Поэма о связях

Просыпается, природа,
Лес теплом весенним дышит.
Снег, водою обратившись,
С звоном покидает крыши.

Сердце для любви открыто,
Прочь былые огорченья,
Вновь весна, и вновь забыта
Боль прошедших увлечений.

И опять, как было прежде,
Всей душой своею страстной
О большой любви мечтаю
Всемогущей и прекрасной.

Ты сейчас не спишь, быть может
И в мечтах, я верю в это,
Так же ждешь со мною встречи,
Юная моя Джульетта.
                1973 г.

         *   *   *

СЛАВЬСЯ, ЛЮБОВЬ!

Спящей красавицы-Земли
Солнце коснулось своим лучом,
Так, начинался этот мир,
Из мрака Вселенной забив ключом.

Лишь тот священный поцелуй
Девы невинной коснулся губ,
Чары развея, в тот же миг,
Счастье любви ей открылось вдруг.

И по сей день с тех давних пор
Мы постигаем вновь и вновь
Закон всей жизни на Земле —
Вечно горящая любовь.

Солнца тепло, доброту Земли
Слитком в груди своей несем,
Мы сохраним тебя, любовь,
И в честь тебя этот гимн поем!
                1973 г.

          *   *   *

Прекрасна ты, как утренняя роза,
Чей аромат изысканный и тонкий,
Чаруя разум и душой владея,
Так сладко льется в трепетное сердце.

Уж не вернуться к прежнему покою,
Помимо воли, страсти подчиняясь,
К заветной цели, через все преграды
Лежит мой путь, и цель того достойна.

День ото дня любовь моя сильнее,
Я с этих пор не властен над судьбой,
И пред собой иной не вижу цели —
Принадлежать тебе, владеть тобой.
                1974 г

        *   *   *

Будьте ласковы, женщины,
Не губите зря;
Через вас, доверчивые,
Стал поэтом я.
Мне любви вашей сладкий мед
Ненасытившись пить
Кто ж виновен в том? Сам Господь?
Или черта винить?
Ближе к этому сатана —
Он меня совратил,
Но и Господа есть вина,
Если он допустил.
С поцелуем горячих губ
Разгорается кровь;
И откуда оно во мне
Это чудо — любовь?
                1975 г

        *   *   *

Я видел смерть-
В гробу любовь лежала
И на челе, под завитком,
Следы отравленного жала...

И гроб бездумного злословья
Гвоздями зависти был сшит,
И вместо цвета первой крови
Смущенья пурпуром обит.

Она ж невинна и чиста
Простясь с напрасною надеждой
О том, что чудо-красота
Спасет от пошлости невежды,

Ушла, оставив этот мир
Под хохот сытых и богатых;
Поминки превратились в пир
Владык бесчестья и разврата.

Пусть говорят: «Любовь жива,
Интим - венец ее искусства...»
То низкой похоти слова,
На свете нет такого чувства!
                1976 г.

           *   *   *

Холод. Снег как саван белый
Вновь с Аидом Персефона,
Вновь печальная Деметра
Осень в зиму обращает.

Так уж в жизни повелося:
Этот плачет, тот смеется,
Кто с любимой расстается.
Кто свиданья ожидает.
                1976 г.

          *   *   *

Из моря света и тепла,
Что с детства в сердце я храню,
Тебе, любимая моя,
Одну лишь каплю подарю,

Что, мало? Нет! Пойми, друг мой,
Ведь ты на свете не одна
Нежна, красива и умна,
Не все дано тебе одной.

Люблю смотреть, в плену у грез,
На небеса ночной порой:
Ласкает взор свет тысяч звезд,
Но мало мне звезды одной!

Любовь — огромная река;
Кто много раз тонул в реке,
Уверен, тот наверняка
Не захлебнется в ручейке!
                1977 г.

            *   *   *

Такую песню я сложил,
Когда один на свете жил.
С тех тор, как в браке состою
Другие песни я пою.
                1978 г.

            *   *   *

Ты так прекрасна, что твоя краса,
Затмила все, что видят небеса.
Луна, коснувшись красоты твоей,
Пошла на убыль, став еще бледней;
Как соловей, прохладною росой
Я упиваюсь нежною красой,
И для меня другого счастья нет,
Чем воспевать красу твою, мой свет!

             *   *   *

Опять в неведомую даль
Уносит ветер облака.
Я написать хотел: «печаль»,
«Наташа» — вывела рука.

Наедине я вспомнил вновь
Вмиг разлучивший нас вокзал.
Я написать хотел: «любовь»,
Опять «Наташа» написал.

С тех пор, как жизнь связала нас,
Тобой живу, тобой дышу,
И вместо «счастье», каждый раз,
Родное имя я пишу!

             *   *   *

Снова рассвет над Землею встает,
Солнце не вышло еще,
Сердце предчувствием счастья живет,
Что новый день принесет;

Ветер со звоном окно распахнул,
Долгая ночь позади,
Руки грядущему дню протяну,
Где же ты, счастье? Приди!

Радуюсь ветру и вешнему дню,
Птицам, что с солнцем встают,
Я для тебя эту песню пою,
Пусть же они подпоют!
                1980 г.

       *   *   *

      ПОЛУНДРА
Полупоэт – полупрозаик,
Полустрадая от тоски,
Полушутя, полуиграя,
Полуписал полустихи;

Полушумел – полумолчал
Полууснувший лес,
Полупрозрачный полусвет
Полусникал с небес;

Полусидел – полулежал
Полкан полунагой,
Полукачал – полудрягал
Полубосой ногой;

Полурассвет – полузакат
Полуугас совсем,
Полухом слушал,
Полуглаз полузакрыл меж тем;

«Полундра», - полураздалось
Из-под полукуста…
Полуподробности потом,
Сейчас я подустал.

         

              *   *   *

ТВОРЕЦ
Я – художник, но только воскресного дня!
Я – философ, в часы озаренья!
А когда море жизни взволнует меня,
Я – поэт, по причине волненья!

Под мелодию струннонатянутых жил
Я творю свои душу и тело,
Утверждая во всем, что не тщетно я жил,
Что не зря делал каждое дело!

