В поэты и писатели из ЖЖ? Эхо Вечерних стихов
Все течет, все изменяется в мире творчества, хотя говорят, что давно ни в жизни, ни в творчестве нет ничего нового.
И на самом деле, как пыталась защищаться одна из дам, когда ее упрекнули за то, что стиль слишком стандартен, ну не за что зацепиться, она стала говорить о том, что у всех у нас одни и те же буквы, запас слов примерно одинаков( последнее очень спорно), а потому монологи героинь у разных авторов могут совпадать до запятых, важно, кто первый это опубликовал - тот и автор.
Позабавило такое сравнение. Представила себе, как сели втроем написать рассказ о несчастной любви Тургенев, Достоевский и Толстой. Потом начали друг другу читать эти рассказы, и все совпало – те же реплики, тот же набор слов, та же стилистика, а почему бы и нет, писали-то о бесприданнице – буквы те же, слова те же, вот и совпало.
Почему тогда этого быть не могло, если бы даже сидели они в одной комнате, угадывали мысли друг друга, а в наше время это стало реальностью?
Правда был один казус, даже скандал и тогда, когда вышел роман Тургенева «Отцы и дети», Гончаров стал твердить о том, что он украл у того сюжет о нигилистах, а потому как пишет быстрее и значительно меньше объем его романа, то и оказался первым.
Но тогда только начиналось это движение, идея мелькала в воздухе. А чтобы убедиться насколько разными получились и шедевры, и герои, сравните Базарова и Марка Волохова, хоть что-то между ними есть общее, в чем-то пересекаются? Да они как небо и земля, а уж очарование и поэтика "Обрыва", никак не сравнится с суховатым, заполненным политикой повествованием Тургенева.
Хотя есть общее в сюжете - это повествование о дворянском гнезде, о человеке, который туда врывается, чтобы все разрушить и ничего не создать – на этом сходство и заканчивается, а вот как об этом рассказать – это уже вопрос мастерства, а не ремесленничества…
Но это у классиков, а что же случилось с нами в 21 века, да еще в Год литературы, почему же многие наши тексты так похожи, словно под копирку написаны, и выражение лица оказалось общим у разных авторов, коих тысячи и тысячи на сайте, живут они в разных местах земного шара и никогда не пересекались?
Верю, что дамы не переписывали друг у друга эти самые шедевры, ну разве что списывали с какого-то третьего текста, или просто так вышло, стандарт и здесь существует, хотя для творчества он губителен, но писателем быть очень хочется.
И тут по радио ( оно часто помогает в трудную минуту) и услышала ответы на все свои вопросы. Интервью с очередной популярной писательницей, изданной, чем-то там награжденной, подразумевается, что она владеет нашими умами.
Девушка работает бухгалтером( могу соврать, но профессия вовсе не творческая), завела страничку в ЖЖ и оттуда прямо шагнула в великую русскую литературу. Ну пусть и не великую, но в современную точно шагнула.
Конечно, не она первая, был до нее господин Минаев, который этот путь проложил, и очень успешно по нему прошелся. Кто-то из литературоведов даже посчитал его первый роман шедевром сослепу, перечитал во второй раз и решил, что это просто современная литература –ну такая, какая есть, увы, что имеем, то имеем.
Но идея оказалась заразительной, и вот уже стали штамповаться писатели из бухгалтеров и парикмахеров, кому-то повезло больше, или как в финансовой пирамиде, они оказались первыми, потому свои высокие проценты в виде публикаций и минуты славы получили.
А что на безрыбье и пост в ЖЖ – это уже практически литература, а если человек усидчивый и трудолюбивый, то этого вполне достаточно для пути на Олимп. А если он прославился, скажем, в кино или живописи, или просто тусовщик без определенного рода занятий, то еще дополнительный бонус для того, чтобы все получилось, по крайней мере внешне, ну ведь похоже на литературу.
А потом начинаются признания, о том, что сама она ни одного сочинения в школе не написала (все списала из золотых сочинений), а тут прямо писательница с мировым именем. Это вариант современного чудо, ведь практически из мертвых воскресили.
