Связать свою судьбу или Нить Ариадны

По просьбе читателей мы продолжаем заочную экскурсию по залам Краснотуранского историко – этнографического музея. Центральной фигурой выставки «Крестьянский быт» являются кросна, на которых ткала Татьяна Андреевна  Сморгунова в 1930-1940 годы прошлого столетия. Здесь же можно увидеть  веретено,  самопряху, трепало, ткацкий челнок, и прочие предметы, которые использовались для производства тканей в 19-м и первой половине  20 века. А что мы сегодня знаем об этих вещах, которые сегодня не только в городской квартире, но и в сельском доме не отыщешь? Ведь помимо того, что эти предметы являются экспонатами музея, они знакомят нас традициями   наших дедов и прадедов, местными обычаями,  старинными обрядами, праздниками, предметами деревенского быта и народными ремёслами, заглянуть в глубину истории. 
По некоторым историческим данным с 1864 по 1914 годы в Сибирь переселилось 3 687 человек, среди которых преобладали  выходцы из южной России. В это время  население юга Сибири отличалось разнородностью.  Его условно можно разделить на  коренные  народы, старожилов и переселенцев. Каждая из этих категорий населения имела различие в ведении хозяйства, в быту, и даже в одежде. Старожилы, например,  мало выращивали льна и конопли. С прибытием переселенцев в наши места посевы льна увеличились, так как они привезли с собой семена данной культуры лучшего качества. Переселенцы  производили домотканую холщевую одежду, у них была более развита техника ткачества. У «вновь прибывших» в наши края бытовало мнение, что одежду из покупных тканей носят «только лентяи». Еще долгое время в наших местах орудиях труда по обработке волокнистых растений сохраняли различие. Старожилы чесали лен на горизонтальной щетке, а приехавшие на гребне. У старожилов использовались  более длинные мотовила, и их  величина  соответствовала размаху рук хозяйки, а размер подобного орудия труда переселенцев  был короче, так как в местах их прежнего жительства регламентировался помещиком.
В фондах музея хранятся прялки Татьяны Байкаловой и Валентины Цветаевой, щетки для обработки конопли и льна Михаила Васильевича Свинина из села Листвягово и Марии Антоновны Коваленко из села Моисеевка.
Прежде чем, брошенное в землю зерно или остриженная овечья шерсть превращалась в одежду, они проходили долгий путь обработки. Их пряли, мяли, чесали, ткали руки женщин. В  эпоху, когда буквально все предметы каждодневной необходимости изготавливались своими руками, первейшей обязанностью женщины, помимо приготовления пищи, было обшивать всех членов семьи. И не случайно многие древние народы делали хозяевами и хранителями судеб не Богов, а Богинь, сидящих за прялками или за ткацкими станками.
 Мы можем сегодня в зале музея любоваться прялкой и изящной формы веретеном Полины Станиславовны Чушняковой из деревни Старо-Свинино. Мало кому известно, что ткацкий и прядильный инвентарь применялся в ритуалах плодородия и увеличения рождаемости, в сельской магии, являлся центром народных примет.  Используя веретено, можно было приворожить жениха, узнать о супружеской измене мужа.  Недотканная навитая основа угрожала смертью или болезнью. Женщины бросали в колодец кудель, веретено, нить, задабривая тем самым женское божество.
Бабушки и прабабушки были очень трудолюбивыми: например, для того, чтобы в одиночку соткать за шесть месяцев три холста по 50 м длиной, нужно было провести за ткацким станком по двенадцать-пятнадцать часов в день. А чтобы спрясть нитки из одного пуда подготовленного волокна, требовалось ни много ни мало девятьсот пятьдесят пять часов усердной работы. Сравнительно недавно,  полвека назад, можно было увидеть в сельских домах кросна, на которых наши бабушки ткали половики. К сожалению, вместе с этим поколением ушло в небытие и их ремесло. Вряд ли сегодня какая-нибудь хозяйка рискнет сшить себе наряд, соткав предварительно ткань.
А  ведь еще в начале 20 века искусство ткачества ценилось!  Первую нить, созданную руками девочки, сматывали в клубок, и мать приберегала ее до тех пор, пока дочь не станет невестой. И вот тогда-то, готовя её к таинству свадьбы, мать опоясывала своё дитя этой нитью под всеми. Считалось, что после этого обряда, дочь станет хорошей хозяйкой, и в ее доме будет достаток.
Аграфена Федоровна Рыченко, жительница деревни Сыда, передала на хранение в музей самопряху. Женщина  всю жизнь пряла шерсть, ткала и чесала лен. Вряд ли она задумывалась о том, сколько километров нитей создали ее руки. А, между тем у русского народа, нити всегда предавалось большое значение. Бытует выражение «связать свою судьбу» с кем-то или чем-то. С древних пор наши предки считали: льняная нить, которой «повивали» пуповину младенца, накрепко, на всю жизнь «прививала» к нему его Долю – маленькое Божество личной судьбы, даруемое каждому человеку Матерью.
Для пошива одежды и хозяйственных нужд создали наши землячки  «тысячи тысяч» километров нитей изо льна, из шерсти и даже из конопли. Я разглядываю музейные экспонаты, и воображение рисует картину: поздним вечером спят домочадцы, за печью тихо поет сверчок, горит лучина,  жужжит прялка, и из-под рук женщины тоненьким ручейком струится «нить Ариадны», которая связывает прошлое и будущее.
Нет необходимости убеждать читателя в том, что историю своей земли необходимо изучать и передавать её по наследству. Забыв прошлое, мы рискуем потерять свои корни и подвергнуться духовной деградации.


Рецензии