Синопсис о правде мира

Речь на Международном Конгрессе кинематографистов

Напомню, коллеги, что по замыслу организаторов Конгресса его можно рассматривать одновременно как сценарий будущего фильма, ибо мы собрались не просто для профессионального общения и удовлетворения своих амбиций, но, прежде всего, для выработки новой стратегии в нашем специфическом деле. Необходимость этой стратегии продиктована самой жизнью. В кинематографе - кризис, мы наблюдаем паралич, агонию кинематографа. Он утратил способность учить возвышенному, вести к вершинам духа, будить в человеке лучшие его качества - совесть, честь, милосердие и сострадание, отвагу и доблесть. Искусство кинематографа стало заложником индустрии развлечений, ареной разгула низменных страстей. А в большинстве случаев к искусству, эстетике, художественной трактовке вечной проблематики человека и общества кинематограф вообще не имеет никакого отношения.
Многие уже поняли, что человечество в своем хищническом потреблении, агрессивном наступлении на природу, лжи, подлости, лицемерии и коварстве, алчности, ненависти и невежестве, затмивших разум, ожесточивших сердце, - такое человечество приблизилось к последней черте. За этой чертой может разверзнуться бездна, которая поглотит всех. Никто не сможет уцелеть. Такова будет цена и расплата за все мерзости, творимые человеком на протяжении всей его истории.
Только человеку свойственно, ввиду его беспредельного цинизма, добродетель называть пороком, а порок преподносить как добродетель, и в этой сатанинской казуистике человеку нет равных. Сегодня такое поведение мы видим в лице многих глав просвещенных европейских государств.
Искусство кинематографа как самое массовое из искусств, перестало нести истину, быть откровением чудесного, взывать к совести, будить отвагу познания и творчества. Такое искусство будет сметено огнем мировых катастроф вместе с породившим его обывателем, алчущим потребления и удовольствий.
Мир держится Правдой - так сказано в древних текстах индусов. Но в чем эта правда мира, если каждый день человек оскверняет его гармонию, величественный и вместе с тем хрупкий храм природы ложью, вредоносным поступком, потребительской мыслью, не поднимающейся выше личной выгоды, корыстолюбия и стяжательства?
Представьте, что нас всех, комфортно обсуждающих здесь проблемы кинематографа, вдруг захватят террористы и потребуют, чтоб мы их удивили нашим искусством и нашим видением правды мира, а иначе каждый день они будут казнить, например, по одному человеку, отрезая ему голову в этом уютном зале заседаний на виду у всех остальных. Ведь мы в наших фильмах так любим смаковать сцены насилия, убийства и прочих мерзостей. Сможем ли мы удивить бандитов, остановить их, озадачить, чтобы в них шевельнулось нечто глубинное сокровенное, способное удержать от насилия?
Вот мы собрались здесь, чтобы обсудить особенности творческой деятельности режиссера и сценариста в современных условиях тотального крушения традиционных ценностей. Представьте, что захватившие нас бандиты сядут среди нас в жюри и покровительственно потребуют, чтобы мы развлекали их нашими сценариями. Но сначала они двоим или троим из нас отрежут головы, чтоб остальные не очень возмущались. Не сомневаюсь, что всякая ошибка будет стоить выступающему его головы. Захочет ли кто-нибудь первым выступить со своим сценарием?
Правда Мира - в солнце и плывущих в небе облаках, в шуме волн и в колеблемой ветром былинке, в пении птиц, в рождении потомства и в заботливом его воспитании. Правда Мира - в сопричастности всему существующему на планете и во Вселенной, в проявлении милосердия, сострадания, благодарности и справедливости, в личной ответственности за всё происходящее.
Можно сколько угодно говорить о высоких истинах, быть ученым, политическим вождем, но если ты при этом безучастен к страданиям выброшенного на улицу котенка, то нет в твоих действиях никакой правды, а вся твоя ученость - напыщенное невежество, отягощенное чувственной заскорузлостью.
Правда Мира не ограничивается годами человеческой жизни или исторической эпохой, ее невозможно вместить в рамки всей истории человечества. Она - в вечном становлении смысла посредством красоты, добра, справедливости вопреки всякому злу, исходящему от человека. Правда Мира - и в самой сути человека, в понимании того, что он есть нерв и сердце всего существующего и когда-либо существовавшего, а также предопределение того, чему еще только надлежит быть. В этом смысле человек не исчерпывается своей персоной в настоящем. Точнее будет сказать, что его персона есть воплощение чудесного мифологического. Назначение человека, его миссия - в осознании этой истины. Из нее следует, что привычно называемая нами физическая смерть (естественная, ненасильственная) не есть конец, но продолжение становления в развоплощенном виде. Поэтому и общение с мертвыми так же реально, хотя и происходит за гранью обыденного.
Как это знание о человеке с помощью кинематографа сделать достоянием многих? Нетрудно предположить, сколь необычными могут быть сценарии, чтобы их можно было экранизировать привычными рутинными средствами. Такой взгляд на человека открывает новые горизонты познания и возможности их художественного выражения.


Рецензии