Спросите, почему я лично возмущена, когда из ЖЖ шагают прямо в писатели, да по той простой причине, что дневники и даже неплохие стихотворения писала каждая барышня себе в альбом, но у них даже мыслей не было о том, что они уже поэтессы и писатели.
Поговорить с кем-то, доверить свои мысли и чувства бумаге – всегда интересно. Но простите меня, те самые барышни "учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь", им не приходило на ум переписать сочинение из изданной книжки и выдать за свое, и спокойно после такого подлога аттестат получить и писателем называться. Они прекрасно разбирались и в жанрах, и в видах и прочих тонкостях литературного мастерства, и уж судить о том, что хорошо, и что плохо могли точно.
У наших выходцев из ЖЖ ничего этого и близко нет, они даже не скрывают этого, и что же в итоге в тех самых изданных книжках? Откройте каждую вторую – сплошные монологи, если это миниатюра, бесконечные диалоги – если рассказ или повесть. Там больше вообще ничего нет - подслушал и успел записать -уже шедевр.
Герои только говорят, говорят, говорят и не могут рта закрыть. Даже пьесы Чехова в таком формате проваливались, помнится, а тут не пьесы, а рассказы, романы выдают, глазом не моргнув.
Сначала была уверена, что мне это только показалось, но открыла 105 шедевр – и то же самое, более того, последней репликой шедевр и заканчивает. Написать что-то типа : Он остановился у моста, и замер, не зная, куда идти дальше, - даже на это фантазии не хватает.
- До свидания крошка, я тебе еще позвоню.
Все- повествование обрывается. Словно бы законспектирован какой-то диалог, и этого хватит непривередливому читателю, а не нравится и не читай, конечно, не читаем, просматриваем и закрываем, это же просто кошмар...
Все правильно, о том, что в романе есть еще какие-то описания, хотя бы простенькие, могут быть письма, вставные главы, да что там, роман в романе –прием, которым так любят пользоваться мастера, они представления не имеют, не догадываются, что такое может быть.
О времени и пространстве, которое очень отличается от реального, мы им рассказывали на уроках сто раз, показывали, приводили пример «Улисс» Джойса, где все умещается в один день, и громадную роль играет мифический пласт на фоне современного развития события. Все, как звук пустой. А расскажу-ка я как Макс встретил Кристину, куда они пошли и что делали, а главное, о чем говорили. .
То что параллельно соперница расскажет о том, как Ден встретил Яну, куда они пошли, а главное, о чем говорили, об этом я не думаю. Это же моя идея, мой сюжет, а если совпадет, а совпадет обязательно, потому что в одной школе новоиспеченные писательницы учились, то можно и засудить ту, которая у меня украла уникальное творение. Это ж какую наглость надо иметь, взяла и переписала.
Тут один добрый молодец из-за частушек судиться собрался, уверяя, что сочинил их он, а у него украли...
Нашим выходцам из ЖЖ с их бесконечными фотками и сообщениями о том, куда они ходили, что ели, что купили, которые утром в реальности, а вечером в рассказе, противостоит другая группа авторов- выпускников филфаков и Литературного института – у этих ребят слишком много познаний о литературном процессе, они все знают (если нормально учились), хорошо, что их не так много, как авторов ЖЖ, каким может стать каждый, вот где каждая стряпуха поста может стать писательницей. И они представляют страшную угрозу для последних.
Сначала я не могла понять, откуда такое противостояние, такая неприязнь, враждебность, столько копий сломано. А ведь все просто, авторы из ЖЖ мысленно или вслух повторяют знаменитую фразу: - Мы Литинститутов не кончали, но тоже писатели, а потому не смейте нас критиковать, и не рассказывайте нам, что такое метафора и метонимия, ямб и хорей, не знали и знать не хотим. А вот в СП я уже вступила, потому руки прочь от меня и от моих произведений..