Да! Творю! Пусть восторг мой
                не всякий поймет,
Но в минуты своих вдохновений,
Я на крыльях мечты достигаю высот,
Где чужих не встречаю творений!

            *   *   *

Мы все торопимся куда-то,
Как будто в море корабли,
Стремяся к цели «жить богато»,
Меняем совесть на рубли.

В погоне за презренным златом,
Жизнь скоротечная пройдет,
И вот, патологоанатом
Располовинит твой живот;

Увидит сморщенное сердце,
Асфальт, что в легких накопил,
Большой желудок с язвой-дверцей,
Что напоследок ел и пил;

Жаль, не увидит потрошитель
Твоей измученной души;
Ее, должно быть, небожитель
Отправил в ад, ведь ты грешил:

Скупясь делился коркой с ближним,
Любил не сердцем, а умом,
Творить, терпеть считал ты лишним,
Безделье запивал вином.

Не потому, что так учили,
Нет, нет как раз наоборот,
А потому, что  все так жили,
Да сколько так еще живет!

Зашив как куль, тебя положат
Меж тех, кто тем же знаменит;
Там ничего уже не гложет
И ничего уж не болит…

А, может быть, не поздно, братцы,
Пока нас терпит белый свет,
Спасением души заняться?
Достойней цели в жизни нет!

           *   *   *

О, муза, юная, скажи:
Почто ты вводишь в искушенье
Порывы нежные души
Уродовать стихосложеньем?

Куда ведет твоя рука
Сквозь бездну острых ощущений?
Как многим ты была близка!
С тобой на «ты» и шут и гений;

Не отверни ж свое лицо,
Как проститутка при расчете;
Пусть в век болтливых хитрецов
С тобою близость не в почете,


Я испытать хочу сполна
Восторг соития с тобою.
Ты так бываешь мне нужна!
Взгляни же на меня с любовью;

А я, до смертного одра,
Тебе согласен не перечить.
Ты улыбаешься? Ура!
Тебе пора? Ну что ж, до встречи!

             *   *   *


У них там пир горой,
Потехи и веселье,
У нас – угар хмельной
И жажда опохмелья;

Они сыты, пьяны
От выдержанной крови,
Мы зависти полны
И ждем грядущей нови,

Где все под интерес:
Кому – в вине отрада,
Кому – идти под пресс,
Заместо винограда.
                1990 г.
         *   *   *

Меня пугают компромиссы:
Когда здоров, но без ноги,
Когда свободен, но зависим,
Когда родные, но враги;

Когда итог любого спора,
Имея форму тупика,
Для мудреца чреват позором
И превозносит дурака;

Когда яйцо, давно крутое,
Опять под курицу кладут,
Когда ни доброе, ни злое
Не различить – напрасный труд!

Блажен, кто пестует мечту
Открыть в уродстве красоту!
               
                *   *   *

                О КРАСОТЕ
«Красивый предмет вызывает удовольствие,
свободное от всякого интереса…»
«Прекрасно то, что нравится другим…»
«Красота – это целесообразность предмета
без представления о цели…»
«Прекрасное познается без посредства понятия».
                И.Кант.                .
Однажды Кант, одевшись по погоде,
Нанес обычный свой визит природе;
Кант созерцал…и в этом упражненьи
Он проводил часы в уединеньи.

Об объективном рассуждая субъективно,
Кант ощутил усталость инстинктивно;
Надумав отдохнуть, присел он на пенек,
Цветок, случайно, взор философа привлек.

Красивое узрев, Кант радость ощутил;
Вид яркого цветка ученого смутил:
«Ну что в нем для меня? Он – хрупкий
                житель леса,
И у меня к нему ни капли интереса;
Возможно, потому он так благообразен,
Что флоре местной целесообразен?
Но, восхищаясь им, не думал я о цели;
Волненьям я внимал, что душу одолели…»

Возможно так, вдали от суеты,
Кант открывал законы красоты.
Бесспорно, Кант большой авторитет,
Но для меня в его законах правды нет.



Известно: красота – источник наслажденья,
Но в знании таком есть вред предубежденья.
«Полезен тот предмет, что внешностью
                прекрасен», -
Эстеты говорят. Я с ними не согласен!
В предметах и делах, в творениях искусства,
Находят красоту не разум наш, а чувства;
Встречая форм нетривиальных проявленье,
Душа рождает страх и удивленье,
И лишь в сопоставленьи даст ответ,
С полезным для себя, красиво или нет,
И уж потом, найдя успокоенье
В признаньи безопасности общенья,
А пуще, в жизнеутверждении предмета,
Красивость признает! Вот мнение поэта.

Образчик красоты всепризнанный, но бледный,
Встречая, мы всегда стремимся показать
В симпатии к нему характер свой «не вредный»,
В общеньи частом с ним желая доказать
Другим, что лучше мы, чем есть на самом деле
И… добиваемся того, чего хотели;

Так внешним блеском маскируя души,
Ласкаем ближним и глаза и уши,
Прилежно направляя их вниманье
На то, что нелегко для пониманья.

На жизненном пути стоит желаний бездна
И, в мире, красота не всякая полезна;
Кто видит в красоте источник наслажденья –
Заведомо обрек свой род на вырожденье.
А бред о красоте – спасительнице мира,
Под стать призывам на стенах сортира,
Что вызывают скуку и брезгливость;
Полезность первозначна, не красивость!

Мне возразят с наивной простотою,
Не путай, мол красивость с красотою,
Красивость – та всегда лежит снаружи,
Смысл красоты сокрыт намного глубже;
Но я не собираюсь отступать,
Различье здесь в желании копать.

«Гуманитес» у нас далек от нормы.
В нем «красоты» причудливые формы –
Предмет для спекуляции, не боле,
Подобны сорнякам на хлебном поле.
Воистину красив, кто созидает
Полезное, пусть он не угождает,
Себе в ущерб, кичливой коньюктуре,
А честно служит истинной культуре.

Пришли б Иммануилу мысли эти,
Глядишь – и у него бы были дети.
                1992 г.
               
