Феодосия 1919. Вход в AID. 3. 3

        Феодосия 1919 - вход в AIDs

     часть III - Татьянин день

       - Прошу присесть, заждались, - первый же столик при входе оказал вошедшей молодой особе любезность.

       Но Майя остановилась в нерешительности выбора: соотечественники далекого Норда в своих единого образца форменных френчах, как теперь принято было говорить,  выглядели не в пример привлекательнее, чем русские, даже морские офицеры, потерявшие единство вслед за апологетом нового порядка Керенским, разрушившим соответствие единому форменному уставу, цыганщина в одежде , словно снятой с чужого плеча, окончательно низводила в хаос русского революционного сегодня, уничтожая все признаки, которые могли еще как-то объединить даже военных. Посему Мари внутренне настроила себя соответствующим образом: в конце концов - свои уйдут, а эти всегда будут под рукой. Посему, придав лицу строгости, молодая женщина равнодушно  проследовала мимо завсегдатаев местного винного погребка поближе к тем, кого только, что определила как "свои".

       Слегка захмелевшие французские офицеры приветствовали Мари не менее тепло.  Однако своеобразная  разница всё же была:  как француженка, дама  попала в сферу дышащего вниманием к покидаемым на этом диком полуострове сокровникам. Мнение морских офицеров Франции было единодушным: русским придётся разбираться самим в этой заварухе, и не только Крыма. Майя, между тем,  жадно вслушивалась в родную речь и тяготилась неопределенностью: есть ли у неё надежда устроить среди обломков российской империи своё счастье.

       Счастье Майи... под легкой шелковой юбкой дрожали коленки от недвусмысленных прикосновений сидящего рядом галантного кавалера, которого Мари и не думала остановить в разумных пределах. Что-то щемящее,  неуловимо притягательное было в его  тонких чертах лица, в глубоких,  грустных глазах,  шепоте с далёким наречием родины. Родина звучала в ушах задолго за полночь и начиная с восхода солнца.

       - Мари, Мари, - слегка влажные от долгих усилий губы не отпускали сознание и тело в одиночество. - Не хочешь ли ты со мной во Францию?

       Мог ли кто-то, наконец-то, стать единственным?

       Три ночи безумия - и рейд Феодосии опустел. Мари с еще несколькими оставляемыми сердечными влечениями уходящих за горизонт Босфора и Дарданелл замерла на причале, наблюдая как французский флаг исчезал в предрассветной дымке. На календаре была среда, на душе тревога, и резкая боль отчаянья в невозможности устоять одной на скользком склоне окружающей действительности.

       - Никому она там не нужна? Никому, никому, никому, там-там-там.....

       Ночью женщине снилось:  она из последних сил гребёт к берегу, вот уже виднеются незнакомые еще пока улочки спасительного города, какие-то фигуры в белых хитонах, словно по воздуху спускаются к окрестным горам, защищающим этот селение от непогоды, всё так близко и так недостижимо далеко - помочь некому. И на очередном гребке, захлебнувшись Понтом, или каким другим морем, Мари понимает - поздно.

       - Так как эти лягушатники в постели? - кто-то из новых знакомых хамовато распустив руки, присаживается у столика в кофейне.

       - Вы пьяны, - голосок Майи дрожит, и рука жаждет ответить на оскорбление.

       - Но-но, - предупредительно суживаются глаза напротив на Маин непроизвольный жест, - полегче, разжалованная княгиня.

       - В чьей бы армии могли еще служить такие негодяи, - дерзость  в крови, и кровь дерзит.

       - Я злопамятен, милашка, - собеседник глаза в глаза не считает нужным отступиться от задуманного.

       Майя, резко отодвинув стул, приподнимается и твердым, но спокойным, шагом выходит на свежий воздух. Надо всё бросить и уехать домой. И где тот дом? Хочется ли тебе иметь что-то похожее на дом здесь, где могут отнять все от чести до жизни? Совершенно непроизвольно девушка оказывается у спасительной кромки моря. Холод волны обжигает кожу и возвращает желание окунуться в черноморской  в воде, не взирая на ночное предсказание свыше :  не выплывешь.

       Окончательно промерзнув после стылого штормового вала под западным ветром, Майя бредет по направлению к Феодосии. Знобит как дома, на побережье. Что там еще маяком витает над бухтой?

       "Маяк, Майя, маяк" - то ли слышатся крики чаек, то ли только кажутся. Женщина поднимается по валунам к прибрежным переулкам и, не разбирая особо дороги, бредёт слегка угнетаемая холодящим сознание ветром по спящей Феодосии.

       На одной из улочек в поле зрения попадает странный человек, в окружении каких-то запоздалых прохожих декламирующий незнакомые стихи:

       Если крикнет рать святая:
       "Кинь ты Русь, живи в раю!"
       Я скажу: "Не надо рая!
       Дайте родину мою!"

       Аплодисментами ему звучат копыта лошади, тянущей воз где-то во тьме крымской ночи. "Они сумасшедшие, - мелькает подсознательное резюме, - она им как жизнь, как мать и жена".

       Чуть не доходя до дома, Кудашева, погруженная в воображаемый мир, в коем она не она, а что-то драгоценное, возлюбленное и испестованное, не замечает тишайше отколовшуюся от теней окружающих проулок деревьев темную субстанцию, которая тут же сильным движением опрокидывает женщину навзничь, на мостовую.

