сыворотка Томаса Дугласа

Томас Клемент Дуглас самый знаменитый канадец в Канаде.

Он родился в Шотландии, прожил 82 года и умер в 1986 году в Оттаве.

Карьера Дугласа это история о том, как великие идеи становятся основой малых ежедневных дел, и побеждают эволюционным путём.

Всё самое значимое в своей жизни Дуглас совершил, будучи в течение 16-ти лет с 1944 по 1960 год, премьер-министром одной не самой большой и не самой важной канадской провинции – Саскачевана.

Но результаты работы Дугласа в своей провинции изменили мир.

Стандарты жизни, созданные Дугласом и его коллегами для полумиллиона жителей небольшой территории, стали сегодня нормой для сотен миллионов людей.

Фактически в 1944-1960 годах в Саскачеване был осуществлён социальный эксперимент, который в дальнейшем распространился на Канаду, США и другие страны.

Дуглас и его сторонники ничего не изобретали – они боролись за разумную справедливость здесь и сейчас.

Вот неполный список их результатов:

• Создание муниципальной электрической компании, которая электрифицировала отдалённые ранчо и посёлки, поддерживая одинаковые цены для всех. «Капитализм есть социалисты у власти плюс электрификация всей территории».

• Первая в истории Канады система всеобщего обязательного страхования населения силами муниципальной страховой компании.

• Создание сети муниципальных коммунальных предприятий, которые, конкурируя с частными фирмами, обеспечили единые стандарты услуг по единым ценам.

• Законодательно установленные стандарты общественных услуг.

• Первая в истории Канады и США система бесплатной больничной медицины.

• Принятие первого в истории Закона о правах человека. (Билль о правах жителя Саскачевана против любого вида насилия над личностью со стороны государства, частных фирм и других людей). Закон принят за полтора года до голосования в ООН за Декларацию прав человека.

Премьер Томас Дуглас и казначей  Клеренс Файнс вместе с теми, кто поддерживал их правительство и работал в нём, сдвинули на местном уровне процессы, которые в дальнейшем развивались в 13-ти других провинциях Канады и на федеральном уровне.

Некоторые начинания Дугласа проходили испытание временем и стали федеральными законами в середине 90-х, когда никого из членов его кабинета уже не было в живых.

Борьба с частными компаниями в Саскачеване была очень острой – вплоть до забастовок врачей, саботажа капиталистов и банков.

О забастовках ниже.

Помнится в классе в 6-м, получается – в  конце 70-х, я задал учителю истории вопрос: «Почему до сих пор не случилась мировая революция?».

Официальный ответ тогда был такой: «Капиталисты, напуганные Великой Октябрьской социалистической революцией и успехами СССР, предоставили своим рабочим немного прав, облегчили им жизнь».

Более глубокий ответ содержал такую мысль: «Капиталисты раскололи рабочий класс на высокооплачиваемых квалифицированных и низкооплачиваемых неквалифицированных рабочих».

Получалось, что капиталисты обхитрили рабочих, понимая угрозу революции.

Ближе к перестройке нам уже объясняли, что всемирно-историческое значение ВОСР состоит именно в том, что рабочий класс на Западе получил некоторые права под угрозой свержения власти капитала.

При этом подчёркивалось, что советские рабочие всё равно живут лучше, а неискоренимые пороки капитализма (безработица, наркомания, проституция) неизбежно приведут к краху западного мира.

Никакими подачками мировой капитал не избежит своего неизбежного краха.

В качестве примера борьбы рабочих за свои права приводились стачки в конце 19-го века в Чикаго и постоянные забастовки в наши дни.

Рабочие на Западе боролись за те права, которые рабочие в СССР давно уже имели: восьмичасовый рабочий день, два выходных в неделю, право на труд, ежегодный отпуск, бесплатное образование и медицину.

Забастовка за повышение зарплаты тоже понятна.

Таким образом, картинка складывалась.

Борьбу рабочих за свои права на Западе возглавляют коммунистические партии.

Советский Союз распустил Коминтерн, потому что Коминтерн уже сыграл свою роль в организации борьбы по всему миру и чтобы выбить козырь у западной пропаганды, будто СССР стремится к заговорам и переворотам.

Зачем нам заговоры, если передовое учение марксизм-ленинизм объективно предсказывает, что противоречия капитализма неустранимы!

Он же, марксизм-ленинизм, обеспечит процветание СССР, потому что идеи Маркса всесильны, потому что они верны и стали силой, когда овладели массами.

Ещё на Западе были социалисты. Относиться к социалистам полагалось двойственно.
 
С одной стороны борьба социалистов за права рабочих облегчает рабочим жизнь, но с другой стороны социалисты своей борьбой отдаляют неизбежную революцию, потому что сглаживают противоречия между трудом и капиталом.

Социалисты соглашатели – они не стремятся свергнуть власть капитала, а наивно верят в договор с врагом пролетариата.

Тут внезапно грянула перестройка и на нас выплеснулась совершенно иная идеология.

Из-за бурных событий тех лет мне даже трудно проследить этапы моей эволюции.

Первоначально перестройка должна была улучшить жизнь в СССР под руководством КПСС.

