Явление К. Уткина на Вечерних стихах 17 июня
Во вчерашней передаче, где не было критических разборов и напряженного ожидания поэтами приговора своим текстам, которые часто воспринимаются как сожжение на костре самого поэта, наконец произошло историческое событие, в передачу случайно ( по словам Игоря Борисовича), попал наконец Константин Уткин.
Думаю, не надо пояснять, кто таков Константин в контексте «Вечерних стихов». Дон Жуан и Дон Кихот чата передачи в одном лице, человек, который был замечен с самой первой передачи, и реагировал на то, что там происходило тогда, кратко, весомо, зримо реагировал.
Всегда был непримирим по отношению к троллям, и шел, как Илья Муромец, один против всех. Именно из-за этих действий самоваренные пророки наши убеждали всех нас, что никогда Константину не бывать на самой передаче, что не найдется такого эксперта, который решится его туда привести. Уверенные в том, каждый раз они язвительно спрашивали, когда же он появится.
Не знаю, как насчет экспертов, но вчера мы Константина видели и слышали, звучали его стихотворения в классном исполнении автора, правда, хотелось бы услышать мнение и Ольги, и Марины по поводу этих строк, но не стоит желать слишком многого, главное, что первый шаг уже сделан. И должны замолчать злопыхатели, которые, кстати, хотя на передаче и присутствовали, и скандалили прежде, но своих стихотворений так и не читали, да и в роли экспертов явно провалились. не будем называть по именам, может и не явятся эти орлы народу снова.
Вот кажется и торжествует справедливость. Стихи звучат. Давно хотелось написать о Косте, но сегодня, это тот самый час, когда невозможное возможно.
Стихотворение
лохмотья
Константин Уткин 3
Вот эту жизнь я доношу-
Чист на траве рассветный иней-
Язвительный печальный шут
В светящейся насквозь рванине.
С чужого, кажется, плеча,
Видок такой, что бьет на жалость.
И ведь не поменяешь, чай -
Уж очень сильно истаскалась.
Стежки и пестрота заплат
Конечно, внешне не украсят -
Достойны, как ряды наград
На кителе-иконостасе.
И каждый шов хранит зато
-а это, верьте мне, немало-
Тепло души и слезы той
Что все латала и латала.
http://stihi.ru/2014/07/11/9019
В том, что в его текстах легко прослеживается неповторимый стиль, а у автора есть лица необщее выражение, видно сразу. Стихотворение « лохмотья», мне кажется самым для него характерным, автопортрет, скорее даже портрет лирического героя прослеживается четко
Язвительный печальный шут
В светящейся насквозь рванине.
Это не тот знаменитый Мистер Икс, арию которого знает, наверное, каждый из нас наизусть, но и тот тоже, только по каким-то причинам чаще всего отлученный и от арены, и от микрофона.
Не потому ли в тот момент, когда вчера вышел Константин к микрофону, сразу вспомнилось знаменитое:
Я к микрофону встал, как к образам,
Нет, нет, сегодня точно к амбразуре..
Такое случается среди поэтов, которые чаще всего не вписываются почти в любой формат передачи.
Вот интересно, будь сегодня жив В.С.Высоцкий, его бы пригласили на передачу с великой радостью, но пригласили бы Маяковского? Сомневаюсь, потому что никакой режиссер не сможет предугадать, что получится из этого шоу, Константин в этом плане все-таки ближе к Маяковскому стоит, чем к Высоцкому, а потому не слишком удобен, потому мы так долго его ждали.
О кителе с орденами и медалями его герой может только мечтать, но есть у его одеяния и особое преимущество перед парадным костюмом
И каждый шов хранит зато
-а это, верьте мне, немало-
Тепло души и слезы той
Что все латала и латала.
А ведь оказывается, это стихотворение тоже о любви, о большой любви, хотя упоминание о героине есть только в финальной паре строк, но какая концовка, сколько открытий чудных оно таит, и так в каждом тексте, которые странно органичны, которым невозможно не поверить.
И все-таки я говорила бы о лирическом герое. В ту пору, когда явление К.Уткина на передаче было под негласным запретом, я нашла в сети ролики с записями его стихотворений в исполнении автора, потому что чувствовала, что мало просто прочесть их на странице автора, надо еще и услышать, и почувствовать. Эти записи рассказали о многом, и раскрылся во всей красе образ удивительного человека, ироничного, трогательного, романтичного поэта с большой буквы, на фоне стихоплетов всех страстей и мастей.
Как бы мы не вели себя в реальности, как бы не эпатировали публику, загляните в тексты стихотворений, и все поймете об их авторе, недаром литературоведы убеждают нас, что в прозе можно укрыться, хитрить, выдавать себя за другого, лирика не позволяет это сделать. А она у Константина замечательная.