Самое смешное, что когда эти ребята из ЖЖ идут на передачу «Вечерние стихи», скажем, где присутствуют критики, и они прекрасно знают, что там происходить будет, происходят забавные вещи. Сначала они уверены, что их там примут на ура, и критики будут вверх чепчики кидать- самородок, гений, с кучей званий и наград, да в СП принятый - это ж какое счастье, такого послушать.
Когда критики начинают очень мягко говорить о том, что это никуда не годится, или годится, но далеко не все, и у литературного творчества есть свои законы- хамство, обиды, сплоченные группировки против критиков возникают мгновенно, тут уж и личности, и грехи тех самых критиков, и коронное:
- Да меня сам Пушкин слушал и хвалил, а ты кто такой? – возникают с завидным постоянством.
Да, есть еще один вариант:
-Они своих из Литинститута проталкивают, а мы сиротинки чужие, вот и обрушились на нас и с грязью смешивают публично.
И даже не возникает вопроса, что те самые свои может быть просто смогли какие-то законы познать, не зря учились. Авторы ЖЖ не понимают, что незнание законов не освобождает их от ответственности за все косяки в шедеврах. А то, что миллион лайков получили еще мало о чем говорит, ну может быть красивые глаза понравились тем, кто хочет познакомиться и не скупится на похвали, или душа у него большая и щедрая.
Но что сотворено, то и сотворено, авторы ЖЖ прорвались в литературу, и как провинциалы в столице, они очень хотят захватить, покорить, доказать, что они лучше, что больше могут, и при этом страшно деятельны, как танки на Красной площади, трудно не отступить, сметут в один миг.
Разобщенные таланты, которые в той столице родились и живут, относятся к этому спокойно и почти равнодушно, они-то знают себе цену и в себе уверены, вот это и обрекает их на поражение.
Когда у Игоря Царева - поэта с большой буквы, высочайшего профессионала, не членством в СП это доказавшего, спросили, почему он больной идет на передачу «Вечерние стихи», зачем ему это надо, он тихо, но очень четко сказал:
-Иначе их будет значительно больше, и они побелят.
Он упорно оставался там, в том противостоянии до последнего дня.
Игоря Царева уже два года нет с нами, весь 2014 год я вижу, как они побеждают, если в его бытность противостояние Мастеров и ремесленников было 30 к 70 – нормальное соотношение, то сегодня их 10 к 90, если не больше.
В финале передаче 2014 года просто было очевидно, что все они выходцы из ЖЖ, не за кого зацепиться, не о ком слова доброго сказать. Из них выбрали победителей.
Меня позабавила последняя реплика в чате программы ( к чату можно как угодно относиться, но в наблюдательности и точности суждения ему порой не откажешь):
• Всё, 2014 год на х… закрыт! Аминь.
Подробнее:
Можете сами полюбоваться, и все это было бы смешно, если бы не было так грустно на самом деле.
В новом году уже возникло три скандала, когда поэты после передачи поднимаются на бой против критиков, вместо того, чтобы своими текстами заняться, посмотреть, что бы там исправить, ведь столько нужных и точных замечаний они услышали, когда и с кем еще такое случиться, лайками забросают, и потонешь в них, как из болота не выбраться.
Но нет, помнится, девица после экзамена трясла книгой золотых сочинений перед комиссией, ( какова наглость) и кричала, что сочинения золотые, не может быть четверки, она пойдет это опротестовывать, почему у кого-то будет за этот текст 5, а у нее 4, то, что могут 2 за списывание поставить – об этом она в ярости даже не думала. Так и эти ребята, собирая адвокатов, не понимают, что адвокаты при определенных обстоятельствах будут защищать и отмазывать кого угодно, и не важен им уровень вашего творчества.
Но с грустью вспоминая о Игоре Цареве и его желании противостоять антитворчеству, остается только попросить у него прощения и помянуть добрым словом, увы, почти нет больше таких князей, которые противостояли бы монголо-татарскому игу...
Все меняется в литературе, и меняется в худшую сторону, можем ли мы с этим как-то бороться, что-то сделать? Я не знаю, честно, не знаю.
