной, даже не задачу, а обязанность сохранить в мемуарной памяти прожитые события для будущего времени.
Мне с детства привелось начинать с рабочего карчеподъёмного крана в Колпашевском техническом участке водных путей и сотрудничать с руководством Обского БУПа. Начинать с молотобойца Усть-Бакчарских судоремонтных мастерских, с матроса парохода в Нарымском агентстве и работать на паритетном сотрудничестве с почти всеми, периодически сменявшимися, начальниками РЭБ, пристаней, портов, инспекций Судоходной и Речного Регистра, с руководством многих служб Западно- Сибирского речного пароходства, «переработать» пятерых начальников пароходств. Быть знакомым с известнейшими ветеранами пароходства, специалистами и руководителями управления связи Министерства речного флота, быть известным и обязательным для конструктивного сотрудничества судоводителям и службам движения всего пароходства. И главное во всём этом взаимодействии – личное знакомство и, часто, дружба с множеством ветеранов-водников.
Мне в определённом смысле повезло - работать в сфере взаимных интересов водных коллективов, в сфере интересов и разногласий различных ведомств, в тоталитарной системе диктаторской власти, в близкой доступности к скрытой информации.
Это моё положение, может не скромно сказать, уникальное в смысле широты общения в рабочей и «просвещённой» средах, в значительном отрезке времени - не позволяет молчать. Будучи водником-речником, считаю возможным и необходимым запечатлеть в своих воспоминаниях мою скромную причастность к значительным трудам коллективов водников на Оби».
Было бы некорректным не заметить, что жизнь Яшки в смысле созидательной деятельности, в его воспоминаниях и в предлагаемой уважаемому читателю подборке рассказов, представлена весьма обстоятельно.
К этому есть ещё смысл вникнуть в сути его художественных произведений – сосредоточении духовных сокровений и опыта взаимодействия с окружающим миром.
Однако, будучи, в реальных для него условиях, ограниченным в возможностях системного и своевременного познания этого мира, он, значительное время, не вполне чётко представлял происходящие в нём очевидные процессы.
Время - явление великое не только своей непроницаемостью. Оно непредсказуемо чудотворностью сохранения следов минувшего. А для размышлений следы минувшего – неисчерпаемая, неиссякаемая, познавательная, восхитительная и угнетающая среда. Она всевременно окружает нас, пронизывает, поражает, удивляет. Она неотступна от сознания, содержательна заинтересованному вниманию.
Разумеется, Яшка, получив возможность располагать своим временем, обратил на неё должное внимание. И испытал последовательно всё: от восхищения до раздражения. И испытал это не только от непосредственного контакта с местной средой, но посредством всесущего телеОКА - со «средой» поднебесного мира. И понял: жизнь человеческая коротка для воплощения всех превратностей среды её обитания в достоверное произведение.
Яшка не философ. Но в пору, когда он считал себя порядочно просвещённым, (а сиё случилось в период его ранней незрелости), не было философа, взгляд которого он не хотел постигнуть насквозь. К счастью, скоро понял, что это непостижно индивидуальному человеческому уму. Тогда же, к чести всего человечества, понял, что совокупность большого явления можно с достаточно достоверной объективностью представить постижением малой совокупности явлений с равнозначными свойствами. И эта суммированная совокупная совокупность и будет представлять собой существующую объективную реальность. Убеждённый в логичности принципа, Яшка использовал его в постижении генеральной совокупности. Получив «результат», он, однако, не навязывает его читателю, но только обращает на него внимание…
Ближайшей средой человеческого окружения, исходя из интеллектуального и эмоционально эстетического начала, испокон веков пребывала культура. Её субсоставляющие представляют собой составляющие большой совокупности, образующие масштабно значимую величину.
Руководствуясь истинно обнажающим постулатом, Яшка погрузился в сферу народной самодеятельности. В силу однородности, выживаемости, масштабности явления, наиболее впечатляющими свойствами, оказалось, обладают самодеятельные хоры и организующие, вдохновляющие и оболванивающие их шутовато-пошловато-тунеядствующие шоу мены бизнеса, жуиры-трутни. Они (прежде всего), - подразумеваются в предлагаемом читателю результате-исследовании, вместе с его художественными достоинствами и недостатками, в редакции, исполненной Яшкой Турз и в оперативном сопровождении автора «подборки».
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №115062303885