            
               

                *   *   *


ПОЭМА О СВЯЗЯХ
            (размышления в стихах)

Что нового могу сказать?
Смотря на жизнь с прицелом дальним,
Стремится всяк себя связать
С проверенным, фундаментальным,
Всепризнанным и капитальным,
Наследством тек, кто был велик;
Суть связи – память и язык.
Но как приверженец утешен
И горд, ведь путь его успешен,
Он славит то, что славят все…
                ГЛАВА I
                1
Любая вещь имеет связи
С большим числом других вещей,
Чем дольше дождь, тем больше грязи,
А там где хлеб – ищи мышей.

И наша плоть, что от рожденья
Дана поддерживать наш ум –
Сплошное связей сочлененье,
Источник наших праздных дум;

Они живут как бы раздельно,
Но это лишь на первый взгляд,
Тоскует разум наш смертельно,
Когда живот и корке рад.

Мы тем спокойней и добрее,
Тогда вокруг все хороши,
Чем регулярней и полнее
 Толим желания души,

Когда любую прихоть тела
Быстрей других хотя б на миг
Исполнить можем. Это дело
Ласкает ум и красит лик.

Когда же внутренние связи
Поизносились, то оне
Наш бедный мозг желаньем дразнят,
Чего бы взять еще извне?

И, привыкая к подчиненью,
Желая вовсе не страдать,
От поколенья к поколенью
Стремится разум наш создать

Среду, в которой будет можно
При минимальной трате сил,
В момент любой, найти возможность
Иметь чего б не запросил…
                2
При жизни служат нам опорой
Три неизменные кита.
Они с рожденья нам знакомы:
Богатство, Ум и Красота.

Я их, возможно, перепутал
В тумане грез, что их окутал,
Всмотрись, читатель осторожный,
Один из них как-будто ложный…

Три составляющие эти,
Что одинаково важны,
Подвластны нам на этом свете
И в равной степени нужны.

Нам хорошо, когда нас любят
За красоту, за ум, за грош…
Солгал – простят и приголубят,
А захотел – бери что хошь.

Мы благодарны тем до гроба,
Кто силой своего ума
Изведал таинства природы
И дал нам знанья задарма.

И только ты на свет родился,
Три эти блага получай,
Расти на радость и крепчай,
Но чтоб до смерти расплатился.

 И если в жизни повезет,
В себе ты личность обнаружишь,
Тебе не в тягость будет счет
И ты баланса не нарушишь.

А перед смертью скажешь так:
Я вас любил, учить старался,
Моя культура – тот же злак…
Ну, одним словом, рассчитался.
                3
Мы все равны перед могилой,
Но по причине или без,
Когда родимся, царь небес
Дарует нас неравной силой.

Один красавцем удался:
Медовый глас, стан Геркулеса,
Хорош – хоть воду пей с лица,
Держись, кухарки и принцессы.

Другой же, волею судеб,
На свет наследником родился
И, с божьей помощью, огреб
Мильон, ему он пригодился.

А третий, с самого рожденья,
Аналитическим мышленьем
Вдруг оказался наделен,
Умом и хитростью силен.

Все трое в жизнь вступают смело
И туго знают свое дело.
Любой из нас свой дар готов
Считать основой всех основ.

Однако чаще выпадает,
Что ни одна наша черта
Так явно не преобладает
Над прочими, а если так,

Я размышлений не прерву,
Открою новую главу.

               ГЛАВА II
                1
В тьме дел, что видел белый свет,
В широком их разнообразии,
Так важен нам приоритет
В осуществленьи Главной связи

Меж предком диким и нагим
И тем, кто после нас родится,
Чтоб этим светом насладиться
И наши оплатить долги

Чтоб эта связь не прервалась,
Даны любому человеку
Проводники: любовь и страсть,
Что нас ведут от века к веку;

Любовь высокая, под стать
Ружью с оптическим прицелом,
Страсть – средство чаще пробуждать
К охоте дремлющее тело.

Жизнь все устроила хитро:
Для роста общей биомассы
Уловок много всяких, но
Порой смешны ее гримасы.

И все ж попробуем понять
Ее премудрость, в самом деле,
Не все желанья «пострелять»
Приводят к пораженью цели:

Мы в цель попасть стремимся тужась,
Вдруг видим – цель приходит в ужас,
Цель тем же вооружена,
Но не «стреляет» в нас она!

В ее симпатиях свобода –
Шанс редкий к улучшенью рода,
И это дело, как известно,
Нам не совсем безынтересно.

Порой бывает очень трудной
Удача схватки обоюдной –
То кто-то третий виноват,
То чей-то порох сыроват…

И, утомясь от ловчей муки,
Решаем мы, когда со скуки,
Когда с отчаянья, начать
На каждый выстрел отвечать,
Что в нашу сторону грохочет;
При этом знаю, каждый хочет,
Вдруг, под барьером – одеялом,
Упасть, скрестившись с идеалом.
                2
Нас опьяняет и влечет
Призыв, сознаньем необъятный,
За снязи миг, весьма приятный,
Природа предъявляет счет

Давайте для себя отметим:
Смысл Главной связи все же ДЕТИ!

Но этот смысл от нас храня,
Не без издержек производства,
Природа, свой обряд творя,
Доходит часто до уродства:

Легко познав, к чему ведет
Ряд поступательных движений,
Грешить мы можем круглый год,
Смакуя прелесть ощущений,

И, ради похоти пустой,
Забыв значенье этой связи,
За страсть считаем мы простой,
Но нестерпимый зуд от грязи;

Намеком пользуясь умело,
Мой друг, ты понял наперед,
Чем чаще моем наше тело,
Тем меньше разуму хлопот.

Кому-то эти упражненья
Нужны для самоутвержденья;
Что делать, ежели в мозгу
Одно – смогу иль не смогу?

Так альпинист спешит на сборы,
Где в споре с новой высотою,
Ответ на «А чего я стою?»
Находит, покоряя горы;

И здесь и там есть риск, бесспорно,
И будь то горно или порно,
В делах таких нужна опора
В лице надежного партнера.

Любовь прекрасна, страсть права,
Но ежели помимо воли забита ими голова
Не торопись грешить изменой,
А занимайся гигиеной.
                3
Да, жизнь на выдумку сильна,
В ней главной связи проявленье:
Два полюса – он и она,
Меж ними радость притяженья.

Та радость – чуткая струна,
Когда звучит меж кем попало,
Звук есть, но толку очень мало.
Увы, мелодия грустна.   

