Пирушка на Шпицбергене...
...Северный Ледовитый Океан... Норвежский архипелаг Шпицберген...
Флагман советского морского пассажирского флота турбоход "МАКСИМ ГОРЬКИЙ" бросил якорь в бухте Святой Магдалены. Эта бухта, расположенная севернее посёлка БАРЕНЦБУРГ, является одним из самых красивейших мест северной Европы. Наше судно выполняло круизные рейсы с немецкими, французскими, английскими и итальянскими туристами по странам Скандинавии и с заходом в Исландию, в порт Рейкьявик. Базовыми портами для посадки и высадки туристов являлись немецкие речные порты БРЕМЕН /бременские музыканты/ и БРЕМЕРХАФЕН.
Расстояние от бухты Святой Магдалены до Северного полюса всего - 781 километр, но летом, в круизное время года, здесь температура около 4-х градусов по Цельсию, естественно со знаком плюс.
Заходы в эту бухту, кроме того, чтобы можно было полюбоваться роскошной первозданной северной природой, совершаются ещё и для того, чтобы, если очень повезёт, конечно, своими глазами увидеть, как от сползающего здесь летом и тающего ледника, откалываются огромные глыбы и с невероятным грохотом плюхаются в воду. То есть, прибывшие сюда туристы, в этот момент, становятся очевидцами образования очередного айсберга.
Затем, после высадки туристов на берег, в строго отведённом месте и чётко ограниченного и при условии соблюдения строжайшей чистоты, чтобы не нарушить местную экосистему, турбоход поднимает якорь и устремляется ещё дальше на север, а это иногда составляет 8-10 часов полного хода.
В судовом расписании, так и значится - подход к границе вечных льдов. Когда судно начинает входить в шугу - плавающие мелкие фрагменты частиц льда и небольших льдин - резко сбавляется ход, а затем турбоход и вообще останавливается.
Далее, с точки зрения нормального, "затурканного" славянина, начинается вообще невообразимое: с судна спускаются катера и моторные плавсредства - мотоботы. В них производится посадка боцмана и матросов с огромными кастрюлями, в которые набирается местный снег и мелкий лёд, то есть набирается часть Северного Ледовитого океана. А затем, после отхода, уже вечером, в интимной и уютной обстановке судовых ресторанов и баров, на столы подаются ведёрки со льдом, этого самого северного океана, и охлаждённым в нём шампанским.
С нашей точки зрения - просто фантасмагоричная экзотика!!!
Не правда ли?!..
Здесь надо заметить, что подход к границе вечных льдов, связан с определённым риском для плавания. Если не совсем правильно выбрать скорость движения и место подхода к ледяным полям, то может произойти крупная и достаточно серьёзная неприятность - можно повредить корпус судна с последующей пробоиной и затоплением судна! Очень опасно!
И именно такой, пренеприятный случай, и произошёл с
" МАКСИМОМ ГОРЬКИМ" спустя два года.
Капитан не рассчитал необходимую скорость и судно, по инерции, врезалось крепнкую, толстую льдину, В результате столкновения была нарушена герметичность носовой части правого борта. Вода стала стремительно поступать в носовые отсеки. И, хотя и срочно, были перекрыты водонепроницаемые клинкетные двери, "МАКСИМ" стал резко крениться на правый борт, то есть турбоход, как я уже упоминал - гордость советского морского пассажирского флота, стал тонуть!
Пассажиров срочно снимали с борта судна норвежские спасатели береговой охраны, сначала вертолётами , а затем, оставшаяся часть пассажиров была эвакуированы на подоспевшие спасательные суда,
Пассажиров спасали норвежцы, а в это время, внутри турбохода, наш экипаж отчаянно боролся со стремительно поступающей внутрь ледяной водой, ставя на пробоины специальные "цементные ящики", то есть фактически боролся за его сохранение, как плавединицы.
И, таки Да! - спасли.
...Когда я первый раз был направлен на работу на турбоход "МАКСИМ ГОРЬКИЙ" и вошёл в свою каюту, я был просто поражён тем, что каюта была просто завалена огромными булыжниками. Как потом мне объяснили опытные моряки - побывав на ШПИЦБЕРГЕНЕ, просто обязательно необходимо, принести с собой в свою каюту с берега такой вот булыжник!
Это, оказывается, местная "святая" морская примета! И делается это для того, чтобы ещё и ещё вернуться, хоть бы раз сюда снова!...
Поэтому и я, повинуясь устоявшимся морским традициям, соответственно тоже приволакивал в каюту невообразимо огромные обломки местных скал, отборные "булыганы" и один из них, даже привёз себе на вечную память об этом круизе, в ОДЕССУ.
При заходе в бухту СВЯТОЙ МАГДАЛЕНЫ, выполняется специальный ритуал - в первую очередь на берег высаживаются боцман с матросами. Они сооружают специальные столы, за которыми в последствии, развернётся настоящее пиршенство, Столы будут уставлены невероятным количеством /буквально завалены/ разнообразных вкуснейших, приготовленных самыми известными в Европе поварами, блюд, вернее сказать - ЯСТВ! И, самое главное, рядом со столами будут установлены огромные дымящиеся кастрюли, с так необходимым здесь, /прохладно всё же +2-4 градуса/ обжигающим пуншем.
Но это будет предназначено, естественно, только для пассажиров, не для экипажа!
В связи с таким положением дел и просто безвыходностью ситуации, экипаж вынужден подготавливается к высадке на ШПИЦБЕРГЕН самостоятельно. Заранее комплектуются группы друзей по интересам, с которыми будет приятно и, вкусно тоже, провести время на территории арктической Норвегии.
