там, где кончается небо
привет, любимая, проговорила она. я сбежала из сумасшедшего дома. мне надо переночевать. кроме того я упала поэтому кровь. дай что-нибудь покушать а завтра дашь мне одежду. не могу же я так идти по городу и немного денег.
сын со страхом смотрел на нее. о какой красавчик сказала она. ты - счастливая мать, такого сына вырастила. и пошла курить на кухню. мама зашептал сын. я надеюсь она не останется у нас ночевать. я вообще-то боюсь беженцев из дурдома. никогда не знаешь что им в голову взбредет. посмотри на кого она похожа. все мы сынок - тут я выразительно посмотрела на потолок типа взгляд на небеса - будем стоять беженцами из дурдома. когда-нибудь. но я подумаю и присмотрюсь.
ленка, действительно, была похожа на ужасный сон из фильма фелллини.
последний раз я видела ее года три назад. с тех пор она усохла наполовину - в объеме и даже в росте.
передо мной стояла кожа-да-кости ленка. которая сбежала из сумасшедшего дома. потому что нет сил берта быть. нет сил. ты не представляешь и слава богу какой садизм там. видишь - на руках синяки. это меня растягивали. привязывали к кровати. за то что я покурила в комнате. уроды. а я ведь больна. не спрашивай чем. эта информация для тебя лишняя. ты же просто так спрашиваешь.
я слушаю ее и не могу понять - она говорит правду или это ее глюки.
Зинка моя сестра ты помнишь ее она настроила моего сына против меня и он вчера сказал - не звони мне больше. ты мешаешь мне жить. мой любимый сын сказал - ты мешаешь мне жить.
эта предательница упекла меня в сумасшедший дом. я не спала две ночи, рисовала и она решила мне помочь. уговорила. пойдем говорит - тебе только укол сделают, и я как дура пошла. ты не знаешь - я же начала рисовать. придешь ко мне и одуреешь когда увидишь мои работы. критики назвали их религиозной графикой. я рисую двуликих святых. один лик смотрит на небо, другой - на землю. и вот у меня открытие выставки, а эта гадина упрятала меня и уже полтора месяца я там. господи, как ты не взорвешь нахрен это место. кстати, у тебя был органит. где он? отдала кому-то? как?? как ты могла его отдать. как ты могла не предусмотреть, что он будет мне нужен именно сейчас. я буду играть на органите, читать свои стихи а люди - смотреть на моих двуликих.
я слушаю ее и размышляю - невозможно не оставить. страшно оставить. но невозможно не оставить.
ребенок твой испугался меня. я действительно такая страшная? ты скажи мне - я на твой взгляд сумасшедшая? может моя сестричка права? ей так хочется чтобы я была сумасшедшей. она же знает - даже если я не сумасшедшая, из меня там сделают что ей надо - овощ и полную идиотку.
ленка говорю я. уже двенадцать ночи. может правда - спать? скажи только - зачем ты убежала? потому что нету сил отвечает она. нет сил быть там. понимаешь. нет сил.
всю ночь я прислушиваюсь к ленке. не взбрело ли ей в голову сбежать из моей квартиры. или еще что-нибудь такое.
утром мы долго ищем одежду которая не спадала бы с нее. в конце концов она с удовольствием смотрит на себя в зеркало и говорит - очень прилично. очень. ты молодец. позвони кстати зинке и скажи что я ночевала у тебя. пусть не волнуется. потом добавляет - а ведь стоило убежать, чтобы узнать - есть у меня подруга, которая в двенадцать ночи, накормит, спать положит и наутро оденет и снарядит. она благодарно обнимает меня и шепчет - как я тебя люблю. прости меня.
мама говорит мне сын. я хочу чтобы она никогда. никогда больше не приходила в наш дом. я сегодня всю ночь не спал, прислушивался. понимаешь, ты ее знаешь давно. а я - вижу ее такой, какая она сегодня. и это - страшно.
хорошо, говорю я. я расскажу тебе о ленке.
но вместо того, чтобы рассказывать о ленке, вдруг начинаю говорить о себе. о том, как страшно когда все отворачиваются. и никто не подходит. потому что считают что ты - причина смерти. и ты сама так думаешь. и забываешь даже, что те, кто не подошел к тебе - с ним же вместе покупали эти наркотики. и ты чувствуешь себя прокаженной которую не выгнали из стаи, а просто оставили умирать на льдине. а сами курлыкая улетели в теплые края. чувствуешь себя отверженной из одноименного романа гюго хотя роман и в школе не читал. отверженной и землей и небесами.