В тьме дел, что видел белый свет,
В широком их разнообразии,
Так важен нам приоритет
В осуществленьи Главной связи!

Бегущих к цели, нас не счесть
На жизни узенькой дорожке;
В той гонке мы, порой про честь
Забыв, друг другу ставим ножки.

Подобный поворот сюжета
Имеет множество причин
Могу я разобраться в этом
Лишь с точки зрения мужчин.

ГЛАВА III
                1
Блажен, в хламиду облаченный,
Хранящий в памяти своей
Мильоны судеб развращенных
И даты судьбоносных дней;

За постоянной тренировкой
Всепознающего ума
Давно забывший, что сума
Его и фляга опустели,
Его желанья оскудели,
Уж он не помнит день и час,
Когда подавленный угас
В его душе огонь мечтаний,
Но гордый силой изысканий.

Ум ради самоуглубленья
Хорош, как случай не типичный,
Для главной связи приближенья
Подходит больше ум практичный.

Итог великого наследства,
Что наши чувства бережет
И часто нам совет дает:
Где отыскать для жизни средства.
                2
В границах мироощущенья
Людей мы ценим по тому,
На сколько благопотребленье
Рукодоступно их уму.

Когда же средств мы не находим
Или находим «все не то!»,
Мы разум завистью изводим
И тратим силы лишь на то,

Что б и другим жилось не слаще,
А потому, сростясь со злом,
 Мы наших ближних связи рвем,
Живя одним лишь настоящим
И забывая о былом.


И так работаем локтями
С рожденья до последних дней,
Твердя, что связь моя прочней,
Того не замечая сами,
Терзаем близких нам людей.
                3
Картина эта всем знакома:
Бываем часто мы грубы
Для тех, кто нас встречает дома.
Представьте, ну а если бы
Мы так вели себя повсюду,
Презрев каприз благих манер,
В гостях у шефа, например,
Или подобную причуду
Заметили у друга вдруг,
Едва бы стал нам ближе друг;

На деле ж мы для посторонних –
Сплав благодушья и ума,
Ну просто вежливость сама
В гримасе, грации и в тоне;

Иль вот: вдруг стал нам безразличным
Предмет, что был когда-то мил,
Судьбы подарок безграничный,
Бальзам души, источник сил.

Восторг и радость с ним общенья,
Привычны стали нам, и мы,
Не оценив итог лишенья,
Его теряем вдруг, увы!
               
Нарушив связь принебреженьем,
Его достоинств униженьем,
В итоге – слезы и печаль;
И хоть утраченного жаль,
Не восстановишь связи нить;
При этом любим вы винить
И всех и вся, но не себя…

           ГЛАВА IV               
                1
Себя прощая за грехи,
К благополучью рвется каждый,
Любой, не пойманный на краже,
Себе не отсечет руки,

Но коль в его большие руки
Попался кто на шухарном,
Уж он не мыслит об ином,
Как наказать за эти штуки.

Так правя суд без всякой лени,
Деянья добрые в расчет
Мы не берем. Не важен счет!
Раз оступился – на колени!

Не дай нам, боже, оступиться,
Те, кто возьмутся нас судить
Уж не преминут поглумиться,
Карать верней, чем снисходить!

Затронул эту тему я
Не просто ради интереса,
Поговорить хочу, друзья,
Про зависть – движитель прогресса
                2
Мы вредны, как любая тля,
И обладаем странным свойством,
Внушать соседям беспокойство,
Своим достоинством коля.

Мы очень многого хотим:
Ни в чем не ведая предела,
Желания утробы чтим,
Душа, однако ж, оскудела.

И, в чьем-то счастья проявленьи,
Готовы видеть оскорбленье
Недовоспитанному «Я»,
Судьбу несчастную кляня;

И начинаем суетиться,
Чтоб в жизни как-то отличиться;
Один машину создает,
Другой – закон иль пулемет;

Порой иному грамотею
О справедливости идею
Припрет от зависти открыть,
Как, грешным, нам на свете жить!

Блажен учитель, чьи слова –
Глас вопиющего в пустыне,
И чье учение отныне
Ни чья пустая голова
Не пустит в ход, подобно клизме,
Чтоб воплотить в учителизме!

-------------------------------------------
-------------------------------------------
-------------------------------------------
-------------------------------------------
-------------------------------------------
-------------------------------------------

Радетели чужих идей,
Свет «истины» неся народу,
О нем не думали вы сроду.
Ловцы бездушные людей;

Огонь и меч – вот ваши средства!
Тех, кто вас смел не признавать,
Вы не жалели убивать,
Неся страдания и бедства.

И уж сумели, так сказать,
Облечь бесплотную идею
В то, что возможно осязать
И что круглит живот и шею.

Как хорошо нам жить, когда
Вокруг все честны и правдивы,
Хотя мы сами нерадивы
До дела чести, господа!

                3
Да. Человек не божья птичка:
Он много ест и много пьет,
И безволос до неприличия:
Без пищи, теплого жилища
Людской давно бы вымер род.
Являясь нитью в пестной бязи
Судеб, чтоб продлевать свой род,
Всяк предков развивает связи,
Будь то красавец иль урод –
Он тех же требует наград…
Сие прошу принять на веру,
Меж тем есть повод для примера:
Ну что ж, оглянемся назад,
Коснемся взглядом нашим едким,
Того, чем жили наши предки:

Один охотится упорно
И для него семь верст – не крюк,
Когда за дичью он проворно
Крадется, приготовив лук;

Другой, узнав способность семя –
Через положенное время
Принесть в колосьях наливных
С десяток зернышек таких,
Открыл начало земледелью.

А третий, одержимый целью
Скрестить кобылу и быка,
Чтоб за день столько молока,
Что и не выпить за неделю,
И сам готов помочь быку.
Ну что ж, удачи чудаку!

А что же делает четвертый?
Не пашет поля, хоть здоров,
С быками не лучит коров;
Быть может, он живет охотой?
Он, вроде бы вооружен?
Увы, друзья, грабитель он!

Зоря окрестные поля,
За счет других живет паскуда,
Собратьев не щадит, покуда
Лишен инстинкта муравья;

Себя считает он свободным,
Во всем отличным от других,
При чем, свой статус «благородный»
Признать он требует от них!

