Вопрос о государстве

Видеть реальное движение, которое идет вниз, и видеть обращения денег как громадную силу, стоящую над всеми людьми, и в то же время не видеть реального падения жизни и беспрерывной гибели людей, непосредственно обусловленных этими деньгами, это значит ничего не видеть, кроме самого себя. И здесь нет никакого сознания, способного управлять этим движением, тем более индивидуального сознания. Напротив, это сознание полностью соответствует процессам самоликвидации денег, когда они уже не приводят в движение даже человека. И оценивать наш мир исходя из действий тех людей, которые еще ради денег идут на что-то, и рассматривать эту позицию как стратегическую, — значит глубоко заблуждаться и совершенно не знать ничего, куда идет наше общество и чем оно завершится через  5-10 лет. А о будущем у нас еще рассуждают, хотя и не в розовом свете. Ведь еще здрпавствуют могущественные люди, ворочащие миллионами. И они еще не разучились рассуждать.
Здесь нам надо более подробно остановиться на вопросе о государстве и его функции. Этот вопрос теперь вообще не анализируется. У всех на устах – демократия, свобода и т. п., причем многие демократию и свободу в современных условиях полного господства денег над людьми представляют совершенно не критически, просто по Западным стандартам. Государство же представлено в действиях политиков и государственных служащих. По сути, и демократия отождествляется со свободой, которая существует только в воображении и в воображении и развивается. Создаётся впечатление, что в обществе может существовать свобода вообще.
Между тем в обществе, определенном нами как общество свободных и изолированных людей, свобода существует только как «вообще», лишь в той мере, в какой каждый предоставлен себе и может поступать, как ему заблагорассудится. И эта свобода была добыта, как мы уже сказали, нелегким трудом и нелегким развитием. И человек еще не знает, как использовать эту свободу в обществе, которое беспрерывно насаждает стандарты западных цивилизаций. И свобода, определяемая деньгами, ясно,  существует для каждого отдельного человека только формально как такое положение человека в обществе, но для каждого оборачивается денежным рабством, которое, принимая всеобщую форму, сворачивает и мир.   И отсюда попробуйте рассудить, что такое свобода и как можно с ней сообразоваться. И появляется оно, это положение человека, для нас, как и всякое явление в распаде, неожиданно. Логику же денежных отношений мы, к которой мы никогда не были готовы, увидели ясно. Ведь говоря «о стандартах Запада», каждый мечтал о богатстве. И если и общество взяло эту идею в качестве руководящей мысли, значит, оно ориентировалось просто на интересы индивидов и основывалось на индивидуальном сознании. А «свобода» осталась абстракцией.
Сегодня государство уже не способно защитить своих граждан и оградить их от насилия, существующего в индивидуальных формах и в виде многочисленных страстей и стремлений людей, сталкивающихся друг с другом. Больше того, люди, работающие в государственном управлении, под влиянием денег, все больше коррумпируются и обнаруживают, напротив, разрушительный характер.
Отсюда и беспорядок, и ропот, идущий отовсюду и обращённый к государству и законодательным органам и требующий упорядочить это разлагающееся общество. И понятия «распад» и «разложение» в наше сознание еще не вошли. Мы уже являемся свидетелями появления в мировом и нашем развитии таких уродливых явлений, как работорговля, порабощение человека, дикая эксплуатация. Всё это свидетельствует о том, что общество разлагается. А государство, исторически сложившееся с точки зрения экономики и экономического общества, в данных ситуациях совершенно себе не представляет, как оно должна организоваться применительно к человеку и его развитию. Тем более оно не представляет, как «обогащать каждого» по Западу. Если бы государство и законы были способны упорядочить общество и создавать для людей равные условия жизни с полной гарантией их безопасности, то вообще не нужна была бы никакой инициативы и никакой активности личности, и люди могли бы преспокойно жить в “городе солнца” Т. Кампанеллы или на острове Т. Мора. А ведь вся суть состоит в том, чтобы люди, предоставленные теперь себе, сами организовали свою жизнь, взяв свои судьбы в свои руки, и, объединившись как активные и сознательные люди на человеческих началах, строили свою жизнь сами. И в этом им их государство должно помогать.
