Истинный и мнимый успех в жизни героев Чехова
Людям свойственно стремление самоутвердиться, достичь успеха, занять определенное место в жизни. Так было, есть и будет во все времена. Герои А. П. Чехова не исключение.
Стремясь вырваться из нищеты, выходит замуж за «пожилого, неинтересного господина» юная героиня рассказа «Анна на шее». Уезжая из церкви после венчания, она вспоминает покойную мать, думает о несчастном спивающемся отце и двух младших братьях, ей кажется, что «отец и мальчики сидят теперь голодные и испытывают точно такую же тоску, какая была в первый вечер после похорон матери» (1). Однако слезы у Ани на глазах быстро высыхают, когда она замечает на себе заинтересованный взгляд богача Артынова.
Анна достигла блестящих успехов в светском обществе, благодаря ее успехам муж получил повышение по службе, награду. Наверное, многие завидовали ей, кто-то восхищался. Но какова же цена, которую она заплатила за свой успех? А. П. Чехов не позволяет нам заблуждаться на этот счет. Сердце сжимается, когда читаешь последние строки рассказа: «Петр Леонтьич запивал сильнее прежнего, денег не было, и фисгармонию давно уже продали за долг. Мальчики теперь не отпускали его одного на улицу и все следили за ним, чтобы он не упал, и когда во время катанья на Старо-Киевской им встречалась Аня на паре с пристяжной на отлете и с Артыновым на козлах вместо кучера, Петр Леонтьич снимал цилиндр и собирался что-то крикнуть, а Петя и Андрюша брали его под руки и говорили умоляюще:
- Не надо, папочка...Будет, папочка...» (2)
Блестящая, праздная жизнь вскружила голову Анне, она предала своего отца и младших братьев. Нежная, милая Аня превратилась в высокомерную, своенравную, равнодушную ко всему, кроме собственных удовольствий, светскую дамочку. Какую непомерную цену заплатила она за свой мнимый успех!
А теперь вспомним хрестоматийного Ионыча. В конце рассказа ему еще, вероятно, нет и сорока лет, а у него уже есть «громадная практика», «имение и два дома в городе». Но в жизни Старцева нет радости. «Он одинок, - пишет А. П. Чехов. - Живется ему скучно, ничто его не интересует» (3).
Автор не сочувствует своему герою, напротив, в конце рассказа А. П. Чехов говорит о Дмитрии Ионыче прямо и резко: «Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, сидит на козлах, … то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог» (4).
А. П. Чехов осуждает своего героя за то, что, увеличивая свое благосостояние, он растерял лучшие душевные качества. Дружбе, любви нет места в жизни Ионыча, искусство перестало его интересовать, в серьезные разговоры он предусмотрительно не вступает, зато с наслаждением играет в карты, а по вечерам пересчитывает «бумажки, добытые практикой», которых, случалось, «было понапихано во все карманы рублей на семьдесят» (5).
Так же, как к Дмитрию Ионычу Старцеву, А. П. Чехов безжалостен к герою рассказа «Крыжовник» Николаю Ивановичу Чимша-Гималайскому.
Всю свою жизнь Николай Иванович лелеял одну мечту: купить имение в деревне. «Он чертил план своего имения, - рассказывал брат Николая Ивановича, - и всякий раз у него выходило одно и то же: а) барский дом, b) людская, с) огород, d) крыжовник. Жил он скупо: недоедал, недопивал, одевался бог знает как, словно нищий, и все копил и клал в банк. Страшно жадничал.» (6)
Прошло много лет, Николай Иванович купил сто двадцать десятин с барским домом, посадил крыжовник и зажил помещиком. Мечта чеховского героя, наконец, исполнилась, но как же изменился он сам! Внешне «он постарел, располнел, обрюзг». Но не это главное. Главное, что «это уже был не прежний робкий бедняга-чиновник, а настоящий помещик, барин» (7). Он стал высокомерным, равнодушным, самодовольным, «говорил одни только истины, и таким тоном, точно министр» (8).
Достижение высоких чинов, богатств, связей — всё это, по мнению А. П. Чехова, мнимый успех, и путь к такому успеху связан с утратой лучших душевных качеств: доброты, человечности, отзывчивости, совестливости. И не только к Николаю Ивановичу Чимша-Гималайскому, но и к Дмитрию Ионычу Старцеву, и к героине рассказа «Анна на шее» можно отнести слова из рассказа «Крыжовник»: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других» (9).
Истинный смысл жизни, как показывает нам А. П. Чехов, заключается в умении видеть и слышать других, делать добро. Подлинного, настоящего успеха добивается Дымов, герой рассказа «Попрыгунья». Жизнь этого доброго, деликатного человека не богата внешними событиями. Поэтому жене он кажется обыкновенным, неинтересным, ведь жизненный успех она привыкла связывать с шумной известностью, славой. Большинство людей, окружающих Дымова, не способны понять его напряженной внутренней жизни, сосредоточенности, бескорыстного служения науке. Умирает он, заразившись дифтерией от ребенка, которого самоотверженно пытался спасти. Лишь после трагической смерти Дымова от его друзей и коллег жена узнает, каким он был талантливым врачом, какие большие надежды подавал как ученый.
А. П. Чехов предъявлял высокие требования к своим героям. Богатство человеческих чувств, высокая нравственная культура определяли для писателя ценность человеческой личности. Мне кажется, что никто лучше профессора Л. Е. Кройчика* не уловил и не сформулировал главный «нерв» творчества А. П. Чехова: «Чехов не принимал людей живущих только для себя, не принимал эгоизм и черствость души, не принимал удовлетворение собственных желаний как формулу жизни. Он считал, что, утвержая себя как личность, человек может и должен помнить о других. Нравственная слепота и глухота обрекают личность на медленную, но неотвратимую гибель души.
И тогда — как спасение - «человек с молоточком» (10).
Примечания:
* Лев Ефремович Кройчик (р. 26 мая 1934, Ярославль) — российский критик, чеховед, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой истории журналистики Воронежского Государственного Университета, член редколлегии издания «Отечественная словесность. ХХ век» (Воронеж).
(1) Чехов А. П. Рассказы и повести. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1982. С. 307-308.
(2) Там же, с. 319.
(3) Там же, с. 386.
(4) Там же, с. 385.
(5) Там же, с. 381.
(6) там же, с. 405.
(7) Там же, с. 406.
(8) Там же, с. 407.
(9) Там же, с. 408.
(10) Там же, с. 23.
Свидетельство о публикации №115061609347
то я, без малейших колебаний, вывел бы Вам за это сочинение,
причём самым толстым фломастером, огромную "5" (пятёрку)
с не менее огромным "+" (плюсом).
И это относится не только к этому эссе,
но и ко всем тем, которые Вами уже написаны.
Вы хорошо и толково, ясно и разумно пишете.
А самое главное – Вас побуждает к этому Ваше неравнодушное сердце.
А неравнодушное сердце способно пробудить и другие сердца...
Спасибо Вам.
С уважением, теплом
и доброй улыбкой ☺,
Владимир Астраков 03.07.2015 11:15 Заявить о нарушении