И в том свое лишь видит дело,
Чтобы присваивать умело
Плоды потуг чужих хребтов,
На том и жизнь отдать готов;

Он завоевывает право
Иметь отдельную державу,
Где он хозяин, бог почти
Всегда в почете и в чести,

Собрав вокруг себя дружину
Таких же, берегущих спину,
Народ оброком обложив,
Внушает страх и этим жив!

Мы видим в этом приближеньи
Эпохи нашей отраженье,
Влача наследственности бремя,
Вернемся, все же, в наше время.
                4
И в наше время, как ни странно,
Все те же страсти постоянно
Довлеют над любым из нас;
Как прежде предки, мы сейчас
К одним делам со всей душою,
К другим – с претензией большою;

Занятий перемерив тыщи,
Любой из нас все время ищет,
Как топорище к топору,
Одно, но чтобы по нутру!

И то, что этому мешает,
Частенько нас и искушает
На действия такого рода
Как крик, что НАМ НУЖНА СВОБОДА!

И вот, чтоб изменить судьбу,
Вступаем с жизнью мы в борьбу!
Определившись, кто наш враг
Свой путь мы начинаем так:

Сперва сподвижников находим,
Из многих выделив «своих»,
Вину за все мытарства их
На нашего «врага» возводим,

Из мелких склок и передряг
С удачливым своим соседом
Причину строим нашим бедам,
И вот уже бывший друг нам – враг!

Присягой верности связав
Толпу доверчивых раззяв,
Мы, ради собственной «свободы»,
«Объединяем» их в народы

По цвету кожи или глаз,
По восприятью наших фраз,
По форме носа и ланит …
При том одно нас всех роднит:

Самодостаточность сознанья,
Что мы – вершина мирозданья,
Что в нас души бессмертной нет,
И в этом корень наших бед!

Кто в жизни зрит одни лишенья
В том страх гнездятся и смущенье.
               
                ГЛАВАV            
                1
Проклятье вам, смущение и страх!
Жесток ваш мир в пространстве
                беспредельном,
Где вы в господской роли безраздельно
Людьми повелеваете в веках;

Сознаньем легковерных наших предков
Вы овладели и виновны в том,
Что стала мать-Земля, наш общий дом,
Ареной дележа чужих объедков.
                2
Людей лишает воли страх.
Он их в толпу «объединяет»,
И наши души угнетает,
Как на больших похоронах.

Кто изучил толпы законы,
Тот их использует умело,
И он готов любое дело
В ранг ритуального канона
Возвесть, слепив сценарий круто,
Толпа всегда возбуждена
И жаждет действия она,
В ней часом кажется минута…
                3
В толпе, отдельный индивид –
Лишь часть огромнейшего тела,
Толпой навязанное дело
Он наперед достойным мнит

Безликой этой серой массой
Животный правит интерес,
Где аргументом общий вес
Нацеленный искустной фразой.

Примеров знаем мы довольно,
Когда во имя торжества
Добра, высокие слова
Злу открывали путь невольно.

И, вызывая зависть-желчь,
Толкали убивать и жечь,
И, между делом, создавать,
То, чем палить и убивать.

               
                4
Случилось, по божьему веленью.
Христос к нам явится опять,
Мы, не снеся  свое смущенье,
Вновь поспешим его распять.
«Во  имя Господа!», причем
его на муки обречем…

Блажен, кто не скрестил тропы
своей с дорогою толпы!

                ГЛАВА VI
                1
«Венец природы» - человек,
Твоя неистовая сила
Мир красоты так исказила,
Что жизнь на гибель ты обрек;

Ты создал власть меча и злата
И развратил свободный труд;
Стараньем алчных и богатых
Критерий личности раздут;

С родною матушкой природой
Себя ведешь ты как Эдип,
И твой удел – плодить уродов,
На этот раз ты крепко влип;

Но главная твоя беда,
Что ты разъединял всегда
Понятия добра и бога,
Чему свидетельств очень много.

Когда за низкие дела
Нас осудить взбрело кому-то,
Мы говорим: «Ах! Черт попутал…»
И дале дьяволу хула;

Когда ж для всех мудреный ход
Сокрыл нам нужные итоги,
Но огорчил собратьев род,
Смиренно говорим о боге;

Мол, все в его господней власти:
И мой успех и ваши страсти.
                2
И вот при жизни мы успели
Достичь всего, чего хотели,
Легко повелеваем виром,
Под стать балованным кумирам;

Мы, на пути к заветной цели,
Преград немало одолели
И, изощряясь, как могли,
При жизни рай мы обрели;

Здесь все подвластно нашей воле,
Мы родились для этой роли,
Блаженствуя, повелевать,
И на других нам наплевать;

У нас теперь одна забота,
Чтоб нас не переплюнул кто-то
По грандиозности амбиций,
В прогрессе царственных традиций;

И вот уж не далек тот миг,
Когда беспомощный старик,
Побив рекорд обогащенья
И чуя смерти приближенье,
Но не утратив воли силу,
Всех нас с собой возьмет в могилу!

А, может быть, тревога ложна?
Или такое невозможно?
И здравый смысл в нас не проснется,
Пока беда нас не коснется?
                3
Я уязвил тебя, читатель?
Видать, не зря я время тратил.
Ты не таков? Что ж, извини
И прочь досаду прогони.

Пророков видел мир немало,
И жизнь давно бы лучше стала,
Сплотись в одной мы вере прочной
И будь пророки беспорочны.

А в приближеньи эпилога
Зову о том порассуждать,
В чем вижу связь души и бога,
Стараясь впредь не возбуждать
Ленивого воображенья
Строфой самоуничиженья.

                ГЛАВА VII
                1
Душа и бог. Понятия эти
Давно живут на белом свете.
Реальность это иль мечта?
Как знать, но только не спроста
Пред знанием следует предвидение,
Пример наглядный – телевидение;

Всегда ли мы осознаем
Как новое мы создаем?
В чем скрыт феномен прорицаний
И достоверных описаний
Того, что будет или было?
Откуда в нас такая сила?