Ведь государство является государством граждан. И таковым исторически оно сложилось впервые, а то, что оно является государством владельцев денег, есть всего лишь объективное положение, обусловленное денежными отношениями. Оно таковым останется, пока не обуздана власть денег. Ибо не надо забывать, что владельцы денег – это каждый человек. Просто в деньгах воспроизводится прошлое, в силу чего здесь вместо классов друг с другом воюют владельцы денег, и от того, что эту войну называют «конкуренцией», ничего по сути не меняется. У нас в этом смысле государство подчинено власти денег и настолько ею определяется, что уже совсем запуталось в денежных отношениях, как и каждый отдельный человек. И здесь, поэтому, ощущается острая необходимость переосмыслить роль государства применительно к нашему условию, раз это государство является не государством капиталистов или рабовладельцев, а государством своих граждан. Рабовладельческое государство надо было разбить, надо было разбить и помещичье государство. А тот факт, что оно является государством олигархов, просто действительности не соответствует. И если даже в какой-то мере и соответствует, то только лишь на время, пока здравствует владелец денег, призвание которого нам уже известно. А ведь история все подводит к самоликвидации денег, ибо если она начала с ликвидации капитала, то завершит с ликвидацией денег. И это неопровержимая истина, которую люди уже должны признать. И этот объективный факт должен быть серьезной причиной для переоценки роли государственного управления на этапе «рыночной экономики».
Человеческое начало – это нечто другое, чем вещное. А в обществе происходит именно развитие человеческого начала в противодействии с бесчеловечностью, порождаемой и беспрерывно воспроизводящейся «деланием денег», и здесь нас в гораздо большей степени интересует человеческая точка зрения на свободу, чем политическая. Ведь демократия не распространялась на рабов в античном мире. Она и теперь не распространяется на многие категории людей. Как можно оценить, например, бюрократию, чиновничье бездушие, формализм, волокиту и прочие прелести современного государственного управления, как раз отчужденного и отгородившегося от народа и подходящего к нему только с точки зрения «рыночной экономики»? И поэтому гораздо существеннее, когда общество поворачивается к обездоленным и  защищает их интересы от произвола владельцев денег и чиновников и все это не только предусматривается законом, но и контролируется. Здесь речь идет, следовательно, о правах каждого человека на жизнь, труд и т. д. У нас как раз расстроены все механизмы, обеспечивающие исполнение законов по уже названным причинам. И здесь обвинять надо государство или людей, работающих в государственном управлении? Историю? Наша же вина в том, что мы не знаем эту историю, историю развития человеческого общества. Мы не знаем даже самого себя.
Сегодня каждый образованный человек знает, что рабство существовало и существует теперь на том основании, что кто-то владеет средствами производства, а кто-то их лишен. А сегодня порабощение существует не по вине государства или плохих законов, а на основе неограниченной власти денег над людьми, и государство здесь только регулирует эти процессы. Государство необходимо, пока не развились новые отношения между людьми, отношения человеческие, и пока они не сложились как личности. А когда это произойдёт, то не будет государства, и люди будут сами контролировать свои отношения. Поэтому Энгельс говорил, что пока существует государство, не будет свободы, а когда будет свобода, то не будет государства, ибо надобность в нем отпадает с устранением денежных отношений и с установлением человеческих отношений между людьми. Тогда общество действительно придёт к гуманистическому и подлинно человеческому обществу, основанному на принципе развития личности. И история все развитие подвела именно к этой необходимости, которая сейчас развивается помимо нашего сознания и против нашей воли. Государство же само по себе во все времена выступало и по сей день выступает орудием подавления, и иным оно быть не может, пока общество еще не является человеческим обществом, а только переходит к нему, принимая образ рыночного общества. И государство здесь должно быть перестроено применительно к реальному развитию. А у нас пока еще все создается по стандартам Запада.


Рецензии