       - Графиня предпочитает русским французов? Она знает тонкости ремесла? - голос ещё более нахален и пьян, чем днём в кафе.

       Конец государства и правопорядка наступает тогда, когда вам не улице не у кого попросить помощи. Это конец?! Подол платья прижат к булыжнику тротуара. От страха хочется крикнуть, как тем вечерним чайкам: "Майя, немая". Однако женщина закрывает глаза: в конце концов, привыкаешь ко всему. Аки лев рыкающий - ходит дьявол. Ей ли противостоять дьяволу во львиной шкуре?

        Но Бог далёкой Нормандии не так равнодушен, как кажется. Неожиданно охальник получат удар, убавляющий звериный натиск и  пыл - кто-то из проходящих мимо не остался равнодушным к унижению женщины. Вероятно, стоило бы  поблагодарить спасителя, но Майя освободившись от военного башмака, кидается к дому. Снятое платье изгажено и порвано по кружевному низу подола.

        Хозяйка как-то безжалостно швыряет дурнопахнущую тряпку в угол и, слегка обтершись влажным полотенцем, калачиком сворачивается на прохладных, отдающих свежестью простынях: и не растерзали тебя львы на этой римской цирковой арене? Святая Татьяна - помолись за меня.

       - Вернувшись из германского плена, первое, что пришлось пройти - это дезинфекция во французских пересыльных конторах в каких-то  сараях, где обмывают перед убоем скот, - Майя как обычно вполуха слушает очередного будущего оратора на ней проверяющего интересы местного населения, - уничтожение инфекции тел - как способ вступить в цивилизованный мир. Могут ли они понимать: куда и как катится это взбесившееся пространство потерявшее контроль?

       Майя захлопывает тетрадку, долго смотрит на впалые, несколько дней небритые щеки "вырвавшегося из германского плена" русского офицера в таком же, как у всех у них, неопределенном по покрою и цвету френче, и сказав, то, что первым приходит на ум:

       - Auf Wiedersehen mein Herr! - выходит на свежий воздух: "Домой, к маман и Сержу!"
      
       (продолжение следует)


Рецензии
Читая Вашу прозу, Ида, я вдруг вспомнил родную Феодосию,с её виноградниками на склонах гор и родниками холодной и приятной крымской воды, с её картинной Галереей Айвазовского, могила которого находилась в сотне метров от моего дома, с её архитектурной визиткой - Дачей Стамболе - всё то, где пролетело моё детство и отрочество, где я встретил первую любовь и ощутил на губах вкус первого поцелуя на развалинах довоенной сейсмостанции на Митридате(Феодосийском) и где похоронен мой отец, к могиле которого теперь трудно добраться, ибо мир разделён жаждущими наживы и крови себе подобных.

На Стихире редко встретишь феодосийца - Вы - вторая, если не ошибаюсь. Первая - это Юлечка Булавина - сотрудник Галереи Айвазовского, поэтесса и бард с чудесным голосом от Бога. Она моя связующая цепочка с моим городом юности и моей милой тётушкой, с которой я потерял телефонную связь по причинам, всем известным.

Спасибо Вам, Ида , за Ваше творчество, строки которого вызвали во мне дорогие мне воспоминания о любимом городе.

С уважением и симпатией - Валентин.

Валентин Пепел   29.06.2015 11:12     Заявить о нарушении
визитка к этом тексту домик архитектора в Профессорском уголке - Бекетова (Бекет-ата)

а за галерею... девушка-художник в Алуште на набережной возле кафе "сармат" (не совсем девушка, наша одногодка, зарабатывающая на жизнь портретами отдыхающих (на себя и сына с дочкой, которых бросил там слинявший папочка))

а это привет от местных художников то ли слова, то ли галереи Айвазовского в Симферополе

Черно-белое небо в серпантине лучей —
Тем не жить, кто не сможет, оказаться ничьей,
Предугаданы звезды прикасаньем к земле,
Откровенья в сюжетах — зеркала в серебре.

Там не спросится с них —
Победители все,
А от жизней немых
След белел на росе,
Им не знать роковых
Причащений посев —
Сонмы ликов святых:
«Авва Езус —воскреси»

Притяженьем светил околдовано небо,
Камень грозный Полынь – приближеньем неведом.
Разодрал храма занавес ураганом Голгофы,
Вишь, ликуют костры неземной катастрофы.

Там не спросится с них —
Победители все,
А от жизней немых
След белел на росе,
Им не знать роковых
Причащений посев —
Сонмы ликов святых:
«Авва Езус —воскреси»

Никому не исправить книг неписанных строки,
Будет рваным то небо от звезды на Востоке.
Город схвачен сияньем, как алмаз воссиявший,
Грядый, Господи, грядый!– нам десницею ставший.
Константин Богаевский. Звезда Полынь.
1908. Бумага, тушь.
Симферопольский художественный музей, Симферополь, Украина.

Konstantin Bogaevsky. Star the Wormwood.
1908. Paper, ink.
The Simferopol art museum, Simferopol, Ukraine.

© Copyright: 2011
Свидетельство о публикации №111110304157

Ида Рапайкова   29.06.2015 11:40   Заявить о нарушении
спасибо за отклик, Валентин
самого наилучшего

Ида Рапайкова   29.06.2015 11:41   Заявить о нарушении