знаешь, говорю я сыну, она вчера плакала. зачем говорит меня сюда позвали. я же не сама пришла. позвали, чтобы отвергнуть. я - отверженная. и это - самая ужасная боль. даже хуже той, которая в теле.
я еще долго-долго что-то говорю ему. рассказываю как ленка познакомила меня с его папой. и какая она была раньше. и как она отдавала все что у нее было - легко и радостно. и как трудно понять границы между нужно и важно. между можно и нужно. как трудно понять человека, который не похож на других. хотя все мы - отпечатки пальцев бога и ни один отпечаток не похож на другой.
сын слушает меня и даже на свой мобильный не поглядывает, хотя телефон бесконечно тренькает полученными сообщениями.
он подходит ко мне обнимает и говорит - знаешь, мам, ты очень сильная.
а я начинаю плакать. плакать слезами вчерашней встречи с ленкой, слезами совершенного непонимания что правильно а что неправильно, слезами вопроса что же делать и как помочь. сыну. ленке. всем. и говорю ему сквозь слезы - ну вот оно как получается. и мы как два дурака стоим с ним и такое чудесное между нами и мы с ним - как один двуликий святой. который одним ликом - в небо, а другим - в землю. и я вдруг думаю - а ведь если бы не ленка то и не было бы этого сейчас.
двуликие. смотрите смотрите сюда где кончается небо. смотрите смотрите пристальнее на землю. смотрите и рассказывайте там - на небесах. пусть никто никогда не скажет о человеке - слаб и виновен. пусть кто-нибудь еще, кроме человека, попробует жить здесь как человек. тогда и поговорим.
Свидетельство о публикации №115061700905
Ну, да ладно. Ленку Твою люблю, у каждого у нас, там, в закромах своя "Ленка", иного и не может быть. У З. Гиппиус есть рассказ о человеке, который знал всё до секунды что с ним случится.
Читал не однократно!!! Светлыни н. подрезов
Николай Подрезов 29.10.2016 07:55 Заявить о нарушении
и благодарю, что не забываешь и заглядываешь в гости. всегда рада тебе.
Берта Липанович 28.10.2016 11:20 Заявить о нарушении
Запечённая глина один из вернейших указателей в прошлое, от которого мы упорно пытаемся "отмыться" коленопреклонно молясь новому(порой сиюминутному). Отрываясь от традиции, мы начинаем походить на инкубаторских, как из под одного отца. Разнообразие гончарных кустов их самобытность и есть тот неповторимый цветок в многоцветье культуры любого народа. У народов проживающих на территории называемой Россия такого добра всегда было в изобилии, однако...
Мой папа говаривал-" Не умер Гаврила,его болячка задавила", исход один, так и со многими когда то процветающими гончарными кустами. Задачу которую мы решаем- вернуть к жизни ремесло с его традиционными особенностями,учитывая потребу сегодняшнего дня. Во наговорил, даже сам не верю, я ли это? Хотя, кратко это так и даже без пафоса.
Когда то,бабушка мне с ярмарки привезла свистульку(из Обояни), в Липецке уже будучи старше бабушки, я увидел как её делает мастер. Это фантастика! Простота и гениальность в оном флаконе.Вот сижу и ...
Тее только СВЕТЛЫХ минуток. н.подрезов
Николай Подрезов 29.10.2016 01:14 Заявить о нарушении
Берта Липанович 29.10.2016 13:59 Заявить о нарушении
но видимо есть и еще что-то и ты обозначил это как возрождение традиции.
меня, как человека причастного народу, выжившему только благодаря сохранению традиции и памяти, тревожат вопросы традиции как самой прочной связи - и между поколениями, и между людьми вообще, и даже - между человеком в целом и той силой, которую человек называет Бог.
тревожат потому, что наблюдаю как традции будто даже осознанно разрушаются и искажаются.
знаешь, на иврите для есть 5 обозначений слова "глина". и например, глина из которой делали кирпичи определяется одним словом, глина как часть земного слоя - другим, и глина для гончара - третьим. и вот эта самая гончарная глина переводится и как глина, и как материя, и как материал.
но все-таки хотя часто говорят, что Всевышний сотворил человека из глины, на иврите человек сотворен не из глины, а именно из пыли\праха. и более того - сам процесс сотворения человека обозначен словом, который обозначает " создал из ничего нечто". то есть у меня все-таки процесс создания человека не ассоциируется с "гончарным мастерством" Бога.