Что существует во вселенной,
Сокрытое от жизни бренной,
Не чтя ни время, ни пространство,
Ни их законов постоянство,
Но обладая точным знаньем
О всех секретах мирозданья?

Кто в нас себя реализуя,
Творит, наш разум образуя
И душу, что нам привита
С вечно живущего куста
Уму мятежному в подмогу,
Дабы открыть ему дорогу
К понятиям иного свойства,
Чем лишь о теле беспокойство?

Ответ ищи в многообразьи
Того, что называем связи,
И в смысле общего понятия
И за пределом восприятия;

Коль в пользе поисков ответа
Тебя сомнения берут,
Послушай моего совета,
И отложи сей скучный труд!
Сомнений нет – ступай за мною,
Я метод свой тебе открою.
Попробуй вникнуть не спеша
В мои лова. Итак  - душа:
                2
Корнями духа зиждясь в теле
Душа растет, подобно ели;
В заботе тщательно о ней
Освобождайся от «корней»
Питающих побеги злые,
Трудись наперекор стихии;
Ты должен знать наверняка:
Твое творенье – на века!
                3
Не мерь пути перед дорогой,
Не зная близости конца
Проникнись волею творца,
Крепи свой труд моралью строгой.
Но помни, приступая к делу:
Здоровьем дух обязан телу.

                4
Как учат древние преданья,
Пути к познанию души
Всегда лежат через страданья;
Сие отвергнуть не спеши,
А лучше научись владеть
Потребностями, знай их меру,
Желанья не бери на веру,
Свой аппетит умерь на треть.
                5
Чуть остудив желанья плоти,
Стремись склонить ее к работе,
Не относись с пренебреженьем
К труду и спорту, будь в движеньи;
Посильный труд – здоровье телу.
Готовя почву для «корней»,
Не ослабляй вниманья к «древу»,
Заботься о душе своей.
               
                6
Предмет души не прост для пониманья;
В ней все твои фантазии, мечты,
Соцветия добра и красоты,
Эмоции и гений состраданья;

Замыслив доброе, всегда
Частицу своего труда
Стремись довесть до совершенства,
Дабы полней вкусить блаженство
Соития с истинно нетленной
Душою матушки-вселенной;

В чем цель подобного альянса?
Душа вселенной – это бог,
И в прочной связи с ней – залог
Устойчивого резонанса,
Что – шкипер в бездне звездных лоций,
Маяк средь бурь чужих эмоций.
                7
Я мысль свою развить позволю.
Душа – источник божьей воли,
Основа жизненной стихии,
Альтернатива энтропии;
Ее благие проявленья
В искусстве самообновленья,

Желанием того, что вечно,
Ваять в явленьях быстротечных
Людей – строителей дворца,
Где свод и стены – плоть творца;
Людские души – кирпичи,
Что обжигаются в печи
Волнений наших и забот;
«Кирпич» удастся – в ход идет
И обретает в кладке место,
А не удастся – снова в тесто
Или в какую-либо мразь.
Так видится мне эта связь.
                8
Общаясь всуе меж собою,
Мы глухи к звону «кирпичей»,
Хотя бывает много бою;
Не знаешь, зачастую, чей
Осколок впился в твою душу,
И вот уж звон приглушен твой,
И ты уж не такой живой,
И твой настрой, увы, нарушен!

Душа в смятеньи будит волю,
Чтоб гостя выдворить на волю,
Избавиться от диссонанса
Во имя прежнего баланса.

И вот, на волю волей брошен,
Вновь бумеранг летит до цели –
В кого и вовсе не хотели,
Но поздно! Человек подкошен!
                9
Меня читатель упрекнет,
Мол, что за странный оборот,
Давать душе, чья суть так спорна,
Вид тел, чье естество и форма
Различны: ель, затем кирпич,
Как понимания достичь
Того, что с нами ежечасно
И что наукам не подвластно?

Однако каждому известно,
Что существуют повсеместно
Целители и колдуны,
Что в жизнь несут из старины
Умение посредством воли
Плоть нашу исцелить от боли
Иль на страдания обречь.
Уменье это не простое.
О том, возможно ли такое,
Моя тебе раскроет речь.
               
                10
Рискуя вызвать чью-то скуку
Хочу сослаться на науку.

Желая знанья прочного достичь
О свойствах чудо- матерьяла,
Из коего природа изваяла
Наш мир, взялись ученые делить
Куски большие на куски помене.
У тех частиц, что не смогли разъять
Меж тем, открыли свойство к перемене
Наружности. Частица-то одна,
Но то она частица, то волна.
Согласно результатов изучений,
Наш мир – песчинка в море излучений.
                11
Суть вышесказанного в том,
Что постоянно мы живем
В среде, где все звучит и блещет,
Звенит, колеблется, трепещет.

Все наши чувства и желанья
Настроены на колебанья
Того, что чуждо или мило.
В их восприятьи наша сила,

Что струны наших чувств ласкает,
То нас к себе и привлекает.
Но, часто, это притяженье
Лишь струнам перенапряженье

Чтоб различить фальшивый тон,
Души нам служит камертон,
И с ним сверяет наша воля
Все, от диеза до бемоля.

Представим: воля – дирижер,
Душа – оркестр, а чувства – хор.
Ни там, ни здесь нет места фальши…
Встает вопрос: «А что же дальше?»

Покуда с нами «дирижера» нет,
Терзают нас сплошные какафонии,
Но только появился он на свет,
Уж мы и дня не терпим без симфонии –
Играем то, что создано другими,
Немало в обществе учений и идей,
Пресытившись твореньями чужими,
По мере сил, мы сами, для людей,
Пытаемся создать подобие гармоний,
Из жизни черпая сюжеты для симфоний;
Добро и зло – вот основные темы,
Развитию которых служим все мы.
Чем выше наша общая культура,
Тем  совершенней будет партитура.
                13
Но вот на смену жизни смерть приходит,
Наш «хор» умолк, что дальше происходит?
Где наш «оркестр», который, как мы знаем,
Всегда невидим и неосязаем?

