Предисловие к моей книге цивилизация медленно сход

ПРЕДИСЛОВИЕ К МОЕЙ КНИГЕ «ЦИВИЛИЗАЦИЯ МЕДЛЕННО СХОДИТ С УМА»
 
Вопросы, поставленные в этой книге, не простые. Их исследованию я отдал всю свою сознательную жизнь, не рассчитывая на вознаграждение и не зная, когда оно будет завершена и признано нашей системой. И если бы я знал вначале, что путь, избранный мной, окажется таким же бесконечным, как и развитие самой жизни, происходящей стихийно, то я искал бы другие пути и, возможно, более легкие тропы. Но мне была неизвестна моя поприще. Поэтому этой книге, которая писалась долго, я принес в жертву не только себя, но и счастье своей семьи. Начал я эту работу в советское время, когда никому еще и в голову не приходило, что социалистическая система вскоре разрушится. Мои предположения о таком исходе социализма тогда моими рецензентами принимались в штыки и подвергались резкой критике. Начав эту неблагодарную работу молодым, цветущим парнем, завершил ее только на склоне лет.
Едва ли можно ответить на поставленный в этой книге вопрос хотя бы приблизительно, отбросив основные понятия марксизма и отвлекаясь от истории. Потому что мы живем в мире, где все взаимосвязано и взаимообусловлено друг другом и находится в процессе постоянного движения и изменения. В нашей жизни нигде нет ничего застывшего в неподвижности. Двадцатое столетие подтвердило истинность диалектических взглядов К. Маркса и Гегеля. Но удивительно то, что эта великая идея, идущая к нам от древних греков и хорошо «схваченная» в естествознании, не коснулась еще нашего сознания со времени общественного поворота, хотя именно он, этот поворот, совершившийся неожиданно, является доказательством качественного скачка, подготовленного всем предыдущим развитием социализма. Просто идеалистическая и субъективистская трактовка, укоренившаяся в нашем сознании под влиянием западного мышления, поворачивает нас к экономическим и культурным стандартам Запада, находящимся на другом уровне. И мы, отбросив социалистические представления, оказались в поистине неизвестной области, в силу чего мы не только ушли от реальной жизни – от своей действительности, но были опустошены в полном смысле этого слова. И теперь мы будто и духовно распались вместе с распадом социализма. Тем самым, сами того не сознавая, мы вдруг оказались в таких условиях, где не живем, а просто выживаем, и выживаем не иначе как в одиночку, и вся сфера богатства общества от нас отчуждена, будто оно не наше, а чужое. Хотя само понятие «чужое» далеко не является иллюзией, а есть результат присутствия иностранного капитала, на котором основана наша жизнь и деятельность. И в этих условиях всеобщего отчуждения люди и оказались одинокими и потерянными. И наша философия, уже утратившая свой статус, оказалась неспособной анализировать наше движение как реального общественно-политического процесса и остается по ту сторону истины. И ей ничего не оставалось, как раствориться в рыночной экономике, чтобы выжить, как и все люди, которые вдруг растворились в деньгах.
Если всего этого выразить кратко, то можно сказать так: в течение короткого срока с нами произошло нечто невероятное: в мгновения ока вся постсоветское пространство было полностью опустошено, будто по нему прошел страшный ураган, сметавший все на своем пути. В Казахстане вводили карточку, в крупных и даже малых городах выстраивались длинные очереди, создавалась давка. Все богатства советского общества куда-то исчезло, было спрятано, закопано. И точно так же, как заполняли это опустошенное пространство заграничными товарами, так заполняли люди себя и заграничными мыслями, и наш дух в мгновение ока стал заполняться западным духом. И вот, мы и становимся «Западом», так быстро забыв о своем происхождении. Дальнейшая же идеология усердно работала на выхолащивание и заполнение нас передовыми идеями Запада.
Кризис не нужно рассматривать как временного явления. Напротив, он развивается в «цикличности», идя от низшего к более высшим проявлениям. Мы упорно не хотим видеть именно то развитие, которое происходит спиралеобразно, когда кризисы, на время спадающие, на новом этапе возобновляются с возросшей силой. Это сейчас наблюдается и во всем мире. А это говорит о том, что, в сущности, в содержательном отношении мы имеем дело с новым развитием, происходящим в новом направлении и отрицающим предыдущее состояние. Стало быть, мы имеем дело не просто с переходом, а с болезненным развитием нового качественного состояния, следовательно, не с кризисом, а с реальным превращением, поднимающим общество на более высокую ступень. Одним словом, мы имеем дело с диалектическим развитием. Отсюда ясно, что нам нужна теория развития, а не просто теория оправдания и обоснования заранее созданной умозрительной модели, с которой должна сообразоваться действительность.
 
 


Рецензии