123. Z-Школа. Программа

Современный рядовой человек похож на инженера-строителя, которого не научили «пустяку» – строить фундамент. Оказывается, самые важные в жизни "строительные" дисциплины в школьную (да и в университетскую) программу не включены. И это дисциплины, без хотя бы поверхностного знания которых человек не может стать мало-мальски разумно организованным существом – профессиональным Человеком. К этим дисциплинам относятся: теория организации личной жизни, социология личности, общая кибернетика и теория целеполагания, развитие интеллекта, основы высокой нравстенности, техника безопасности, защита здоровья, технология общения, основы педагогики, охрана окружающей среды. Если в каждой из этих областей человек не образован хотя бы поверхностно, то что же это за человек?! И только непонимание значимости этих дисциплин позволяет человеку пребывать в спокойствии и в гармонии с самим собой.

Интересно, что поверхностное знание перечисленных выше дисциплин составляет основу самой главной и первостепенной профессии любого человека – БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ. Однако до сих пор такой профессии нигде в мире как будто нет. А ведь каждый человек должен приобретать ее в первую очередь! Конечно, это лишь в том случае, если государство заботится о том, чтобы каждый гражданин реализовал себя как личность. Но вот в этом заинтересовано далеко не каждое государство, а во многих случаях даже наоборот: авторитарное государство бдительно следит за тем, чтобы не только никаких личностей не возникало, но чтобы никто в обществе даже не обсуждал само явление «личность», навязывая народу «единственно правильную» точку зрения: личность это человек, безропотно исполняющий любое желание Хозяина, – то есть холоп.

В либерально-демократическом обществе личность, конечно, не преследуется, однако у меня нет сведений о том, что в где-либо она (личность!) культивируется с детского сада – ведь для этого сами воспитатели должны быть личностями («А где ж их взять?.. »).

Самое важное обучение человека проходит в возрасте до 10-12 лет. Дальнейшая линия развития человека в основном задается уже не воспитателем, а самим подростком, а точнее тем, что в него заложили. Свободное же, независимое от воспитателя направление будет (если будет) выбрано учеником чуть позже – в 14-17 лет.

Может мне кажется, но дошкольному воспитанию никакого заметного значения не придается как будто вовсе, в то время как оно определяет будущее человека процентов на девяносто. (Пушкина сделала Арина Родионовна, а не Царско-Сельский лицей!)  Удивительное открытие последнего полувека состоит в том, что, оказывается, что дошкольник может усвоить информации не меньше студента напряженного технического вуза (типа Физтеха). Правда, без принуждения – гении из-под палки не вырастают! Но скажите, способны ли на это современные воспитатели детсада?..

Так чему же и в какой момент должно, с позиции Z-мировоззрения, научить человека?

Поскольку личность зиждется на здоровом биологической основе – нормальной психике, то, следовательно, и наипервешая задача Z-воспитателя – постановка чувственно-эмоциональной сферы ребенка, а начинать это воспитание нужно аж с момента зачатия. (Возможно, что и само зачатие должно проходить в нормальной эмоциональной обстановке.) К трем годам правильно воспитанный ребенок способен ощущать все базовые эмоции.

Вторая задача – развитие интеллекта (как логического, так и управленческого), к чему можно приступать чуть ли не с года. И в этом вопросе тризовские воспитатели достигли высот, заслуживающих Нобелевской премии.  Оказалось, что логический интеллект может развиваться с огромной скоростью, так что иногда это процесс требуется даже сдерживать, чего нельзя сказать об интеллекте управленческом – без настойчивой посторонней помощи самоорганизация практически не развивается.

В пылу творческого воспитания легко упустить третий пункт – воспитание душевно-нравственное, к чему психика ребенка расположена лишь в возрасте от двух до шести лет. Научить человека любить и сострадать – дело и наответственнейшее, и наиважнейшее. Не знаю случаев, чтобы педагоги сознательно (преднамеренно) прививали ребенку душевно-нравственные качества (хотя часто делают это несознательно). Насколько этот момент воспитания труден, сужу по детям диссидентов – едва ли не в половине случаев они не перенимают нравственную систему родителей автоматически. (Лично мне повезло: у меня были свои и Арина Родионовна, и Аленушка!..)

Лет с трех можно уже приступить и к духовному воспитанию человека, первым пунктом чего является изучение и оценка всевозможных свойств вещей, а уже лет с четырех можно перейти уже к следующей, более важной, ступени – к изучению всех видов ценностей по каждой субстанции. Рассмотрение всех субстанций дает пятилетнему ребенку первое приближенное СИСТЕМНОЕ представление о мире. Воспитателю остается совсем немногое: показать ребенку соблазнительность позитивных ценностей в каждой субстанции, и... лет в шесть сознание ребенка представляет собой мощный фундамент для превращения ребенка в свободную инициативную личность.

В это время важно не упустить один, казалось бы, пустяковый момент: показать (подстроить!) ребенку пустоту и одиночество. Только при этом опыте сравнения небытия и бытия человек может оценить достоинство позитивных ценностей и целей.

Есть и еще один важный момент в дошкольном воспитании: подарите ребенку память о СЧАСТЛИВОМ детстве, ибо в последующем одна лишь память о счастливом детстве уже наполовину будет давать ощущение счастливой жизни при любых перипетиях судьбы. Какие события делают детство фантастически счастливым, можно понять из рассказов о детстве (http://proza.ru/2011/01/05/1330 , http://proza.ru/2008/10/09/30 и др.)

Ну а дальнейшее воспитание сводится в основном уже просто к Z-образованию – к изучению уже с первого класса следующих дисциплин (помимо обычных школьных):
– система ценностей;
– системная структура бытия;
– теория интеллекта (с основами ТРИЗ);
– модели совершенных отношений (между людьми);
– научная организация труда;
– оптимальная организация жизни;
– самозащита;
– основы теории цивилизации.
 (Этот перечень весьма приближенный и, конечно, требует доработки.)

И трудно себе представить, что человек с таким воспитанием проживет свою жизнь впустую.


Рецензии