Но сегодня, я вольно или невольно выбираю стихотворения о шутах, это и моя излюбленная тема тоже, тут мы с Константином совпадаем полностью, наверное, потому что в пору своей юности, я несколько раз смотрела «Гамлета»,- посчастливилось – и эта энергетика Высоцкого не померкнет до конца дней, но был в детстве моем и другой шут, лет в 5, когда папа повел меня в цирк в Новосибирске ( мы были в гостях), там я впервые увидела Леонида Енгибарова и влюбилась в него навсегда –клоун с осенью в душе покорил мгновенно. И вот скорее даже этот образ пытается по-своему воплотить и Константин, понимаю, насколько он для него органичен.
Загрустивший шут
Константин Уткин 3
Чего-то загрустил сегодня шут –
Ему уже давно невмоготу
Развешивать привычную лапшу,
Высмеивая тупость и тщету.
Чего-то шут сегодня загрустил,
И не находит за собой вины
В том, что слепящий свет давно не мил,
И хочется обычной тишины.
Сегодня шут и молчалив, и тих –
Но ясно, что придется до конца
Петь песни в окружении глухих,
Про красоту рассказывать слепцам.
Шут замолчал, подводит он итог,
Молчите вы, шуту нехорошо -
И все ж привычный слышен хохоток…
Ну что поделать – грустный шут смешон.
http://stihi.ru/2011/04/19/10427
В этом тексте чувствуется, что его герой немного жестче, откровеннее грустного клоуна-мима, но все потому что, его оружие – не мимика, пластика, а словесность, а потому он обречен:
Петь песни в окружении глухих,
Про красоту рассказывать слепцам.
Очень трудна роль грустного шута, если он обречен сочинять стихотворения, а вокруг глухие и слепые слушатели, но у него нет выхода, он делает то, что умеет, но ирония, усталость, обреченность, ощущение, что он смешон, портят яркие краски. И на этот раз вместе с А. Блоком хочется произнести: «Сотри случайные черты, и ты увидишь, мир прекрасен» - слепые и глухие – это все-таки случайные черты, надеюсь, что случайные. Хотя, судя по финалу стихотворения, в это Константин не очень верит. Об этом он говорит и в другом стихотворении, о собственном месте в мире, переполненном слепыми и глухими
Он курил у окна, очарован ночными снегами,
Над бумагой сидел, разбирая гудение строк,
Он упрямо считал, что общается только с друзьями,
Отличить от врагов их не смог, к сожаленью не смог.
Он звонил иногда, той одной, что была в его жизни,
Из тяжелого опыта брать не желая урок –
И пьянел он от встреч, словно русич на дружеской тризне,
Но дешевку заметить не мог, к сожаленью не мог.
Он деньки разметал, словно ветер листвы палой ворох,
Сквозь похмельный дурман надвигался критический срок –
И, жалея года, что пропали в пустых разговорах
Ни минуты, ни часа вернуть, к сожаленью, не смог.
http://stihi.ru/2011/01/02/1214
Поразительнейшие строчки, в трех строфах жизнь и судьба, где рефреном звучит страшное одиночество последнего романтика и русича на дружеской тризне.
Последний образ для меня родной и знакомый, потому что все эти годы герои моих романов, жившие на Руси с 11 -14 именно таковы, так уж вышло, что в тех эпохах я чувствую себя уютнее и спокойнее, чем в реальности, сколько княжеских пиров и тризн прошло перед глазами и было описано. Константин тоже пришел оттуда. Откуда это стремление уйти в средневековье и там остаться?
Оно вытекает у поэта из всего предыдущего контекста, наверное, мы с ним родились в том месте, где хотели, на Руси, но совсем не в то время. Не потому ли оно так жестоко мстит всегда и везде?
Правда, в моем случае, стакан скорее наполовину полон, потому что проза позволяет погрузиться в эпоху, уйти туда надолго, забыть о реальности, а Константин - поэт и бунтарь, ему приходится очень быстро возвращаться к реальности, отсюда эти грустные нотки, которые не спрятать в лирическом тексте.