Для этого приказано было выявлять и обсуждать наши проблемы и недостатки.

Обсуждая недостатки, газеты и журналы быстро выяснили, что главной проблемой в СССР было отсутствие стимулов к труду.

Писали также о других проблемах: отсутствие конкуренции, недостатки текущего планирования и даже вскрывали пороки плановой системы как таковой.

Это подрывало основу всей идеи построения коммунизма.

Вдруг выяснилось, что рабочие на Западе живут лучше, чем в СССР, что на Западе тоже есть социальные гарантии, бесплатное образование и медицина, что на пособие по безработице можно прожить, что наркомания и проституция в СССР тоже присутствуют,  расизма у нас нет потому, что нет людей негроидной расы, а отношение к жёлтой расе не слишком толерантное.

Разрешили мелкую спекуляцию, не отменяя уголовную статью за неё. Просто нужно было зарегистрироваться. Кооператор или, зарегистрированный спекулянт, не преследовался за спекуляцию, потому что продавал товары по свободным ценам.

Свободные цены были главным стержнем новой жизни.

Вообще слово «свободный» приобрело конкретный смысл.

Свободным стал тот, кто может всё купить и всё продать. Деньги стали символом свободы, её синонимом.

Когда это случилось, ни о какой власти КПСС я уже не думал.

Само собой получилось, что власть КПСС и свобода денег несовместимы.

Борьба компартии против власти денег ещё продолжалась несколько лет.

Когда запретили КПСС, а коммунисты стали обычной парламентской партией, вместо них в борьбу за власть против денег включилось централизованное государство.

Я выступил на стороне денег, не потому что был категорически против коммунистов или государства, а потому что видел, что деньги сильнее.

Деньги давали своим сторонникам намного больше и сразу, а коммунисты и государство боролись, по сути, не за власть, а за те же деньги.

В общем, всё быстро покаталось в тартарары.

Мне, например, в юности и теперь ни разу не приходила в голову мысль проследить как на Западе при всех проблемах и несправедливости капитализма простые люди получили права и социальные гарантии.

Представление было такое: забастовка-уступка, забастовка-уступка. Несколько фильмов Голливуда подтверждали близкий ход событий.

Когда в эпоху СССР в программе «Время» сообщалось о победе коммуниста на выборах мэра в итальянском городишке, я радовался вместе со всеми – революция близка.

Чего добился мэр-коммунист и куда он делся через год в программе «Время» не сообщали.

И вот на днях читая тексты по новейшей истории Канады, я наткнулся на нечто для себя новое – карьеру социалиста Томми Дугласа, как его на американский манер называли в Канаде.

Родители Дугласа во время Первой мировой ненадолго снова вернулись в Шотландию.

Образование Томаса прерывалось. В юности он увлёкся модной в то время евгеникой.

Диплом Дугласа в колледже содержал такие пассажи: «Необходимо тестировать людей. Не прошедших тесты лишать прав, ограничивать для них рождаемость вплоть до стерилизации».

Томас Дуглас пытался делать карьеру в научной социологии. В университете он познакомился с марксистами, которые «беспредметно ожидали мировую революцию, не желая ничего делать сегодня для улучшения жизни рабочих и фермеров».

Попытки политической карьеры на федеральном уровне быстро разочаровали Дугласа.

Он решил сосредоточиться на местных делах в одной из провинций.

Описание инструментов, которые применялись правительством Дугласа для социализации жизни в Саскачеване, занимают слишком много места, но это не цепь побед, а ежедневная работа от успеха к успеху через неудачи и трудности.

Дуглас прославился своими афоризмами и баснями. Самая знаменитая его басня «Страна мышей». В ней Дуглас сравнивает избирателей с мышами, которые решают, кого назначить политическим лидером в стране мышей: белого или чёрного кота.

Подшучивая над идеями евгеники, Дуглас сравнивал аристократов со сливками, средний класс называл молоком, а простой народ – сывороткой, водной субстанцией, которую приходится утилизировать, но без которой нет ни молока, ни сливок.
 
Впрочем, карьера Дугласа указывает на то, что он всю жизнь с типичным для шотландцев упорством искал способы использования сыворотки в дело.

Ещё Дуглас говорил: «В Вашингтоне свои ястребы и голуби, а Оттаве свои попугаи».

В юности Дуглас намыливал лица клиентам парикмахерских перед бритьём, прерывая образование, работал на пробочной фабрике,  в вечерней школе изучил испанский и португальский языки, разносил газеты и журналы, торговал книгами на улице, пять лет учился и работал оператором линотипа, мечтал о духовной карьере и в конце жизни получил непостижимое для меня звание Министра Баптизма.

Список наград Дугласа впечатляет, но лучшей из них стало признание Томми Дугласа Величайшим Канадцем, где Дуглас в опросе телезрителей опередил Уэйна Грецки, Александра Бэла и десяток других, имена которых ничего мне не говорят.

Одно из своих последних публичных выступлений Томми Дуглас закончил словами: «Скептики сомневаются, хватит ли у людей денег для человеческой жизни. Если мы будем бороться с бедностью и несправедливостью так же самоотверженно, как мы боролись в 40-е годы с фашизмом, мы победим».


Рецензии