Тогда мгновенью я сказал бы
И след земной мой не пропал бы
В эонах вечной темноты»
«Фауст”, J.W.Goethe
Талант и его время.
Гаснут во времени, тонут в пространстве
Мысли, событья, мечты, корабли...
Я ж уношу в своё странствие странствий
Лучшее из наваждения Земли.
Максимилиан Волошин
Может быть Волошин имел в виду ТАЛАНТ, а не затасканную «любовь» со любой большой буквы алфавита?
Сначала факты, преобразованные в некую кривую – временнОй график таланта. Берём очередного автора-творца и рисуем график его таланта во времени. Растёт ли, падает ли, хранит прежнюю высоту (плато насыщения), экспоненциально стремится к нулю?
Взять интеграл функции Талант на Время? А ЧТО это даст?
Продифференцировть функцию таланта? Взять её производную? Но производная «чувствительна» к динамике, к изменениям, а статичная вершина таланта для производной означает НОЛЬ! И опять, чего ради нужны эти нехитрые математические операции?
Ищу некую закономерность и не могу найти.
Одни вспыхивают на короткое время и угасают.
Другие вспыхивают рано и горят. То усиливая свечение, то слабея.
Третьи – разгораются медленно и светят, всё сильнее или на одном высоком уровне почти всю жизнь.
Ильф и Петров – два гениальных романа и несколько фельетонов. Всё до и после – слабо!!!
Станислав Лем – разгорался и светил почти всю жизнь.
Солженицын – два гениальных романа. Практически всё до и после – несравненно ниже. А кончил вообще полным маразмом -- «Двести лет вместе»
Гавриил Николаевич Троепольский – вспышка сверхновой! Средний писатель и вдруг: «Белый Бим, чёрное ухо». Прекрасная, трагическая и мучительная повесть!
Моя привычка – понравившиеся книги перечитывать многократно. Два романа Солженицына перечитывал раз десять – пятнадцать. Об Ильфе и Петрове даже и говорить нечего – непроизвольно учим наизусть. А, вот, Троепольского держу дома несколько разных изданий этой повести и не дотрагиваюсь! Слишком больно!!! Что мы знали о Троепольском ДО этой повести. Лично я – НИЧЕГО!!!
Теперь – попытка объяснения этого феномена с позиций Гениалина.
У одних он начал выбрасываться в синапсы мозга рано и со временем его выработка достигла некой значительной величины. А.С.Пушкин, В.А.Моцарт, Артур Рубинштейн и многие другие, чей талант проявился очень рано и светил бОльшую часть жизни.
У других – постепенно нарастала. У третьих – то выброс, то полная засуха.
Троепольский в этом смысле очень интересен: Писал, писал – годы ничего выдающегося. И вдруг массивный выброс, вспышка, а затем снова «Гениалиновое молчание»
У любимого и многоуважаемого мной Станислава Лема в начале – бездарная повестюшка «Астронавты» (в немецком переводе почему-то названная «Планета смерти». Потом – быстрый набор высоты и полёт в верхних слоях мыслительной стратосферы. Редкие провалы в воздушные ямы.
Магарет Митчел – один единственный роман за всю жизнь. Талантливый, получше, чем часто упоминаемый для сравнения «Война и Мир» Л.Толстого – занудливая шовинистическая чушь.
А короткая повесть того же Толстого «Смерть Ивана Ильича» – блестящая талантливая книга!
Людвиг Больцман – талантливый немецкий физик, старея, покончил с собой, ибо почувствовал, что ум его начал ему изменять.
Альберт Эйнштейн – называл себя «умственно отсталым», думаю, не вполне серьёзно, но обосновывал это тем, что, де, вопросы пространства и времени волнуют ДЕТЕЙ и быстро проходят с возрастом, а он продолжал думать об этом и в юности в зрелом возрасте.
Поль Моран, французский писатель и критик, как-то заметил по этому поводу (о творческом возрасте): «Французские писатели никогда не бывают столь молодыми и свободными от всякого рода стеснений, как после шестидесяти лет...
Шатобриан не был более злободневным, чем в «Жизни де Рансе» и заключительной части «Замогильных записок». Вольтер написал свои лучшие произведения, когда ему было шестьдесят пять и писал их до восьмидесяти.. Анатоль Франс опубликовал «Боги жаждут» в шестьдесят восемь.»
Нелюбимая мной «классификация»:
1. Тип первый: талант рано просыпается и рано гаснет (Многообещающие, но не сдержавшие обещания «вундеркинды») У моего старого знакомого был так называемый «друг детства», которого все считали «гением». Гений перепрыгнул из восьмого класса прямо д десятый. Стал физиком-теоретиком. Потом , как многие его коллеги, программистом. Ничем более не блистал, кроме полного ничтожества характера.
2. Тип второй: Талант рано просыпается и светит долго (Многообещающие «вундеркинды» и сдержавшие обещания) Камиль Сен-Санс, Артур Рубинштейн и много-много других
3. Тип третий: В детстве ничем особенно не блистали. В юности тоже не очень. И лишь в молодом зрелом возрасте талант начал светить всё сильней.