В другом стихотворении у Константина есть строчка, что-то типа «Одиночка не может жить в стае» - и это состояние души мне близко и понятно больше, чем многим, потому что на моих глазах жил и работал несколько лет в Омске великолепнейший финн Раймо Сумманен - хоккейный бог, которому были посвящены строки: «Я волк –одиночка, не стать мне послушным щенком» - они вообще с Константином совпадают во многом, потому прекрасно понимаю и бескомпромиссность, и предельную честность, и желание полностью погрузиться в то, чем ты занят, и эта энергия, которая мгновенно заряжает целый стадион в случае с Раймо…
Но как поступает стая с такими людьми мы тоже все прекрасно знаем. Не об этом ли поведал в самой пронзительной песне В.Высоцкий «Идет охота на волков, идет охота»…
Вчера на передаче «Вечерние стихи», все безымянные гости, имена которых нам прекрасно известны, а Костя их угадывает с первой ноты, должны были замолчать, реплики о том, когда К.Уткина пригласят в передачу, смолкли сами собой – осуществилось, пригласили, он, а не они по эту сторону монитора...
Надеюсь, что это только начало, потому что Косте передача нужна, но важнее другое – он необъемлемая часть этой передачи вне зависимости от того, по какую сторону экрана он находит…
За первым шагом должен быть второй – уже полноценное его участие в «Вечерних стихах», и финал передачи, где он обречен стать бессмертным. Но если даже этого не случится там, это формальность, потому что он давно бессмертен, узнаваем, и никто к нему равнодушно не относится. Отношение с Костей и у меня не простые, но кто сказал, что будет легко…
С такими уникальным личностями легко не бывает, но так это ведь и интересно…
И в финале - стихотворение «Сон», свидетельствующее о том, что К.Уткин чувствует кожей не только наше неспокойное время, он на самом деле один из воинов на княжьем пиру совсем в другой эпохе, и он так хорошо это видит, чувствует, понимает, что невозможно не поверить в то, что он там был, пировал и воевал, спорил с князем и пел свои песни…
Побольше бы в наше смутное время таких откровений, и таких настоящих стихотворений, и тогда можно будет говорить о том, что поэзия скорее жива, чем мертва…
Сон
Константин Уткин 3
Мне снятся облетевшие леса,
Поля пожухлые и черные деревни;
Холодного заката полоса
Тревожит память мне печалью древней.
Я помню запах взмокшего коня,
Я помню блеск в смеющихся ресницах,
Как люди у высокого огня
Вина густого мне дадут напиться.
Я хмель в себя втяну одним глотком,
И, опъянясь сентябрьскою ночью
Вслед за тобою упаду ничком
На шкуру, на седую шкуру волчью…
Мне снятся уходящие леса --
Рассвет уже горит красой сквозною--
И отводишь, прощаясь, глаза
Ты - ночным опаленная зноем…
http://stihi.ru/2011/02/02/3559
И спасибо Игорю Борисовичу Настенко, который уже привык творить чудеса за то, что справедливость торжествует, он еще раз доказал, что работает волшебником....
В Театре на Таганке работали десятки заслуженных артистов, были народные артисты, и только у Владимира Высоцкого не было никакого звания, а много ли бы они сотворили без него - это как раз такой случай.
Послесловие
По поводу упреков в рекламе и саморекламе, не трудитесь свои замечания оставлять - лет с 5 я делаю только то, что сама хочу и считаю нужным, и советоваться ни с кем не собиралась, вместо того, чтобы писать подобные рецензии - пишите сами так, как хочется вам...
Убедилась в том, какой вулкан страстей у нас Константин Уткин.
Много узнала и о себе тоже.
1. То, что мы с Костей очень разные, интересно было бы сравнить насколько похожи, но увы разные, с какой стороны не посмотреть.
2. Раз пять мне напоминали: скажи мне, кто твой друг и я тебе скажу, кто ты.
Ну что же, горжусь, что его записали ко мне в друзья, честно, горжусь
3. Вчера мы наблюдали, как воскрес Роман Курортный и чуть не лопнул от злости, весь воскресный день хамил, сквернословил, комплементы раздавал, правда, в одиночестве, у него друзей не нашлось, как в старые не слишком добрые времена.
А как он возбудился, когда узнал, что Игорь Борисович мимоходом и его упомянул.
4. Перечитала и вникла во многие стихотворения Константина, иначе руки так и не дошли бы, хорошо, что дошли
5 То ли еще будет, если Игорь Борисович пойдет дальше и отдаст Костю критикам, надеюсь, что это только вопрос времени
6. Несколько раз в своей жизни встречала очень талантливых людей, к которым никто не относится равнодушно, их любят или ненавидят, это люди редкой породы, к ним наш Константин и относится.
А сами знаете песенку: "Чем враги твои ничтожней, тем безудержней их злость"...
Все точно, еще раз в том убедилась....
Такой вот он противоречивый, неповторимый, прекрасный и ужасный, этот самый К.Уткин, радуйтесь -друзья, трепещите -враги.
Свидетельство о публикации №115061805919