Он вольно странствует, меж тем,
Легко подыгрывает тем,
Кто наше дело продолжает
И ту же «музыку» играет;

Достиг «оркестр» наш совершенства,
Открыл в гармонии блаженство –
В большой оркестр ему дорога,
Где дирижером – воля бога!
                14
В миру, частенько, «дирижеру»,
Что время уделяет «хору»,
Стремясь разлад в нем устранить,
Нет времени объединить
Два коллектива общим делом –
Душою управлять и телом;

Вот тут черед вернуться нам
К целителям и колдунам:
Они наделены талантом
Давать возможность «музыкантам»
Входить в другие «коллективы»,
Внося туда свои мотивы;

У каждого своя система
И твердо выбранная тема.
Добро – настраивает, лечит,
Зло – разрушает и калечит;

Кто занят черною работой
Превносит в нас такие ноты,
Которых «хор» наш взять не в силе,
Что приближает нас к могиле.
                15
«Оркестры» что в пространстве бродят,
Меж тем в контакты с нами входят;
А точки соприкосновенья
Лежат в мелодиях волненья,
В аккордах общих душ живущих
И их, своей тропой идущих,
И верных знакам и местам,
Доставшимся в наследство нам;

Довольно мысли или слова,
Чтобы контакт наладить снова,
Чтобы в помощники призвать
К себе невидимую рать.

Блажен «оркестр», чей «дирижер»
При жизни праведный стажер
Того маэстро, чьи творенья –
Источник жизнеутвержденья!

Сюжет исчерпан, слава богу,
Что ж, переходим к эпилогу.

              ЭПИЛОГ
О, люди, где б нам взять ума,
Чтоб знали мы в чем наше счастье,
Чтоб не старели в одночасье,
Узрев вдруг, что пуста сума;
Чтоб знали мы, что честь дороже
Любого жирного куска,
Что жизнь для тех лишь коротка,
Кто времени ценить не может.

О, люди, где б нам взять любви,
Чтоб наши тайные кумиры –
Те ненасытные вампиры,
Что зреют на чужой крови,
Вдруг нам явили отвращенье,
Чтоб мы страдали за других,
И скромные успехи их
Нам были б только в утешенье.

О, люди, где бы взять нам власти,
Не над другими, над собой,
Чтобы в душе своей, любой
Мог унимать дурные страсти
И силой воли обладать,
Чтоб лишь для праведных свершений,
Ценой осмысленных лишений
Жить, и творить, и созидать!

Друзья, свяжите мысли эти.
Пусть каждый сам себе ответит:
Куда ведет «его дорога».
Меня же не судите строго.

Я верю в тех, чья искра божья
Не меркнет в дебрях бездорожья!

                1982-1992 г.г.

                *    *    *

               

Если завтра меня найдете
Хладным трупом закоченелым
Это значит, что мы в расчете,
Все что мог, я для вас сделал;

Был струной я тугой, но тонкой,
Шел дорогой прямой, неторной,
Жизнь я прожил светло и звонко,
Сильным не был, но был упорным;

В человеческий ум веря,
Лишь добру я служил свято,
Словно реку я жизнь мерил;
Есть в ней омуты и перекаты;

Нелегко на плаву держаться,
Среди тонущих, иноверцем,
Ведь приученный честно драться,
Пули я отражал сердцем;

Отвергая престиж богатства,
Признавал лишь одну ценность:
Нерушимый закон братства –
Честь и совесть,
             любовь и верность!
               
                *   *   *

За долгих тридцать семь годков,
Что прожил я на белом свете,
Встречал немало чудаков
Я на родной своей планете.

И хитрецов и простаков
Я узнаю лишь по улыбке;
Я стар, мне тридцать семь годков,
И я не делаю ошибки;

С тех самых пор, как случай дал
Мне жизни дар неоценимый,
Ее я тайны постигал,
Пытливым разумом гонимый;

Собратьев мысли и дела
Открыты мне по божьей воле;
Жизнь так проста и так сложна,
Мы в ней попутчики, не боле;

Из нас любого я могу
Простить за трусость, за измену,
Все человечество в долгу
За то, что честь теряет цену;

И будь то грешник иль святой,
Убийца, вор или блаженный
Не осужу его устой,
Сознаньем сути оглашенный,

Но всех нас вместе, видит бог,
Готов без тени сожаленья
Убить, чтоб подвести итог
Всем нашим грязным отношеньям;

Пусть эта мысль душе претит,
Она венец сего сюжета…
А род людской меня простит,
Что взять с безумного поэта.

                *    *    *

ГОСПОДЬ И САТАНА
Случилось это по причине утраты миром
                добрых сил,
Виной тому деянья наши, человеки,
Известный Сатана Всевышнего пленил
И в крепость заточил, надеясь, что навеки;

«Ну, что?, - глумился он над стариком,
- Ты в людях не нашел себе опоры,
Все действовал намеками, тайком,
Стремясь привлечь рассеянные взоры…

Не получилось! В том себя вини:
Покайтесь, говорил, и все-то вам простится,
Так заповеди все наивные твои
Лишь перед смертью и могли им пригодиться;

Ты адом им грозил, рай скучный обещал,
Вдобавок ко всему, судом своим стращал,
Ты в страхе их держал, они ж хотели
Блаженство райское вкусить еще при теле.

Не многим удалось, но я им помогал:
Учил коварству, алчности и лени;
В итоге тот, кто изворотливее лгал
Жил лучше, чем твоею искрой гений.

О, как они спешили взять свое…
Не брезгуя насиловать и грабить…
Бывало трезвым и дойдет словцо твое,
А выпьют и айда его похабить.

Я каждому внушил: живешь, пока богат,
С деньгами нет твоим желаниям преград.
Всему, в миру, установил я цену
И дешево купил делам твоим измену.

Людей я искушал «добром», что им в угоду
И все им разрешал в обмен на их свободу.
Пришел черед и мне поцарствовать над ними.
О! Как мила мне власть над душами людскими!

Отныне царству зла расширю я границы!
Тебе же никогда не выйти из темницы!»

На что Бог отвечал: «Решил, твоя взяла?
Но так ли плохи у меня дела?

Ты думаешь легко создать прекрасный мир?
Я ошибался раз, и два, и более…
Ты плоть пленил и уж справляешь пир,
Меж тем мой дух не ведает неволи!