4. Тип четвёртый: Ни в детстве, ни в юности, ни даже в молодом зрелом возрасте ничего выдающегося. И лишь с взрослениеи, даже старением, начало пробиваться нечто незаурядное. (Пример выше у Поля Морана)
5. Тип пятый: Ничем не блещет с детства и до старости и вдруг, вспышка незаурядного таланта. (Приведенный раньше Гавриил Троепольский.)
Как ЭТО объяснить?
Не знаю, разве что с позиций Гениалина. Но требуется ввести ещё один фактор: Настойчивость, упорство, трудолюбие. Тяжкий умственный труд, причём постоянный и многолетний, вызывает наконец интенсификацию выработки Гениалина. Но ведь у многих был тяжкий труд, а талант так и не проснулся. А у других – «с лёгкостью» заблистал. Врождённая тенденция к производству Гениалина.
Ещё одна версия: Гипнабильность – человек медленно,; но верно «впитывает» в своё сознание (Надсознание) образцы талантливых творений, неважно, в какой области, науке, искусстве, в любой деятельности. Образцы эти ЗАСТАВЛЯЮТ открываться в мозгу «гипонабилиста» НЕОРДИНАРНЫЕ цепочки нейронов и цепочки эти обретают некую устойчивость во времени и число их непрерывно растёт. Так, средний вроде бы человек с возрастом и опытом становится всё способнее.
В какой-то момент количество перехолит в качество и барьер между Сознанием, (то есть контролируемым нашими волевыми актами мышлением) и Надсознанием (высшим уровнем мышления , нам неподконтрольным) «прозрачнеет» и через него, как в квантовой теории «просачивания микрочастиц через потенциальный барьер», неординарные мысли проникают в Сознание. Если цепочки оказались действительно устойчивыми и достаточно многочисленными, барьер (синаптический ) этот, становится тонким и «дырявым» и «гипнабилист» превращается в способного к творчеству человека, даже талант.
Если цепочек всё же мало и время жизни их мало (как в физике элементарных частиц – короткоживущие микрочастицы), то просачивание носит характер редкий и даже одноразовый.
Faciant meliora porentes. – Пусть сделает лучше, кто может.
18 VI 2015
Свидетельство о публикации №115061806262
Я к Вам без приглашения. Можно?
Что имел в виду М. Волошин, остается только догадываться. Очень возможно ,что именно любовь.Человеческой природе это чувство не чуждо(!).Но я не об этом.
Ваши рассуждения мне были интересны.Вы смело анализируете сложные ( и спорные) темы.Ставите вопросы и отвечаете на них с завидной(и даже какой-то красивой) уверенностью. Вот только о романе Л.Толстлго" Война и мир",я думаю, не стоило так категорично...Хотя Ваше право его не принимать,но чувства Ваших читателей ,нужно бы поберечь. Ценность Вашей статьи не стала бы ниже.
Кстати , об Ильфе и Петрове.Доводилось ли Вам читать " Кпооп"?Нет, это не опечатка! КЛООП
И еще. Свою повесть Троепольский писал в Воронеже. Помню, по прочтении повести
" Белый Бим, черное ухо" пережила просто потрясение...Так тронула меня эта история.А потом был фильм с В.Тихоновым в главной роли.
Я не ставила перед собой задачу писать реценэию(по многим причинам).Мне просто захотелось Вас поблагодарить.Что я и делаю.В.Н
Вера Набедрик 20.06.2015 21:23 Заявить о нарушении
Благодарен Вам за труд по прочтению моей заметочки и написание, всё же, рецензии!
КЛООП не читал. Но если Вы считаете его равным по таланту двум их романам -- прочитаю. У меня есть их шеститомник и поищу там незамедлительно. Хочу только подчеркнуть, что Ильфа и Петрова я читал много. И увидел то, что увидел и написал.
Их подражание "1001 ночи" крайне неудачно.
Их "Светлая личность" -- просто бездарна.
Есть несколько прекрасных фельетонов, но остальное -- дешёвый ширпотреб. Два же романа -- ГЕНИАЛЬНЫ!
О "Войне и Мире". Искренне, не кокетничая смелостью суждений и не стараясь кого-либо оскорбить или обидеть, считаю этот роман бездарной пародией на:
Исторический роман. (История переврана в явно шовинистическом духе.)
Любовный роман. (Заурядные переживания девицы на выдание и её метания от князя Волконского к первому попавшемуся ловеласу. Затем обретает своё счастье самки (так Толстой и пишет!) с ничтожеством, внебрачным сыном князя Безухова.(
Философский роман. Тут -- предел умственного убожества Толстого. Философия убогая, дешёвая, НИ ОДНОЙ красивой и свежей мысли. Включая предсмертные "размышления" Волконского о ростках дуба.
Биографический роман,типа позже написанной "Саги о Форсайтах" Голсуорси
Чья же биография? Умирающей от родов маленькой княгини?