Уверена только в одном, что автор ЖЖ может стать писателем или поэтом только в том случае, если будет учиться, учиться и учиться, а не бороться с законами творчества, не отстаивать свою правоту, и не требовать пятерки за золотое сочинение, списанное из книги, охотно представленной им мошенниками, которые на этом состояние заработали…
Такие вот печальные итоги современного литературного процесса, увы и ах.
Послесловие
Пересмотрела поименно всех участников полуфинала и финала 2014 году, прошу прощения у Светланы Максимовой, Сагидаш Зулкарнаевой, - они настоящие - просто не очень их разглядишь в общем потоке, но в финале их не оказалось, что и требовалось доказать, увы....
Для сравнения, в финале 2012 года были, из тех, кто мне очень дорог:
Ольга Аникина, Чен Ким, Сола Монова, Игорь Царев, Амирам Григоров, Андрей Воркунов.
В финале 2013 года
Виноградова Евленья, Иван Грозный, Татьяна Гурова, Турунтай, Эллионора Леончик, Андрей Моисеев и Надежда Бесфамильная.
Что же случилось в 2014 году- смена власти, бунт бессмысленный и беспощадный?
Страшно даже представить, что будет в финале этого года....
Анонс новой передачи
17 июня в 21:00 в гостях у «Вечерних стихов» Алексей Николаевич Варламов – ректор Литинститута, главный редактор журнала «Литературная учеба», профессор МГУ, доктор филологических наук
Что это? Попытка поговорить о профессионалах, вернуть литературе хоть какие-то ее позиции? Надеюсь на это.
Свидетельство о публикации №115061502368
Спасибо, Любовь.
Я поймал себя на том, что в этом году "Вечерние" смотрю особым способом. В живую передачу не смотрю. Стихи авторов, если кажутся интересными читаю в текстах. А передачу смотрю в записи. Проматывая до выступлений критиков. Ольгу и Марину слушаю и смотрю.
Чен Ким 30.06.2015 09:42 Заявить о нарушении
Ваш финал все время перед глазами - там все были одинаково хороши вне зависимости от мест, которые поставили критики, в прошлом году тоже, только со знаком минус, как не расставляй, все равно -"в музыканты не годитесь". А если прикинуть этот год, из тех, кто уже бессмертный вроде, так радуешься тому, что ты смертен. Думаю, что экспертам надо приложить максимум усилий, пока еще есть время, чтобы хоть что-то исправить.
Мне трудно представить твои юношеские стихотворения, но то, с чем выходят эти молодые дарования -тихий ужас, кроме дикого апломба ничего и не запомнилось...
Это может не нравиться, но должно быть талантливо, в любом случае...
Ну и все Вы из первого призыва -пример того, что у поэта должна быть Личность и Судьба, иначе все это сыро и не интересно.
Критики у нас уникальные, так ведь еще и слушать ничего не хотят, вот в чем беда...
Люба
Любовь Сушко 30.06.2015 09:57 Заявить о нарушении
Какая-то поперла вкусовщина. В компании тех, кто приглашает, есть просто активные, хорошие люди наверное. Но они нифига не чувствуют стихи... И приглашают тех, кто им понятен.
Есть счастливые исключения. Татьяна Калугина привела вот парня из Екатеринбурга. Дьячков кажется... Александр. Очень точный, городской такой поэт... И плохо за него голосуют. Потому что уже вектор передачи куда-то извернулся не туда.
Тихий, стойкий голос серьезного поэта не слышен.
Эстрады много.
Чен Ким 30.06.2015 11:16 Заявить о нарушении
Понимаю, почему тебе понравился Дьячков, но он заявил, что работает в русле православной поэзии, а там такие термины, такие образы, мотивы, что священники наши дар речи потеряют. Это католики "Догму"(фильм об ангелах), спокойно принимают, но у них другое отношение к прогрессу в вере тоже, а наши закаменели в формализме. Если бы у него была просто городская лирика, тогда -да, а так противоречия страшные...
Люба
Любовь Сушко 30.06.2015 12:10 Заявить о нарушении
А там вон оно как.
Лучше поэтам не говорить)))
Чен Ким 30.06.2015 15:57 Заявить о нарушении