Не можешь ты понять, что я – творец,
Ты – разрушитель, разум твой бесплоден,
Хоть всей Вселенной завоюй дворец,
Но и тогда не будешь ты свободен
От мысли, что вот-вот придет пора
Смущенья твоего пред торжеством добра!»

Он замолчал, напряг могучий лоб…
Чу! Что за шум? Ужели вновь потоп?

                *   *   *

                Метель

Снег искристый кружится,
Завела зима пурги канитель
То в небо взмыла белая грозная птица-
Птица севера - метель, птица вольных просторов -
Метель.

То уймется, то снова
Так махнет крылами – ставни с петель,
Да русская природа  бывает сурова:
Слепнет ночь и меркнет день, если вдруг поднялася
Метель.

Заметает владенья,
Словно мягким пухом стелет постель,
А стихнет все - умчатся печали, сомнения,
И уступит свету тень, там, где прежде кружила
Метель.

В завывание вьюги
Влился бубенцов веселый коктейль,
То в споре, кто быстрее
Сошлись две подруги. Их победа- это цель
Птица-Тройка и птица-Метель.
                1998 г.

               *   *   *

          Гимн носовому платку

В толпе митингующих, в числе зевак
Тешу прохладой беззубый рот,
Скулы свело, не осилю никак
Урны не видно, вокруг народ

Смотрю настороженно
   На нечто, растаявшее в руках
             Вдруг, бах!
                Эй!?
               На губах
вкус мороженного,
Стекающего с косматых бровей.

Представьте: лицо залеплено
Не вижу низги,
Как будто из под кепки, пенно,
Текут мозги…

Так стоял бы безмозгл и слеп в толпе,
Но карман огреб- и платок в руке.
Ни гербов, ни рыл на платке нету,
Но он путь открыл к чистоте, к свету.

Мысленный ряд замыкая в кольцо,
Хвалою платку итожу:
Славься во веки то, что в лицо
Превращает чумазую рожу!

Чем ждать от вождей вожделенной лжи,
Превращаясь в толпы навоз,
Платок носовой в кармане держи
Про на поветры верткий нос.    
                1986 г.

                *   *   *



               

Погост у дороги- судьба вековая
Церковный притвор как разинутый рот,
Который к прохожим беззвучно взывает:
Очнись от безверия русский народ.

Вот рваный плакат над разбитым оконцем
С призывом идти к коммунизму- вперед,
А рядом другой, обесцвеченный солнцем:
- Очнись от невежества… …етский народ.

Когда-то в той церкви крестили, венчали,
Учили друг друга, и бога любить,
А нынче, здесь место вселенской печали,
Которую нам не дано утолить.
                1980 г.

                *   *   *

Мы разучились видеть красоту,
С шедевров рукотворных глаз не сводим,
Стремясь постичь ваятеля мечту,
Мы в неживом мечту свою находим.

Увы, предмет что нам представлен- мертв,
Да он красив, но это лишь искусство,
В нем лживо все, и замысел и чувство,
Под маской ангела сокрыт коварный черт.

Мы разучились видеть красоту-
Жизнь наша- брань в соперничестве вечном,
На ближних нищету и наготу,
Взираем похотливо и беспечно.

Корысть свою скрывая очень ловко,
Беремся мы делить ущербный мир,
Презренный кич- крикливая дешевка,
Вот ныне настоящий наш кумир.

Мы разучились видеть красоту
И ветрены в общенье с совершенством,
В погоне за сомнительным блаженством
Переступаем разума черту.
                1987 г.

               *   *   *

Должно быть было множество причин,
Того, что нынче наблюдаем с вами-
В России нет ни женщин, ни мужчин
Остались только бабы с мужиками.

Язык, что русским был, так искажен,
Что слух порой бывает поражен
Столь редкому наличию слов понятных
В обилии выражений непечатных.

И в лексиконе каждого второго,
Что состоит из одного словца
И служит для общения лица,
Заложена большой души основа.

Я выдвигаю свежую доктрину-
Пришла пора переименовать
То, что зовем Россией, в Матерщину.
Не плохо? Тра-та-тит-твою не мать!


               *   *   *
 
Не напрасно молва твердит,   
Все мы родственники, поверьте:
Две фамилии после смерти-
Этим- Умер, а тем- Убит.

               *   *   *

Как-то вздумалось медведю мне в соседний лес пойти
И большую бочку меда повстречал я на пути;
Бочка меда для медведя штука ценная весьма,
Как же хочется отведать мишке меду задарма.

Только бочка ломит цену:»Ты медведь меня прости,
Чтобы чуточку отведать, ты за все мне заплати».
- Бочка, ты наверно дура, у меня ведь денег нет,
Все мое богатство- шкура, да большой авторитет.

Дай медку хлебнуть на пробу, после будем торговать»
- Знаю вашу я утробу, сколько можно вам давать ?
Ты возьми меня в берлогу, потеснимся, так сказать,
Во мне места хоть не много, но ты сможешь залезать…»

Завела такие речи видно бочка неспроста,
Так и хочет сесть на плечи.»А ты часом не пуста?»
Как бы ни было, но меду бочка так и не дала,
Разошлись у нас дороги, вот такие брат дела.

Бочка меда для медведя штука ценная весьма,
Как же хочется отведать мишке меду задарма.
Только ей на это дело оказалось наплевать,
Очевидно надоело часто крышку открывать.

Повернулась, покатилась, только кругом голова,
Видно сильно рассердилась на медвежьи на слова.
- Вас, в лесу, таких навалом, да и мне пора идти»
Ах, как сладко навевало мне медком на всем пути.

                * * *

Шел я вечером, поздним вечером,
Вижу, лодочка на пруду,
Сел я в лодочку, взял я веселки,
И гребу, не предвидя беду.

В тишине ночной утки крякают.
Жабы квакают в камышах,
Жабы квакают, утки крякают:
Кря-кря-кря, кря-кря-кря, кря-кря-кря.

В лодке дырочка оказалася
И вода в нее полилась,
Да еще к тому-же поломался руль,
А вода: Буль-буль-буль, Буль-буль-буль.

Пожалел тогда, что не взял я круг,
Ну какой же был я осел,
И пошел ко дну…, но проснулся вдруг.
Вот и все, вот и все, вот и все.
 
                *  *  *


               


Рецензии