Волконского?
Наташи?
Может Наполеона, которого он изображает ФИЗИЧЕСКИ отталкивающим!
Насчёт щажения чувств читателей. Для этого я должен писать только сиропно сладкие статейки на любую возможную тему. Ибо среди тысяч читателей, всегда найдётся любитель Толстого, Сбродского и любого другого автора, включая и всех более шестисот тысяч авторов "СТИХИ.РУ". Вопрос: Вы бы лично стали читать такие опусы?
Я пишу о том, о чём думаю и что чувствую. Пишу с уверенностью, не на публику, а лишь потому, что искренне верю в свою правоту (в момент написания) Есть несколько моих заметок, в которых я признаюсь, что ошибся и был неправ, частично и даже полностью. Ибо писал по эмоциональному порыву, не очень раздумывая.
Ещё раз спасибо Вам за всё!
Ваш Эспри
Эспри Де Лэскалье 20.06.2015 22:21 Заявить о нарушении
Признаю за Вами право на собственные суждения по любому вопросу,но интонации, на мой взгляд,могли бы быть более мягкими,более уважительными , может быть, более сдержанными.Нужно идти навстречу возможным оппонентам .Не сомневайтесь, таковые есть и будут.И это нормально.Вы обладаете оружием более мощным,чем эмоции.Это огромная эрудиция, способность глубоко проникать в суть вопроса,железная логика и прекрасное владение речью.Резкость и категоричность- это оружие слабых,мне так кажется.
Я буду продолжать читать Ваши статьи." Во всем мне хочется дойти
до самой сути.
В работе,в поисках пути,
в сердечной смуте"(Б.Пастернак)
Все,что я пишу относится не к одной какой-то Вашей статье или Вашему ответу на мои робкие высказывания.Возможно, Вам вообще никто подобного не писал.
Я старалась быть не только искренней,но и корректной.Если мне удалось, буду рада.А в моем добром к Вам расположении НЕ СОМНЕВАЙТЕСЬ.Вера
Вера Набедрик 21.06.2015 15:52 Заявить о нарушении
Искренне и вновь признателен Вам за Ваши высказывания.Рад тому, что Вы мне возражаете! Спорьте! Убеждайте меня в СВОЕЙ правоте! Рад я тому, что цель моих писулек достигнута: Вызвать ДУМАНИЕ! У Вас -- это моя несомненная удача!
Теперь по существу Ваших замечаний. Вы говорите не столько о содержании, сколько о форме, в которой подаю свою мысли.
Не считаю категоричность и резкость суждений атрибутом слабых мыслью, волей или характером.
И поэты и писатели и философы очень часто весьма категоричны и неуклонны в своих слововыражениях, но это -- НЕ признак их слабости, а ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ! Все мы люди-человеки и эмоции неотъемлемая часть нашей личности.
Это ЕСТЕСТВЕННО и только помогает автору, делает его/её более убедительным и задевающим некие струны душ читателей.
Так что не обессудьте -- пишу эмоционально, как могу и чувствую.
А писать сухо и бездушно -- это предоставляю другим, способным на это.
Вольтер, не раз мной цитированный, верно сказал: "Любой жанр хорош, кроме скучного!"
А писать скучно -- это, мне кажется, грех наихудший для любого пишущего автора.
с благодарностью за возражения Ваш Эспри
Эспри Де Лэскалье 21.06.2015 16:42 Заявить о нарушении
Вот и опять Вы мне возразили...Но как же это выполнено красиво! Читала и наслаждалась каждой строкой ,каждым словом- ни сучка ,ни задоринки.
Таких оппонентов в споре нельзя не уважать, даже при несогласии в какой-то части. Убедительно , умно и...эмоционально(без перебора).
Скажу Вам еще что-то по бо-о-о-льшому секрету: язык ( особенно,если он острый!)нельзя оставлять без присмотра.Нахон?
И вновь с доброжелатеьной улыбкой.Вера
Вера Набедрик 21.06.2015 20:53 Заявить о нарушении
И вновь, спасибо за Ваши поправки и возражения!
Согласен, что острые предметы желательно держать в ножнах. Но это же оружие. И если "Вечный бой, покой нам только снится", то держать его надо, острый этот предмет, всегда наготове?
С самыми дружественными к Вам чувствами
Ваш Эспри
Эспри Де Лэскалье 22.06.2015 00:38 Заявить о нарушении
Вера Набедрик 23.06.2015 19:01 Заявить о нарушении
И мнёт ковыль."
У Блока не написано, что на ней кто-то скачет, хотя "сквозь кровь и пыль".
Мне -- вечный бой не нужен, человек мирный и самоуглублённый, но в джунглях, называемых "жизнью"? всегда надо держать ухо востро и саблю острой!
Вот и стараюсь.
"Лишь тот достоин жизни и СВОБОДЫ,
Кто каждый день за них вступает в бой".
J.W.Goethe
с признательностью Ваш Эспри
Эспри Де Лэскалье 23.06.2015 23:52 Заявить о нарушении