У каждого члена такой группы свои персональные обязанности - один "добывает" мясо для шашлыка и маринует его, другой обеспечивает компанию вином и бренди, третий кондитерскими изделиями, четвёртый - экзотическими тропическими фруктами, охлаждённые примитивно-естественным образом и т.д.
Персонально на мою долю выпала самая почётная и ответственнейшая "участь -миссия" - добыть вино в достаточно необходимом количестве и быть виночерпием!
Поэтому я, ещё за неделю до прихода в эту замечательную во всех отношениях бухту начал, пользуясь весьма важными и "жизненно необходимыми знакомствами на продовольственном складе", заготовками - по ночам аккуратно переливал из пакетов, бутылок и фирменных канистр итальянское ресторанное вино "VINO de TAVOLO" в свою, заранее приготовленную 20-литровую канистру!
Высадка нашей бригады на берег прошла успешно - у нас охрана и вахтенные матросы не отобрали ни вино, ни мясо, ни шампуры, хотя вероятность такого неприятного развития событий сохранялась до последней секунды...
Перевалив за гребень местной сопки, мы уютно расположились в удобной лощинке с великолепным видом на Северный ледовитый океан и сползающий в него знаменитый ледник. Быстренько разожгли посильный костерок, хотя это было строжайше запрещено и, более того, мы расписались в особом журнале, что строжайше предупреждены о том, что не должны углубляться вглубь острова дальше обозначенных границ, не разводить костры и, особенно, не оставлять после себя мусор - норвежцы старательно оберегают ранимую экологию ШПИЦБЕРГЕНА.
Но...но... тем не менее... костерок радостно и дружелюбно пылал, будущий шашлык источал невероятные ароматы... Выпили по первой, выпили по второй, выпили по третьей...
Вдруг, неожиданно откуда то, раздался неприятный стрекочущий звук. Постепенно он усилился и, через какое то время над нами "завис" крохотно-игрушечный вертолёт, Затем он спланировал и ловко приземлился, подняв облако снега, песка, мелких камней и льдинок рядом с нами.
- Всё! Приехали!, произнёс "бывалый" и опытный член экипажа, который достаточно много повидап и пережил неприятностей такого рода на своём веку...
Винт-пропеллер продолжал вращаться, Из кабины вышли двое крепких высоченных ребят в шлемах, очках, в чёрных комбинезонах и, что нам особенно не понравилось - оба держали короткоствольные автоматы типа израильских УЗИ и были дополнительно экипированы пресловутыми дубинками, наручниками, баллончиками... и чем то ещё, совсем непонятным..
Это был воздушный экологический патруль береговой охраны НОРВЕГИИ...
Картина со стороны, наверно была типа - "СОВСЕМ НЕ ЖДАЛИ!!!"....
Один из пилотов остался возле вертолёта и демонстративно передёрнув затвор, загнал патрон в ствол...
Второй, не торопясь подошёл к нашей окаменевшей и безмолвной компании...
Да, забыл сказать, что на обоих пилотах красовались высокие и достаточно уважительного вида, весьма элегантные кожаные сапоги...
Уверенным и чётко отработанным пинком он. этим самым сапогом, небрежно опрокинул мою, мою... канистру с дорогим сердцу напитком, добытым с таким трудом бессонными ночами! Ручеёк вина, переливаясь манящими восхитительно-неповторимыми рубиновыми искрами, не обращая никакого внимания на местную экологию, стремительно устремился в прилегающий океан...
Следующим пинком северный варвар сбросил в костёр шампуры с уже, почти готовыми шашлыками...
А... затем....затем...это. это... "чудовище", это некое, всего лишь отдалённо напоминающего человека, человекоподобное существо, старательно потопталось на бывших шашлыках и тщательно затушило огонь...
Закончив свои, ПРОСТО НЕВЕРОЯТНО ОМЕРЗИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, СОВЕРШЕННО НЕ УКЛАДЫВАЮЩИЕСЯ В СОЗНАНИЕ НОРМАЛЬНОГО МУЖСКОГО ИНДИВИДА, ОНО...ОНО... небрежно и брезгливо взглянув на нас и, не произнеся ни единого слова, с чувством глубокого удовлетворения от выполненного долга, вернулось к вертолёту и...и... на прощанье обернувшись к нам, описав рукой символичный круг, напомнил нам, что за собой не мешало бы убрать... И...и...,пошевелив особым образом пальцами, изобразил досконально известный во всём мире жест, давая ясно понять, что в противном случае нам наша "вылазка-пикник" будет очень дорого стоить...
Вертолет, взревев двигателем, взмыл в высь и исчез за горизонтом...
Мы тщательно собрали остатки того, что до этого момента было... было соблазнительными, вкусно пахнущими шашлыками и...было едой... и прочий, сопутствующий серьёзной пирушке бытовой мусор в огромный пластиковый мешок, тоже заранее приготовленный, мы же - всё же культурные и цивилизованные люди, в отличии от некоторых, и уважаем законы чужого государства, аккуратно опустили его в один из расставленных на берегу судовых мусорных контейнеров...
-Всё! Валим отсюда! ЗДЕСЬ КИНА УЖЕ ТОЧНО НЕ БУДЕТ! Ещё успеем присоединиться к туристам и хоть попьём, в отместку, вражеского пунша, да и закусим, чем Бог пошлёт!!!
Свидетельство о публикации №115061407458