почему же так магнитит это действие? наверно полнотой процесса трансформации. руки человека в соединении с движением круга из изначального природного материала создают форму. я понимаю, что все это - дилетантское фантазирование и попытка классифицировать непонятное , но ведь, действительно, какое еще ремесло из "куска природы" на глазах "зрителей" создает совершенно новую форму и изделие. для меня глина похожа на воск - материал соединяющий в себе все стихии и природные миры. недаром же так развиты сейчас в целительстве использование глины как почти универсального "лекарства".
но мы с тобой начали разговор не о глине и не о гончарстве даже, а о судьбе традиции, которая угнетена то ли обстоятельствами, то ли преднамеренными действиями тех, кто в традиции видит и знает силу объединяющую и соединяющую с корнями.
в израиле тоже, конечно, не сохранилось мастерство гончарства, хотя интерес к керамике есть и все больше молодых занимаются керамикой. вот такое модное ( и дорогое) увлечение))очень развит этот вид занятий с детьми и в магазинах продаются модернизированные гончарные круги для детей.
я думаю, что как раз гончарное искусство имеет очень хорошие шансы на возрождение - так как сильно проявлен интерес ко всему экологичному и здоровому питанию. одноразовая посуда постепенно теряет популярность и мои дети, например, уже отказываются от нее - в том числе и из-за того, что этот пластик так загрязняет землю. я думаю (опять же взгляд дилетанта) - нужно "нажать" на эти "брендовые" нынче рычаги, чтобы возродить потребность человека глиняной посуде... и тогда само мастерство гончара как художника, а не только изготовителя, будет восстребовано. но это, конечно, должна быть длительная и последовательная компания, не совсем и "художественная", но без реального "возвращения" глиняных изделий в быт - как изделий наиболее экологичных и здоровых, трудно по-моему, возродить и умение, и потребность в красивых гончарных изделиях.
ты пишешь об изменениях в технологии печей, о потере многих "секретов" мастерства... опять же по аналогии с возвратом многих людей к настоящему хлебу - самовыпеченному или выпеченному по старым рецептам, так же может произойти и с гончарством. процесс возрождения традиций связан с врожденной в поколении молодых потребностью в естественности, чувствовании "пластиковый привкус" новых привычек. вот это и есть суть по-моему - подмена традиции привычкой... а все-таки привычка, хоть и вторая натура, но все же слабее традиции... которая в своем течении то уходит под землю, то поднимается на поверхность и показывает всю свою красоту и стихийную силу. и Бог вам в помощь в восстановлении и возрождении традиции... только бы в чистоте и бескорыстии было это все осуществлено.
Берта Липанович 31.10.2016 09:51 Заявить о нарушении
а в нынешнем обществе( я говорю об обществе не отдельной страны, а все-общем) происходит подмена понятий традиции, привычки и установленных правил. и вот мы уже слышим - "по традиции я хочу задать вам вопрос..." да не по традиции, а по привычке. или "по новой традиции праздновать день юмора..." какая уж тут традиция - установлено свыше, выделено денюжек и прочая.
традиция - как хорошее вино, должна "отлежаться" в подвалах... я вот подумала - раньше "статус" святого присваивали не раньше чем через 100 лет после смерти... смотрели на мощи - и если они сохранялись - то и "святым" можно было называть.. а теперь даже в церкви - святых множат как клонов... хотя может и правда святыми были эти люди царство им небесное... вот ведь интересно - опять земля как материя возникла в моих мыслях... может, действительно, традиция - это что-то, что обязательно с землей связано, с вполне физической землей... а привычки - да - из земли не растут... это как синтетические продукты - на конвейере произведены и всем в руки и головы - по пластиковому стакану. а когда опираешься на проросшее из земли и до неба дотянуться можно))
Берта Липанович 31.10.2016 10:23 Заявить о нарушении
Берта, прости, загружен..., дальше некуда. Собрать на конференцию гончаров(20-25 ноября), 1-3 декабря конгресс в С. Петербурге, 13?-декабря"Русь мастеровая". Вот мой режим,когда напишу обещанное?
Когда спокойно мы обсудим, нет, просто поговорим о ни о чём, как люди просто любящие эту ЖИЗНЬ.
Только светлых тебе дней. н. подрезов
Николай Подрезов 31.10.2016 21:42 Заявить о нарушении
а просто поговорить - оно обязательно произойдет тоже. было бы желание.)) и ведь есть же.
Берта Липанович 01.11.2016 00:36 Заявить о нарушении